Что представляет из себя детская колония
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что представляет из себя детская колония». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.
Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?
Часто в колонии проводятся различные воспитательные мероприятия, где несовершеннолетним осужденным раскрываются нехорошие поступки, их последствия, анализируются все совершенные ошибки. На таких беседах усилие делается на формирование в каждом ребенке понимания где добро, а где зло. Для них устраиваются мероприятия по обсуждению художественной литературы. На более глубоких примерах рассматриваются плохие и добрые поступки.
О словах «просто так» и «так получилось»
Как-то с одним специалистом мы ездили по детским колониям, и она сказала: «Ну, мой-то ребенок никогда такого не сделает». Я ей тогда ответил, что ей нечего здесь делать, что она не имеет права ходить к этим детям, потому что ей нечего им дать.
Каждый раз я допускаю мысль, что я мог бы оказаться на месте этих людей. Иначе кто я такой?
Подросток Петр (имя изменено) попал в воспитательную колонию по статье 111, часть 4 («Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть потерпевшего»). Я общался с ним и его мамой. Колония была недалеко от Москвы, мы там часто бывали, помогали. Освободился он условно-досрочно. Мы ездили к нему домой, подарили компьютер. Парень поступил в техникум, сейчас учится в Москве, в институте на бюджетном отделении. Ему трудно, но он справляется.
Мы время от времени встречаемся за чашкой кофе в кафе, болтаем. Я как-то спросил его о преступлении. «Вы не поверите, — сказал он, — это была первая в жизни рюмка водки». Вышел на улицу, там компания друзей, у одного из них день рождения. Разумеется, была и вторая, и третья рюмка. Мимо шел человек, сделал группе подростков замечание, ну и так далее. Потерпевший скончался в больнице, а Петр ничего не помнит. Но это, конечно, случай нетипичный. Таких, как этот парень, называют «пассажирами».
Еще один короткий эпизод — встретил в одной воспитательной колонии парня, который, еще находясь в СИЗО, сделал себе маленькую наколку, совсем маленькую, сделал «просто так». Проблема в том, что кололи всех одной иглой и у парня теперь ВИЧ.
К сожалению, подростки оперируют этим страшным словом «просто так», не думая о последствиях. Другое слово, еще более печальное — «так получилось». Между этими двумя «просто так» и «так получилось» — яма, в которую они проваливаются.
Можно ли научить заключенных сочувствию
В тюрьме можно жить, и жить неплохо. Поезжайте в можайскую детскую колонию, и вы не испугаетесь: столовые, спальни, душевые кабины, ПТУ, школа. Кто-то из мальчишек в колонии впервые белую простыню увидел, а одна мать совершенно серьезно на свидании с сыном спрашивала, как младшенького туда же пристроить.
Я даже детей перестал возить туда для профилактики, потому что не страшно. Но когда еще возил, я им говорил: «Вы не туда смотрите. В глаза им посмотрите, тогда вы поймете, хорошо здесь или плохо».
Самое страшное в тюрьме — это то, что к ней привыкают.
Возвращаться в тюрьму второй раз уже не так ужасно, а жизнь на свободе часто пугает, там надо о многом думать, за многое отвечать и трудиться.
К сожалению, наша система закрытых учреждений, я имею в виду не только колонии, но и детские дома, создает социальных паразитов. Я был рад, когда пошла тема закрытия детских домов. Представьте — у ребенка на книжке миллион рублей, он приходит в детский дом, ботинки бросает, даже не чистит их. За него постирают, уберут. Даже если он хочет сам — у него навыка нет.
Что касается колоний, проблема, собственно, не в них самих, а в том, что подростки возвращаются обратно в ту среду, которая их в тюрьму привела.
Сегодня зачастую происходит так: до 18 лет разные ведомства и учреждения «передают» подростка друг другу, а потом 18 — все, дальше сам. Мы бьемся, чтобы увеличить этот возраст как минимум до 23 лет, чтобы вопрос о сочетании юридической ответственности и психологической зрелости решал специалист. Нужна грамотная служба пробации, которую в России создать пока не могут.
Задачи психологов воспитательного учреждения
Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:
- предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
- оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
- психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
- обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.
Особенности применения поощрительных мер
Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды. Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.
Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.
Жизнь в колонии и внутренний распорядок
В подавляющем большинстве случаев несовершеннолетние заключенные проживают в общежитиях казарменного типа. Как правило, в одном блоке проживает один отряд. Кроме помещений для сна, в блоке может находиться и досуговая комната.
Каждому осужденному полагается постельное белье, форменная одежда по размеру, а также бытовые принадлежности. Прием пищи осуществляется в общей столовой. Кратность приема пищи составляет 3 раза в день.
Для организации досуга осужденных на территории колонии располагается клуб, где в выходные дни транслируются фильмы. Кроме этого, допускается выезд организованной группой для осуществления культурных мероприятий.
Распорядок дня в колонии довольно однообразен. Так, в 6:30 у заключенных подъем, после чего дается время на совершение гигиенических процедур. Затем объявляется общее построение, перекличка, после чего начинается завтрак. В течение дня заключенные заняты учебой и работой. В вечерний период – свободное время, после чего в 22:00 (после вечерней поверки) объявляется отход ко сну.
Уголовная ответственность детей
По российскому законодательству, уголовная ответственность за большинство преступлений наступает с 16 лет. С этого возраста за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также повторное преступление небольшой степени тяжести несовершеннолетнего могут поместить в ВК (воспитательную колонию).
В редких случаях лишением свободы караются подростки с 14 лет. Отбывать наказание они направляются в воспитательную колонию и только за особо тяжкие преступления:
При этом в соответствии со статьей 88 УК РФ, подростку 14-16 лет не могут дать срок свыше 6 лет, а 16-18-летнему молодому человеку – свыше 10 лет. И это вне зависимости от тяжести статьи и количества преступлений. Минимальный срок, положенный в подобных случаях для взрослых, сокращается наполовину.
Как обстоят дела со свиданиями и передачами?
В колониях есть комнаты для длительных ― до трех дней ― свиданий с родственниками. Тут есть всё необходимое для жизни: санузел, кровати, холодильник, чайник. Длительные свидания предоставляются как родственникам заключенного, так и любым другим людям – но последним нужно разрешение начальника ВК.
В помещениях для краткосрочных – до четырех часов ―свиданий можно свободно общаться с осужденным, сидя с ним за одним столом.
На время длительных свиданий воспитанника освобождают от учебы и работы, он переодевается в одежду из обменного фонда или в ту, что ему привезли родные. Он может принести из общежития некоторые личные предметы, например, свои фотографии. Родственники, в свою очередь могут приносить передачи и отправлять посылки, их количество не ограничено. Есть возможность и денежных переводов.
Хотя осужденным в ВК разрешается куда больше свиданий, чем сидельцам на взрослых зонах, далеко не все этим пользуются. Нет, юноши и девушки не отказываются от положенного от государства, наоборот, они ждут приезда родственников, но очень часто их ожидания оказываются обманутыми. Большинство из тех, кто попадает в колонии, росли в неблагополучных и неполных семьях, их мамы часто злоупотребляют алкоголем, а папы сами прозябают за решеткой. Вот почему далеко не все комнаты для длительных свиданий заполняются в выходные.
В отношении несовершеннолетних были проведены реформы судебной системы. Сейчас им дают сроки ниже минимальных, в тюрьму идут только за тяжкие преступления, много условных сроков. Считаю, что условный срок нужен. Сразу за решетку нельзя. Кому-то хватит и улицу помести в воспитательных целях, он испугается и больше не пойдет. В целом, могу точно сказать, что сейчас система очень лояльно относится к подросткам.
Но при этом поддерживаю поправки в части ужесточения за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом. Только тут надо разбираться. Может, он просто по незнанию какие-то документы передал. А если осознанно причиняется вред человеку на основании национальной или религиозной принадлежности – это надо выжигать каленым железом. Я видел сидящих по этим статьям мужчин. От 25 до 35 им где-то было. Ведут себя по-разному. Кто-то затих, кто-то переосмыслил. Но об условном сроке тут даже не может быть и речи.
Рождение детей в тюрьмах
Если на свободе материнство всячески пропагандируется и поддерживается со стороны государства, то в тюрьмах женщинам лучше не рожать. Беременные здесь не только лишены должного медицинского обслуживания, полноценного питания и дополнительных витаминно-минеральных комплексов – они даже послаблений по тяжёлому труду не имеют. В результате женщине далеко не всегда удаётся выносить ребёнка, а если малыш и рождается, то чаще всего нездоровым.
Новорожденный малыш проходит медицинское обследование в городской больнице, после чего направляется в дом ребёнка при женской тюрьме.
При передовых российских ИК действуют центры совместного проживания мам и детей.
На территории, где женщина отбывает наказание, дети содержатся до 3-х лет (если матери остаётся сидеть недолго, ребёнка могут оставить рядом до 4-х лет).
Если срок заключения женщины большой, по достижении 3-х лет ребёнка направляют к родственникам осужденной или в детский дом. В последнем случае встреча мамы и ребёнка в будущем остаётся под большим вопросом.
За что подросток может попасть в исправительное учреждение?
Кому грозит колония для несовершеннолетних? Со скольки лет можно оказаться за ее стенами? Если изучить закон, то можно увидеть там сведения, что уголовная ответственность у нас в стране наступает с 16 лет, но имеется и оговорка, которая называет категории преступлений, за совершение которых можно попасть в такое учреждение уже с 14 лет:
- Похищение человека.
- Совершение грабежей и краж.
- Разбойное нападение.
- Угон машины.
- Когда умышленно причиняется вред здоровью человека.
- Изнасилование или любые другие действия сексуального характера.
- Причастность к терроризму.
- Захват заложников.
Довольно часто в последнее время подростками совершается акт вандализма, повреждение или уничтожение культурных ценностей. За такие правонарушения ребенок также оказывается в стенах исправительного учреждения.
Есть также некоторые преступления, в которых часто замечены подростки, но их совсем как-то не хочется ассоциировать с юным возрастом:
- Приобретение и ношение взрывчатых веществ.
- Изготовление и сбыт взрывных устройств.
- Кража оружия.
- Вымогательство.
- Распространение и хищение наркотических веществ.
Можно сказать, что достаточно многие преступления несовершеннолетних не останутся безнаказанными, только часто подростки даже об этом и не подозревают, что за совершенные противоправные действия придется отвечать.
За что дети попадают в ВК
Как было отмечено выше, на сегодняшний день позиция судов заключается в том, чтобы минимизировать количество приговоров, которые бы были связаны с тюремным заключением. Так, в подавляющем большинстве случаев несовершеннолетние вовсе избегают уголовной ответственности благодаря введенному институту мер воспитательного воздействия. В иных случаях дети могут быть приговорены к условному сроку, штрафу или иным мерам наказания.
Однако отдельные преступные деяния не позволяют совершившему их находиться на свободе. К ним, следует отнести:
- убийство;
- причинение тяжкого вреда здоровью;
- преступления против половой неприкосновенности;
- терроризм;
- организация экстремистских сообществ;
- разбой;
- организация преступного сообщества;
- реализация наркотических веществ в крупных и особо крупных размерах.
Следует отметить, что при решении вопроса о назначении того или иного вида наказания суд руководствуется множество факторов и помимо тяжести совершенного деяния, включая, кроме прочего, возраст, особенности личности и воспитания подсудимого и т. д.
Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?
Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.
Часто в колонии проводятся различные воспитательные мероприятия, где несовершеннолетним осужденным раскрываются нехорошие поступки, их последствия, анализируются все совершенные ошибки. На таких беседах усилие делается на формирование в каждом ребенке понимания где добро, а где зло. Для них устраиваются мероприятия по обсуждению художественной литературы. На более глубоких примерах рассматриваются плохие и добрые поступки.