Иностранец с видом на жительство: резидент или нерезидент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранец с видом на жительство: резидент или нерезидент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иностранцы, которые приняли решение трудиться в России и остаться в ней надолго, должны получить гражданство нашей страны. Но прежде чем оформить гражданство, необходимо получить другие документы, которые подтвердят легальность нахождения иностранца на территории России.

Особенности налогообложения доходов лиц, имеющих определенный статус

Налогообложение доходов иностранцев зависит исключительно от статуса – резидента или нерезидента. Вид на жительство при определении величины налоговой базы или ставки налога не играет никакой роли.

В последнее время принято достаточно много изменений, касающихся налогообложения доходов иностранных работников.

На протяжении длительного времени с доходов нерезидентов взимался НДФЛ в размере 30%. С 2022 года Правительство решило уравнять ставку налога для резидентов и нерезидентов, и теперь все доходы иностранцев будут облагаться по ставке 13%. Получается, что с 2022 года на территории России все физические лица будут платить НДФЛ по одинаковой ставке.

Регулированием вопросов, связанных с налогом на доходы физических лиц, занимается глава 23 НК РФ.

Вопросы и ошибки по рассматриваемой теме

Вопрос 1

Какие ограничения существуют для иностранцев с ВНЖ?

Иностранцам, получившим вид на жительство, придется столкнуться с некоторыми ограничениями:

— нельзя голосовать и занимать государственные должности

— невозможно получить должность пилота или устроиться на судно

— иностранцы не могут служить в российской армии

Вопрос 2

Предусмотрены ли квоты для получения ВНЖ?

В отличие от РВП, для оформления вида на жительства никаких квот не предусмотрено. Вид на жительство выдается исключительно на основании заявления и пакета документов, предусмотренных законодательством.

Ошибка 1

Иностранец получил статус резидента в конце 2019 года. Однако работодатель решил подстраховаться и взимать с дохода налог в размере 30%. Такая позиция является ошибочной, необходимо применять ставку в размере 13%, а если будет удержан лишний налог, то его сумму необходимо вернуть иностранному работнику.

Ошибка 2

При устройстве на работу работодатель запросил с иностранного гражданина сертификат, подтверждающий знание русского языка. Такое требование является неправомерным, поскольку в соответствии со статьей 15.1 закона №115-ФЗ, этот документ требуется при получении вида на жительства. Это значит, что знание языка уже подтверждено и повторного доказательства непосредственно у работодателя не требуется.

Статус резидента и получение вида на жительства – два понятия, которые в чем — то близки, но в то же время имеют массу отличий. Эти явления не связаны между собой, однако стоит помнить, что для получения вида на жительства в большинстве случаев необходимо прожить в стране не менее 6 месяцев, а это приводит к получению статуса резидента.

Каков порядок определения времени пребывания в РФ?

Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:

1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;

Обратите внимание :

Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.

2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:

  • дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);

  • время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.

Как рассчитывается НДФЛ с выплат сотрудникам-нерезидентам?

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (кроме установленной п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 210 НК РФ). При этом сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Это значит, что НДФЛ нужно рассчитать отдельно по каждой выплате, а не нарастающим итогом. Сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Налог рассчитывается на дату фактического получения дохода, определяемую исходя из ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ). Например, датой фактического получения дохода в виде зарплаты является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Кто имеет право получить ВНЖ

Прежде чем получить ВНЖ, иностранцу нужно будет оформить РВП (разрешение на временное пребывание), по которому в России ему нужно будет прожить не меньше года.

Исключениями будут являться следующие лица:

  • Высококвалифицированные специалисты;
  • Граждане Беларуси, Туркменистана;
  • Носители русского языка;
  • Лица, имеющие статус временного убежища и беженцы;
  • Участники программы по переселению соотечественников.

Указанные выше лица имеют право подать на ВНЖ без предварительного оформления РВП. Обратиться за оформлением ВНЖ нужно территориальное подразделение УВМ (управление по вопросам миграции) МВД РФ. К документам, необходимым для оформления ВНЖ относят:

  • Заявление.
  • Паспорт с его перевод на русский язык, заверенный у нотариуса. Паспорте должна быть отметка о РВП и временной регистрации в Москве.
  • Справку, подтверждающую отсутствие опасных заболеваний, в т.ч. ВИЧ.
  • Сертификат, подтверждающий сдачу экзамена на проверку знаний русского языка, законодательства РФ и истории России. Исключение составляют иностранцы, которые от сдачи такого экзамена освобождены.
  • Четыре фото.
  • Справку, подтверждающую доход.
  • Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Для оформления ВНЖ не потребуется предъявление ИНН. Но после получения ВНЖ в миграционное отделение нужно будет предъявить ИНН в срок до 1 года, поэтому иностранному лицу лучше заранее позаботиться о его получении.

Как обезопасить себя работодателю

Важно! Если работодатель сомневается в каком именно статусе находится принимаемый на работу сотрудник, предъявивший ВНЖ, то он может удерживать с его зарплаты налог по ставке 30%, а в последствии произвести перерасчет.

Для работодателя будет очень важно определить при приеме на работу, кем именно является соискатель, обладающий ВНЖ. А именно, является ли он резидентом. Если обратиться к законодательству, то работодатель может заключить с таким сотрудником договор на 6 месяцев и больше и платить за него по умолчанию налог, как за резидента. Однако, быть уверенным в том, что иностранный гражданин ха это время не уволится, либо не уедет не возможно. А в том случае, если это произойдет, выясниться, что работодатель не доплачивал за него налоги. За что он может понести наказание.

Читайте также:  Программа реновации Газпромбанка

Для того, чтобы работодателю от таких проблем себя обезопасить, может применяться вариант, при котором за такого сотрудника изначально уплачиваются налоги по ставки нерезидента. Но в случае, если сомнения исчезают, применять начинают ставку резидента – 13%

Важно! Налоги, уплаченные излишне, новый резидент может получить назад.

Например, если работник трудился 183 дня и за это время из России не выезжал, то вопрос его резиденства будет решен. При этом, если за этот период времени с его доходов удерживали 30%, необходимо сделать перерасчет, то есть вернуть ему 17% удержанного налога. Отчет года начинают не с 1 января и до конца декабря, а последней даты того месяца, в котором иностранный гражданин получил статус резидента. Таким образом, если произошло это в мае, то отчет нужно производить с 31 мая до 1 июня.

Нерезидент: кто такой?

Данное понятие означает физическое или юридическое лицо, не имеющее постоянного места проживания, согласно законодательству государства. А именно в пределах территориальных границ державы, где находится человек, он не живет на постоянной основе. По законам РФ, человек, находящийся в стране меньше 6 месяцев в течение одного года, не считается резидентом.

Стоит четко понимать разницу между этими двумя понятиями. В случае с гражданством нужно запомнить: если человек владеет внутренним паспортом одного государства, но по тем или иным причинам живет на ПМЖ в другом, то он считается резидентом той страны, где проживает постоянно.

Важно! С этой областью тесно связана политика налогообложения. В зависимости от статуса лица выявляется, какая часть доходов будет облагаться налогами. В случае если человек, находящийся на русской земле, нерезидент, то налоги будут взыматься только с той части его доходов, которые он получает на территории страны нахождения.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Читайте также:  Заболел после увольнения: как оплачивается больничный лист

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Может ли получение налогового резидентства быть выгодным?

Получение налогового резидентства может быть выгодным. Это упрощает работу с банками (хотя не возникнет проблем, если укажете страну своего гражданства в качестве налогового резидентства для налоговых целей, если не являетесь налоговым резидентом своей родины в соответствии с внутренними правилами этой страны). Статус налогового резидента также откроет возможности для использования соглашений об избежании двойного налогообложения для снижения налогового счета в других странах, где несете налоговую ответственность на основании исходного налога или налога, удерживаемого у источника.

Определенно стоит обратить внимание на Мальту, особенно если есть паспорт Евросоюза, ЕЭЗ или Швейцарии. В таком случае на Мальте очень легко зарегистрироваться в качестве «самодостаточного» резидента.

