Транспортные расходы в «1с:бухгалтерия 8» редакции 3.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы в «1с:бухгалтерия 8» редакции 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.

Транспортные расходы на доставку основных средств

Они учитываются как затраты капитального характера и отражаются по дебету счета учёта капитальных вложений (08)

  • Дт 08 — Кт 60 — учтена стоимость ОС без НДС;
  • Дт 08 — Кт 60(76) — учтены расходы на транспортировку ОС;
  • Дт 01 — Кт 08 — объект ОС введён в эксплуатацию.

Что относится к транспортным расходам

Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.

Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.

Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.

Первичные документы, подтверждающие ТР

В рамках договоров, оформляемых между производителями и торговыми предприятиями, с одной стороны, и логистическими посредниками, с другой, в качестве документального подтверждения фактического оказания услуг выступает Транспортная накладная. Согласно действующим нормам, закрепленными в рамках п.2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также девятым правилом правительственного постановления №272 от 15 апреля 2011 г., в ситуациях, когда иное не предусматривается договором, ответственность за составление ТН возлагается на отправителя.

Для указания цены и стоимости заполняется Товарная накладная ТОРГ-12, а учетным документом, подтверждающим товародвижение, и выступающим подтверждением при выставлении счета за доставку, является Товарно-транспортная накладная (1-Т), которая выглядит следующим образом.

Учет страхования товара при грузоперевозке

Во время доставки, особенно на большое расстояние, существуют риски повреждения или гибели груза. Поэтому все больше продавцов и перевозчиков предпочитают страховать товар на время транспортировки. При наступлении страхового случая денежное возмещение нужно учесть как прочий доход. Для этого совершаются следующие проводки:

  • Дт 76 Кт 91.1 — начисление страховой выплаты.
  • Дт 51 Кт 76 — поступление денег от страховщика на расчетный счет.

После отражения в учете страхового дохода продавец имеет право списать утраченный товар:

  • Дт 94 Кт 41 — отнесение себестоимости пропавших ценностей на потери.
  • Дт 91.02 Кт 94 — списание стоимости утраченного товара.

Вариант 2. Расходы не включаются в стоимость приобретения товара

В этом случае в течение месяца вы собираете транспортные расходы отдельно от стоимости самих товаров, то есть учитываете их как самостоятельный вид затрат. Причем неважно, транспортировались ли товары собственными силами, поставщиком или третьим лицом — транспортной организацией.

При таком варианте учета для целей налогообложения прибыли в качестве прямых расходов нужно учесть:

  • стоимость приобретения товаров, проданных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • транспортные расходы, приходящиеся на проданные в текущем отчетном (налоговом) периоде товары. Причем если товары доставляются собственным транспортом, то к прямым расходам следует отнести те затраты на доставку, которые непосредственно с ней связаны (как и для первого варианта).

В бухучете при втором варианте транспортные расходы, как правило, собираются на счете 44 «Расходы на продажу». По итогам месяца ту часть транспортных расходов, которая относится к проданным в текущем месяце товарам, нужно списать и в бухгалтерском, и в налоговом учете в уменьшение доходов текущего месяца. В бухучете эта сумма списывается со счета 44 в дебет счета 90 «Продажи». При этом нужно не забыть учесть не списанные в прошлых периодах расходы на доставку, то есть часть транспортных расходов, относящуюся к остаткам не проданных на начало месяца товаров.

Часть транспортных расходов, относящуюся к остаткам не проданных на конец месяца товаров, вы переносите на следующий месяц. В бухучете эта сумма продолжает числиться по дебету счета 44 .

Методика распределения транспортных расходов на реализованные и нереализованные товары утверждена лишь для целей налогообложения . То есть в бухучете вы вправе установить любой удобный для вас порядок, закрепив его в учетной политике. Вместе с тем любое расхождение методик распределения транспортных расходов в бухгалтерском и налоговом учете повлечет необходимость ведения двойного учета на этом участке и отражения временных разниц по ПБУ 18/02. Поэтому проще применять в бухучете тот же способ деления расходов, который установлен в Налоговом кодексе для целей исчисления налога на прибыль. Рассмотрим его.

Читайте также:  Как быстро заказать и получить выписку из ЕГРН (ЕГРП) самостоятельно?

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.

Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Отношения по возмещению затрат между продавцом и покупателем

Чтобы ответить на возникшие вопросы, нужно правильно квалифицировать отношения по компенсации транспортных расходов.

А они соответствуют отношениям по агентскому договору, где принципалом выступает покупатель, который поручает агенту (продавцу товара) заключить договоры с поставщиками транспортных услуг (перевозчиками) за счет покупателя. Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципалап. 1 ст. 1005 ГК РФ. При этом принципал также обязан возместить расходы, понесенные агентом в связи с исполнением поручениястатьи 1001, 1011 ГК РФ. Как известно, по агентскому договору агент определяет налоговую базу по НДС только с суммы своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. То есть если квалифицировать правоотношения таким образом, то полученные суммы компенсации транспортных расходов не облагаются НДС у продавца.

Кроме того, такая квалификация правоотношений влечет и особый порядок перевыставления счетов-фактур, который установлен для посреднических договоровПостановление Правительства от 26.12.2011 № 1137.

Суть перевыставления счетов-фактур при приобретении услуг через агента (заключившего договоры с перевозчиками от своего имени) в следующем. Продавец получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю. В счете-фактуре в качестве продавца услуг он указывает перевозчика, а в качестве покупателя услуг — покупателя товара. Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет). Кроме того, сведения о посреднических операциях, указанные в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, продавец должен включить в декларацию по НДСп. 5.1 ст. 174 НК РФ. Сам журнал в инспекцию сдавать не нужно.

Покупатель товара полученный счет-фактуру регистрирует в книге покупок и НДС принимает к вычету.

Акцептован счет – проводка

Акцептован счет поставщика за поступившие материалы – проводка типовая:

  • Д 10 К 60 на 200 000,00 руб. – приняты к бухучету ТМЦ.
  • Д 19 К 60 на 36 000,00 руб. – выделен в поставке НДС.
  • Д 60 К 51 на 236 000,00 руб. – исполнены обязательства по оплате стройматериалов.

Если организация приобретает не материальные ценности, а оборудование, задействуется соответствующий бухгалтерский счет учета имущества. Предположим, компания закупает станки. Операция отражается так:

  • Акцептован счет поставщика за оборудование – проводка Д 08 К 60 (76).
  • В сумме сделки выделен НДС – Д 19 К 60 или 76.
  • Перечислены средства за станки – Д 60 (76) К 51.

Если предприятие расходует в своей деятельности различные коммунальные услуги, к примеру, свет, воду, теплоэнергию и т.д., используются счета затрат. В учете делаются следующие записи:

  • Акцептован счет за электроэнергию – проводка Д 20 (26, 23, 25, 44) К 60.
  • Выделен в сделке НДС – Д 19 К 60.
  • Списаны средства с р/счета – Д 60 К 51.

В случае, когда возникают издержки по доставке продукции, заключается договор с транспортной компанией. Такие затраты могут включаться в цену товара или учитываться отдельно. Операция отражается так:

  • Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов – Д 10 (08 или счета затрат) К 60 (76).
  • Произведено начисление НДС по доставке – Д 19 К 60 (76).
  • Оплачена доставка – Д 60 (76) К 51.

Таким образом, акцепт счета поставщика означает принятие продукции к учету на основании сопроводительных документов (накладных, счет-фактур, актов услуг). Одновременно с оприходованием товаров (услуг) по дебету счетов возникает кредиторская задолженность по кредиту. Проводки по акцепту делаются в зависимости от того, какой актив принимается к учету.

Счет 60 используется в бухгалтерском учете организации для отражения сведений о произведенных расчетах с поставщиками и подрядчиками по полученным товарно-материальным ценностям, а также выполненным работам и оказанным услугам, об их излишках, о полученных услугах по перевозкам и другие.

Кредитуется счет на стоимость принятых к бухгалтерскому учету товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и корреспондирует со счетами по их учету. В синтетическом учете счет кредитуется на основании расчетных документов поставщика, вне зависимости от оценки ценностей в аналитическом учете.

Дебетуется счет на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предоплату (они учитываются обособленно) и корреспондирует со счетами, на которых учитываются денежные средства.

Аналитический учет по бухгалтерскому счету 60 ведется отдельно, в разрезе каждого предъявленного счета. Вместе с тем, необходимо организовать этот учет так, чтобы обеспечить получение необходимой информации по поставщикам по расчетным документам, с еще не наступившим сроком оплаты, по поставщикам по неоплаченным в установленный срок расчетным документам, по поставщикам по выданным векселям, с не наступившим сроком оплаты, по поставщикам по полученному кредиту и другие.

Читайте также:  Вступление в наследство после смерти

Среди субсчетов в бухгалтерском учете на 60 счете обычно выделяют следующие:

  • — служит непосредственно для отражения взаиморасчетов с кредиторами;
  • — на нем отражаются авансовые платежи поставщикам;
  • — специальный субсчет для отражения ценных бумаг;

А также счета для учета взаиморасчетов в у.е. и валюте:

  • — аналог для валютного учета;
  • — аналог для расчетов в условных единицах;
  • — аналог для расчетов в условных единицах.

Расчет транспортных расходов на остаток товара

Аккумулирование издержек, связанных с доставкой товаров, на отдельном счете предполагает проведение ежемесячного распределения таких расходов. Методика определена нормами ст. 320 НК РФ. Распределение транспортных расходов осуществляется посредством формулы:

ТРотч.п.=(ТРнач.м.+ТРмес.) – (ТРнач.м.+ ТРмес.) / (СТмес.+СТостатка)* СТостатка, где:

  • ТРотч.п. – это размер транспортных издержек, которые подлежат учету в текущем месяце;
  • ТРнач.м. – остаток издержек на доставку по состоянию на начало месячного периода;
  • ТРмес. – транспортные расходы по доставке товара покупателю за месячный промежуток времени;
  • СТмес. – общая стоимость товарных групп, проданных в рассматриваемом месяце;
  • СТостатка – стоимостная оценка остатка товаров, относящихся к категории нереализованных.

Например, как рассчитать транспортные расходы и правильно их распределить при таких данных:

  1. Стоимость доставки товаров, реализованных в феврале, равна 62 377 руб.
  2. Остаток издержек на доставку на 1 февраля составил 5 673 руб.
  3. За февраль было реализовано товаров на общую сумму 724 524 руб.
  4. Остаток непроданных товаров в пределах 68 076 руб.

Также немаловажную роль играет документальное оформление транспортных расходов. Так, в Письме от 27.02.2012 г. N 03-03-06/1/105 финансовое ведомство сообщает, что при перевозке товара автомобильным транспортом должны быть оформлены транспортная накладная (форма ТОРГ-12) и товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т). Также в данном письме разъясняется назначение каждого из этих документов. Так ТТН является основанием для осуществления расчета за оказанные фирмой транспортные услуги, а в транспортной накладной устанавливается порядок организации перевозки грузов. Аналогичную позицию по вопросу подтверждения транспортных расходов выражает и ФНС России в Письмах от 15.05.2012 № ЕД-4-3/7984@ и от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681@.

Важно отметить, что учета транспортных расходов в вышеуказанных документах должны быть правильно указаны все реквизиты компании, а также сведения о массе груза и количестве мест, расшифровка подписи лица, производившего отпуска груза, дата отпуска груза, должность лица, отпустившего груз. Без этой информации компания не сможет учесть транспортные расходы для целей налогообложения прибыли (Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 по делу N А57-7861/2012) В некоторых случаях суды занимают более лояльную позицию по отношению к налогоплательщику. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 14.03.2012 по делу N А40-66105/11-20-280 рассматривается ситуация в которой ТТН были подписаны неуполномоченными лицами, однако судьи отклонили доводы инспекции за отсутствием иных доказательств реальности приобретения и перевозки товара.

Об обязательности наличия и заполнения всех реквизитов в документах, подтверждающих транспортные расходы, говорится и в Письме Минфина России от 28.01.2013 г. N 03-03-06/1/36. В частности, компания не может самостоятельно устанавливать в учетной политике форму транспортной накладной, в противном случае уже у покупателей могут возникнуть проблемы с подтверждением транспортных расходов.

Учет ТЗР в торговых организациях

В организациях, которые занимаются торговлей, значительная часть затрат приходится на расходы за доставку. Если мы говорим о бухучете торговых организаций, согласно п. 13 ПБУ 5/01, организации имеют право учитывать ТЗР в расходах на продажу или в стоимость товаров. В последнем случае расходы оформляются теми же документами, как и по учету с доставкой сырья. То есть «Поступление (акты, накладные)» и «Поступление допрасходов», но в отличие от учета материалов, счет учета товаров 41.01.

В составе на продажу расходы учитываются на счете 44.01. Суммы ТЗР списываются на счет 90.07.1. Данный метод используется, если допрасходы на продажу требуется выделить отдельно.

Например, когда поставщик товаров и услуг один, чтобы провести ТЗР применяем учет документов в следующем порядке:

  • «Поступление (Акты, Накладные)» — «Товары, услуги, комиссия»;
  • «Счет-фактура (полученный)»;
  • «Реализация (Акты, Накладные)»;
  • «Счет-фактура (выданный)».

При создании поступления должна быть выбрана операция «Товары, услуги, комиссия». Заполняем поля, которые нужны для работы. На закладке для заполнения товаров добавляем те, которые требуется закупить.

Документальное оформление

Теперь посмотрим, какие ситуации могут встретиться на практике.

Стоимость доставки не выделяется. Все расходы поставщика на доставку МПЗ включены в стоимость материалов и отдельно в документах не обозначены. Этот случай для покупателя самый удобный. Материалы приходуются по стоимости, уже включающей в себя расходы на доставку, и в дальнейшем их движение отражается в регистрах учета в обычном порядке.

Доставка оформляется отдельными документами. Стоимость доставки указана отдельно, поставщик помимо товаросопроводительных документов на материалы предъявляет покупателю документы на доставку. Такой вариант требует повышенного внимания к составу документов на услуги по доставке, так как от этого будет зависеть правомерность принятия к учету данных расходов покупателем.

Поставщик кроме документов на товар (товарной накладной по форме № ТОРГ-12, счета-фактуры) должен представить покупателю транспортную накладную и счет-фактуру на транспортные услуги. Надо понимать, что в данном случае поставщик оказывает (своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации) услуги по перевозке строительных материалов. Первичным документом, подтверждающим факт их оказания, является транспортная накладная.

Стоимость доставки выделяется в товарной накладной. Поставщик указал стоимость транспортных услуг отдельной строкой в товаросопроводительных документах (накладной по форме № ТОРГ-12 , счете-фактуре). Несмотря на то что форма № ТОРГ-12 не предназначена для документального оформления факта оказания услуги, на практике довольно часто отдельной строкой поставщик указывает в ней стоимость работ и услуг, связанных с отгрузкой материалов. В том числе услуги по подготовке к продаже, упаковке, погрузке, а также по доставке покупателю.

Читайте также:  Справка объективка — образец

Если больше никаких документов поставщик не представил, то у покупателя – подрядной организации могут возникнуть проблемы. Как было отмечено выше, первичным документом, подтверждающим факт оказания транспортных услуг, является транспортная накладная. Ее отсутствие может стать основанием для отказа в признании суммы расходов на доставку материалов, указанной в документах на товар отдельной строкой.

Включение в себестоимость ТЗР, осуществленных после перехода права собственности

Ситуация: можно ли в бухучете включить транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в фактическую себестоимость материалов? Расходы произведены после перехода права собственности на материалы.

Ответ на этот вопрос зависит от метода отражения поступивших материалов.

Применение метода с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» позволяет учесть в фактической себестоимости материалов ТЗР, произведенные после перехода права собственности на материалы. В данном случае по дебету счета 15 отражается поступление материалов. Затем организация отражает по дебету счета 15 расходы на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в том числе и произведенные после перехода права собственности на материалы. Когда все расходы будут учтены, организация оприходует материалы на счет 10 (по учетной цене), а на счет 16 будет списано отклонение фактической себестоимости (с учетом ТЗР) от учетных цен. Эти суммы впоследствии (в конце месяца) списываются на счет 20 (23, 25, 26) пропорционально стоимости списанных материалов. Следовательно, такой вариант позволяет распределить ТЗР (в т. ч. произведенные после перехода права собственности на материалы) между списанными и несписанными материалами. То есть, если например, материалы используются для производства продукции, ТЗР включаются в ее себестоимость пропорционально стоимости списанных материалов.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 15, 16), абзаца 8 пункта 6 ПБУ 5/01 и пунктов 86, 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если поступление материалов организация отражает на счете 10 без использования счетов 15 и 16, то при их передаче к месту использования фактически происходит внутреннее перемещение (п. 51 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть организация доставляет до места использования материалы, себестоимость которых уже сформирована на счете 10. На основании пункта 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материалов не может быть изменена. Поэтому ТЗР не увеличивают фактическую себестоимость материалов, а в зависимости от целей использования МПЗ учитываются в составе расходов на счете 20 (23, 25, 26, 97) (п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99). При этом в учете сумму расходов на доставку (погрузочно-разгрузочные работы и т. д.) отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 97) Кредит 60

– отражены расходы, связанные с доставкой материалов к месту использования.

Совет: есть аргументы, позволяющие учесть стоимость ТЗР в фактической себестоимости материалов, даже если организация приходует МПЗ без использования счетов 15 и 16. Они заключаются в следующем.

Чтобы учесть ТЗР в фактической себестоимости материалов, к счету 10 откройте субсчет «Материалы в пути». Это позволит скорректировать себестоимость материалов на величину ТЗР, произведенных уже после поступления МПЗ. Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, который допускает уточнение фактической себестоимости по материалам, находящимся в пути.

При использовании субсчета «Материалы в пути», открытого к счету 10, сделайте следующие проводки:

Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

– отражена стоимость материалов, находящихся в пути;

Дебет 10 субсчет «Материалы в пути» Кредит 60

– скорректирована фактическая себестоимость материалов на сумму ТЗР, произведенных после перехода права собственности на МПЗ;

Дебет 10 Кредит 10 субсчет «Материалы в пути»

– оприходованы материалы.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Что такое средний процент

При предварительных подсчетах воспользуйтесь формулой, куда введены следующие величины:

Тнм — аббревиатура, обозначающие транспортные расходы в определенный отчетный период, обычно берется за контрольное время – месяц.

Том – финансы, которые были потрачены на заказные транспортные услуги также за один календарный месяц.

Ром – количество товара, который был реализован за отчетный период.

Пкм – количество продукции, которая осталась на складе и не пошла в товарооборот.

А формула обозначается вот так:

Средний % = (Тнм + Том) / (Ром + Пкм) х 100%

Таким образом, финансовые и налоговые службы контролируют процесс дохода и расходов, поэтому проработана серия законов, ведется контроль по их исполнению. И чтобы бизнес развивался успешно, следует просчитывать все до мелочей, не упуская из виду основные и системные транспортные расходы в момент заполнения декларации о доходе. А вы имеете опыт ведения важной отчетной документации, тогда поделитесь опытом в комментариях.

Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов

Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.

Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.

Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:

(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где

ТЗРнач – величина расходов на начало периода;

ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;

МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;

РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *