Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза и для чего на нужна
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза и для чего на нужна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Назначение трасологической экспертизы при ДТП
Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.
Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.
Порядок выполнения трасологической экспертизы
Для исследования нужно предоставить конкретный пакет документов. В него входят протокол происшествия, составленный сотрудниками ГИБДД, фотографии и видеоматериалы с места ДТП, справка об аварии, бумаги, подтверждающие, что водитель является владельцем ТС, и так далее.
Точная последовательность действий определяется конкретными особенностями события. Однако независимо от вида и обстоятельств происшествия выполняются следующие процедуры:
- осмотр места происшествия, оставленных следов и нанесенных повреждений;
- сбор, анализ сведений и документации, касающихся происшествия;
- проведение лабораторных исследований, обработка материалов, полученных во время экспертизы;
- подготовка экспертного заключения.
Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП?
Процедура проводится компетентными экспертами – трасологами. Для проведения транспортно-трасологической экспертизы специалистам могут потребоваться:
- сами машины, между которыми произошло столкновение;
- схематический план аварии, который обычно составляют работники автоинспекции;
- видеоматериалы и фото ДТП — если есть;
- протокол ГИБДД об осмотре места аварии;
- талоны техосмотра обеих автомашин;
- выданная автоинспектором справка о ДТП.
Эксперт может попросить представить и иные относящиеся к существу трасологической экспертизы документы и вещественные доказательства.
Проведение транспортно-трасологического исследования заключается в следующем:
- после предоставления всех требуемых документов, специалисты подвергают их тщательному изучению;
- затем они выезжают на осмотр транспортных средств, где изучают и фотографируют все повреждения;
- далее специалист знакомится с материалом административного производства, заведенным сотрудниками ГИБДД;
- может быть осмотрена одежда участников ДТП, изучены фото- и видеоматериалы и т. д.
Виды экспертиз после аварий
Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:
- Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
- Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
- Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
- технического состояния ТС;
- механизма ДТП;
- инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
- маркировки автотранспорта;
- дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
- шин;
- транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
- модель участка ДТП;
- протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
- фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
- участвовавшие в аварии ТС;
- результаты анализа технического состояния машин;
- объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные;
- ситуационные.
Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.
Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).
Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.
Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.
К трасологической экспертизе относятся:
- экспертиза следов зубов человека;
- экспертиза следов ног и обуви;
- экспертиза следов транспортных средств;
- экспертиза повреждений одежды;
- экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
- экспертиза замков и предохранительных устройств;
- экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
- экспертиза установления целого по частям;
- экспертиза изделий массового производства;
- экспертиза монет;
- экспертиза узлов и петель;
- экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
- экспертиза следов ног (лап) животных;
- экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).
- классификационные;
- диагностические;
- идентификационные;
- ситуационные.
Классификационные – установление того, являются ли обнаруженные следы следами обуви, какой полупарой обуви (для правой либо левой ноги) оставлены данные следы, обувью с каким строением ходовой поверхности подошвы (с каблуком либо без каблука, с рисунком или без рисунка, домашняя обувь либо обувь для занятия спортом и так далее); являются ли следами ног в носочно-чулочных изделиях, каких.
Диагностические – установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные; наслоение, отслоение; статические, динамические), определение размера обуви, установление ее отличительных особенностей; установление наличия особенностей лица, носившего проверяемую обувь; установление механизма образования следов (плоскостные, объемные; полные, фрагментарные, наслоение, отслоение, статические, динамические), определение размера стопы, установление ее отличительных особенностей.
Идентификационные – установление конкретной обуви, одной или разной обувью оставлены следы (при наличии нескольких следов), установление конкретного чулочно-носочного изделия, одним или разным изделием оставлены следы (при наличии нескольких следов).
Ситуационные – реконструкция происшествия по множественным следам, в том числе и по дорожке следов.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
Сравнительным материалом служит обувь. Объектами экспертизы следов ног в чулках (носках) являются сами следы и их копии, т.е. те же объекты, что и при экспертизе следов обуви. В качестве сравнительного материала представляются отпечатки ноги в чулке (носке) не менее трех с каждой нижней конечности и чулок (носок), который по предположению был на ноге проверяемого лица в момент оставления следа.
При проведении экспертизы дорожки следов ног необходимо представить схему и масштабные фотоснимки дорожки следов, подробное описание всех элементов дорожки (длины шага, ширины, величины угла постановки стопы и др.), описание характера и состояния следовоспринимающей поверхности, масштабные фотоснимки следов, которые изымались, до их изъятия или изготовления слепков. Копии (слепки) следов должны быть изготовлены не менее чем с двух-трех четких следов каждой ноги.
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов ног и обуви
- Пригодны ли для идентификации следы ног или обуви?
- Обувью какого типа (назначение, вид, модель, размер) образованы следы?
- Одной или разной обувью оставлены следы?
- Оставлены ли следы обуви обувью, изъятой у конкретного лица?
- Не оставлены ли следы ног в чулочно-носочных изделиях конкретным лицом?
- Каков механизм образования следов (образованы ли при ходьбе, беге, лицом, несшим значительный груз, и др.)?
- Каковы отобразившиеся в следах анатомические особенности человека?
- Оставлена ли дорожка следов конкретным лицом?
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные.
Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.
Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.
Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов
- Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
- Каким предметом образованы следы?
- С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
- Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
- Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
- Не оставлены ли следы проверяемым предметом?
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
- модель участка ДТП;
- протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
- фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
- участвовавшие в аварии ТС;
- результаты анализа технического состояния машин;
- объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.
Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.
Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки.
Вопросы для эксперта при проведении трасологической экспертизы ДТП
- Каков механизм образования представленного следа?
- В какой последовательности были образованы данные следы?
- Оставлены ли эти следы одним объектом либо разными?
- С помощью какого орудия были оставлены исследуемые следы?
- Как были расположены объекты относительно друг друга во время нанесения следов?
- Обувью какого размера был оставлен след?
- Какими особенностями походки обладает человек, который оставил след?
- Какими зубами оставлены исследуемые следы?
- Присутствуют ли на изучаемом замке признаки взлома?
- Какова степень пригодности замка для открывания и закрывания?
- В каком направлении двигался автотранспорт, который оставил представленный след?
- Какими колесами автомобиля (передними или задними) оставлены данные следы?
- Легковым или грузовым автомобилем были оставлены данные следы?
- Автомобилю какой марки и модели может принадлежать данный след?
Что нужно для исследования?
Ходатайство о трасологической экспертизе при ДТП может получить практически каждый участник аварии, имеющий для её проведения определённые основания. Действия независимых экспертов сопоставляют разрозненные факты, которые могут иметь непосредственную связь с происшествием, ввиду чего сотрудникам транспортно-трасологического отдела необходимо предоставить всю, имеющую отношение к аварии информацию. Чем больше будет фактов и сведений, тем быстрее и точнее будет смоделирована схема дорожного происшествия, посредством которой устанавливается точная траектория движения участников произошедшего.
Результат проводимого исследования будет напрямую зависеть от полноты предоставленного пакета документов, среди которых должны быть заключения сотрудников ГИБДД и иные материалы дела.
Сроки проведения трасологической экспертизы при ДТП будут максимально короткими, если у экспертов будут в наличии:
- схема ситуации, которая была составлена непосредственно участниками аварии или сотрудниками полиции;
- протокол, который составят сотрудники ГИБДД;
- фотоматериалы, сделанные экспертами непосредственно на месте аварии;
- транспортные средства, принимавшие непосредственное участие в аварии (для исследования имеющихся повреждений);
- любые видеоролики или фотографии, сохранённые в регистраторах технических средств;
- протокол, свидетельствующий о проверке автомобилей в отношении их технического состояния;
- справка из полиции, подтверждающая происшествие.
Конечно же, всего перечня необходимых аргументов и справок у участников дорожного происшествия может не быть, поэтому приведённый список не является обязательным, он носит более рекомендательный характер, ведь ситуации на дороге случаются совершенно разные, в зависимости от тяжести произошедшего экспертам может попросту понадобиться больше материалов.
Вопросы, решаемые трасологической экспертизой
Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.
Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:
- единоличное;
- комплексное;
- комиссионное.
Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.
Объекты трасологии:
- доказательства вещественного характера;
- материальная обстановка места происшествия;
- процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);
- справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).
Перечень вопросов, которые раскрывает трасология, обширен. Классификация подвидов исследования поможет разобраться детальнее.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
- реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
- причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
- кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
- примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
- список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
- указать тип транспортно-трасологической экспертизы.