Зимние коэффициенты норм расхода топлива
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зимние коэффициенты норм расхода топлива». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Когда нормативы повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года
N п/п |
Модель, марка, модификация автомобиля |
Число и расположение цилиндров |
Мощность двигателя, л.с. |
Рабочий объем, л |
КПП |
Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
103 |
Lada Granta 219010 1.6 (ВАЗ-11186) |
4L |
87 |
1,596 |
5M |
8,2 |
(п. 103 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
104 |
Lada Granta 219170 1.6 (ВАЗ-21127) |
4L |
106 |
1,596 |
5M |
8,1 |
(п. 104 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
105 |
Lada Priora 217020 1.6 (ВАЗ-21116) |
4L |
87 |
1,596 |
5M |
8,0 |
(п. 105 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
106 |
Lada Kalina 219410 1.6 (ВАЗ-11186) |
4L |
87 |
1,596 |
5M |
8,6 |
(п. 106 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
107 |
Lada Largus 1.6 (RSOY5L) (Renault K4M 490) |
4L |
105 |
1,598 |
5M |
10,7 |
(п. 107 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
108 |
Lada Vesta 1.6 (ВАЗ-21129) |
4L |
106 |
1,596 |
5M |
8,5 |
(п. 108 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
109 |
Lada XRay 1.6 (ВАЗ-21129) |
4L |
106 |
1,596 |
5M |
8,6 |
(п. 109 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
110 |
Lada XRay 1.6 (Renault H4M) |
4L |
110 |
1,598 |
5M |
8,2 |
(п. 110 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
||||||
111 |
УАЗ-3163-10 Patriot (ЗМЗ-40905) |
4L |
128 |
2,693 |
5M |
13,8 |
(п. 111 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р) |
С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2021 год
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва | 01.11–31.03 | |
Белгородская область | 15.11–15.03 | |
Брянская область | 01.11–31.03 | |
Владимирская область | 01.11–31.03 | |
Воронежская область | 01.11–31.03 | |
Ивановская область | 01.11–31.03 | |
Калужская область | 01.11–31.03 | |
Костромская область | 01.11–31.03 | |
Курская область | 01.11–31.03 | |
Липецкая область | 01.11–31.03 |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Когда издается такое распоряжение
Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникновение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственные, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно рассчитать расход ГСМ.
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения
Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы “материальные расходы” для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа “внереализационные затраты”.
Существует формула расчета расхода топлива для автобуса:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)
- Qн – затраты в соответствии с нормами,
- Нs – норма затрат ГСМ с учетом пройденного расстояния л/100 км,
- S – пройденное расстояние,
- Нот – норма затрат ГСМ с учетом применения штатных отопителей,
- Т – время эксплуатации с включенным обогревом салона,
Для самосвалов:
Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)
- Z – сумма рейсов сделанных за одну смену.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + К х 0,01)
где:
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ | Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ | Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ | Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 10.02.1999
Подробная информация
Наименование документ | ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ» |
Вид документа | постановление, нормы |
Принявший орган | госстрой рф |
Номер документа | 6 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 10.02.1999 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ • Налоговый учёт
Опубликовано письмо МНС и Минтранса «О некоторых вопросах нормирования топлива» Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций 15 Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности. Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Покупка ГСМ по топливным картам и талонам Отражение денежных средства, перечисленных за карты талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет авансы выданные 51 Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет расчеты по НДС 76 Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей. |
Приказ минтранса по нормам расхода топлива 2021 / Юридическая помощь Методические рекомендации Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте далее нормы расхода топлив предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. |
На легковые автомобили
В 2021 году распоряжением № НА-50-р Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей.
Ведомство учредило нормативные показатели для популярных автомобилей, не вошедших в вышеуказанный акт. Списание ГСМ производится на основании путевого листа.
Бланк путевого листа с унифицированной формой утвержден постановлением Государственного комитета статистики.
Как правило, он выдается на один день либо определенный отрезок времени в зависимости от производственной деятельности предприятия.
Но его длительность не должна превысить месячный срок. В нем необходимо указать остаток ГСМ, расход топлива, сведения о пробеге, маршруте.
Расход топлива определяется на основании записей путевого листа легкового автомобиля. Он является первичным документом, который применяется для ведения учета его работы. Для него утвержден индексный номер 3 и код по ОКУД 0345001.
Что касается нормы списания ГСМ с газовым оборудованием, то их можно установить самостоятельно, руководствуясь утвержденными Минтрансом нормативами.
Нормы для автомобилей, которые работают:
- на сжиженном нефтяном газе норма, устанавливается в литрах из расчета: 1 литр бензина соразмерен 1,32 литра СНГ, то есть 1,22÷0,1. Она зависит от свойств пропан-бутановой смеси;
- на сжатом или так называемом природном газе, то измеряется в кубических метрах из расчета: 1 литр бензина – 1,0÷0,1 куб.м. в зависимости от свойств природного газа.
Если транспортное средство оснащено газодизельными двигателями, то норма расхода сжатого природного газа измеряется в куб.м.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.