Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дееспособность понимают, как возможность лица брать на себя ответственность, расширять свои права и самолично выполнять их. В большинстве случаев человек признается дееспособным, когда достигает 18 лет. Если россиянин заключил брачный союз до совершеннолетия, его считают дееспособным. Суд может признать брак недействительным, тогда этот статус потеряет свою силу и вернется к человеку в 18 лет. Когда брачный договор между взрослым и несовершеннолетним расторгнут, последний сохраняет за собой статус дееспособности.
Основание возникновения прав и обязанностей родителей
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, то есть 18 лет. Родители осуществляют свои права и обязанности в отношении детей до момента совершеннолетия последних.
Обратите внимание: российское законодательство устанавливает случаи, при наступлении которых ребенок может стать совершеннолетним и обрести полную дееспособность до наступления возраста 18 лет. К таким случаям законодатель относит вступление в брак несовершеннолетнего лица, а также осуществление им трудовой или предпринимательской деятельности.
Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей является установленное в законном порядке их кровное родство, то есть происхождение ребенка от конкретных матери и отца.
Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка в медицинской организации.
Если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, то отцом ребенка автоматически признается супруг матери ребенка.
Важно знать: если в течение трехсот дней после расторжения брака бывшая супруга родила ребенок, то отцом ребенком автоматически признается бывший муж матери ребенка.
В ситуации, когда ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления от матери и отца ребенка в органы ЗАГСа.
В случае смерти матери ребенка или невозможности установить ее настоящее местонахождение отцовство устанавливается по заявлению отца с согласия органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то отцовство устанавливается в судебном порядке.
Сотрудники ЗАГСа вносят в актовую запись о рождении ребенка запись о его родителях, которая и является подтверждением родства между родителями и ребенком.
Дело №2-10/04.
ЧАСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 апреля 2004 г. р. п. Самойловка
Судья Самойловского районного суда Саратовской области Козлов С.С, с участием прокурора прокуратуры Самойловского района Сапожникова А.Л., представителя истца Воло-ховой Н.Н., действующей на основании доверенности № 28 от 22 января 2004 г., представителя органа опеки и попечительства Самойловского района Подгорной Е.А., действующей на основании доверенности № 151/01-10 от 11 февраля 2004 г., представителя ответчика Сидилева Ю.Н. адвоката Асотова А.В., действующего на основании ордера юридической консультации Самойловского района № 67 от 7 апреля 2004 г., при секретаре Хащенко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловского социального приюта для детей «Забота» в интересах несовершеннолетних Франк Надежды Викторовны, Сидилевой Людмилы Юрьевны к Мазаник Анне Леонидовне и Сидилеву Юрию Николаевичу о лишении родительских прав и взыскании алиментов, установил:
Социальный приют для детей «Забота» обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних Франк Надежды Викторовны, Сидилевой Людмилы Юрьевны к Мазаник Анне Леонидовне и Сидилеву Юрию Николаевичу о лишении родительских прав и взыскании алиментов.
Рассмотрев указанный спор, суд своим решением 19 апреля 2004 г. полностью удовлетворил требования истца. При рассмотрении данного дела в судебном заседании установлено, что на протяжении длительного времени – с конца 2002 г. по 25 июня 2003 г. несовершеннолетние Франк Надежда Викторовна, Сидилева Людмила Юрьевна находились без попечения и присмотра, о чем было известно представителям органа опеки и попечительства Самойловско-го района, которые своевременно не приняли решения о помещении несовершеннолетних в детское учреждение. Кроме того, еще в 2001 г. социальный приют для детей «Забота» имел возможность обратиться в суд с иском в интересах детей о лишении Мазаник Анны Леонидовны и Сидилева Юрия Николаевича родительских прав и взыскании алиментов, что отвечало бы интересам детей. Однако такого иска в суд не поступало, что говорит о том, что социальный приют для детей «Забота» и орган опеки и попечительства Са-мойловского района не выполняют в полной мере возложенных на них полномочий по защите прав детства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 226 ГПК РФ, судья определил:
1. Об изложенном довести до сведения начальника Управления образования при администрации Самойловского района Саратовской области Шиповского В.И. и директора социального приюта для детей «Забота» р. п. Самойловка Саратовской области Кравцевой Т.М. для принятия соответствующих мер.
2. О принятых мерах сообщить Самойловскому районному суду в установленный законом месячный срок.
Комментарии к ст. 63 СК РФ
1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).
Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .
См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).
2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).
Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения и��и среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.
Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
Многих интересуют не только права детей, а также их обязанности. В последние десятилетия появилось расхожее мнение: даже дошкольники отлично знают то, что им положено, но совершенно забывают о том, что они должны делать сами.
Несовершеннолетние обязаны:
- слушаться родителей (законных представителей), принимать их внимание и заботу;
- добросовестно учиться, заниматься самообразованием и самовоспитанием;
- подчиняться уставу и остальным локальным актам образовательного учреждения;
- знать и соблюдать правила поведения в обществе;
- не нарушать закон. Причем следует помнить: незнание закона не может освобождать от ответственности;
К административной ответственности привлекают с 16 лет (ст. 2.3 КоАП).
- соблюдать дисциплину, принятую в организации, и правила внутреннего рабочего распорядка (в случае устройства на работу);
- юноши, достигшие 17-летнего возраста, обязаны встать на воинский учет.
Обязанности ребенка по отношению к родителям
Помимо прав, каждый человек имеет и ряд обязательств, перед своими близкими людьми, окружающим социумом и государством.
Если обязанности взрослых людей перед детьми не вызывают вопросов и подкрепляется общественным сознанием, то обязанности детей по отношению к родителям, чаще всего, не совсем понимаются большинством.
Несовершеннолетний, обязан не нарушать права остальных членов семьи и общества.
К соблюдению семейных традиций, нормам воспитания и правилам внутри семьи, с юридической точки зрения, его принудить нельзя. Для выполнения определенных обязательств в семье до восемнадцати лет человека следует приучать на воспитательной основе, а не требовать исполнения, согласно закону.
Отношения между родственниками, складываются на основе их изначального отношения друг к другу и воспитания. Если обстановка в семье, сложилась уважительная и спокойная, то проблем с тем, чтобы напомнить об обязанностях ребенка, ему самому, не должно возникнуть.
В случае, когда с самого начала, воспитанию не придавали должного значения или делали это не правильно, поможет только специалист по семейным делам или психолог, но никак не юридические основы и принуждение.
Итак, на основе этого, сделаем вывод, что в обязанности ребенка к родителям, входит лишь то, чтобы не нарушать их гражданские права и свободу.
Ответственность детей за невыполнение обязанностей
Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.
При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.
В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:
- хулиганство;
- распитие алкоголя;
- употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.
Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:
- с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
- с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
- с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
- с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.
Правовые отношения между детьми и родителями
Кроме любви и нежной привязанности родителей к своим детям, между ними существуют правовые отношения, регламентированные рядом нормативных документов: Конституцией РФ, Семейным кодексом, Конвенцией о правах ребёнка.
По закону России, родительские права и обязанности имеют некоторые особенности:
- преимущественное право перед другими лицами на воспитание своих детей;
- равноправие между матерью и отцом по отношению к ребёнку независимо от того, зарегистрирован брак или нет, добровольно признано отцовство или в судебном порядке;
- соблюдение приоритета прав и интересов ребёнка, учёт его мнения при решении вопросов, касающихся получения образования;
- ограниченность по времени (до исполнения 18 лет).
Неисполнение родительских обязанностей или халатное отношение к ним может повлечь серьёзную ответственность, вплоть до уголовного наказания и лишения родительских прав.
Маленький помощник или домашний раб?
Если взвалить на детские плечи непосильную ношу забот и дел, то это может привести к множеству проблем. Ребенок может чувствовать себя ущемленным в своих правах. Постоянно находясь в таком состоянии, он замыкается в себе, подавляя личность, свои собственные желания, предпочтения. Может случиться и так, что чадо станет неуправляемым, начнет устраивать бунты, протесты, перестанет слушаться родителей. Ребенок должен быть помощником, а не рабом ваших желаний и указаний.
Как часто приходится наблюдать, с какой настойчивостью мамы порой пытаются передать ответственность за младшего члена семьи старшему. Они говорят: «поиграй с ним». Заставляют: «помоги ему». Осуждают: «почему ты этого не сделал?».
Это только один пример. А ведь старший ребенок тоже человек, имеющий свои права. Заставляя его выполнять приказания, просьбы не подходящие по возрасту, вы губите его самооценку, угнетаете его личность. Помощь всегда должна быть в удовольствие.
Для того чтобы привить малышу такие черты характера, как благородство и взаимовыручка, надо над этим работать. Всегда говорите о том, что помогать хорошо, правильно. Такое поведение достойно уважения.
Защита прав несовершеннолетних детей
В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.
Семейный кодекс России гласит, что несовершеннолетнее лицо имеет право в любом возрасте обратиться в органы опеки с жалобой и заявлением. Однако вопрос защиты свобод несовершеннолетних осложняется тем, что сам ребенок крайне редко самостоятельно обращается за помощью. Специалисты предполагают, что это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в общественных детских организациях.
Равноправие всех детей
Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.
Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.
Интересы несовершеннолетнего
Для начала следует отметить: что по действующему законодательству нет чётких принципов, которые давали бы основание оставаться несовершеннолетнему исключительно с матерью. По нормам такое лицо может проживать с любым из родителей.
Именно поэтому в судебном делопроизводстве всегда руководствуются интересами малыша, а потом уже всех остальных. Другое дело, что в большинстве случаев именно мать остается с дитем, а отец становится «воскресным». Хотя бывают и исключения из правил.
И кстати, получить развод при наличии малыша возможно только в судебном порядке, даже если каждая из сторон не выдвигает никаких претензий друг к другу.
По решению должно стать ясным: с кем он остается. Любые спорные моменты, возникающие в процессе урегулирования вопросов воспитание детей, рассматриваются в рамках гражданского делопроизводства (ГПК).
Вопросы, которые решаются в судебном порядке в разрезе воспитания общих детей:
- Кто с кем остается;
- Где будет проживать малыш;
- Определяются обязанности стороны, не проживающей совместно с малышом;
- Прописываются и возможности такого субъекта, с определением частоты возможных посещений, возможных вариантов совместного отдыха, досуга, применение воспитательных мер и т.п.;
- Вычисляется размер будущих алиментов, алгоритм их уплаты;
- Решается вопрос о передачи части имущества.
Конечно, вариантов вопросов, которые могут быть рассмотрены, может быть множество. Как показывает практика, все зависит даже не от вынесенного приказа, а от самой атмосферы между супругами. О некоторых нюансах легче договориться самостоятельно.
Каковы последствия ненадлежащего исполнения?
Те из родителей, кто ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по отношению к детям, не достигшим 18 лет, подпадают под административное наказание (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ). Это предупреждение или наложение штрафа, но это только в первый раз.
Если же неисполнение родительского долга отягощено жестокостью, то наказание уже более серьезное, это уголовное наказание (ст.156 УК РФ) в виде очень крупного штрафа, или отработкой обязательного срока до 440 часов, или до 3 лет принудительных работ.
При наличии совокупности оснований, проявляющихся в целом комплексе не исполненных долгов перед детками, осложненных преступным умышленным причинением вреда здоровью несовершеннолетнего малыша, его родителей лишают родительских прав (ст. 69 СК РФ).
Может быть принято решение об ограничении прав родителей (ст. 73 п. 2), когда жизни или воспитанию дитя действительно есть реальная угроза, исходящая от поведения мамы или папы.