Нормативные акты в сфере транспорта и логистики
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативные акты в сфере транспорта и логистики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перевозка разнообразных грузов автомобильным транспортом весьма распространенная и важная услуга. Транспортировка груза автомобильным транспортом, как и любой процесс такого сложного и требующего высокой организации уровня, сопряжен с определенными рисками. Чтобы упорядочить процесс грузоперевозок автотранспортом, соблюсти интересы и права сторон, обеспечить выполнение услуги в правовом поле, были разработаны определенные правила и принципы.
Стоимость грузоперевозок
Пункт погрузки | Пункт выгрузки | Тент 82 м³ / 20 т |
Рефрижератор 82 м³ / 20 т |
Челябинск | Иркутск | 200 000 | 220 000 |
Новосибирск | 95 000 | 115000 | |
Омск | 55 000 | 70000 | |
Красноярск | 145 000 | 160 000 | |
Краснодар | 90 000 | 80 000 | |
Владивосток | 420 000 | 450 000 | |
Санкт-Петербург | 80 000 | 75 000 | |
Чита | 300 000 | 330 000 | |
Абакан | 160 000 | 180 000 | |
Краснокаменск (Забайкальский край) | 380 000 | ||
Казань | 40 000 | ||
Тюмень | 30 000 | 35 000 | |
Пермь | 30 000 | ||
Магнитогорск | 20 000 | ||
Усть-Кут | 230 000 | ||
Махачкала | 115 000 | 130 000 | |
Грозный | 115 000 | 130 000 | |
Симферополь | 130 000 | 145 000 | |
Сочи | 130 000 | 145 000 | |
Мурманск | 160 000 | 180 000 | |
Ковдор | 150 000 | 160 000 | |
Магнитогорск | Челябинск | 22 000 | |
Белый Яр | 95 000 | ||
Екатеринбург | 30 000 | ||
Санкт-Петербург | Челябинск | 115 000 | 140 000 |
Екатеринбург | 115 000 | 135 000 | |
Тюмень | 125 000 | 140 000 | |
Пермь | 105 000 | 125 000 | |
Екатеринбург | Челябинск | 13 000 | 18 000 |
Санкт-Петербург | 80 000 | 75 000 | |
Тюмень | 35 000 | ||
Абакан | 160 000 | 180 000 | |
Краснодар | 90 000 | 80 000 | |
Красноярск | 145 000 | 160 000 | |
Новосибирск | 95 000 | ||
Краснодар | Челябинск | 110 000 | 135000 |
Магнитогорск | 100 000 | 130 000 | |
Екатеринбург | 115 000 | 140 000 | |
Цены указаны при полной загрузке фуры. Цены на сборный груз будут варьироваться в зависимости от веса, объема перевозимого товара. |
Статья 4. Виды сообщения
1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
Фундамент правового «транспортного» регулирования
Не секрет, что главный закон в российском законодательстве — это Конституция РФ, положения которой не должен нарушать ни один нормативный акт. Она устанавливает общие принципы правового регулирования в государстве, которые реализуются различными документами действующей нормативной базы российского законодательства. Среди них выделим Кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой, об административных правонарушениях и т.д.), занимающие следующую ступень правового регулирования. В Кодексах более конкретно прописаны ключевые моменты в той или иной области права. Однако все правовые вопросы в объеме нескольких десятков Кодексов урегулировать невозможно — это проще сделать с помощью законов и подзаконных актов.
Для сферы транспортных услуг основополагающим документом практического применения можно считать Устав автомобильного транспорта . Он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, а также условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также применяются положения Закона о защите прав потребителей .
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Кроме названных Законов, транспортные компании руководствуются другими правовыми актами такого же уровня, но из других областей правоотношений, в частности Федеральными законами:
- от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
- от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Во исполнение перечисленных Законов приняты подзаконные нормативные акты. К таким документам относятся нормативные акты Правительства РФ, финансового ведомства, региональных и местных органов власти. Разобраться во всем многообразии нормативной базы непросто, но мы попробуем это сделать с позиции финансового работника транспортного предприятия. Условно разделим законодательство, имеющее отношение к транспортному обслуживанию, на несколько разделов по сферам применения, а начнем с нормативной базы отраслевого «транспортного» законодательства.
Страхование гражданской ответственности
Для предприятий автотранспорта и индивидуальных перевозчиков страхование автогражданской ответственности является обязательным видом страхования и осуществляется согласно Закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Во исполнение норм Закона Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Приказом Минфина России от 01.07.2009 N 67н введены формы следующих документов: заявления о заключении договора страхования, страхового полиса и документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Мы перечислили лишь те документы, которые имеют прямое отношение к владельцам ТС, другие нормативные документы по страхованию гражданской ответственности разработаны для страховщиков и специалистов, проводящих независимую техническую экспертизу транспортных средств, и вряд ли заинтересуют транспортные компании и частных перевозчиков.
Спецрежим в виде ЕНВД
Для транспортных предприятий и индивидуальных перевозчиков уплата ЕНВД может предусматриваться местными органами власти по нескольким направлениям деятельности:
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
- размещение рекламы на ТС (пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
- оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению последних на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) (пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
При определении налоговых обязательств по всем перечисленным «вмененным» видам деятельности транспортному предприятию нужно руководствоваться нормативными актами по применению спецрежима и уплате ЕНВД, изданными представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательных органов власти городов федерального значения. При этом базовыми для перевозчиков остаются нормы гл. 26.3 НК РФ, с которыми не должны вступать в противоречия положения муниципальных правовых актов по «вмененному» налогообложению.
Каким должен быть транспорт для грузоперевозок
Для перевозки крупногабаритного груза подойдет транспорт с длиной менее 12 м (для автопоезда параметр увеличивается до 20 м). Предельная ширина составляет 2,55 м (для изометрических кузовов – 2,6 м). Максимальная высота транспортного средства – 4 м. Максимальная масса транспорта зависит от типа и количества осей:
Количество осей | Максимальная масса авто в тоннах | |
Одиночные автомобили | Автопоезда | |
2 | 18 | — |
3 | 25 | 28 |
4 | 32 | 36 |
5 | 38 | 40 |
6 и более | — | 44 |
Штрафы за нарушение правил перевозки грузов
Все санкции прописаны в ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Условно их можно разделить на 3 группы:
Вид нарушения | Штраф | |
Перевозчик (юр. лицо) | Водитель (физ. лицо) | |
Нет разрешения на перевозку, нарушен маршрут, прописанный в транспортной накладной | 400-500 тысяч руб. | 2500 руб. + лишение водительских прав на срок до 2 лет |
Размеры перевозимого груза не соответствуют норме (выходят за границы транспортного средства на более чем 10 см) | 250-400 тысяч руб. + задержание перевозимого товара сотрудниками ДПС | 1500-2000 руб. + лишение водительских прав на срок до 3 месяцев |
Превышение габаритов автомобиля, используемой для перевозки тяжеловесного груза, и/или превышена допустимая нагрузка на ось (более чем на 15%) | 250-400 тысяч руб. | 1500-2000 руб. |
Транспортные организационные договоры, обеспечивающие заключение и исполнение договоров перевозки груза
1. Транспортные организационные договоры можно разделить на две группы.
Во-первых, договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза. К таким договорам могут быть отнесены договоры о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке (п. 1 ст. 791 ГК), долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).
Во-вторых, договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза. Таковыми могут считаться договоры между различными транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (соглашения о прямом сообщении, о прямом смешанном сообщении, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 788, 799 ГК). Могут заключаться и иные, не поименованные в ГК организационные договоры.
2. Договоры, обеспечивающие заключение договоров перевозки груза.
Порядок и сроки предъявления груза и необходимых для его перевозки транспортных средств должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки груза. Договору перевозки груза, имеющему конструкцию реального договора, всегда предшествуют действия организационного характера: подача перевозчиком транспортных средств под погрузку (п. 1 ст. 791 ГК)2. Такие действия обязан совершить перевозчик во исполнение обязательств, возникающих из принятой им от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок грузов (п. 1 ст. 791 ГК).
Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – это соглашение, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом)3, исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК).
Стороны договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – перевозчик и грузоотправитель (владелец груза).
Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является организационным, его специфика проявляется в следующем. Подача грузоотправителем заявки на перевозку груза выполняет функцию оферты, поскольку содержит условия о сроках и порядке предоставления транспортных средств (их видов), контейнеров под погрузку для последующей перевозки груза (ст. 11 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66 КВВТ). Принятие перевозчиком заявки к исполнению (ее акцепт) свидетельствует о заключении самостоятельного договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Такой договор считается заключенным с момента принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя и регулирует отношения, предшествующие заключению реального договора перевозки грузов. Существенные условия договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке – условия о наименовании транспортных средств, их количестве и сроках их предоставления отправителю для предъявления грузов к перевозке.
Договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке является публичным, консенсуальным, двустороннеобязывающим (взаимным) и безвозмездным.
На основании договора о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке возникает обязательство, в силу которого перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), исправные транспортные средства (указанные в заявке) в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК), а грузоотправитель обязан предъявить соответствующие грузы к перевозке. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств только в случае, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК, ст. 94 УЖТ).
Ответственность сторон по договору о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке устанавливается в соответствии с положениями ст. 794 ГК, ст. 115 КВВТ.
Договор об организации перевозок грузов – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется систематически в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК, ст. 10 УЖТ, п. 5 ст. 8 УАТ, ст. 66, 68 КВВТ, ст. 118 КТМ)1. Названный договор определяется законодателем как долгосрочный, заключается, как правило, на неопределенный срок, поскольку перевозчик осуществляет систематические перевозки грузов (ст. 798 ГК).
Стороны договора об организации перевозок грузов – перевозчик и владелец груза.
Следует отметить, что заключение конкретных договоров перевозки грузов не имеет своим последствием прекращение договора об организации перевозок, он продолжает действовать наряду с договором перевозки груза. Такой договор является организационным. Его цель – организация систематических перевозок грузов, предъявляемых перевозчику отправителем. Заключение договора об организации перевозок груза является основанием для возникновения в будущем между перевозчиком и отправителем обязательства по возмездному оказанию услуг по перевозке грузов.
Договор об организации перевозок является консенсуальным, двустороннеобязывающим (взаимным) и безвозмездным.
Существенные условия договора об организации перевозок грузов – условия о наименовании транспортных средств, об объемах, сроках их предоставления и предъявления грузов к перевозке (ст. 798 ГК). К несущественным условиям относятся другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, условия о порядке расчетов и иные условия организации перевозки грузов (ст. 798 ГК).
3. Договоры, обеспечивающие исполнение договоров перевозки груза, – договоры между транспортными организациями при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК), об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) (ст. 799 ГК), договоры между владельцами транспортных инфраструктур, направленные на организацию договора на оказание услуг по использованию транспортной инфраструктуры.
Законы и правила в логистике
Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.
Законы
Правила
При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:
1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)
- Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.
Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 40» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)
- Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.
Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 41 ГК РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности
- Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Примечание: ниже представлен файл Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности»
4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
- Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.
Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности
2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.
Договор на перевозку груза
Многолетний опыт работы нашей компании в сфере транспортно-экспедиторских услуг позволяет предложить нашим клиентам (грузоотправителям) оптимальный вариант Договора на перевозку груза, многократно выверенный и согласованный с юридическими отделами многих крупных российских и зарубежных компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Данный Договор полностью соответствует требованиям российского транспортного и таможенного законодательства, всех международных Соглашений и Конвенций, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, как перевозчика и экспедитора с клиентом (отправителем груза), связанные с организацией перевозок и экспедированием грузов в международном сообщении.
Используя нашу форму договора с приложениями, вы сэкономите время на подготовительном этапе, при оформлении Заявки на перевозку груза.
Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.
Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.
В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов. Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти. Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.
Налог на прибыль организаций
Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.
Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).
Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.
Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Особенности транспортного законодательства
Транспортное законодательство как система нормативных правовых актов обладает особенностями, обусловленными спецификой регулируемых им отношений.
Транспортное законодательство относится к наиболее стабильным комплексным отраслям законодательства. Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.
Транспортное законодательство является одним из самых систематизированных (кодифицированных) и значительных массивов в российском законодательстве. В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.
В транспортном законодательстве отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, необходимость учета того, что заключение договоров осуществляется перевозчиками с большим кругом лиц. Так, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, и основные условия их деятельности публикуются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки применяются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности, и т.д.
В транспортном законодательстве используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений. Например, законодательство в области железнодорожного транспорта устанавливает обязательные требования к оформлению, порядку представления и согласования заявки на перевозку грузов, детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.
Большую долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки. В связи с этим на российское транспортное законодательство оказывает существенное влияние международное право в сфере транспорта. Например, при принятии Воздушного кодекса РФ учитывались положения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.), а в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте. Это основано на том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед национальным законодательством.
Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Правила перевозки пассажиров автомобильным и городским электротранспортом
Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:
· устава, утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
· конкретизирующих его положений (см. выше требование о соответствии заявителя иным нормативным акта, содержащееся в п. 4 положения о лицензировании).
При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).
Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).
В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.
Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных
Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
1. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
2. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
3. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
4. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
5. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
6. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
7. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
8. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
9. Выданная лицензия действует бессрочно.
10. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
11. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.