Требования налоговой вне рамок проверки: практические примеры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования налоговой вне рамок проверки: практические примеры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Рост числа запрашиваемых по требованиям ИФНС документов обуславливается концептуальными изменениями механизма проведения налогового контроля, когда решение о проведении налоговой проверки проводится по результатам «проверочного анализа» с использованием риск-ориентированного подхода к оценке налогоплательщиков. При таком подходе автоматизированная обработка информации и аналитика создают риск-профиль каждого налогоплательщика до выхода на проверку.
Принципы риск-ориентированного подхода были заложены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок Приказом ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@.
К числу основных принципов выбора налогоплательщика для пристального внимания со стороны налоговых органов относятся:
-
Низкая налоговая нагрузка, нехарактерная для данного вида деятельности.
-
Отражение в налоговой отчетности существенных сумм налоговых вычетов.
-
Высокие темпы роста расходов, опережающие темпы роста доходов.
-
Заключение с контрагентами договоров, не согласовывающихся с осуществляемым видом деятельности.
-
Высокие налоговые риски, связанные с просрочкой, неполнотой выполнения налоговых обязательств.
-
Низкий уровень средней заработной платы работников по сравнению со среднеотраслевыми показателями.
-
Отражение убытков в отчетности на протяжении нескольких последовательных периодов.
-
Неоднократное приближение показателей выручки, стоимости имущества, численности работников к предельному значению, устанавливаемому при применении специальных налоговых режимов.
-
Непредставление налогоплательщиком истребуемых документов в ходе налоговой проверки или за ее рамками.
-
Смена налоговой юрисдикции, перевод фирмы в другой регион, изменение налогового органа.
-
Существенное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднего уровня рентабельности характерного для данной отрасли по данным Росстата.
-
Отражение индивидуальным предпринимателем сумм расходов в максимальном приближении к сумме доходов.
Например, налоговая нагрузка налогоплательщика ниже, чем у других предприятий в той же отрасли, но это еще не означает, что предприятие относится к категории с высоким налоговым риском. Оно может быть организовано недавно и до сих пор осуществляет инвестиционные расходы, использует повышенный коэффициент амортизации, выручка еще не высока или вовсе отсутствует.
Если же нет очевидных причин, которые могли бы поспособствовать снижению налоговой нагрузки, то нужно анализировать вышеуказанные критерии. Так как вполне может оказаться, что компания использует схемы уклонения от уплаты налогов.
Другим важным критерием является применение компанией больших сумм НДС к возмещению. В среднем по России годовая сумма налоговых вычетов по НДС составляет 89% суммы НДС за этот год, если вычеты намного превышают эту планку, то есть повод углубиться в изучение такой компании. Именно в этой ситуации налоговые инспекторы начинают активно посылать налогоплательщикам требования о предоставлении документов с целью выявить подозрительные цепочки.
Компания анализируется по всему комплексу критериев, информация о ней дополняется, и когда появляется высокая вероятность наличия налоговых правонарушений, принимается решение о проведении налоговой проверки.
Однако на практике налоговики добавляют ряд дополнительных критериев, позволяющих признать «проблемных» налогоплательщиков «привлекательными» для проведения, к примеру, выездной налоговой проверки, в числе которых:
- Наличие у компании значительных оборотов (свыше 20-30 млн руб. в год), «успех» проведения налоговой проверки определяется суммой доначисления налогов, начисленных штрафов и пени за просрочку. Чем выше сумма доначислений, тем больше «эффективность» проверки для налогового органа.
Например, в Московской области в 1 полугодии 2019 года в 3 раза или до 175 единиц сократилось число выездных налоговых проверок, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Но также в 3 раза повысилась результативность налогового контроля, когда доначисления в расчете на одну проверку составили 46,5 млн. рублей. А всего по результатам выездных проверок за 6 месяцев 2019 года было произведено 7,8 млрд руб. и предъявлено около 1 млрд руб. штрафных санкций и пени по результатам камеральных налоговых проверок. Также восстановлена налоговая база по налогу на прибыль за счет уменьшения величины убытка на сумму 380 млн. рублей.
Такие показатели результативности налогового контроля могут показывать только предприятия, имеющие существенные обороты.
-
Компания должна функционировать не меньше 2-3 лет, что обеспечит более длительный период охвата ее деятельности налоговой проверкой и сможет повысить размеры штрафных санкций и пени.
-
У компании должны быть реальные активы, так как налоговому инспектору важно не просто провести доначисления и наложить штрафные санкции, но также важно обеспечить возможность их взыскания в бюджет. Этот показатель тоже в числе критериев оценки KPI — результативности работы налоговых органов.
-
Компания раздроблена или имеет связи взаимозависимости с другими предприятиями группы и совершает трансфертные сделки, что повышает налоговые риски ТЦО и часто позволяет произвести больше доначислений.
Какие документы вправе требовать налоговая
Виды истребуемых налоговым органом у налогоплательщика документов (информации):
НК РФ не критерии видов истребуемых документов (информации) (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А19-11124/2013), в связи с чем указание реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении не является обязательным, поскольку налоговый орган в силу объективных причин может и не располагать сведениями о реквизитах первичных учетных документов, что не исключает его права истребовать необходимые документы (информацию), указав идентифицирующие признаки соответствующих сделок как нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.07.2017 по делу № А19-22283/2016, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2018 по делу № А42-7751/2017).
Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ «Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок» запрещает произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля, поскольку при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.
Таким образом, учитывая отсутствие закрепления на законодательном уровне и в документах Минфина РФ (ФНС РФ) перечня истребуемых документов, налоговый орган требует у лиц, ими располагающих, практически любые необходимые ему документы (информацию).
Обоснование требования – обязательный элемент
В ходе камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить дополнительные документы или пояснения по обнаруженным расхождениям. Но требования могут высылать и вне рамок проверки, когда проверяют контрагента и нужно подтверждение информации по нему или по конкретной сделке с ним. Именно так налоговые органы проводят подтверждение вычетов по НДС от контрагентов, удостоверение фактов хозяйственной деятельности от подрядчиков, арендаторов и продавцов и т.п. Этот способ отличается от запроса по проверке деклараций (выездной или камеральной) более узким направлением контроля – целью предполагается конкретное лицо или конкретная сделка.
В этой связи в форме требования о предоставлении документов или информации на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ (т.е. вне рамок проверки) обязательно должна быть указана причина запроса: мероприятие налогового контроля, обоснование необходимости в истребовании документов применительно к конкретным сделкам – как правило, это «встречные» проверки ваших контрагентов. Однако порой налоговики оставляют это поле документа пустым, что может стать аргументом для признания требования недействительным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-4438/2021 от 20.09.2021 по делу № А33-277/2021).
Благодаря настойчивым коллегам теперь в подобных случаях можно ссылаться в отказе от исполнения требования на письмо ФНС России № ЕД-4-2/12216@ от 27.06.2017 и судебную практику (напр., Постановления арбитражных судов Уральского округа № Ф09-9127/19 от 16.01.2020 по делу № А76-15894/2019, Московского округа № Ф05-25455/2021 от 20.10.2021 по делу № А40-55951/2020). Налоговый орган обязан обосновать необходимость истребования большого массива данных либо непосредственно в требовании, либо позднее пояснить в ответ на жалобу налогоплательщика. Если этого не сделано, требование налоговиков о предоставлении документов (информации) суд может признать незаконным.
Обратите внимание, что аргумент об обосновании запроса работает в пользу налогоплательщиков только при значительных объемах запрашиваемой информации, в случае обычного запроса неуказание конкретного мероприятия налогового контроля может носить формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования (Постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-16443/2021 от 24.08.2021 по делу № А40-194238/2020).
Какие бумаги и сведения вправе запросить налоговая
Открытого перечня проверяемых сведений, бумаг и форм нет. Вот что вправе запрашивать контролеры:
Обязательно предоставить |
Есть возможность оспорить |
---|---|
Договоры по сделке с конкретным контрагентом |
Внутренняя трудовая документация: штатное расписание, табели, соглашения с сотрудниками |
Все расчетные и платежные документы этого партнера: счета-фактуры, товарные накладные, акты |
Подтверждение права подписи уполномоченных лиц организации |
Книга покупок, книга продаж |
Оборотно-сальдовые ведомости, карточки бухгалтерских счетов |
Истребование документов вне рамок налоговой проверки
В случае обоснованной необходимости налоговый орган имеет право требовать предоставления документов вне рамок выездной или камеральной проверки относительно конкретной сделки у участников этой сделки или третьих лиц (в т.ч. аудиторов), располагающих информацией об этой сделке. То есть в требовании должны быть четко указаны:
в рамках какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка;
признаки, позволяющие идентифицировать сделку;
перечень истребуемых документов.
Таким образом, у контрагента по сделке должна проводиться налоговая проверка, а сама компания должна обладать испрашиваемой документацией. Нередки ситуации, когда налоговые инспекторы запрашивают всю цепочку контрагентов по сделке, и бухгалтер никак не контактировал с проверяемым предприятием и не имеет никаких документов с ним связанных. Подобное может произойти, когда инспектор проверяет всю цепочку НДС, стремясь, таким образом, найти «разрыв» и выгодоприобретателя для назначения налоговой проверки, то есть ловит налогоплательщиков «на крючок», но такие действия не имеют законного обоснования.
В направляемом налогоплательщику требовании о представлении документов по сделке налоговая инспекция может запросить:
договоры с поставщиками/покупателями, документирующие данную сделку;
акты, товарные накладные и другие первичные документы, подтверждающие факт поступления/отгрузки товаров по сделке и пр.;
выдержки из книги покупок и книги продаж, выдержки из журнала учета выставленных счетов-фактур за период, в котором была совершена эта сделка;
и другие документы, которые могут непосредственно относиться к проверяемой сделке.
Налоговые органы могут потребовать предоставить информацию о конкретном контрагенте и обо всех сделках с ним проведенных. Перечень истребуемых документов тот же, но период, который обычно охватывает такой запрос, может быть достаточно длительным и будет определяться временем взаимоотношений с этим контрагентом, а также сроком хранения документов.
Срок для предоставления документов вне рамок налоговой проверки такой же, как при проведении камеральной проверки, и составляет 10 рабочих дней с момента получения требования.
Если компания по объективным причинам не может предоставить запрашиваемые документы в указанный срок (например, слишком большой объем запрашиваемых документов; отсутствует руководитель; главбух в отпуске и пр.), то она должна в течение одного рабочего дня после получения требования направить в ИФНС соответствующее уведомление, в котором нужно указать эти причины и срок, в течение которого документы будут предоставлены.
Несвоевременность или отказ предоставления документов по требованию налогового органа влечет за собой взимание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). За неправомерное несообщение сведений, которые компания должна передать контролерам, размер штрафа составляет 5 тыс. рублей (ст. 129.1 НК РФ).
Однако откуда налоговые органы получают информацию о проблемных налогоплательщиках и осуществляемых сделках, основываясь на которой формируют свои требования?
Истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки
Наиболее популярными требованиями налоговых органов о предоставлении документов и сведений являются запросы по итогам камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций.
Налоговый орган вправе затребовать документы, которые налогоплательщик обязан был предоставить вместе с декларацией, но не приложил. Например, ст. 172 НК РФ определяет перечень документов, подтверждающих правомерность применяемого налогоплательщиком возмещения НДС. Или же в случае выявления несоответствий, противоречий, ошибок в предоставленных налоговых декларациях, налоговые инспекторы могут направить налогоплательщику требование пояснить возникшие расхождения.
Если замечания инспекции корректны, то налогоплательщик подает скорректированную декларацию. Если же с замечаниями он не согласен, то необходимо представить письменные пояснения и приложить документы, объясняющие причины выявленных расхождений и раскрывающие корректность представленных в декларации данных. Вместе с пояснениями, компания может представить копии документов, подтверждающих их достоверность, например приложить обороты по счетам, выдержки из регистров бухгалтерского или налогового учета, где отображен процесс формирования спорных показателей.
Например, инспекция может запросить дополнительные документы, если компания:
1. Подала уточняющую декларацию, в которой уменьшила сумму налога, причитающуюся к уплате, или же увеличила сумму убытка, то налоговый инспектор может потребовать:
-
пояснения уменьшения показателей (если уточняющая декларация подана в течение двух лет после подачи исходной);
-
регистры налогового учета, обороты по счетам и даже первичные бухгалтерские документы, служащие основанием для произведенной коррекции (если декларация исправляется после истечения двух лет с момента подачи первоначальной).
Истребование документов вне рамок налоговой проверки
В случае обоснованной необходимости налоговый орган имеет право требовать предоставления документов вне рамок выездной или камеральной проверки относительно конкретной сделки у участников этой сделки или третьих лиц (в т.ч. аудиторов), располагающих информацией об этой сделке. То есть в требовании должны быть четко указаны:
-
в рамках какого мероприятия налогового контроля (выездной, камеральной налоговой проверки контрагента) осуществляется проверка;
-
признаки, позволяющие идентифицировать сделку;
-
перечень истребуемых документов.
Таким образом, у контрагента по сделке должна проводиться налоговая проверка, а сама компания должна обладать испрашиваемой документацией. Нередки ситуации, когда налоговые инспекторы запрашивают всю цепочку контрагентов по сделке, и бухгалтер никак не контактировал с проверяемым предприятием и не имеет никаких документов с ним связанных. Подобное может произойти, когда инспектор проверяет всю цепочку НДС, стремясь, таким образом, найти «разрыв» и выгодоприобретателя для назначения налоговой проверки, то есть ловит налогоплательщиков «на крючок», но такие действия не имеют законного обоснования.
В направляемом налогоплательщику требовании о представлении документов по сделке налоговая инспекция может запросить:
-
договоры с поставщиками/покупателями, документирующие данную сделку;
-
полученные/выставленные счета-фактуры;
-
акты, товарные накладные и другие первичные документы, подтверждающие факт поступления/отгрузки товаров по сделке и пр.;
-
выдержки из книги покупок и книги продаж, выдержки из журнала учета выставленных счетов-фактур за период, в котором была совершена эта сделка;
-
и другие документы, которые могут непосредственно относиться к проверяемой сделке.
Два основания для запроса документов
«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях.
Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).
Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.
Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.
Сведения по конкретной сделке
Теперь рассмотрим случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.
Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков направлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).
Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Примеры такой операций — получение бюджетных субсидий, выплата дивидендов, внесение вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина от 17.07.13 № 03-01-18/28094).
На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, Налоговый кодекс не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.
В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), в нем должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. « Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов »).
Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление АС Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).
Запросы вне рамок проверки — что это означает
Требования о представлении документов регулярно получают практически все налогоплательщики. Запрашиваемые сведения обычно касаются их самих или их контрагентов. Но бывает, что налоговая требует документы вне рамок налоговых проверок — не в связи с камеральными или выездными налоговыми мероприятиями.
У компаний и ИП, получивших такие запросы, могут возникнуть вопросы: что значит вне рамок проведения налоговых проверок? Насколько такие запросы правомерны? Что могут запросить? Какое наказание предусмотрено за отказ представить запрашиваемые бумаги и информацию?
Ответим сначала на первый вопрос: запросы вне рамок налоговых проверок — что это значит? То, что инспекторов интересует конкретная сделка с вашим контрагентом. Документы и сведения, связанные с этой сделкой, они вправе запрашивать не только при проведении налоговых проверок, но и в любое другое время.
Ограничения на истребование документов
Предоставив налоговому органу право на истребование документов, законодатель с целью сокращения расхода финансовых, материальных, трудовых ресурсов на изготовление копий ввел запрет на истребование у проверяемого лица документов, ранее уже представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Это ограничение распространяется на повторное истребование документов в рамках проведения как налоговой проверки, так и иных мероприятий налогового контроля (п. 5 ст. 93 НК РФ). Под иными мероприятиями налогового контроля следует понимать любые мероприятия, предусмотренные НК РФ, отличные от налоговых проверок.
Установлено всего лишь два исключения из данного запрета. Так, налоговый орган может повторно истребовать документы, которые ранее представлялись ему в виде подлинников и впоследствии были возвращены проверяемому лицу. Например, при проведении выездной налоговой проверки банк представлял проверяющим подлинники всех документов. Копии изготавливались выборочно по дополнительному указанию налоговых инспекторов, а позже у налогового органа возникла необходимость получить документы, копии которых не запрашивались. В такой ситуации банк обязан по требованию налогового органа представить запрашиваемые документы в порядке, установленном п. 2 ст. 93 НК РФ.
Иной может быть ситуация, не зависящая от сторон: утрата налоговым органом полученных им документов вследствие непреодолимой силы.
Таким образом, в большинстве случаев если налогоплательщик единожды представлял налоговому органу копии документов в рамках налоговой проверки, то повторно требовать эти же документы контролеры не вправе.
Что же касается истребования документов в рамках осуществления иных мероприятий налогового контроля, то и здесь необходимо учитывать положения, предусмотренные п. 5 ст. 93 НК РФ. Отсылка к данной норме содержится в абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Данное дополнение было внесено пп. «в» п. 36 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее — Закон N 229-ФЗ). Осуществляя налоговую проверку организации, налоговый орган не вправе истребовать у банка документы, касающиеся деятельности проверяемой организации, если ранее эти документы были представлены банком в налоговый орган при проведении выездной или камеральной проверки самого банка.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
Основания для первоначального истребования документов
Рассматривая ситуации, связанные с ограничениями на повторное истребование документов, мы отмечали, что они действуют в случаях, если ранее документы представлялись налогоплательщиком при проведении выездных или камеральных налоговых проверок. И это обстоятельство очень существенное, так как в иных ситуациях положения законодательства о налогах и сборах, запрещающие повторное истребование документов, не будут действовать.
Так, например, если у банка были истребованы документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ, а впоследствии эти же документы будут истребованы в рамках налоговой проверки самого банка или другой встречной проверки, то банк будет не вправе не представлять эти документы. На необходимость представления документов не повлияет то, что они ранее уже представлялись банком в рамках другой встречной проверки.
Ограничение на повторное истребование документов применяется только в отношении тех документов, которые банк представлял в налоговый орган в рамках выездной или камеральной налоговой проверки, которая проводилась в отношении самого банка, то есть в соответствии со ст. 93 НК РФ. Только при таких обстоятельствах у него возникает право не исполнять повторное требование налогового органа. На документы, которые банк представлял при проверке иных налогоплательщиков, то есть являлся по отношению к ним контрагентом или лицом, располагающим соответствующими документами, норма, запрещающая налоговым органам повторно истребовать одни и те же документы, не распространяется.
Хотелось бы обратить внимание на Письмо Минфина России от 26.08.2013 N 03-02-07/1/35025 и предостеречь налогоплательщиков от неверного его истолкования. В вопросе налогоплательщика присутствует фраза, что ранее документы были представлены им в рамках иного мероприятия налогового контроля. Финансовое ведомство не ответило на поставленный вопрос, объяснив это тем, что из представленного обращения неясно, в рамках какого мероприятия налогового контроля налоговыми органами ранее были истребованы у организации документы. Полагаем, что чиновники здесь немного слукавили, чтобы, как они привыкли, дать уклончивый ответ.
Из положений п. 5 ст. 93, п. 3 ст. 93.1, ст. 100.1, п. 5 ст. 140 НК РФ следует, что все мероприятия налогового контроля делятся на две группы, к которым применяются соответствующие нормы законодательства о налогах и сборах. Это налоговые проверки и иные мероприятия. Конечно, вопрос был задан таким образом, что в его контексте ссылку во втором предложении на иное мероприятие можно расценивать как иное мероприятие по отношению к мероприятию налогового контроля в отношении контрагентов организации, упоминаемому в первом предложении. В такой ситуации это, естественно, могут быть и непосредственно налоговые проверки. Но, как нам кажется, организация имела в виду не это, а иные мероприятия по отношению к налоговым проверкам.
Однако если даже принять за основу первую позицию, то ответ дать было бы довольно просто, так как надо было рассмотреть всего лишь две ситуации. Между тем чиновники финансового ведомства не стали углубляться в суть вопроса, а ответили в общих чертах. Получилось так, что данные разъяснения подтверждают лишь то обстоятельство, что и в случае истребования документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ существуют определенные ограничения на повторное их истребование. Вывода о том, что такое ограничение существует и в случае первоначального представления документов в рамках встречной проверки, данные разъяснения не содержат.
Таким образом, независимо от того, какие именно документы налогоплательщик представлял в рамках иных мероприятий налогового контроля, при получении нового требования ему придется их продублировать. В противном случае налоговый орган будет иметь полное право привлечь его к налоговой ответственности.
И такой подход вполне обоснован. Так, если при проведении налоговых проверок истребуемые документы будут храниться в налоговой инспекции по месту нахождения налогоплательщика, а все требования будут проходить через эту налоговую инспекцию, то у нее будет возможность предоставить эти документы своим коллегам. При проведении встречной проверки документы отправляются в налоговую инспекцию, которая их истребовала. Поэтому как в случае проведения налоговой проверки самого налогоплательщика, так и в случае получения требований по иным встречным проверкам у налоговой инспекции по месту нахождения налогоплательщика истребуемых документов не будет. Разрешить эту проблему, скорее всего, будет возможно только после внедрения полного электронного документооборота или значительной его части.
Документы, которых нет
В рассматриваемом споре есть и еще одна примечательная деталь. Среди прочих ревизоры запросили бумаги, о существовании которых коммерсанты не знали. Поэтому предоставить их просто не смогли. И даже больше: арбитры указали на то, что и сами налоговики не смогли доказать существование таких документов:
Более того, в судебном заседании представитель налогового органа подтвердил, что на момент вынесения решения и на момент рассмотрения дела ему не было известно достоверно о существовании указанных документов к бухгалтерским справкам. Иными словами, налоговым органом достоверно не установлено и документально не подтверждено само фактическое существование указанных выше спорных документов, а также наличие таких документов у Общества.
Получается, что компанию обвинили в том, в чем ее вина не была доказана. Эту часть санкций ревизоров судьи отменили.