Учет реализации металлолома в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет реализации металлолома в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае, если необходимость вести такие операции появляется редко, то данная статья поможет быстро решить возникшую проблему посредством введения ручных проводков в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0. Но есть и другие ситуации. Например, если компания в будущем планирует выполнять большое количество аналогичных операций. В такой ситуации следует заранее позаботиться о приобретении программы 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 версии КОРП. Ее особенностью является то, что учет покупки и продажи лома полностью автоматизирован. Следовательно, бухгалтеру не нужно регулярно прибегать к ручным проводкам. Кроме того, данная версия имеет немало сходств с обычной программой, поэтому у пользователя не возникнет трудностей с ее использованием.

Как определяется цена металлолома и макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Оприходование металлолома на счет 105 36

В целях реализации металлолома (ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов нефинансовых активов и т. п.) его следует поставить на учет на счет 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». Материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств (ОС) или иного имущества, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета № 157н, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Текущей оценочной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н). Оценочную стоимость определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов на основании информации об уровне цен на металлолом, полученной от организации, которая занимается его закупкой и переработкой (или у других аналогичных организаций). Также в оценке комиссия может использовать сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе.

В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н) первичным документом для принятия к учету металлолома, узлов и деталей, полученных от ликвидации нефинансового актива, служит Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Согласно пункту 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н) принятие материальных запасов, в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, полученных в результате ликвидации (демонтажа) объектов нефинансовых активов, отражается записью:

Дебет 0 105 00 000 «Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) Кредит 040110180 «Прочие доходы»

В тоже время Инструкцией № 162н предусмотрена также корреспонденция со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»:

Выдержка из документа

«Оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 „Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) и кредиту счета 0 401 10 172 „Доходы от операций с активами»».

пункт 23 Инструкции № 162н

Как рассчитывают НДС на металлолом в 2021

Сумму НДС с аванса налоговый агент определяет по формуле:

Сумма НДС с аванса = (Сумма аванса + Сумма аванса * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму НДС с отгрузки определяют похожим образом:

Сумма НДС с отгрузки = (Стоимость товара + Стоимость товара * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Налог к уплате рассчитывают в рамках квартала, в котором покупали металлолом. НДС, который начислили в течение квартала, компании — плательщики НДС уменьшают на сумму вычетов по НДС и увеличивают на сумму восстановленного налога, если он есть:

НДС к уплате = Начисленный НДС — Вычеты по НДС + Восстановленный НДС

Вычеты НДС на металлолом. Вычет заявляют только на основании счета-фактуры от поставщика (письмо ФНС от 16.05.2018 № СД-4-3/9293). При покупке вторсырья компания может уменьшить НДС на несколько видов вычетов, которые закреплены в п. 4.1 ст. 173 НК РФ:

  • вычет НДС, который налоговый агент начислял в течение квартала при покупке вторсырья;
  • вычет НДС при возврате вторсырья продавцу или аванса клиенту, такое право есть у покупателей металлолома — плательщиков НДС (п. 5 ст. 171 НК);
  • вычет НДС с аванса, который уплатил налоговый агент продавцу (абз. 2 п. 12 ст. 171 НК): он сначала начисляет НДС с аванса, а потом принимает его к вычету;
  • вычет НДС при уменьшении цены или объема вторсырья:налоговый агент сперва начисляет НДС с отгрузки, а если цена или объем уменьшаются, принимает излишне начисленный налог к вычету вместо продавца.

Восстановленный НДС. Налоговый агент восстанавливает налог при возврате аванса или при получении товаров, за которые платил аванс и принимал налог к вычету. Также иногда приходится частично восстанавливать НДС, если изменилась стоимость или объем вторсырья по соглашению с продавцом.

В бюджетном учреждении в процессе проведения ремонтных работ по замене металлических ограждений территории образовались отходы в виде металлолома, которые оно решило реализовать коммерческой утилизирующей организации. Было принято решение оприходовать металлолом по цене реализации. Общая сумма составила 15 300 руб.

При отражении операции необходимо учесть следующее.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом текущая оценочная стоимость нефинансового актива определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом (п. 25 Инструкции № 157н).

На основании ст. 247 НК РФ бюджетное учреждение при совершении операций по реализации металлолома признается плательщиком налога на прибыль. База по налогу на прибыль организаций – денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, которые выражены в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ стоимость материалов или иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). На основании изложенного металлолом, полученный в результате списания основного средства и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде данных отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализация лома государственным является доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данной операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, обозначенных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материалов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данных материалов, оцененных в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

В 2019 учет металлолома, который приобретен у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, ведут в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», который утвержден Приказом Министерства финансов в 2001 году.

Этот документ, а также Методические указания по учету материально-производственных запасов свидетельствуют о том, что купленный лом можно относить к МПЗ и оценивать его стоимость в соответствии с фактически понесенными затратами. В них входят:

  • рыночная цена;
  • заготовительные расходы, которые сопряжены с подготовкой вторсырья к переработке;
  • транспортные расходы.

Понесенные затраты также можно отнести к транспортно-заготовительным расходам, но это нецелесообразно, поскольку траты на доставку, заготовку и хранение связаны с использованием металлолома, а не с расходами предприятия в целом.

В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.

Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).

Перед тем, как оценить и поставить на учет то или иное имущество, нужно его правильно квалифицировать, для чего, в свою очередь, нужно представлять его сущность. Если обратиться к ст. 1 Закона об отходах производства и потребления , из нее следует, что под ломом и отходами цветных и (или) черных металлов подразумеваются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства этих изделий.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Что это означает? Что лом черных и цветных металлов образуется в процессе производства, а не является сырьем, специально произведенным для производства. В то же время названный лом может быть приобретен для переработки и использования ее результатов в изготовлении продукции. Так или иначе лом черных и цветных металлов может быть связан с производством, то есть участвует в получении экономических выгод, и его можно считать активом. Но каким? Отчасти ответ на этот вопрос дало финансовое ведомство в Письме от 22.07.2015 N 07-01-10/42253. Но прежде для справки приведем разграничение цветных и черных металлов .

Для улучшения качества в черные металлы вводят легирующие добавки — медь, никель, хром, кремний.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Отличительные признаки металлов ¦
L------------------T------------------------------------T------------------
-------------------+-----------------T------------------+-----------------¬
¦ Черные металлы ¦ Цветные металлы ¦
L------------------T-----------------+-------------------------------------
-------------------+-----------------T------------------------------------¬
¦Представляют собой сплав железа ¦Представляют собой сплавы на основе ¦
¦с небольшим количеством углерода. ¦алюминия, магния, меди, никеля, ¦
¦Наряду с углеродом черные металлы ¦цинка, олова, свинца. Как правило, ¦
¦могут содержать кремний, марганец, ¦состоят из зерен, тесно прилегающих ¦
¦фосфор, серу и другие элементы, ¦друг к другу и характеризующих ¦
¦попадающие из руд или добавляемые ¦химические и физические свойства ¦
¦в них в процессе плавки ¦металла ¦
L------------------T-----------------+------------------T------------------
-------------------+------------------------------------+-----------------¬
¦Химический состав и структура металла предопределяют его физические и ¦
¦механические свойства: прочность, твердость, плотность. Механические ¦
¦свойства в значительной степени позволяют определить, насколько хорошо ¦
¦будет работать деталь в эксплуатационных условиях ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Как видим, основным отличием черных металлов от цветных является наличие в первых железа, а во вторых — иных химических элементов из группы металлов. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения главное понимать, что лом как черных, так и цветных металлов характеризуется утратой первоначальных потребительских свойств, что больше характеризует его как отходы производства и потребления.

Что нужно знать о сборщиках металлолома?

В первую очередь — что они являются физическими лицами, признаваемыми плательщиками НДФЛ. Уменьшить облагаемые доходы от сдачи металлолома они могут на имущественный вычет в размере не более 250 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Граждане, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог (пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

В то же время доходы, получаемые физическими лицами — налоговыми резидентами от продажи движимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от налогообложения (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Чтобы воспользоваться этой преференцией, налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в собственности три года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте , который определяет конец срока нахождения лома металлов в собственности гражданина. Начало же этого срока может определяться по документам о приобретении имущества, остатки которого были сданы на металлолом. При этом приемщики металлолома, выплачивающие освобожденный от налогообложения доход, не признаются налоговыми агентами.

В декларации 3-НДФЛ указывается код 1520 — владение иным имуществом.

Декларация подается в обязательно, если имущество принадлежало владельцу менее 3 лет.

В декларации по НДС — код 1011715. Используется при реализации металлоотходов, указывается по 2 разделу, строке 070.

Заполняется декларация на основании письма № СД-4-3/7484 ФНС РФ от 19.04.2018 г.

Нужно ли платить налог от сдачи металлолома частным лицам, подробно рассмотрено в письме Минфина РФ № 03-04-05/24432 от 27 июня 2013 г.

Лица обязаны производить уплату НДФЛ с продажи металлического утиля. Исключением является ряд случаев, указанных в Кодексе. Не уплачивают НДС при сделках с отходами.

ИП, организации — налоговые агенты по НДС с 01.01.2018г (ФЗ № 335 от 27.11.2017 г.). Покупатели считают и уплачивают пошлины. Имеют право высчитывать НДС и обязаны подавать декларацию.

Налоговый учет операций по реализации основных средств

Отражение операций по реализации (выбытию) основных средств (ОС) в налоговом учете осуществляется в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Статьей 323 НК РФ установлены особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом, заключающиеся в особых правилах определения прибыли или убытка от реализации (выбытия) амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода или расхода.

  • Аналитический учет по каждому объекту должен содержать информацию о:
  • — первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде;
  • — изменениях первоначальной стоимости таких ОС при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;
  • — принятых организацией сроках полезного использования ОС;
  • — способах начисления и сумме начисленной амортизации по амортизируемым ОС за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло);
  • — цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;
  • — дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;
  • — дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользования, дате завершения работ по реконструкции, дате модернизации;
  • — понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, в частности расходах на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходах на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы.

К расходам, связанным с реализацией (выбытием) ОС, могут быть отнесены расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества. В соответствии со ст. 265 НК РФ все перечисленные расходы квалифицируются в налоговом учете как внереализационные.

Декларация по налогу на прибыль за июль 2021 года

До 2018 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2018 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 10

Предприятия черной и цветной металлургии имеют дело с ломом металлов. Причем помимо собственных отходов производства используются и отходы потребления, сдаваемые на пункты приема металлолома. Как их классифицировать и отразить в бухгалтерском учете предприятия? Что нужно знать о налогообложении прибыли и НДС? Возникает ли облагаемый доход у сдатчика лома черных и цветных металлов?

Отходы производства подлежат бухгалтерскому учету, если соответствуют признакам объектов бухучета, например признакам материально-производственных запасов, установленным ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Для отражения такого имущества в дополнение к названному бухгалтерскому стандарту следует применять Методические указания по учету МПЗ , а также действующий План счетов и Инструкцию по его применению. Согласно последнему документу отходы производства учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет 10-6 «Прочие материалы». Данное указание применимо к отходам, которые образуются в процессе производства, так как согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.), неисправимого брака, материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы или запасные части (металлолом, утильсырье).

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

А как быть с тем металлоломом, который не образуется в процессе производства, а приобретается у физических и юридических лиц для дальнейшей переработки и использования в качестве сырья для производства продукции? Можно ли такой металлолом отразить на субсчете 10-1 «Сырье и материалы», на котором учитывается наличие и движение сырья и основных материалов (в том числе строительных — у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении? Автор не сторонник применения этого субсчета к закупаемому у населения металлолому: он требует дополнительных действий (переработки), что больше отвечает использованию в производственном цикле возвратных отходов, а не «готового» сырья и материалов.

В то же время не следует ставить знак равенства между рассматриваемым металлоломом со стороны и возвратными отходами. Причина в том, что они имеют разный источник получения и формирования цены. Если обратиться к п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, в нем сказано, что стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи). Первый вариант оценки предполагает сравнение отходов с МПЗ, которые используются в производстве продукции, а сами отходы являются возвратными и их стоимость относится в уменьшение оценки материалов, отпущенных в производство. Второй вариант оценки применяется к невозвратным отходам, но используемым вне производства .

Подробно об этих видах отходов рассказано в статье И.И. Дубовик «Отходы производства», N 7, 2015.

Причем оба варианта изначально ориентированы на отходы, которые образуются в процессе производства. Основу таких отходов составляют сырье и материалы, закупленные для производства, и именно они являются источником формирования стоимости возвратных отходов, что отражается проводкой Дебет 10-6 Кредит 10-1. Для закупаемого у населения металлолома такая запись не подойдет, поскольку предприятие несет затраты на выплату вознаграждения гражданам, то есть имеет место приобретение материальных ценностей у населения за деньги, что может быть отражено проводкой Дебет 10-6 Кредит 50. Но это еще не все.

Из ПБУ 5/01 и Методических указаний по учету МПЗ следует, что приобретенный у физических и юридических лиц лом металлов может учитываться в составе МПЗ и оцениваться по фактическим затратам на приобретение. Они включают закупочные (рыночные) цены и заготовительные затраты, связанные с подготовкой отходов к переработке и их транспортировкой. Как вариант, данные затраты можно учитывать отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов, но правильно ли это, ведь затраты по закупке, доставке и переработке металлолома относятся именно к нему, а не ко всем материальным затратам предприятия в целом?

Более объективным является списание рассматриваемых расходов на увеличение стоимости переработанного металлолома, затем отпущенного в производство. Но еще проще работать со сторонними пунктами по сбору металлолома таким образом, чтобы предприятие промышленности уже оплачивало как стоимость самих отходов, так и их сбор и доставку на производство. Тогда обе эти составляющие включаются в закупочную цену и отдельно в ней не выделяются, формируя оценку металлолома, отпускаемого в производство. Затраты на его переработку отражаются либо на счете 20 «Основное производство», либо на счете 23 «Вспомогательные производства». Причем данные затраты уже не меняют стоимость металлолома, отраженного как МПЗ.

Определение цветного и черного металлолома прописано в ФЗ № 89 «Об отходах потребления и производства» от 24 июня 1998. Законодательно металлический лом относят к вторсырью, годному для переработки в плавильных цехах и повторного применения. Налоговый и бухучет металлолома на предприятии, которое занято подобными операциями, зависит от поставленных целей, будь то хранение, продажа с целью получения дохода и производство. Например, в случае заготовки, хранения и переработки с целью применения в качестве вторичного сырья, необходимого для изготовления новых товаров, металлический лом следует рассматривать как материал и учитывать соответственно. Подобная схема учета применима на металлургических предприятиях.

Декларация по налогу на прибыль

Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.

В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.

В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.

Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).

Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.

Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.

Основные преимущества «упрощенки»:

  • простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
  • предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
  • УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.

Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Отражение курсовых разниц в декларации по налогу на прибыль в 2020 году

В 2020 году организациям предоставлено право выбора порядка учета курсовых разниц как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах. Причем для бухгалтерского учета действуют свои правила, которые в течение года не меняются, а для налогового — свои, которые в налоговом периоде можно пересмотреть и изменить. Исходя из принятого организацией решения, бухучет курсовых разниц может «идти в ногу» с налоговым, а может значительно отличаться. При расчете налога на прибыль это потребует применениясоответствующих корректировок.

Рассмотрим порядок налогообложения и отражения в декларации по налогу на прибыль курсовых разниц в зависимости от принятого организацией решения и возможного его изменения в течение года.

Общие положения

Принятое организацией такое решение оформляется внесением изменений в учетную политику по состоянию на 15 мая 2020 г. — дату вступления в силу Указа N 159.

Суммы курсовых разниц отражаются в разделе I части I декларации по налогу на прибыль по строкам 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.2.1.

Рассмотрим возможные способы налогового учета курсовых разниц в 2020 году на конкретных ситуациях. Для упрощения другие внереализационные доходы и расходы не учитываются.

Ситуация 1

В бухучете суммы курсовых разниц включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности. Для целей налогового учета курсовые разницы учитываются по мере признания соответствующих им доходов и расходов в бухучете.

В апреле 2020 г. организация приняла решение изменить порядок налогового учета курсовых разниц и не учитывать их при налогообложении в течение года, а включить в итоговый расчет налога на прибыль в IV квартале 2020 года. Соответствующие изменения внесены в учетную политику 30.04.2020.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 «Прочие доходы и расходы» за апрель

Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
91/1 Прочие доходы

Курсовые разницы

1750 500 2250
91/4 Прочие расходы

Курсовые разницы

3200 750 3950
91/5 Сальдо прочих доходов и расходов 250 1700

Как правильно заполнить декларацию по налогу на прибыль с первого раза?

Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. В разрядах 1-17 номера счета (классификационный признак счета, далее — КПС) казенными учреждениями указывается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.

В пункте 2 Инструкции № 162н установлено, что «применение учреждениями… кодов бюджетной классификации РФ при формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с приложением № 2 к настоящей Инструкции, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией».

Приложением 2 к Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 30.11.2015 № 184н установлено, что по счетам 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» применяется КПС вида «КРБ», то есть в разрядах 1-17 номера счета указываются разряды 4-20 кода расходов бюджета.

В общем случае в качестве КПС указывается полный код бюджетной классификации (без кода главы). Однако для счетов учета НФА сделано исключение. С 2017 года:

Выдержка из документа

«По счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 „Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 „Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 „Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 „Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 „Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270), 0 304 04 000 „Внутриведомственные расчеты», в 5-17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества».

пункт 2 Инструкции № 162н

Учет реализации металлолома в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0

  1. Изменен порядок определения дохода от реализации имущественных прав (долей, паев) (пп. 2.1 п.1 ст. 268 НК РФ).

    С 01.01.2021 доходы при реализации, например, долей ООО, можно уменьшить не только на цену их приобретения и расходы, связанные с приобретением и продажей, но и на сумму денежного вклада в имущество этого ООО (за исключением полученной обратно суммы вклада по пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ), пропорционально реализуемым долям в общей величине долей, принадлежащих налогоплательщику. Учесть в расходах при определении налоговой базы от реализации долей после 01.01.2021 можно и денежный вклад, внесенный до данных изменений в НК РФ (Письмо Минфина РФ от 09.06.2021 N 03-03-06/1/45468).

  2. Уточнен порядок определения финансового результата от реализации НМА, в ст. 268 НК РФ внесена ссылка на порядок определения остаточной стоимости НМА, который с 1 января 2021 года прописан в п. 3. ст. 257 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, п.3 ст. 257 НК). Ранее порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества в виде НМА не был прописан в НК РФ, что приводило к неоднозначным трактовкам при определении финансового результата их реализации.
  3. Изменены правила определения дохода в виде дивидендов при выходе из организации (при ликвидации организации и распределении ее имущества) — см. п.1 ст. 250 НК РФ, п.2 ст. 277 НК РФ. На суммы денежного вклада в имущество организации (за исключением изъятой обратно суммы вклада по пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доход, полученный при выходе из общества или его ликвидации.
  4. Изменился порядок определения расходов при реализации или ином выбытии ценных бумаг (п.3 ст. 280 НК РФ). Доходы при реализации ценных бумаг можно уменьшить не только на цену приобретения ценных бумаг и сумму затрат, связанных с ее приобретением, но и на сумму денежного вклада в имущество АО (за исключением полученной обратно суммы вклада по пп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
  5. Дополнены правила определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение в случае, если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от общих (3 и 17 процентов) налоговые ставки. В этом случае определение указанной доли прибыли по ОП осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе (абз. 1 п. 2 ст. 288 НК РФ).
  6. Установлены особенности при формировании резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п.6, п.7 ст. 324.1 НК РФ). В ст. 324.1 НК РФ уточнено, что инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Напомним, что декларация по налогу на прибыль 2021 должна быть представлена — не позднее 28 марта 2022 г. При определении суммы фактически начисленного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не учитываются расходы, списанные за счет резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде.
  7. Не признается доходом сумма уменьшения уставного капитала в случае, когда его величина стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года. Такое освобождение введено с 02.07.2021 в пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ, но оно распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2021 (пп «а» п. 32 ст. 2, ч. 1 ч. 8 ст. 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
  1. Для организаций, выпускающих печатные СМИ и книжную продукцию повышен с 10% до 30 % тиража норматив списания на расходы бракованной, испорченной и морально устаревшей продукции (пп. 44 п.1 ст. 264 НК РФ).
  2. Для некоммерческих организаций (НКО) необлагаемыми целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ). Ранее эта льгота применялась НКО только в отношении государственного и муниципального имущества.
  3. НКО не имеют права распределять между уставными и предпринимательскими видами деятельности расходы, покрываемые за счет необлагаемых целевых средств (п. 1 ст. 272 НК РФ). В письме Минфина РФ от 21.09.2021 N 03-03-06/3/76443 сделан вывод, что если НКО ведет предпринимательскую деятельность, полученные доходы от которой направляет на осуществление расходов, относящихся к уставной некоммерческой деятельности, то указанные расходы не подлежат распределению в порядке, установленном п.1 ст.272 НК РФ.
  4. Организации культуры, осуществляющие творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений, деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры с соответствующими кодами ОКВЭД в ЕГРЮЛ на 31.12.2020 освобождены от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по налоговым периодам 2020 и 2021 годов. Также они имеют право налог на прибыль за 2020 и 2021 годы уплатить не позднее 28 марта 2022. Кроме того, указанные налогоплательщики, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации за отчетные периоды 2020 и 2021 годов, т.е. за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Но за налоговый период (по итогам года) декларацию представить необходимо.

    Такие изменения были внесены в ст. 286 НК РФ (новый п. 3.1) и в статью 287 НК РФ (новый п.6), в п. 1 ст. 289 НК РФ с 2 августа 2021 (п. 44, п. 46, п.47 ст. 2 Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ).

  5. Для общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в целях развития физкультуры и спорта пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен положением о том, что не включаются в доходы для целей налога на прибыль средства, полученные этими налогоплательщиками от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ, либо от публично-правовой компании, обеспечивающей реализацию норм законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в виде целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр». Такие средства не учитываются в доходах при условии их использования в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Это «летние» поправки в НК РФ, но данная норма распространяется на отношения с 01.01.2021 (пп. «б» п. 32 ст. 2, ч. 1 ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
  6. Согласно новому пп.61 п. 1 ст. 251 выведены из-под налога на прибыль доходы организаций, получающих поддержку как субъекты среднего и малого предпринимательства или как экспортеры в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерних обществ, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», также от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в случае, если выполнение указанных работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Норма распространяется на отношения с 01.01.2019 (пп. «в» п. 32 ст. 2, ч. 16 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
  1. Для резидентов Арктической зоны РФ (АЗРФ) с 01.01.2021 установлена льготная налоговая ставка (п.1.8 ст.284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ) для налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в размере 0%, по налогу на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ для организаций-резидентов АЗРФ — субъекты РФ вправе устанавливать пониженные ставки.
  2. Установлена пониженная налоговая ставка для компаний IT-отрасли и электронной индустрии (п. 1.15, 1.16 ст. 284 НК РФ) в размере 3% в федеральный бюджет, в региональный бюджет 0%. Данная льгота действует для российских организаций, которые осуществляют деятельность:
  • в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных;
  • по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Данные категории налогоплательщиков должны удовлетворять требованиям:

  • о наличии у них соответствующей государственной аккредитации (о включении их в специализированный реестр),
  • о доле доходов от осуществления указанных видов деятельности по данным налогового учета на уровне не ниже 90% (с некоторыми особенностями),
  • о среднесписочной численности работников за отчетный (налоговый) период не менее семи человек.

Для целей применения льготных ставок доходы определяются по данным налогового учета организации по правилам ст. 248 НК РФ. При этом в нее не включаются доходы, указанные в п. 2 и п. 11 ст. 250 НК РФ (курсовые разницы), а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании «профильных» доходов.

Если организация любой из этих двух категорий по итогам отчетного (налогового) периода не выполнит условия по доле доходов или численности работников либо лишится аккредитации (будет исключена из реестра), то налог с начала года придется заплатить по общим, т.е. непониженным ставкам.

Мы рассказали об особенностях подготовки декларации по налогу на прибыль за 2021 год. Узнать о всех важных нюансах отчетности за 2021 год вы можете из нашей шпаргалки «Отчетность за 2021 год: бухгалтерская и налоговая».

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на пр��быль является имуществом, полученным при ремонте основных средств.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Сдача металлолома физ лицом какие налоги платить указано в Законе РФ. Все торговые сделки с ломом попадают под действие закона о налоге на прибыль (ФЗ №11 от 10.01.1997 г.). Сдал металлолом нужно платить налог, если имуществом (отходами) владели менее 3 лет или нет возможности доказать обратное.

Уплачивается ли налог на сдачу металлолома физ лица, рассматривается в статьях 228, 217 НК.

Уплата НДФЛ осуществляется при невозможности доказать факт владения от трех лет.

НДФЛ не платится в следующих случаях:

  • если продавец — резидент РФ;
  • право на собственность подтверждено документально (чеки, акты приема-передачи, договоры отчуждения);
  • владение от 3 лет.

Право на собственность может фиксироваться актом приема-передачи в месте сбора металлических отходов (п.10 №369 «Об утверждении правил обращения с ломом»).

Частному лицу при сдаче металлолома надо ли платить налог поясняет п.1 ст.210 НК. Вся прибыль физлица включена для расчета НДФЛ:

  • выручка в денежных средствах;
  • доход в натуральной форме;
  • выгода материальная.

Формируется база с учетом вычета по имуществу (ст.220 п.1 пп. 1 НК РФ). Налог за сдачу металлолома попадает под это правило.

До 31 декабря 2017 года НДС не уплачивался при покупке отходов. Сбором на добавочную стоимость облагались доходы полученные от сдачи металлолома продавца. С 01.01.2018 года с покупки металлоотходов пошлина на добавленную стоимость взимается (ст.161 п.8 НК).

Смысл в том, что оплачивать НДС стали покупатели (налоговые агенты). ИП, организации рассчитывают и выплачивают пошлину в казну, если приобретение делается у организации, которая платит взнос по НДС.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *