Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сигареты по умолчанию вредны. И тем более продукция, выпущенная подпольными цехами на списанном большими компаниями оборудовании. Даже если подпольщики используют современные средства производства, вопрос сырья остается открытым.
Чем регулируется акциз на табак для кальяна
Российская Федерация по числу курильщиков занимает одно из лидирующих мест в мире. Каждый год от болезней, связанных с курением, в нашей стране умирают сотни тысяч людей. Это сказывается не только на судьбе отдельного гражданина, но и на жизни всей страны: страдает экономика, демографическая ситуация. В последние годы началось повальное увлечение курением кальяна. Считается, что это менее вредно, чем курение сигает, хотя медики с этим не согласны.
Государство принимает множество шагов для того, чтобы сделать табак менее доступным для отдельного человека, особенно ребёнка. Введение акцизного налога на табачные изделия повышает их стоимость, понижает покупательную способность курильщиков и делает табак практически недоступным для детей.
Выдача специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации и действующее законодательство
К нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы выдачи специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, относятся следующие документы:
-
федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»;
-
постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 27 «О специальных марках для маркировки табачной продукции»;
-
административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.02.2013 № 20н.
Порядок хранения специальных марок для маркировки табачной продукции
Производители табачной продукции должны хранить специальные марки в помещениях, которые:
-
служат для хранения марок и для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок;
-
размещаются в зданиях по месту нахождения производителей табачной продукции;
-
имеют прочные перекрытия пола и потолка (бетонные);
-
изолированы от других служебных и подсобных помещений капитальными стенами;
-
закрываются на внешнюю и внутреннюю двери;
-
соответствуют правилам пожарной безопасности, в том числе оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения.
Порядок уничтожения специальных марок для маркировки табачной продукции
Специальные марки, которые:
— получены, но не использованы производителем табачной продукции;
— оказались поврежденными:
-
во время транспортировки от территориального налогового органа до производителя табачной продукции;
-
во время хранения у производителя табачной продукции;
-
или при нанесении на табачную продукцию
подлежат уничтожению производителем табачной продукции в присутствии должностного лица территориального налогового органа.
Уничтожение производителем табачной продукции специальных марок проводится на основании акта об уничтожении специальных марок. К акту об уничтожении специальных марок должны быть приложены листы бумаги, подлежащие уничтожению, со специальными марками, которые наклеены на эти листы следующим образом:
-
специальные марки наклеиваются так, чтобы четко просматривалась центральная часть марки;
-
специальные марки наклеиваются без складок и неровностей;
-
при разрыве специальной марки отдельные ее части должны быть соединены.
Акт об уничтожении специальных марок составляется в двух экземплярах и подписывается материально ответственным лицом со стороны производителя табачной продукции и должностным лицом территориального налогового органа.
Первый экземпляр акта об уничтожении специальных марок остается у производителя табачной продукции, второй экземпляр акта об уничтожении специальных марок вручается должностному лицу территориального налогового органа.
Во Всемирной организации здравоохранения напоминают о том, что рост цены на сигареты — это самый действенный и эффективный способ справиться с повсеместной проблемой курения среди наших граждан. Работники здравоохранения лишний раз подчеркивают, что, если предпринять подобные меры, то эффект и результат будет куда лучше, чем всевозможные антитабачные кампании, а также запрещение курить в общественных местах.
Что же касается опрошенных экспертов по сути данного вопроса, то они считают, что стоимость одной сигаретной пачки может превысить сто рублей, а в среднем по российскому рынку она составит 113-115 рублей. Граждане Российской Федерации уже почувствовали подорожание цен в связи с введением акцизов и, действительно, как и ожидалось, текущий год стал одним из наиболее чувствительных за всю историю в вопросе цен на табак и алкоголь.
Часть табачных акцизов в 2020 году могут передать регионам, считает Рябухин
Инициатива сенаторов по передаче 15 процентов акцизов на табачные изделия с федерального уровня на региональный может быть реализована не раньше 2020 года, после того, как будет скрупулёзно проанализирована эффективность задействованного с 1 марта механизма обязательной цифровой маркировки сигарет и папирос.
Об этом «Парламентской газете» в пятницу сообщил председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
Основной целью маркировки, которая в 2018 году проходила в России в форме эксперимента и на добровольной основе, является повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта.
По данным экспертов, в период с 2015 по 2018 год доля нелегальных сигарет в России выросла в 8 раз и к концу прошлого года увеличилась до 8,4 процента рынка.
Перевод отрасли на обязательную маркировку, по мнению Сергея Рябухина, помимо повышения прозрачности, имеет ещё один положительный момент — появляется основание вернуться к теме увеличения доходной базы регионов за счёт табачных акцизов, поднятой сенаторами в прошлом году.
Напомним, что в июле прошлого года в палате регионов предложили кабмину перенаправить в субъекты минимум 15 процентов для компенсации выпадающих доходов после отмены с 1 января текущего года налога на движимое имущество. По расчётам законодателей, мера принесла бы в региональные бюджеты дополнительно 100 млрд рублей.
Однако Минфин от идеи воздержался на том основании, что на тот момент в стране нельзя было в полной мере контролировать оборот табачных изделий, а следовательно, и невозможно было рассчитать, сколько конкретно денег нужно перечислять конкретному региону. С введением повсеместной маркировки сигарет такая возможность появляется.
«Два с половиной года назад мы вышли с этой инициативой к Президенту России, который поручил кабмину рассмотреть возможность передачи части табачных акцизов в регионы. Мы также обращались и к председателю Правительства.
Теперь с нетерпением ждём, когда будет повсеместно внедрён механизм маркировки с тем, чтобы потом по итогам первого года работы системы его можно было использовать для исчисления по региональному срезу», — пояснил сенатор.
«Нам важно понять, какой объём табака потребляется в каждом регионе — для расчёта пропорциональной доли субъекта в общей сумме акцизов», — уточнил он.
Сергей Рябухин отметил также, что окончательно вопрос передачи доли табачных акцизов в регионы можно решить не раньше 2020 года после всесторонней оценки эффективности нового механизма учёта и контроля табака.
«Система только начала работать, нужно оценить, насколько она достоверна и отработана со всех точек зрения. Торопиться здесь не стоит», — подчеркнул парламентарий.
Ранее «Парламентская газета» писала, что механизм маркировки табачных изделий предполагает нанесение производителем на пачку сигарет сгенерированного цифрового кода в формате Data Matrix, с помощью которого прослеживается путь пачки от производителя до потребителя. Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Внедрение обязательной маркировки сигарет разделено на этапы для более плавного перехода: с 1 марта 2019 года участники оборота регистрируются в системе. С 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой, а розница начинает передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему.
Сообщалось также, что с 19 февраля вступило в силу правительственное постановление, повышающее стоимость акцизных марок для табачной продукции на 50 рублей — до 200 рублей за тысячу штук (без НДС).
Повышение цен на акцизные марки связано с подорожанием себестоимости их производства, пояснили ранее в кабинете министров.
Ряд поправок унифицирует российские нормы об акцизных марках с правом Евразийского экономического союза.
В России маркировке подлежат следующие виды табачной продукции:
сигареты — с фильтром и без; папиросы; сигары; сигариллы; табак — трубочный, курительный, для кальяна; биди (табак, завёрнутый в лист тенду и обвязанный ниткой); кретек (сигареты, в которых табак смешан с измельчённой гвоздикой); некурительные табачные изделия — нюхательный, жевательный и сосательный табак.
Реализация сигарет без «Честного ЗНАКа»: кого ждут штрафы и как их избежать
Все перемещения ТП отслеживаются в ГИС МТ «Честный ЗНАК» (ЧЗ). Контроль движения продукции на всех звеньях товарной цепи обеспечивается при помощи кодов DataMatrix.
