Статья 7 Земельного кодекса. Состав земель в Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7 Земельного кодекса. Состав земель в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кaтeгopии зeмeль — этo cиcтeмa клaccификaции вcex тeppитopий PФ, кoтopaя ocнoвaнa нa иx цeлeвoм нaзнaчeнии. B cвoю oчepeдь, цeлeвoe нaзнaчeниe — этo cиcтeмa xapaктepиcтик: экoлoгичecкиx, биoлoгичecкиx, гeoлoгичecкиx, кoтopыe oпpeдeляют цeль и cпocoб экcплyaтaции зeмли. Oбщee кoличecтвo кaтeгopий — 7.
Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ
- В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
- Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
- Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
- В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
- Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
- Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.
Как производится перевод земель
Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:
- Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
- Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
- В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.
Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:
• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;
• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);
• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);
• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).
Список категорий земельных участков
Каждый вид территории создан с целью стратегического сохранения и эксплуатации недвижимых ресурсов, которые невозможно перенести в пространстве.
Исходя из свойств, которыми обладает участок земли, определяются и возможные формы использования:
- сельскохозяйственные – в их число входят наиболее плодородные площади которые могут применяться с целью производства сельскохозяйственной продукции;
- лесные – площади с густым растительным покровом;
- особо охраняемые площади – земли, имеющие уникальное экологическое значение.
Законодательные органы РФ, исходя из ст.7 3К, выделяют 7 категорий земельных территорий:
- Сельхоз назначения для поддержания хозяйственной деятельности.
- Населенных пунктов в качестве административных частей.
- Фонд лесных насаждений.
- Фонд водного баланса.
- Промышленности, транспорта, телекоммуникаций, энергетики.
- Особо охраняемые зоны (ООТ), имеющих важное экологическое, историческое, культурное или подобное значение.
- Запаса, к которому относятся приватизированные участки.
В современном законодательстве выделено 7 категорий участков земель, к которым относятся все территории РФ. Принадлежность того или иного участка к определенной группе определяют местные органы администрации на основе нормативных актов. Использовать землю можно лишь в случае соответствия деятельности частного лица действующему ВРИ участка.
Еще немного внимания! Напишите в комментариях, как думаете – подобная бюрократия упрощает жизнь среднестатистического гражданина или сделана больше для удобства государственных служб? |
Кто определяет категории земель
Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.
Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:
- правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
- региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
- местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.
Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.
Такие решения могут быть приняты в случае:
- подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
- выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).
Безусловные основания отказа в переводе земли или земельного участка из категории в категорию
Закон «О переводе земель» обозначил ряд безусловных оснований отказа в переводе земли или земельного участка в составе такой земли из категории в категорию:
- установлено на основании федерального закона ограничение перевода земли или земельного участка из категории в категорию или запрещен данный перевод;
- есть отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в ситуациях, когда ее осуществление предусмотрено федеральным законом;
- установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земли или земельного участка утвержденной документации территориального планирования и документам относительно планировки территории, землеустроительным документам.
Ряд ограничений перевода земли или земельного участка из категории в категорию установлен Законом «О переводе земель» относительно конкретных категорий земель в гл.2 этого Закона, которая посвящена специфике перевода земли конкретной категории. Ряд самых больших ограничений перевода земли в другие категории предусмотрен относительно сельскохозяйственных угодий, земель территорий и объектов, которые особо охраняются, земель водного и лесного фонда, а также земель, которые заняты защитными лесами.
Участок СНТ, земля под дачное строительство
Земля СНТ (садовое некоммерческое товарищество) является категорией земель, предназначенной для ведения сельского хозяйства. Примечательно, что земельный участок статуса СНТ имеет более высокий бал бонитета (уровня плодовитости земли), соответственно, и стоимость такой земли будет выше относительно других категорий. Участок СНТ обычно располагается в красивых живописных и экологически чистых районах, имеет удобный подъезд и доступную транспортную развязку, регулярное движение маршрутных автобусов. В ряде преимущественных особенностей, которыми обладает участок земли в СНТ, стоит отметить:
- относительно низкая стоимость по сравнению, к примеру, к категорией земель под ИЖС;
- расположение в экологически чистом районе, за городом;
- возможность использовать землю только для выращивания сельскохозяйственных культур, без возведения загородного дома.
Виды разрешенного использования
Что означают виды разрешенного использования и откуда они берутся? Градостроительный кодекс (ст. 37) говорит о том, что есть основные виды разрешенного использования, условно разрешенные и вспомогательные виды.
Органы местной администрации создают правила пользования землей с учетом требований законодательства. Границы какой-либо территориальной зоны устанавливаются таким образом, чтобы в ее пределах была возможность сочетать различные виды использования. То есть создается так называемый генеральный план, на котором отражены территориальные зоны с границами с учетом местных особенностей. Для каждой существующей территориальной зоны указываются виды разрешенного использования земельных участков, предельно допустимые размеры участков и строений на них, возможные ограничения использования и т.д.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014. На основании этого классификатора органы местной администрации устанавливают для каждой территориальной зоны как основные виды разрешенного использования, так и вспомогательные и условно-разрешенные.
Виды разрешенного использования, согласно классификатору, имеют свое наименование, описание и код.
Работы по изменению вида использования включают в себя следующие мероприятия:
- Выполнение правовой экспертизы материалов и документов, предоставленных заинтересованным лицом. В ходе проверки определяется их соответствие требованиям нормативных актов, а также формулируется план действий.
- Согласование и установление границ надела (если они отсутствовали).
- Постановка участка на учет (если она не была произведена ранее).
- Подготовка пакета документации.
- Согласование изменения вида использования с компетентными госорганами, местными структурами, а также специализированными учреждениями.
- Обеспечение принятия территориальным институтом власти соответствующего решения.
- Внесение сведений о присвоенном виде использования в Единый реестр и земельный кадастр.
В результате проведенных мероприятий оформляется соответствующая документация. В частности, составляется кадастровый план (карта) участка. В нем содержится информация об измененном виде использования. Кроме этого, процедура проводится в соответствии с решением, принятым уполномоченным органом территориальной власти. Оно должно быть оформлено надлежащим образом. Как правило, работы проводятся в течение 1-5 мес. Продолжительность мероприятий будет зависеть от их объема. Необходимость изменения вида использования обуславливается сегодня дефицитом земли под строительство жилых сооружений. В этой связи многие граждане стремятся перевести участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, в территории, отведенные под ИЖС. Одним из несомненных преимуществ таких наделов выступает их стоимость. Необходимо помнить, что проведение данной процедуры может потребовать от заинтересованного лица определенных знаний.
Как узнать к какой категории относится земельный участок?
Собственнику проще всего узнать категорию участка. Она указана в документах на надел (выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности). Существуют и другие способы, позволяющие выяснить категорию земли.
- Можно обратиться в территориальное отделение Росреестра. Данные о категории надела содержатся в ЕГРН, ЕГРП и Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Информация из ГКН и ЕГРП доступна любому человеку. Запросить ее вы сможете через МФЦ или напрямую в Росреестре.
- Чтобы выяснить категорию, воспользуйтесь кадастровой картой. Она размещена на сайте Росреестра. Здесь обозначены границы участков, есть кадастровые номера и другая информация, включая вид использования и категорию. Хотя данные на карте носят ознакомительный или ориентировочный характер.
- Узнать категорию можно в районной администрации. Достаточно подать юридически правильно заполненное заявление, указать кадастровый номер или адрес участка, прикрепить удостоверение личности и информацию предоставят.
Как перевести земельный участок в другую категорию?
Изменить назначение участка можно не всегда, а потому до начала процедуры важно установить возможность и целесообразность данного действия. Помешать смене категории земельного участка может:
- отнесение земельного участка к особо ценным сельскохозяйственным угодьям;
- наличие мелиорации;
- наличие на земельном участке не стоящих на кадастровом учёте объектов капитального строительства;
- спорные границы с населенными пунктами или лесным фондом;
- нахождение в охранных зонах объектов археологического или культурного наследия;
- нахождение в охранных зонах действующих линейных объектов;
- вхождение в ЗОУИТ;
- возможное нарушение санитарных норм планируемой после смены категории хозяйственной деятельностью.
Перед началом работ по смене категории земельного участка, рекомендуем Вам обратиться к специалистам нашего земельно-юридического центра за проведением процедуры предварительного согласования. Предварительное согласование ответит Вам на наиболее важные вопросы о самой возможности смены категории, полной её процедуре, срокам и возможным расходам.
Перевод участка из одной категории в другую осуществляется по прохождению межведомственной комиссии на уровне правительства субъекта федерации. Для этого потребуется:
- провести межевые работы, установив границы участка;
- подготовить пакет документации, характеризующий текущее состояние земли;
- провести согласования на уровне администрации района;
- направить ходатайство в уполномоченные органы и получить решение таковых;
- при необходимости, провести публичные слушания;
- подготовить и согласовать проект планировки территории;
- подготовить и защитить презентацию, объясняющую целесообразность смены категории з/у;
- подать документы в Росреестр для регистрации проведенных изменений.
Такие понятия, как «категория земель» и «вид разрешенного использования», определяются в государственных нормативных актах. В Земельном Кодексе весь состав земель России по целевому назначению разделен на 7 категорий. Каждая категория земли имеет законодательно закрепленные характеристики и правовой режим использования.
Категория земли |
Доля в Земельном фонде РФ |
Лесной фонд |
65,6% |
Земли сельхоз назначения |
22,6% |
Резервный фонд |
5,2% |
Особо охраняемые территории |
2,7% |
Водный фонд |
1,6% |
Земли поселений (населенных пунктов) |
1,2% |
Промышленное и иное назначение |
1% |
Перевод земель из одной категории в другую
Земельным законодательством, а в частности ЗК РФ (ст.8) и Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2] предусмотрены возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую. Хотим отметить, что здесь не идет речь об изменении вида разрешенного использования земли, а именно об изменении категории, что намного сложнее.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от формы собственности на землю и категории земель.
Форма собственности на земельные участки и категория земель |
Органы уполномоченные принимать решение о переводе земель из одной категории в другую |
Земли в федеральной собственности |
Правительство Российской Федерации |
1) Земли в собственности субъектов Российской Федерации; |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1) Земли муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения; |
Органы местного самоуправления |
Земли промышленности, энергетики и т.д. располагаются за пределами границ населенных пунктов.
Иными словами, указанные участки не могут располагаться на территории городов, поселков и т.д.
Безусловно, это не означает, что в городах нет заводов, объектов энергетики и связи и т.д..
Конечно, в городах есть промышленные объекты. Но они располагаются в производственных зонах земель населенных пунктов, а не на категории земель промышленности.
Обратите внимание.
Власти могут предоставлять земли промышленности и иного специального назначения в безвозмездное пользование.
Такие земли могут предоставить для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Предоставление указанной земли в безвозмездное пользование установлено п.6 статьи 87 ЗК РФ.
Таким образом, при поиске участка для с/х производства стоит обращать внимание на земли промышленности. Потому что такие земли могут предоставить в безвозмездное пользование.
Рассмотрим четвертую из 7-ми категорий земель.
Перевод земли в другую категорию
Особенности перевода земель в другую категорию регламентированы в Федеральном законе от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Для перевода земель заинтересованному лицу необходимо подать ходатайство в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В ходатайстве должна быть указана следующая информация: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых он входит, и земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование такого перевода и права на земельный участок.
Помимо ходатайства необходимо представить пакет документов, который должен включать:
- выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о предполагаемом к переводу земельном участке, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок;
- согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую.