Реестр поставщиков по 44 фз и 223 фз: почем нынче добросовестность? 2022 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реестр поставщиков по 44 фз и 223 фз: почем нынче добросовестность? 2022 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент.
Что в 44-ФЗ понимается под демпингом
В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.
Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%.
Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену, потому что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.
Для чего необходимо подтверждение добросовестности?
Широкое распространение в рыночной экономике, а в госзаказе с момента существования рынка государственных закупок, получила распространение практика чрезмерного снижения цены, для достижения неких иных целей, помимо очевидного получения прибыли. Этот метод конкурентной борьбы носит обобщенное название «демпинг», и является негативным элементом нормальных конкурентных отношений, поскольку в случае его применения иные участники рынка теряют возможность получить прибыль, а участник применивший демпинг чаще всего ее и не получит, сработав себе в убытки. Но поскольку на рынке государственных и муниципальных закупок самым распространенным критерием определения победителя торгов был и остается критерий самой низкой цены, то существование демпинга на этом рынке является необходимым атрибутом по нескольким причинам.
Во первых, это связано с несовершенством и необязательностью методики обоснования начальной цены государственными заказчиками. Это позволяет им устанавливать далеко не рыночные цены при публикации извещения. Как правило, заказчики намеренно завышают начальные цены, для того, чтобы торги с большей вероятностью состоялись, и у заказчика был минимален риск не освоения бюджетных средств. По этой же причине, начальная цена и ее обоснование зачастую намеренно формируются под выделенные лимиты бюджетных обязательств. Установить это в большинстве случаев достаточно легко, следует только внимательно изучить обоснование начальной цены, где весьма распространенным явлением является использование абсолютно одинаковых цен при использовании разных источников информации о них.
Во вторых, снижение начальной цены, является в большинстве случаев, единственной возможностью победить на торгах, что в условиях развитой конкуренции на отдельных рынках, приводит к неизбежному демпингу. В период до вступления в силу 44 ФЗ, государство никак не регулировало и не защищало заказчиков от демпинга. Но при подготовке проекта 44 ФЗ, обсуждение механизма борьбы с демпингом при осуществлении государственных закупок, было наиболее актуальным и острым вопросом, поскольку к тому моменту демпинг серьезно влиял на рынок госзаказа и нес в себе весьма существенные риски. В результате появилась статья 37 44 ФЗ, которая содержала в себе механизм определения демпинга и способы защиты от него.
Было установлено, что по общему правилу демпингом является снижение начальной цены на 25 и более процентов от НМЦК. Таким образом, зачастую может сложиться ситуация, когда вопрос даже одной копейки может определить был демпинг или нет. Учитывая распространенное завышение заказчиками начальной цены контракта, стоит отметить, что появление механизмов защиты от демпинга нисколько не снизило самое явление демпинга, он все так же распространён на рынке государственных закупок. Отчасти это связано с тем, что сами механизмы не выглядят отпугивающими для большинства участников. Рассмотрим их подробнее.
В зависимости от величины начальной цены, существуют разные варианты действий при демпинге. Разграничительной суммой являются пятнадцать миллионов рублей. Если НМЦК больше этой суммы, то в случае демпинга у победителя появляется обязанность увеличить начальный размер обеспечения исполнения контракта в полтора раза, в не зависимости от способа обеспечения, будь то банковская гарантия или сумма денежных средств, перечисленная на счет заказчика. Предоставление такого увеличенного размера обеспечения и будет подтверждать добросовестность поставщика.
Если же сумма начальной цены меньше 15 миллионов рублей, то тогда в случае демпинга законодатель предоставил победителю торгов выбор. Он может, как и в первом случае, увеличить в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо обеспечить подтверждение добросовестности поставщика в нематериальном виде. Для этого, победитель торгов должен предоставить заказчику информацию о ранее заключенных и успешно исполненных государственных или муниципальных контрактах (далее — ГК). В случае с конкурсом эта информация обязательно предоставляется в составе заявки на конкурс, а при проведении аукциона – при подписании проекта ГК со стороны поставщика.
Что должен проверять заказчик, а что оператор ЭТП
По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Об этих моментах заказчик может не беспокоиться. Но вот соответствие прочим единым и дополнительным требованиям придется проверить закупочной комиссии:
— подлинность представленных документов (например, сертификата СТ-1 или сертификата соответствия на товар);
— наличие долгов по налогам;
— наличие судимости за экономические преступления;
— участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и регистрацию по массовому адресу;
— присутствие в реестре СМП.
Сведения об участнике проверяет Федеральное казначейство на этапе внесения в единый реестр участников закупок. Однако заказчику лучше перестраховаться и повторно проверить бумаги и сведения. Ведь в случае, если будут обнаружены нарушения, убытки понесет именно он. Как это сделать — расскажем дальше.
Особенности применения для СМП и СОНКО
Антидемпинговые меры не будут применены в случае, если вы платите сумму повышенного обеспечения. Однако если вы работаете с ограничениями СМП или СОНКО, вы можете на законных основаниях быть освобождены от внесения требуемого обеспечения, если предоставите сведения из реестра об исполнении как минимум трех контрактов.
Эти контракты должны быть без правопреемства и заключены не ранее чем за три года до текущей даты. При этом сумма контрактов должна ровняться или превышать текущую сумму НМЦК, а сами договора должны быть выполнены без штрафных санкций и неустоек.
В случае если вы не предоставите эти данные, к вам будет применяться стандартные правила АДМ, и придется вносить сумму обеспечения, рассчитанную исходя из общих оснований.
Информация, подтверждающая добросовестность поставщика
Добросовестность исполнителя проверяется совокупностью методов:
1. Отсутствие информации о нем в реестре недобросовестных поставщиков (это перечень тех исполнителей, которые ранее нарушали действующее законодательство Российской Федерации или отказывались от подписания договора).
Реестр находится в открытом доступе для заказчиков, и Вы можете сравнить данные потенциального контрагента с ним. В настоящее время электронные площадки самостоятельно занимаются этим вопросом. К закупке допускаются только проверенные и надежные поставщики. Стоит заметить, что участник, который попал в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически не имеет право на участие в тендерах, которые осуществляются по Федеральному Закону-44 и Федеральному Закону-223. Однако, если исполнитель попадает в него в момент исполнения контракта, то расторгнуть другой контракт с ним невозможно.
2. Наличие контрактного обеспечения (может быть применены собственные средства или банковская гарантия).
Законодательством закреплены те закупки, где наличие гарантии обязательно. Устанавливает и несет ответственность за нее заказчик. Главной ее функцией выступает гарантия в случае некачественного исполнения договорных обязательств: срыв срока поставки, нарушение упаковки и т.д. Закон предусматривает полный возврат гарантии в случае выполнения всех обязательств сторон.
3. Возможность применения антидемпинговых мер (это процедура подтверждения добросовестности поставщика в случае снижения цены от 25 %).
Данное правило прописано в Федеральном Законе-44. Процентная ставка в этом случае рассчитывается от максимальной цены (НМЦК). Закон гласит, что доказывать добросовестность поставщика необходимо во всех закупках.
Исключением являются жизненно важные товары. Подтвердить свою добросовестность можно несколькими способами: предоставить обеспечение в 1,5 раза больше положенного, предоставить данные о поставленных успешных контрактах (необходимо, если сумма закупки составляет меньше 15 млн. рублей). В качестве доказательства поставщик может предоставить данные о 3 и более контрактах за последние 3 года, которые выполнены без нестоек или 4 и более за последние 2 года с выполнением более 75%. Главным условием выбора контрактов является их стоимость. Она должна быть не менее 20% от максимальной цены закупки. При этом для заказчика не играет роль объект закупочной деятельности.
Заказчику необходимо учесть: если исполнитель до сотрудничества с вами занимался поставкой только малых закупок, то сведений в реестре о нем не будет. Соответственно проверка будет неактуальной. В этом случае Вы можете запросить у поставщика номер последних выполненных договоров, найти их в реестре и проверить данные о качестве их исполнения.
Учитывайте, что информация в реестре обновляется в течение 7 дней. Если этот срок не учтен, заказчику грозит наложение штрафных санкций.
Стоит упомянуть о закупке жизненно важных товаров. Как говорилось ранее, исполнителю не требуется доказывать свою добросовестность. Но закон гласит, что при изменении цены на 25% от НМЦК поставщик обязан доказать обоснованность такого снижения.
При техническом сбое: он возник не по вине организации, она его устранить не могла
Если сломался компьютер, не работает интернет или возник другой технический фактор, из-за чего предприниматель своевременно не подписал необходимые докусменты или не представил обеспечение, его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков.
Чтобы этого избежать, доказывайте, что умысла уклониться от подписания документа у предпринимателя не было
Некоторые Управления соглашаются и признают технические факторы причиной неисполнения компанией требований.
Факторы в вашу пользу
Такими факторами считают неисправность электронной цифровой подписи, техническую ошибку, неработающую компьютерную технику из-за скачка напряжения, необходимость восстановить базу данных, настроить программное обеспечение и операционную систему компьютеров.
Однако не всегда удается избежать попадания в реестр со ссылкой на технические сбои. Если гос.орган решит, что устранение технических неисправностей зависело от организации, то внесет ее в реестр недобросовестных поставщиков.
При ненадлежащем исполнении контракта: заказчик отказался от него с ошибкой
Государственный орган не включит компанию в реестр недобросовестных поставщиков, если заказчик ненадлежаще отказался от исполнения контракта.
Например, не разместил в ЕИС — единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в срок или расторг контракт раньше срока, который установил закон.
Нарушением со стороны заказчика будут также случаи, если он направил решение о расторжении контракта позже срока, не представил документы, которые подтверждают надлежащее уведомление контрагента об одностороннем отказе или решил отказаться исполнять контракт, который прекратил действие.
Инициатор торгов должен разместить решение об одностороннем отказе от исполнения договора в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты его принятия. Документ также обязаны направить организации заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте.
Вместо почтового отправления инициатор вправе уведомить телеграммой, по факсу, электронной почте или с помощью других средств связи и доставки, которые фиксируют уведомление и получение подтверждения о вручении.
Если инициатор торгов выполнит эти требования, то надлежаще уведомит контрагента об одностороннем отказе от исполнения. Суды считают такое требование избыточным, хотя оно императивно и обязывает инициатора соблюдать установленный порядок уведомления.
Например, победитель торгов не исполнил свои обязательства, инициатор конкурса принял решение об одностороннем отказе от исполнения победителем торгов своих обязательств. Разместил решение в ЕИС и отправил заказным письмом победителю торгов. Последний в обратном письме с расторжением не согласился.
Заинтересованное лицо (инициатор торгов) обратилось в соответствующий орган с заявлением о включении поставщика в реестр. В удовлетворении заявления было отказано. Заявитель не доказал, что направил поставщику решение и получил подтверждение о вручении. Согласно отчету об отслеживании отправления, решение поставщик не получил, и письмо выслали обратно заявителю, а тот его оспорил.
Три инстанции поддержали заявителя. Поставщик направил письмо, где сообщал, что уведомлен об одностороннем отказе.
Таким образом, решение достигло цели: поставщика в установленный срок известили, требования Закона № 44-ФЗ при выполнении процедуры расторжения заключенного документа выполнили. Клиент доволен.
Если у вас возникли трудности, подобные описанным в статье или назревают подобные ситуации, мы сможем вам помочь в независимости от региона вашего местонахождения. Подобные споры — наш профиль. Мы работаем по всей России!
Сведения, доказывающие добросовестность поставщика
В качестве подтверждения добросовестных намерений поставщика предоставляют выписку из единого реестра контрактов. При этом критериями оценки добросовестности следующие:
-
Отсутствие штрафных санкций минимум по трем выполненным контрактам за последние 12 месяцев.
-
За последние 24 месяца исполнено более трех контрактов, из них невыполненных контрактов не более 25%.
-
За последние три года до момента подача документации на участие в тендере выполнено 3 и более контракта, при этом к ним не применялись штрафные санкции.
Как поставщик предоставляет информацию, чтобы подтвердить свою добросовестность по 44-ФЗ в 2019 году
Желающие принять участие в конкурсе должны подтвердить в заявке свою надежность. Если это аукцион, то необходимо предоставить заверенный проект контракта. Действия заказчика варьируются исходя из ситуации.
- Комиссия конкурса выявила, что данные о добросовестности являются поддельными.
В этом случае заявка поставщика отклоняется, и комиссия делает пометку в протоколе. Обязательно указывается причина отказа. После подписания протокола от заказчика требуется в течение 1 рабочего дня сообщить участнику конкурса об отклоненной заявке.
- Победитель конкурса не подтвердил в заявке добросовестность.
Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заявка принимается при условии, что участник предоставит обеспечение контракта, которое по размеру превосходит первоначальную сумму в 1,5 раза. Только в этом случае заключается соглашение. Если есть условия об авансе, то обеспечение должно быть не меньше этой суммы.
- Участник не подал сведения о добросовестности или комиссия выявила недостоверность указанной информации.
Поставщика объявляют уклонившимся от сделки и оформляют это в виде протокола, который подписывают и в течение одного дня публикуют в ЕИС. Заказчик может заверить контракт подписью, только если вторая сторона сможет подтвердить свою надежность достоверными данными. Когда такая информация отсутствует, поставщик вправе предоставить по контракту обеспечение.
В законодательстве отсутствуют четкие правила о том, как должна быть оформлена такая информация. По этой причине предъявляемые бумаги могут быть составлены произвольно.
Почему важно знать про РНП?