Какие товары подлежат маркировке
С 01.07.2020г. в России запрещена продажа сигарет и папирос без маркировки. В июле 2021г. ОМ стартовала для АТП. За производство, ввоз и продажу сигарет и АТП предусмотрено не только наложение штрафа, но и лишение свободы.
Начиная с 11.01.2021г. был запущен пилотный проект по нанесению маркировки для:
-
Стиков для Iqos, Glo, Ploom и других систем нагревания.
-
Курительных смесей без табака, но содержащих никотин.
Антитабачная концепция
В антитабачной концепции, проект которой разработал Минздрав России на 2017-2022 гг., рассматриваются вопросы, связанные с постепенным увеличением налогового бремени на производящие табачные изделия организации. Налог предполагается довести до средних показателей стран Европы, а также планируется утвердить экологический налог на сигареты.
В документе говорится об эффективности будущих мер и выгоде для государства, которые заключаются в снижении объемов потребления табачных изделий, уменьшении затрат на устранение последствий употребления табака и увеличении отчислений налогов в бюджет.
Таким образом, большинству потребителей табачной продукции экономить будет очень сложно. Ежедневно курильщик расходует около 15% своих средств на сигареты, а если доход равен минимальному, то около 23%. Розничная стоимость сигарет состоит из таких частей:
- цена производителя сигарет – 42 %;
- акциз (налог) – 40 %;
- НДС –18 %.
Стоимость одной единицы табачной продукции сразу же повышается, если происходит увеличение какой-либо из этих частей. Эксперты предполагают, что на рынке возрастет количество контрафактной продукции из стран СНГ, т.к. покупатель вредную привычку не бросит, а начнет поиски более дешевого варианта, пусть и невысокого качества.
В настоящее время на рынке продукции из табака более 37 % принадлежит дешевым маркам сигарет. Для России это довольно высокая цифра, учитывая, что идет борьба за здоровье населения и ведется пропаганда здорового образа жизни.
Чем регулируется акциз на табак для кальяна
Российская Федерация по числу курильщиков занимает одно из лидирующих мест в мире. Каждый год от болезней, связанных с курением, в нашей стране умирают сотни тысяч людей. Это сказывается не только на судьбе отдельного гражданина, но и на жизни всей страны: страдает экономика, демографическая ситуация.
Государство принимает множество шагов для того, чтобы сделать табак менее доступным для отдельного человека, особенно ребёнка. Введение акцизного налога на табачные изделия повышает их стоимость, понижает покупательную способность курильщиков и делает табак практически недоступным для детей.
К операциям с подакцизной продукцией относятся:
- Импорт табака.
- Реализация продукции, произведённой в РФ. Реализацией называется переуступка права собственности путем продажи, дарения или натурального обмена. Акциз выплачивает только производитель.
- Реализация конфискованной и бесхозной продукции, которая подлежит акцизному обложению.
- Передача подакцизной продукции (без права собственности).
Акциз оплачивает только производитель. При дальнейшем движении товара, например, от оптового покупателя к розничному, акциз не полагается.
В настоящее время небольшие табачные киоски, палатки и Интернет—магазины ведут торговлю безакцизной табачной продукцией. Оборот незаконной табачной продукции превышает долю легальных продаж. В Российской Федерации отсутствует широкая практика применения административных и уголовных наказаний за отсутствие маркировки.
Гораздо меньшую прибыль получают магазины, торгующие легальным табаком. У них нет таких широких возможностей, как у кальянных. В итоге труднее всех приходится наиболее добросовестным продавцам, которые реализуют только маркированную продукцию.
- табак был ввезён контрабандным путём,
- таможенные платежи не производились;
- товар незадекларирован;
- продукция не имеет сертификата качества.
Значит, табак скорее всего некачественный, мог быть изготовлен в несоответствующих условиях, с нарушением технологии, либо это может быть полностью забракованный товар. Такой табак экономически невыгодно ввозить официальным путём, с уплатой всех пошлин и налогов.
Кроме того, часто такой табак производится на территории нашей страны. Он может быть опасен для здоровья из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм и нарушения компонентного состава табака. Но продавать такой табак очень выгодно для недобросовестных продавцов. Низкая себестоимость позволяет получать огромные прибыли.
Чем отличается табак для кальяна оптом без акциза?
Безакцизный табак зачастую представляет собой отличную кальянную заправку, со всеми свойствами, присущими продукции того или иного производителя. Тем не менее, эти табачные смеси предоставляются по более доступным ценам, ведь компания затратила меньше средств на ввоз данных товаров в страну. Особо выгодными становятся оптовые закупки таких кальянных продуктов, что часто выбирают владельцы специализированных заведений.
Что касается недостатков табака оптом без акциза, здесь все зависит от доверия покупателя к торговой точке. Если продавец обладает некоторым авторитетом на рынке, табак для кальяна оптом без акциза может стать превосходной покупкой, позволяющей сэкономить, получив в свое распоряжение качественный товар.
Что меняется для тех, кто на ЕНВД и патенте?
С 1 января 2020 года ИП на ЕНВД и патенте, торгующие товарами, подлежащими обязательной маркировке, лишаются права использовать эти спецрежимы налогообложения.
Что меняется? Для ИП и организаций на указанных специальных режимах, торгующих табачной продукцией, необходимо выбрать другую систему налогообложения – это раз. Два – необходимо менять фискальный накопитель (ФН) на новый с более коротким сроком действия.
Если компания использует специальный режим налогообложения, в том числе и упрощенную систему налогообложения, и использует фискальный накопитель со сроком действия 36 месяцев, то она будет обязана заменить фискальный накопитель со сроком действия 13 или 15 месяцев. Данное положение прописано статье 4 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Какое наказание предусмотрено за отсутствие маркировки?
Цель расширения списка подакцизных товаров – повысить госдоходы, а вот цель введения на них маркировки — снизить оборот контрафактной продукции в России. На рынке табачной продукции доля контрафакта, по разным оценкам, составляет от 5 до 10%. В Кодексе об административных правонарушениях прописана система штрафов для нарушающих требования маркировки.
Штрафы для производителей продукции, не промаркировавших товар:
- ИП – штраф в размере 10-15 тысяч рублей,
- Юридическое лицо – штраф в размере 100-150 тысяч рублей.
Штрафы для продавца за реализацию не промаркированного товара:
- ИП – штраф в размере 10-15 тысяч рублей,
- Юридическое лицо – штраф в размере 200-300 тысяч рублей.
В соответствии со ст. 187 НК РФ налоговая база по табачным изделиям, в отношении которых установлены специфические ставки акциза, определяется как объем реализованной или переданной продукции в натуральном выражении. Таким образом, при реализации произведенного табака, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, налоговая база устанавливается как количество реализованной продукции в килограммах, при реализации сигар — как количество реализованной продукции в штуках, а при реализации сигарилл — как количество реализованной продукции в тысячах штук.
С 1 января 2007 г. изменился порядок определения налоговой базы на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» п. 2 ст. 187 НК РФ дополнен пп. 4, согласно которому налоговая база при реализации (передаче) вышеуказанных товаров, произведенных налогоплательщиком, определяется как объем реализованных (переданных) сигарет и папирос в натуральном выражении (в тысячах штук) и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен (а не из отпускных цен за вычетом НДС и акциза, как это было в 2006 г.).
Итак, что ждет участников оборота за несоблюдение правил маркировки нагревательного табака и кальянных смесей?
За производство никотиносодержащей продукции без нанесения специальных кодов грозят штрафы:
- Юридическим лицам от 50 000 до 100 000 рублей;
- Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей.
За нарушение оптовыми и розничными продавцами правил закупки, реализации и хранения никотиносодержащей продукции:
- Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 рублей;
- Должностным лицам и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
- Физическим лицам от 2 000 до 4 000 рублей.