Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:

  • организации — штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
  • индивидуальных предпринимателей — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
  • должностных лиц организации — штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • организацией — предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • индивидуальным предпринимателем — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • должностными лицами — предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).

По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.

Теперь в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.

Читайте также:  Сколько у нас пенсионеров-силовиков и какие у них пенсии

Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).

Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000-50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужна аттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Кто проводит аттестацию?

Для того, чтобы провести аттестацию, в соответствии с законодательством, необходимо иметь аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда согласно приказу Минздравсоцразвитие N205н от 01.04.2010. Как правило, такие организации обладают собственной лабораторией и всем перечнем измерительного оборудования для проведения измерений. Привлечение таких организаций происходит на договорной основе.

Стоимость аттестации рабочих мест

Стоимость услуг по аттестации зависит от количества рабочих мест на предприятии. Для средних и крупных предприятий, где имеется большое количество рабочих мест существуют системы скидок. Средняя рыночная стоимость аттестации 1 рабочего места составляет от 1500 до 7000 рублей. Отдельно оплачиваются сложные исследования. При этом стоимость аттестации рабочего места сварщика будет выше, чем стоимость аттестации рабочего места бухгалтера.

Для обычного офиса примерная стоимость аттестации одного рабочего места с персональным компьютером составляет около 2000 рублей.

Существуют организации, которые предлагают оказать данные услуги по ценам значительно ниже средне-рыночных цен. Но следует учесть, что дешевый вариант может привести к значительным потерям в будущем.

На сегодняшний день, рынок подобных услуг в нашей стране весьма разнообразен. Однако из огромной массы организаций, предлагающих услуги аттестации, следует выбирать только честные и зарекомендовавшие себя с положительной стороны фирмы.

Кому предназначен документ

После окончания всех работ, исследования образцов воздуха в лаборатории, собраний всех участников проверочной компании, составляют заключение по оценке рабочих мест и условий работы на конкретном предприятии. Завершающий документ согласовывают со всеми участниками, комиссия подписывает отчет. Заказчику оценки передают часть документов с результатами экспертиз, с которыми он должен ознакомить весь коллектив. Документы работникам передают под подпись.

Они должны знать ответы на вопросы:

  • в каком классе опасности они работают;
  • какие мероприятия проведены для исправления плохих условий;
  • как социально защищены сотрудники от последствий вредных условий.

Другой документальный комплект передают в государственную систему по учету итогов СОУТ. В состав включают:

  • экспертные отчеты;
  • сводные ведомости;
  • информацию об аккредитованной организации, которая проводила проверку и давала оценку.

На этом этапе работа СОУТ считается завершенной, комиссия распускается, а работодатель делает свои выводы. Следующие мероприятия в этой области начнутся через 5 лет, если не создадутся такие условия, что потребуют создания дополнительной комиссии. Каждый рабочий может подать претензию об ухудшении условий труда и на проверку фактов будет направлена независимая группа экспертов.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Критерии и классификация условий труда.

Руководство. Р 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005; — стандарты системы безопасности труда (утверждаются приказами Госстандарта и Ростехрегулирования); — санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ); — типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других СИЗ (утверждаются приказами Минздравсоцразвития); — межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; — строительные нормы и правила (СНиП) и другие нормативные правовые акты. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда В настоящее время порядок проведения аттестации регламентируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12, которое является основным нормативно-правовым документом по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. С 1 сентября 2008 г. вводится в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569.

Читайте также:  Пособие по сокращению и больничный лист

Новый Порядок проведения аттестации распространяется на работодателей, являющихся юридическими и физическими лицами, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Условно всю работу по проведению аттестации можно разделить на четыре этапа: 1) подготовительный; 2) исследовательский; 3) аналитический (оформительский); 4) заключительный.

Подготовительный этап. Он является основополагающим для определения общего объема, продолжительности, трудоемкости предстоящих работ, а также их стоимости. Данный этап аттестации подразумевает реализацию следующего алгоритма: — принятие руководством предприятия решения о проведении аттестации; — определение имеющегося в распоряжении объема денежных средств и источника финансирования работ по проведению аттестации (собственные средства предприятия, средства ФСС); — определение схемы проведения аттестации (выполнение всего комплекса работ силами собственной лаборатории предприятия при ее наличии; выполнение работ сторонней организацией, аккредитованной в установленном порядке; совместное выполнение работ как собственными силами, так и с привлечением сторонней организации); — издание приказа по предприятию об организации и проведении работы по аттестации (этим же приказом создается аттестационная комиссия предприятия, определяется ее состав, утверждается председатель аттестационной комиссии); — определение количества рабочих мест предприятия, подлежащих аттестации по условиям труда; — составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда; — мониторинг регионального рынка услуг по охране труда, в том числе анализ предложений испытательных лабораторий, центров охраны труда, проводящих аттестацию на предприятиях; — определение при необходимости сторонней организации для проведения работ по аттестации (в последнее время чаще всего на конкурсной основе);

Аттестация рабочих мест по классам условий труда

До 1 января 2014 года оценочные мероприятия, проводимые с целью установления класса условий труда на конкретном рабочем месте, официально именовались «аттестация рабочих мест».

С начала 2014 года, после того, как вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», такие мероприятия называются «специальной оценкой условий труда (СОУТ)» (далее – Закон № 426).

И оценка условий труда, и аттестация рабочих мест проводится и проводилась раз в пятилетку.

Поэтому до 1 января 2022 года еще будут действительны результаты аттестации рабочих мест, проведенной пять лет назад до 31 декабря 2013 года (). Суть и цели проведения аттестации и идентичны. Право на проведение СОУТ также имеют только те специализированные организации, которые получили официальный сертификат на такие исследования.

Основанием для аттестации рабочих мест является договор, заключенный работодателем с такой организацией. Условия аттестации рабочих мест ранее пятилетнего срока, это:

  1. изменение дислокации уже проаттестованного рабочего места, когда оно перемещается в другое производственное помещение.
  2. необходимость организации нового рабочего места, на которое уже принят специалист;

Аттестация рабочих мест по проводится независимо от того, стационарными или нестационарными они являются. К категории нестационарных относятся рабочие места сотрудников, которые:

  1. характер работы которых является разъездным;
  2. работающих на территории других предприятий.
  3. выполняют работу в разных помещениях или территориях предприятия-работодателя;

Практическая ситуация Отвечает Георгий КУЗНЕЦОВ,главный правовой инспектор труда, заведующий Правовой инспекцией труда Ленинградской Федерации Профсоюзов (Санкт-Петербург) Работодатель пересматривает объем компенсаций за вредность, если изменились условия труда на рабочем месте.

Иногда бывает сложно определить, какие именно компенсации предоставить.

Проведение аттестационных мероприятий строго регламентировано. Порядок проведения СОУТ установлен Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.

Требования охраны труда к организации рабочих мест

Обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной задачей каждого работодателя.

На каждом рабочем месте, в том числе на производстве, необходимо улучшать условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.

Для этих целей разработан целый ряд нормативных документов, которым должны следовать все работодатели.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются гл. 34 ТК РФ.

  • Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
  • Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
  • Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя[1].
  • Так, работодатель обязан обеспечить:
  • • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
  • • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
Читайте также:  Как написать и подать жалобу в трудовую инспекцию?

• разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Действующим законодательством уточняется, обязательна ли аттестация рабочих мест (нет), нужна ли специальная оценка (да), а также регламентируется частота проведения таких исследований. В общем случае мероприятие нужно организовывать раз в пятилетку или чаще. Если ранее место уже прошло процедуру аттестации, допускается провести специальную оценку спустя пять лет после момента аттестации. Есть некоторые специализированные случаи, требующие проведения внеплановой оценки. Наиболее характерная ситуация – введение нового рабочего места. Также придется организовать оценку, если меняется технологический процесс, в работе начинают использовать отличающиеся составы либо практикуются иные нововведения, потенциально корректирующие силу производственного фактора, риски, преследующие работников.

Прежде проводимая аттестация рабочих мест по вредным условиям труда и современная процедура СОУТ имеют ряд общего. В частности, если на производстве случился несчастный случай, необходимо в обязательном порядке организовать оценку. Она требуется, если у работника обнаружилось профессиональное заболевание. Прежде чем начинать СОУТ, необходимо подтвердить тот факт, что болезнь или несчастный случай обусловлены вредными трудовыми условиями. Иногда внеплановую проверку организуют, если предприятие получает тематическое предписание со стороны государственной инстанции, отвечающей за условия труда. Возможно дополненное объяснениями, почему необходима оценка, предложение профсоюза. Если таковое поступает от первичной организации, предприятие не имеет права отказаться от оценки.

Приложения к отчету по аттестации

  • Обязательно составляется приказ о проведении специализированной оценки. Данный приказ составляется в компании, формируется на основании решения руководства. Именно на основании данного документа осуществляется процесс организации проведения аттестации рабочих мест с привлечением сторонней компании;
  • К отчету должна быть приложена вся документация, которая касается аттестующей компании. То есть, законом определены нормы, которые позволяют четко определенным компаниям осуществлять процесс проведения оценочных работ по рабочим местам. Все документы, которые подтверждают соответствие установленным нормам должны прилагаться к сформированному отчету;
  • Протоколы аттестационной комиссии. Данная документация составляется в процессе проведения различных действий по проверке рабочих мест на соответствие установленным требованиям. Обратите внимание на то, что протоколы должны быть оформлены по установленной форме, никакого свободного оформления в данном случае не предусматривается. Рекомендуем заранее просмотреть образцы, которые предлагаются в свободном доступе в интернете, чтобы знать, как именно должен выглядеть итоговый документ;
  • Перечень рабочих мест. Руководитель должен вместе с приказом осуществить процесс составления специализированного перечня, на основании которого в дальнейшем будут осуществлены все необходимые оценочные действия по четко определенным рабочим местам;
  • Карты аттестации и план мероприятий по улучшению. На каждое рабочее место составляется документация, которая определяет все условия труда, а также возможные мероприятия, посредством которых можно улучшить качество рабочих мест;
  • Сводная ведомость и дополнительные протоколы. Данные документы составляются не только представителями сторонней привлеченной организации, но еще и специалистами, которые были назначены на проведение аттестации от предприятия;
  • Полноценный отчет по результатам проведения специализированной проверки.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *