Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фиксировать двойной обгон, как и другие нарушения данного манёвра, сегодня в России могут, как автоинспекторы при патрулировании улиц и шоссейных дорог, так и камеры фото – и видеофиксации, которые сейчас установлены в стране практически повсеместно. В зависимости от того, каким образом было зафиксировано событие, может отличаться и наказание. Также оно зависит от пункта КоАП, который подходит под конкретный случай.
Штраф за нарушения правил двойного обгона
Если нарушение классифицировано, как выезд на полосу для встречного движения в неположенном месте или иным способом, запрещённым ПДД, автовладельцу грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок, равный четырём или шести месяцам.
Стоит отметить, что, если неправильный двойной обгон был определён фиксирующей камерой, обычно дело обходится штрафом. Лишиться прав водитель может, как правило, если нарушение было выявлено сотрудниками ГИБДД. В таком случае они обязаны остановить автолюбителя и составить на него протокол о правонарушении.
Кроме того, за двойной обгон автомобилист может лишиться своего в/у на целый год. Это происходит, если он совершает подобное повторно. При этом факт нарушения ПДД должны установить сотрудники автоинспекции. Если вторичное правонарушение было зафиксировано камерой, то водителю придётся заплатить за это еще 5000 рублей. Лишение водительского удостоверения в таком случае не предполагается.
Иногда автолюбителям за двойной обгон выписывают штраф на 1000 или 1500 рублей. Он предусмотрен в случае, если нарушение было классифицировано, как объезд препятствия по встречной полосе. Такое наказание может назначаться, как автоинспектором, так и приходить с камер фотофиксации.
Двойной обгон – очень сложный и опасный манёвр. Поэтому неудивительно, что во многих случаях действующие сейчас в России правила дорожного движения запрещают его. За это предусмотрено весьма серьёзное наказание. Поэтому не следует нарушать ПДД. А, если довелось стать случайным участником такого дорожного события по вине другого автомобилиста, нужно соблюдать осторожность и завершить манёвр безопасно для себя и других водителей и пешеходов.
Фиксация нарушения автоматической камерой ГИБДД
Даже если на дороге в данный момент не находится пост ДПС, нужно все равно быть внимательными. За вами наблюдают камеры. Десять лет назад ими были оборудованы практически все крупные дороги и магистрали. Наблюдение ведется в фото и видео формате, поэтому будет замечен малейший нюанс вашего передвижения.
Чтобы камеры работали на уровне, их систематически пропускают через калибровку. Каждая видеокамера оборудована технической документацией, подтверждающей их исправность и возможность использоваться на дороге, где нарисована двойнаясплошная.
Камеры работают достаточно качественно, чтобы зафиксировать не только нарушение правил. Устройство зафиксирует марку машины, совершившую нарушение. Также будет списана дата и время, когда было обнаружено нарушение.
Устройства, данные которых могут быть использованы в качестве доказательства:
Мобильные
Этот тип камер могут применяться вручную. Их используют инспекторы ГИБДД, которые стоят на посту и смотрят за соблюдением порядка на дороге, где нарисована двойнаясплошная, пересечение которой запрещено.
Стационарные
Рассматриваемый тип устройств крепится на столбы или на другие объекты, что находятся высоко и позволят получить хороший обзор.
Большинство современных камер передают отличную картинку не только в дневное, но и ночное время. Камера видит, как себя ведут водители в туман, слякоть, дождь и даже сильный снегопад. Неисправные камеры быстро находят и меняют на полностью рабочие. Важно, чтобы камера, которая зафиксировала правонарушение, имела лицензию и прошла техническую проверку. Иначе штраф или лишение прав можно оспорить в суде.
Чем двойной обгон отличается от обычного
Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.
Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:
- одно авто совершает обгон нескольких машин;
- несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
- вереница машин обгоняет другую такую же.
В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.
Поговорим о двойном обгоне
В ПДД есть запреты и предписания относительно подобного маневра. Получается, что когда запретов нет, то это разрешено.
В действующих ПДД за 2021 год нет никаких пунктов, запрещающих выполнить двойной обгон. Причем вне зависимости от количества автотранспортных средств, принимающих участие в подобном маневре.
Есть только одно условие. Водители обязаны удостовериться предварительно в том, что их действие не повлечет за собой никаких опасных последствий. То есть маневр безопасный.
Вывод о проверке безопасности маневра зависит от последствий. Если никакого ДТП не произошло, то все было сделано по правилам. Если случилась авария, то придется заплатить штраф, либо лишиться удостоверения.
Но нужно внести уточнения. По ПДД, совершая рассматриваемое действие, водители обязаны проверить несколько моментов:
- на встречной полосе нет машин, либо находятся на достаточном расстоянии, чтобы успеть завершить маневр;
- впереди отсутствует сплошная разделительная полоса;
- нет установленного знака, запрещающего обгон;
- не располагается никакой путепровод, пешеходная зона, а также железнодорожный переезд;
- это же относится к тоннелям, эстакадам, опасным поворотам и подъемам;
- в этот момент машина позади не пошла на обгон вашего транспортного средства;
- ни одна из впереди идущих машин не активировала левый поворотный сигнал.
Этот список в полной мере определяет условия, при которых можно и нельзя осуществлять обгон с выездом на встречную часть дороги. Это же относится и к двойному типу маневра.
Когда запрещено и когда разрешено обгонять
Не все водители дисциплинированны. Многие считают личные желания и стремления преимуществом перед другими автовладельцами и ездят так, как считают нужным, а не по правилам.
Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:
- Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
- Действие происходит на пешеходных дорожках.
- Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
- Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.
Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:
- возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
- вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
- вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
- при движении по мосту;
- на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
- на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
- при наличии свободного места на встречной полосе;
- если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
- при движении впереди машины с включённым левым поворотом.
Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.
Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.
Какой штраф можно получить?
Как было указано, в ПДД России отсутствует наказание за опережение с использованием полосы встречки. Неважно: двойной он или совершен методом «паровозика». Однако есть штраф за въезд на полосу встречного движения, так как для совершения почти любого обгона необходимо перестроится в поток другого направления. Такой регламент представлен в статье 12.15 ч.4 КоАп России.
Помимо основной части есть дополнение, в котором указано еще более жесткое наказание для тех, кто нарушил правило повторно.
Правонарушение | Правовая база административного кодекса | Санкции |
Выезд на полосу встречного движения | Статья 12.15 часть 4 | Материальное взыскание в размере 5 тысяч рублей или запрет на вождение машины на срок от 4 месяцев до полугода |
Повторный выезд на полосу встречного потока движения | Статья 12.15 часть 5 | · лишение водительского удостоверения на 1 год;
· материальное взыскание в размере 5 тысяч рублей (если нарушение было зафиксировано автоматической камерой) |
Объезд неподвижного объекта по полосе встречного потока | Статья 12.15 часть 3 | Материальное взыскание в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей |
В Правилах дорожного движения под обгоном подразумевается опережение как одного, так и одновременно нескольких автомобилей. Обязательное условие при этом – перемещение на сторону полотна, предназначенную для встречного транспорта. После завершения маневра всегда происходит возвращение на занимаемую ранее полосу. Таким образом, закон не устанавливает ограничений на количество единовременно опережаемых машин.
Независимо от того, обгоняет водитель один, два или более объекта, он обязан руководствоваться при этом требованиями раздела 11 ПДД. Перед тем, как выехать «на встречку», сидящий за рулем должен удостовериться, что свободное пространство позволит совершить маневр безопасно. Способность за доли секунды оценивать расстояние иначе называют глазомером. Выработать подобный навык поможет постоянная тренировка.
Если спереди или сзади другой автомобиль уже приступил к совершению аналогичного маневра, начинать обгон строго запрещено. При этом не имеет значения, на какой удаленности опережают транспортное средство. За так называемый «паровозик» можно лишиться водительского удостоверения или заплатить штраф в размере 5000 рублей. Опережать машину также нельзя, если водитель подает сигнал о намерении повернуть налево.
Источник изображения: sputnik.kg
ПДД регламентируют действия и тех, кто управляет тихоходным транспортом (либо просто медленно едет). Находящемуся за рулем обгоняемого автомобиля человеку воспрещается увеличивать скорость, пока маневр не будет завершен. Если же фура (трактор, комбайн) движется медленнее 30 км/ч, ее водитель обязан принять максимально правее.
Иногда очевидно, что ширина проезжего полотна или наличие сплошной разметки все равно не позволят осуществить опережение. В такой ситуации управляющий техникой должен остановиться на обочине и пропустить следующий сзади транспортный поток.
Обгон организованной колонны в сопровождении ДПС
Автомобильную колонну может дополнительно сопровождать ДПС, но только в некоторых случаях:
Правила запрещают обгонять организованную колонну автомобилей, если она подпадает под такие признаки:
Разрешается одновременно обогнать несколько авто в колонне, если участники не подают соответствующие сигналы и нет сопровождающего транспорта.
Нужно брать в расчет, что опережение колонны разрешено, так как при этом не нужно выезжать на встречку.
На практике организованные колонны иногда сопровождает спецтранспорт, не включая звуковых сигналов. Обгон в этом случае расценят как нарушение. Наказание последует за выезд на встречку с нарушением.
Военный транспорт, передвигающийся в организованной колонне, также обгонять не рекомендуется. Подобный транспорт всегда сопровождает Военная автоинспекция.
В правилах отсутствует запрещение обгонять другие ТС. Поскольку маневр подразумевает выезд на встречную полосу, он относится к опасным и требует от водителя внимания.
Встречная полоса для авто считается зоной опасности, поэтому водитель должен стараться покинуть ее как можно скорее. При этом нельзя превышать скорость.
Основное требование к автовладельцу, совершающему двойной обгон – не создавать аварийную обстановку на дороге. Есть несколько факторов, которые обеспечивают безопасное совершение обгона:
- свободная встречная полоса
- у машин, двигающихся впереди, выключен поворотник (левый)
- никто в этот момент не начал совершать маневр (подразумеваются ТС впереди и сзади)
- нет знаков, наличие которых равнозначно запрету на обгон.
- разделительная линия между полосами прерывистая.
В зоне видимости или по знакам нет:
- железнодорожного переезда
- тоннеля
- эстакады
- крутого поворота (впереди)
- конца подъема.
Отсутствуют в зоне видимости знаки:
- 3.20-22 «Обгон запрещен»
- 1.22 «Пешеходный переход»
- пересечение с железной дорогой: со шлагбаумом, без шлагбаума (1.1-2), приближение к переезду 1.4.1-6
- 1.9 «Разводной мост»
- 1.31 «Тоннель»
- 5.15.5 «Конец полосы»
- 1.11.1-2 «Опасный поворот»
- 1.14 «Крутой подъем», обгонять нельзя в конце подъема, причем подъем не обязательно должен быть крутым.
Обгон путём пересечения сплошной линии
Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.
В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.
Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.
При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.
Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.
Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.
Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.
Обгон гуськом или паровозиком
Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.
Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.
Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.
Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.
Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.
Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.
Чем двойной обгон отличается от обычного
Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.
Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:
- одно авто совершает обгон нескольких машин;
- несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
- вереница машин обгоняет другую такую же.
В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.
Разновидности нарушений
Есть еще один маневр, который иногда еще называют двойным маневром: когда две и более машины выходят на встречную полосу и едут, как поезд».
Водитель, первым начавший обгон, невиновен в нарушении правил, но это можно доказать только при наличии видеомагнитофона или камеры. Иногда присутствующий рядом инспектор ГАИ тоже замечает, кто ехал первым.
Правила запрещают выполнение маневра двойного обгона (11.2 SDA), если следующий или следующий водитель выезжает на встречную полосу для обгона.
Сложно доказать отсутствие нарушений в ситуациях обгона: даже если бы сотрудник ГИБДД видел происходящее, он мог не заметить, кто первым выехал на встречную полосу, соответственно, виноваты будут оба водителя или все водители, принявшие участие в маневре.
Обгон пробки через прерывистую
Те, кто попал в пробку, не могут выехать со своей полосы движения, обгоняя впереди идущие машины. С прерывистой разметкой водитель может только повернуть машину и вернуться.
В первую очередь это связано с запретом обгона машин без возможности вернуться на ту же полосу. Существует значительный риск того, что, проехав более сотни автомобилей, водитель не сможет сразу занять свою полосу движения и оказаться на полосе встречного движения, и это гарантированная авария.
Во-вторых, пунктом 11.4, запрещающим обгон автомобиля при плохой видимости на дороге. Видимость может быть ограничена помехами, создаваемыми в направлении транспортного средства, на расстоянии не менее 100 метров от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованных машинах или машинах, ожидающих пробки.
Нарушение правил обгона в этом случае влечет наложение санкции, установленной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Это правило не распространяется только на транспорт спецслужб (скорая помощь, полиция, пожарная часть и т.д.), Если поданы звуковые сигналы и включены мигалки.
Ответственность за нарушение правил обгона
Все нарушения, допущенные при обгоне одного, двух и более транспортных средств, квалифицируются в соответствии со статьей 12.15 КоАП.
В статье конкретно не указывается наказание за неправильный обгон. Но следует помнить, что такой маневр связан с необходимостью выезда на встречную полосу.
Водитель нарушает правила дорожного движения и выезжает на встречную полосу движения или на дорогу для трамваев, движущихся в обратном направлении. | Часть 4 | Ну 5 000 рублей или лишение возможности управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Повторно зафиксируйте указанное нарушение. | Часть 5 | Водитель может быть лишен возможности управлять автомобилем на срок до одного года. Наказание более мягкое, если нарушение зафиксирует камера — штраф 5000 рублей. |
Штраф за двойной или обычный обгон одинаковый.
Право будет лишено на основании части 4 только при движении на встречной полосе в местах, где запрещается обгон транспортных средств.
Например, в случае постоянного пересечения дорожной разметки при обгоне, в начале маневра на мосту или на участке с опасным поворотом.