Как получить разрешение на реконструкцию нежилого здания?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить разрешение на реконструкцию нежилого здания?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Градостроительном кодексе (статье 1, части 14) прописано, что реконструкция — это комплекс работ, направленных на внесение изменений в параметры капстроительства, а именно этажности, показателей объема, качества инженерного и технического обеспечения. Разрешение на реконструкцию — документ, позволяющий выполнить упомянутые работы, а впоследствии без проблем узаконить постройку.
Чтобы согласовать работы по реконструкции нежилого здания, требуется:
- Пойти в БТИ и взять копии технического плана интересующего объекта. Эта информация лежит в свободном доступе и должна предоставляться по первому требованию владельца сооружения.
- Отнести собранные документы в отдел архитектуры своего города. Также у специалистов этого органа стоит заказать проектную документацию на работы по реконструкции интересующего объекта. Для этого в нежилое помещение или здание выезжает архитектор, который составляет проект с учетом действующих нормативных актов в пожарной, технической и санитарной сфере.
- Предать готовый проект на утверждение в городской отдел архитектуры или другую инстанцию, которая уполномочена на выполнение таких работ. В эту категорию органов входит пожарная инспекция, санэпидемстанция, а также коммунальные службы. Одобрение коммунальных служб обязательно в случае, если при выполнении работы затрагиваются системы водо- и теплоснабжения, подводка газа, проводка.
- Получить одобрение жилищной комиссии, которая по законодательству отвечает за акт выполненных работ. В случае успешного решения вопроса требуется завизировать разрешение у главы администрации, после чего собранные бумаги направить в орган самоуправления.
- Получить разрешение на строительство — документ, который дает право на проведение реконструкции нежилого объекта капстроительства. Он выдается органом местного самоуправления после предоставления заявления. Вместе с ним требуется предать бумаги, подтверждающие право на объект, согласие правообладателей, заключение госэкспертизы и другие. На рассмотрение выделяется до 10 суток, после чего уполномоченный орган должен выдать разрешение или отказать с объяснением причин.
Этапы согласования работ
Для реконструкции нежилых строений на первоначальном этапе следует получить в БТИ копии техплана постройки, которые предоставляются по требованию правообладателя или арендатора объекта капстроительства. После этого в отдел архитектуры соответствующего населённого пункта подаётся техплан строения вместе с заявлением о выдаче проекта реконструкционных работ нежилого здания.
После получения заявленияархитекторы выезжают на место для составления проекта, который должен соответствовать не только техническим, но и предусмотренным законом санитарным и противопожарным нормам.
После подготовки специалистами проект для реконструкции утверждает городской отдел архитектуры, а затем местная санэпидемстанция иМЧС.
В случае внесения изменений в систему отопления, освещения, газо- и водоснабжения необходимо получить одобрение от всех этих коммунальных служб. Следующий этап связан с получением акта выполненных работ, который оформляется жилищной комиссией и подписывается главой администрации города.
Пакет подготовленных документов и заявление на выдачу согласия отправляют в муниципальный орган, который выдаёт разрешение для реконструкции здания или запрещает её.
В случае получения отказа можно устранить недостатки и начать процесс заново.
Когда разрешения обязательны
Прежде чем тратиться на сложную дорогостоящую реконструкцию и собирать документы для оформления разрешения, выясните, нужен ли документ в вашей ситуации. Часто владельцы путают реконструкционные работы с перепланировкой. Во время реконструкции меняются границы строения. Здание может быть надстроено, увеличено или уменьшено, дополнено тамбурами, этажами, пристройками. Что касается перепланировок, данный вид строительных работ касается только преобразований внутренней части объекта и не предполагает серьезных изменений площади.
Важно знать! Разрешение на реконструкцию не дает права на перепланировку. И наоборот, получение одобрения на перепланировочные работы к реконструкции не имеет отношения.
После получения официального разрешения собственник вправе выполнять следующие виды строительных и монтажных работ:
- сокращать или увеличивать количество этажей;
- ремонтировать фасад;
- пристраивать к объекту дополнительные строения;
- обустраивать чердак и мансарду;
- усиливать опорные конструкции;
- устанавливать и менять расположение коммуникаций;
- переделывать постройку под коммерческую недвижимость.
Для согласования понадобятся копии тех. плана постройки. Документы доступны любому собственнику и выдаются в БТИ по требованию. Полученные бумаги предоставляют в городской отдел архитектуры. При необходимости здесь же можно заказать проектную документацию. Архитектор выезжает по адресу и составляет проект в соответствии с установленными техническими, санитарными, противопожарными нормативными актами.
После утверждения проекта получают одобрение пожарной инспекции, санэпидемстанции и коммунальных служб. Письменное согласие коммунальщиков не требуется в случаях, когда при реконструкции не планируется вмешательство в системы водоснабжения, отопления, электросети, газоснабжения и другие инженерные коммуникации.
На завершающем этапе собственник должен получить акт выполненных работ и разрешение жилищной комиссии. Документ выдается только после осмотра реконструированного объекта и при отсутствии нарушений технических и строительных норм. Последней инстанцией будут органы местного самоуправления. Сюда направляют всю собранную документацию и ждут решения.
Собственник должен быть готов к денежным расходам. В основном, они связаны с оплатой государственных пошлин, услуг специалистов, составляющих проектную документацию и занимающихся оформлением технического паспорта в БТИ.
Ответственность за произвольную реконструкцию
Самовольное строительство без проектной документации в России запрещено, однако таковых строений очень много и правительство пошло на меры легализации самостроя, путем дачной амнистии. Так, если гражданин построил или реконструировал свой частный дом на собственной земле до 1 марта 2018 года, то он может рассчитывать на упрощенную систему легализации строения. Но если работы к этому сроку еще небыли завершены, то придется пройти все этапы получения разрешений.
Согласно КоАП РФ ст.9.5,наказание для физических лиц, штраф от 2000 до 5000 рублей. При непрекращающемся строительстве штраф может накладываться неоднократно. Но это не самое суровое наказание. При незаконном строении, а реконструкция жилого дома без разрешающих документов, таковым является, могут возникнуть более тяжелые последствия, чем штраф. Например: при недоброжелательных соседях, которые могут подать в суд на владельца самостроя, за большую тень на их участке от строения, либо недопустимая близость к забору. В таком случае есть вероятность, что строение, по решению суда, обяжут снести самостоятельно или в последствии принудительно.
Когда не требуется получение разрешения на строительство и реконструкцию?
Заниматься реконструкцией, оказывающей влияние на показатель прочности построек, могут только те организации и предприниматели, которые имеют допуск СРО. Иные работы, нацеленные на перестройку, могут осуществлять все граждане и фирмы.
Итак, получение разрешения на реконструкцию частного дома является обязательным мероприятием. Однако, согласовывать переустройство не нужно в ситуациях реализации работ с:
- личным гаражом (не используется для целей предпринимательства);
- постройками на землях дачного или садового назначения;
- некапитальными постройками (навесы, киоски и другие);
- конструкциями вспомогательного назначения;
- объектами, подлежащими капитальному ремонту;
- буровыми скважинами;
- капитальными строениями и их элементами, если предстоящие перемены не повлияют на их конструкционную прочность и войдут в рамки допустимой перестройки, установленные регламентом.
Порядок согласования реконструкции нежилого здания
Чтобы получить разрешение на переустройство здания нежилого назначения, следует:
- Подготовить копии тех. плана нужного строения. Можно без проблем взять в БТИ.
- Предоставить эти документы в городской отдел архитектуры. Заказать разработку проекта реконструкции.
- Передать проект на утверждение в инстанцию, имеющую необходимые полномочия. Если планируется переустройство инженерных систем, то требуется утверждение списка работ в коммунальных службах.
- Получить положительное заключение от жилищной комиссии. Заверить постановление у главы администрации. Направить подготовленные документы в соответствующий орган управления.
- В результате успеха получить разрешение на возведение – документ, подтверждающий право проводить реконструкцию строения нежилого назначения.
После реконструкции дома что дальше делать
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости):
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке;
основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются указанные в части 2 статьи 14 Закона о недвижимости документы, к таковым, в частности, относится технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;
государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, установленных частью 5 статьи 14 Закона о недвижимости, в том числе если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
На основании части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Учитывая изложенное, принимая во внимание также положения части 7 статьи 70 Закона о недвижимости, государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик (в том числе площади) объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании соответствующего заявления, а также технического плана, подготовленного на основании разрешения на строительство, в соответствии с которым была осуществлена реконструкция данного объекта индивидуального жилищного строительства, и проектной документации такого объекта недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона о недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
После реконструкции дома что дальше делать
С 4 августа прошлого года введен единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах. С этой даты для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенного пункта, получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов ИЖС, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов также больше не потребуется.
Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ.
В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.
С уведомлением о планируемом строительстве по общим правилам следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
Важно отметить, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяется в одном значении. Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены предельные размеры для жилых домов – не выше 20 метров и не больше трех этажей.
После подачи уведомления о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома, садового дома не стоит сразу начинать строительство, нужно дождаться уведомления от уполномоченного органа местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС, садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченный орган в течении 7 рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, реконструкции проводит проверку на соответствие будущей постройки всем нормам законодательства и направляет застройщику уведомление о соответствии или о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.
Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов в установленный для этого срок не получил, то размещение объекта на земельном участке считается согласованным (согласно указанным им параметрам).
После окончания строительства (в срок не позднее 1 месяца) застройщик должен снова подать в уполномоченный орган уведомление – об окончании строительства и приложить к нему технический план, подготовленный кадастровым инженером. Если земельный участок принадлежит двум и более лицам, к уведомлению об окончании строительства необходимо также приложить заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный жилой дом, садовый дом.
Технический план на жилой дом должен быть подготовлен на основании: декларации, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, уведомления о соответствии жилого дома установленным требованиям (при наличии такого уведомления). Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.
Уполномоченный орган по результатам проведённых проверок, в том числе путем осмотра созданного объекта ИЖС, садового дома, в течение 7 рабочих дней направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии таким требованиям. Формы уведомлений, направляемых застройщиком в уполномоченный орган, утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.
Если созданный жилой дом или садовый дом не отвечает требованиям законодательства о градостроительной деятельности, копия соответствующего уведомления направляется в орган регистрации прав, а в случаях, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль.
Если основания для выдачи уведомления о несоответствии таким требованиям отсутствуют (созданный объект отвечает установленным требованиям), уполномоченный орган обязан направить в орган регистрации прав заявление о постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него, к которому должен приложить уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, садового дома, технический план и соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на созданный объект (при наличии последнего).
Если указанная обязанность органом не исполнена, застройщик вправе сам представить указанное заявление в орган регистрации прав. При этом необходимые документы (уведомление об окончании строительства, технический план, соглашение) будут запрошены органом регистрации прав в уполномоченном органе местного самоуправления самостоятельно.
Законом предусмотрены переходные положения. До 1 марта 2019 года в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускалось осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства.
Стоит учесть, что вышеизложенный уведомительный порядок является обязательным. Если уведомление об окончании строительства не было подано, регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию права на этот объект недвижимости. В свою очередь, неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, повлечет за собой отказ в предоставлении заявленной госуслуги в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, собственник, построивший на своем участке жилой или садовый дом, не сможет зарегистрировать на него право собственности, данный объект недвижимости будет отсутствовать в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что означает невозможность распоряжаться им и совершать с ним какие-либо сделки в дальнейшем.
Если застройщик не планирует оформлять дом в собственность и не желает подготовить уведомления, ему стоит учесть, что органы местного управления наделены полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами.
Что такое реконструкция здания и как ее провести
Для отдельных действий в здании как жилом, так и нежилом разрешения не нужны. К таким манипуляциям относят:
- Установка окон, дверей в проемы, которые уже есть. В том числе замена старых конструкций.
- Изменение площади помещения и конфигурации его за счет сноса перегородок (не несущих стен!).
- Проведения любых работ, что не будут иметь результатом увеличение или уменьшение площади.
По пунктам 2 и 3 разрешение не требуется, если будет соответствующее письмо организации, уполномоченной на выдачу, указанного документа, что на проведение таких строительных работ не требуется разрешение на строительство и как следствие разрешение на ввод в эксплуатацию.
- Комитет
- Цели и задачи
- Руководство
- Структура
- Коллегия
- Приемная
- Информация для заявителей
- График приёма граждан и представителей юридических лиц
- график выездного личного приема, прямые и горячие линии Комитета области
- Электронное обращение
- Для обращений граждан
- Для обращений юридических лиц
- Электронныя звароты
- Звароты грамадзян
- Звароты юрыдычных асоб
- Правовые основы деятельности
- Назначения
- История комитета
- Пресс-центр
- Новости
- Фотогалерея
- Видео
- Публикации о КГК
- Контактная информация
- Интернет-опрос
- Координация контрольной деятельности
- К сведению руководителя при проведении проверки
- Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок.
- План выборочных проверок в Гомельской области
- К сведению руководителя при проведении проверки
- Дополнительная информация
- Анонсы
- В помощь руководителям
- Контрольная деятельность
- Годовые отчеты
- Результаты контрольной деятельности
- Комментарии
- Вопрос-ответ
- Контактная информация Комитета госконтроля Гомельской области
- Обратная связь
Разрешение на реконструкцию здания, нежилого помещения
При выборе исполнителей реконструкции необходимо удостовериться в подлинности лицензии застройщика. При реконструкции с нарушением технологического процесса здание может утратить свои первоначальные параметры по прочности и устойчивости. В ст. 754 ГК РФ предусмотрена ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
При отклонении от технического плана, утвержденного в администрации, подрядчик может быть привлечен к исправлению своей работы и возврату здания, к состоянию бывшему до реконструкции. При незначительных отступлениях от плана и не в ущерб прочности строения, наказания не следует.
Капитальный ремонт заключается в работах, нацеленных на общее укрепление обветшалых элементов, не затрагивая конструктивной части здания. И не вносит изменений в технический паспорт здания, когда как реконструкция подразумевает изменение конструктивных особенностей дома и увеличивает его площадь этажность, количество проемов и так далее.
Хоть оформление разрешения на реконструкцию частного дома теперь и ненужно, проверку все равно пройти придется. Причем дважды.
Для первой у администрации есть 7 дней. Она должна выяснить, соответствует ли планируемое строительство требованиям градостроительного и земельного законодательства. В результате принимается решение о согласовании либо отказе в согласовании, уведомление о котором направляется застройщику. Оно действительно в течение 10 лет и сохраняется при переходе права собственности.
Важно: если по истечении 7 дней (+ срок на пересылку) владелец дома так и не получил уведомления об отказе в согласовании, строительство считается одобренным по умолчанию и будет действовать также на протяжении 10 лет (п. 13 ст. 51.1 ГрК).
При целесообразной реконструкции существующих зданий и сооружений необходим учет многих факторов, определяющих строительную деятельность и появление которых обусловлено следующими причинами:
- изменение (увеличение) нагрузок на фундаменты;
- интенсивный рост использования прилегающей территории, при котором практически всегда осуществляется перепланировка;
- стесненные условия строительной площадки, при которых производятся работы;
- необходимость модернизации существующих инженерных коммуникаций с последующей прокладкой новых.
Говоря о реконструкции, нельзя не отметить, какую важную роль в её реализации играет проект. Он разрабатывается на основании сведений, полученных после изучения документации и обследования технического состояния задания.
Проект необходим для получения разрешающих документов и соответствующих согласований. А также для определения особенностей подготовки строительного производства.
В соответствии со СНиП, они подчеркивают, что еще до начала реконструкции в обязательном порядке выполняется комплекс подготовительных работ строительного производства в объеме, обеспечивающем строительно-монтажные работы (СМР) в установленные сроки.
Узаконить реконструкцию нежилого помещения
Процедура согласования и получения разрешительных документов нежилых объектов проходит сложнее и дольше, чем жилых помещений. Собственникам предъявляется больше требований. Приходится узнавать, кто выдает документы, ходить по инстанциям, собирать документы, контролировать правильность их оформления, изучать законодательную базу и т. д. На это уходит очень много времени. Если учесть, что возможны неприятные неожиданности в виде отказов, все усилия могут оказаться бесполезными. Чтобы свести риски к минимуму и заручиться гарантиями получения положительного решения, рекомендуем обращаться к юристам. Опыт и практика профессионалов в решении подобных вопросов помогут получить разрешение независимо от масштабности реконструкции.
Реконструкцией сооружения называют внесение корректировок в инженерный объект с целью улучшения его эксплуатационных характеристик, состояния, расширения/сужения полезной площади, интеграции коммуникаций и т.д. Это может быть:
- оборудование, изменение конфигурации дверных или оконных проемов;
- изменения в канализационной системе;
- расширение/сужение межкомнатных перегородок;
- переоборудование вентиляционных шахт;
- надстраивание этажей;
- устройство тамбуров;
- замена, восстановление несущих стен;
- пристройка к помещению дополнительного не заселяемого объекта и т.п.
Если собственник произвел монтажно-строительные работы, предварительно не уведомив муниципалитет, он не сможет в будущем продать, заложить или подарить объект. В этом случае придется узаконить реконструкцию нежилого здания через суд.
Разрешением на модернизацию архитектурного объекта называется юридический документ, дающий право внести в планировку изменения и полностью их узаконить. Многие вкладывают в перепланировку и реконструктивную деятельность одинаковый смысл, однако между ними существует большая разница. Если запрос на перепланировку оформляется быстро и легко, то получение бумаги на реконструктивные изменения занимает в разы больше времени. Между ними и перепланировкой имеются значительные различия:
- При перепланировке архитектурные изменения происходят лишь внутри строения. К ним относят монтаж, снос перегородок, изменение дверных проемов, добавление выходов и прочие работы, не влекущие за собой существенных трансформаций постройки.
- Под реконструкцией нежилого здания с увеличением площади понимают серьезные, крупномасштабные работы над объектом: достраивание дополнительных этажей, добавление пристроек и т.п. Помещение может меняться в объеме, планировке, своем назначении. Для получения права на перестройку сооружение должно иметь статус полностью достроенного. При частично возведенной постройке процесс получения сертификата будет иным.
Согласование работ на перестройку незаселенного сооружения – занятие, требующее от собственника большой траты сил и времени. Если земля является частью собственности владельца, получено право на ее эксплуатацию, то порядок реконструкции нежилого здания происходит в несколько этапов.
- Заказать в БТИ технический план сооружения (сотрудники беспрепятственно предоставляют подобную информацию по причине ее открытого доступа).
- Заказать реконструктивный план недвижимости в организации с определенными допусками СРО. Выполнение проекта должно основываться на требованиях ГОСТ, СанПин, СНиП.
- Собранную папку с бумагами отнести в городскую архитектуру для утверждения реконструктивного проекта компетентными органами. Документ должен быть одобрен также пожарной, коммунальной и санитарной инспекциями. При планировании изменений в коммуникационной системе (подводка газа, изменения в системах тепло- и водоснабжения, в проводке и т.п.) одобрение деятельности коммунальной службой обязательно.
- Получить одобрение на переделку постройки от жилищной комиссии, несущей ответственность за акт проведенных мероприятий на законодательном уровне. Если вопрос решен положительно, бумаги подписываются главой администрации.
- Последний шаг — оформление в органах самоуправления. Сюда следует предоставить собранную и подписанную должностными лицами папку документов, заключение госэкспертизы, согласованный проект, заявление. На рассмотрение запроса органам самоуправления дается 10 дней. Затем следует выдача свидетельства на переделку либо отказ в нем с объяснением причин.
Согласие выдается в письменном виде в органах самоуправления по месту фактического нахождения объекта. Это указано в Градостроительном кодексе РФ в ст. 51, ч. 5.
Для выдачи допуска на перестройку недвижимости законодательством установлены определенные сроки. Минимальный – 7 дней, но в некоторых ситуациях он может продлеваться. Как правило, 7 дней недостаточно для подготовки документа с нуля. Владельцу следует учитывать сроки, необходимые для проведения экспертных мероприятий и согласования бумаг.
- Осуществление инженерных изысканий, подготовка соответствующих бумаг. Сроки зависят от параметров постройки.
- Оценка проекта перестройки экспертной комиссией, в среднем длящаяся 3 месяца. Сроки могут снижаться в случае грамотного оформления проекта. Если заявителю это важно, рекомендуется обратиться в компетентные архитектурные органы – это экономия времени для устранения возможных недочетов.
- Получение градостроительного плана земельного участка, отнимающее еще 2-3 недели. Без этой бумаги подача запроса в органы самоуправления бессмысленна.
- Прочих согласований, например, с коммунальными и другими службами. Также отражается на сроках получения согласия.
Согласно статистике, получение на руки согласия на перестройку от начала сбора документов занимает порядка 6 месяцев. Если объект является памятником или архитектурным наследием, сроки ожидания увеличиваются.
Что такое реконструкция дома?
В соответствие с законодательством РФ реконструкцией признаются изменение ключевых параметров (этажности, высоты, объема, площади) всего здания или его частей:
- надстройка (в т.ч. мансард);
- расширение дома;
- утепление пола, стен и потолка;
- замена или установка нового инженерного оборудования;
- перестройка;
- ремонт и восстановление несущих стен.
Как правило, эти действия необходимы в случае износа объекта недвижимости. Полностью сносить старые несущие конструкции и возводить новые нельзя, допускается только ремонт существующих элементов.
Но при этом не требуется никакого разрешения в случае капремонта или перепланировки частного дома на своем участке. Поэтому перед началом строительных работ следует четко прояснить, к какому именно типу структурных изменений относятся дальнейшие монтажные мероприятия.
Капитальный ремонт подразумевает улучшение условий проживания и физических характеристик определенного помещения. Перепланировка объекта – это изменение конфигурации здания без добавления новых конструктивных элементов. А вот при реконструкции чаще всего появляются новые пристройки здания без изменения ключевых параметров дома:
- демонтаж или возведение новых этажей;
- изменение конфигурации, формы и размера здания;
- установка перегородок внутри дома (или их демонтаж);
- постройка крыльца и веранды;
- «прорубание» новых проемов для окон или дверей.
Реконструкция частного дома без разрешения
Разрешение на реконструкцию требуется только в случае каких-либо сделок с недвижимостью или подключения коммуникаций. Многие собственники не оформляют документально производимые строительные работы, чтобы не увеличивать их стоимость (разработка проекта стоит дорого). В этом случае физлица оплачивают штраф в размере от 2 до 5 т.р.
Необходимость оформления разрешения на реконструкцию зависит от особенностей производимых работ, типа дома и дальнейшей судьбы недвижимости. Если структурные изменения незначительны, хотя и не считаются капремонтом или перепланировкой, а здание пока не готовится к продаже, разрешение на реконструкцию можно получить после проведения строительных работ.
Как же быть? Исходные данные
- Есть индивидуальный жилой дом, часть помещения в котором – жилые, часть — нежилые
- Одно или несколько нежилых помещения переоборудованы (точнее, если выразиться юридически точно: реконструированы), преобразовавшись в жилые.
- Разрешение от администрации на такую реконструкцию, в силу ряда причин, получено не было
Технология узаконения самовольной реконструкции Рассмотрим процесс по этапам. Вообще, процесс этот – достаточно длительный, исключительно из-за того, что заявления граждан (как правило) рассматриваются администрацией в течение одного месяца. А таких заявлений будет несколько. Плюс потом еще – обращение в суд, в ходе чего будет проводиться экспертиза, что тоже отнимет примерно месяц времени.
Или – в холодное (летнее) помещение было проведено отопление, что превратило его из нежилого в жилое (что привело к увеличению жилой площади). Или – был оборудован подвал, не говоря уже о мансарде. При этом, несмотря на то, что внешне НИЧЕГО не изменилось, ибо все изменения были произведены ВНУТРИ здания, тем не менее, указанные действия будут являться реконструкцией и, соответственно, целесообразно будет оформить на них право собственности в судебном порядке. Без положительного судебного решения, если ранее не было получено соответствующее разрешение от администрации, узаконить реконструкцию не получится.