Участник (поставщик/исполнитель) включается в РНП на 2 года. На это время участник фактически лишается права участвовать в государственных и муниципальных закупках и в некоторых случаях в закупках по 223-фз (если участник включен в РНП за нарушение по 44-фз). Если лицо включено в РНП за нарушение по 223-фз, то также не сможет участвовать в закупках, которые проводятся по данному закону.
Также, наличие сведений о директоре в РНП лишает право участвовать в закупка компании, где он является директором или учредителем.
Финансовая сторона: потеря обеспечения заявки (при уклонении от заключения контракта), которое обычно подлежит возврату. Заказчики ищут надежных поставщиков, поэтому почти все в извещении устанавливают ограничение допуска в виде отсутствия информации об участнике в РНП.
Что в 44-ФЗ понимается под демпингом
Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент.
В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.
Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%.
Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену, потому что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.
Пропустили срок подписания контракта?
Причины, по которым победитель закупки без злого умысла пропускает срок подписания контракта, могут быть самые разные. Например, заболел специалист тендерного отдела, который вел закупку, или забыли продлить срок действия сертификата электронной подписи.
Если вы уже пропустили срок, когда можно подписать протокол разногласий, то действуйте по этому алгоритму:
- Свяжитесь с заказчиком, напишите письмо о согласии подписать контракт.
- Попросите его заново открыть контракт для подписания. Он может перевесить контракт на ЭТП, сославшись на изменение в адресном блоке или из-за другой мелкой ошибки или уточнения.
- Если заказчик готов заключать с вами контракт, то может сделать от своего имени протокол разногласий и заново вывесить проект контракта.
- После этого у вас появится возможность подписать контракт.
Как же стать участником торгов, если вы числитесь в реестре?
Некоторые «эксперты» от торгов заявляют, что от включения в РНП можно еще и неплохую прибыль получать. Так ли это на самом деле? Нет. Можно пытаться продать себя подороже, заявляя, что даже РНП — не помеха, но на практике такие заявления не имеют смысла.
Если говорить о практической стороне дела, то завсегдатаев РНП могут даже приглашать покупатели к участию в торгах. Но это делается не потому, что им хотят отдать лот на исполнение, а для того, чтобы торги не были признаны недействительными из-за малочисленности участников. Что-то на этом можно получать, но не слишком много. В любом случае заявка данного участника подлежит отклонению.
Более распространена схема «Таран», применяемая в электронных торгах. Но она достаточно сложна из-за того, что требуется сговор, как минимум, трех участников. В большинстве случаев задействуется еще и покупатель, желающий отдать победу «нужному» кандидату.
Схема выглядит так:
- Участник, которому будет отдана победа, делает первый шаг, снизив первоначальную цену на 0,5% или 1% от НМЦК. На этом его участие в торгах практически заканчивается.
- Далее в дело вступают «поставщики» из РНП. Можно подключить и тех, кто подал вторую часть заявки не по форме, не приложил все свидетельства или справки. Они быстро начинают снижать цену ниже любого разумного предела. Их задача – не допустить участия в торгах кого-либо еще.
- Торги останавливаются. Так как ни одного из этих двоих признать победителем нельзя, им становится тот, кто сделал самый первый шаг. Важно при этом, чтобы его заявка соответствовала всем требованиям, выдвинутым заказчиком изначально.
Естественно, нарушители из РНП в данном «мероприятии» участвуют не бесплатно, а за определенное вознаграждение.
Нельзя сказать, что эта схема является чем-то новым. Ее уже изучили и пытаются поставить ей заслон на законодательном уровне. В ч. 27 ст. 44 ФЗ-44 введен пункт, согласно которому, если вторая часть заявки одного и того же исполнителя в течение одного квартала была дважды отклонена, то обеспечение, поступившее по последней заявке, становится собственностью покупателя. Важно: торги должны проводиться на одной и той же ЭТП. Но, тем не менее, схема не потеряла своей привлекательности и еще используется мошенниками.
На площадке Росэлторг решили своими силами бороться с подобными «участниками торгов». Как только кто-то начинает слишком активно снижать цену, рядом с его номером загорается специальный знак, предназначенный для всех остальных. Но важно понимать, что остальные видят, что стали участниками схемы «Таран», но изменить ничего не могут. Им остается только наблюдать со стороны за происходящим.
Что такое добросовестность по 44-ФЗ
Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.
Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.
С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.
ВАЖНО! Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!
С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:
- открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием;
- двухэтапного конкурса;
- закрытых конкурсных процедур.
А также они распространяются на новые электронные закупки:
- открытый конкурс в электронной форме;
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
- двухэтапный конкурс в электронной форме .
При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.