И хотя число 183 дня часто упоминается как минимальное требование для того, чтобы считаться налоговым резидентом (через статус «обычного резидента») на Мальте, на самом деле это не так. Согласно мальтийскому налоговому законодательству, проживание на Мальте 183 дня в году автоматически делает фрилансера «обычным резидентом», но оно не определяет, что кто-либо, проживающий менее 183 дней в году, не является «обычным резидентом». Если, например, проводить часть зимы на Мальте с намерением делать это из года в год в рамках обычной жизни, то прецедентное право предполагает, что вы можете считаться «обычным резидентом» и, следовательно, также налоговым резидентом Мальты. Кроме того, страна находится в Шенгене, поэтому трудно узнать, сколько времени на самом деле проводите в стране.

Мы советуем поговорить со специалистами по налогам в тех странах, где можете считаться налоговым резидентом, чтобы убедиться, что это не так.

В любом случае, одна классическая проблема с действительно независимым от местоположения проживание — это всякий раз, когда вас просят счет за коммунальные услуги или что-то подобное, чтобы подтвердить адрес проживания (чтобы открыть различные финансовые или инвестиционные счета, проверить Paypal и т. д.). Часто достаточно выписки из банка, и многие банки позволят изменить ваш адрес, указанный в их файле, на любой, какой захотите, в любой стране. Так что просто измените адрес в файле текущего банка на любой адрес, для которого нужно подтверждение, и загрузите онлайн-выписку. Этого достаточно для подтверждения адреса в большинстве ситуаций.

Что касается оффшорного банкинга, многие страны используют для отчетности концепцию статуса постоянного и налогового резидента. Это связано с тем, что налоговая резиденция может меняться довольно часто, а постоянное место жительства меняется не так часто. Мы не будем прояснять, что означает место жительства, но в целом можно предположить, что по умолчанию — это страна вашего гражданства. Поэтому они сообщат о наличии банковском счете в вашу страну. Вам нужно доказать, что ничего не должны, и если не являетесь налоговым резидентом, это не так сложно.

Теперь, в зависимости от страны вашего гражданства, может быть легко или сложно доказать налоговому департаменту, что не являетесь ее резидентом. Существуют страны, довольно агрессивные в отношении налогов — это США, Западная Европа и т.д. Однако не все страны предъявляют такие обременительные требования к своим гражданам. В некоторых странах просто есть тест на физическое присутствие, поэтому, если не находитесь там определенное количество дней в году, вас снимают с крючка. Не нужно доказывать, что проживаете в других странах. Однако стоит проверить, что говорят ваши местные правила налогового резидентства.

С Великобританией, западноевропейскими странами и Канадой действительно трудно разорвать налоговые связи. Мы бы не советовали пробовать это, не получив прочную резиденцию где-нибудь еще.

Кроме того, стоит упомянуть, что Чили также предлагает 3-летнее освобождение от налога на доходы из иностранных источников. Однако физическое лицо, приобретающее постоянное место жительства или вид на жительство в Чили, облагается налогом только на доход от источника в Чили в течение первых 3 лет, по заявлению он может быть продлен.

Что делать за границей

Когда налоговый резидент России надолго уезжает из страны, он, очевидно, лишается этого статуса. Но как именно работает законодательство при таком сценарии?

Обычно россияне становятся налоговыми резидентами другого государства после полугода проживания на его территории, рассказал доцент кафедры финансового менеджмента в государственном секторе департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Тютюрюков.

Для примера возьмём несколько стран, куда в последние недели граждане России уезжали наиболее активно.

  • Турция: резидентом станет человек с законным адресом регистрации или намерением проживать в стране, если по этим критериям статус резидента спорный, то резидентом признают того, кто непрерывно прожил в стране шесть месяцев в календарном году;
  • Грузия: резидентом станет тот, кто проживает в стране 183 дня или более в течение 12 месяцев;
  • Армения: 183 дня или более в течение 12 месяцев или имеет в стране центр жизненных интересов;
  • Азербайджан: свыше 182 дней в течение 12 месяцев, есть место постоянного проживания или центр жизненных интересов;
  • Узбекистан: 183 дня или более в течение 12 месяцев (либо меньше 183 дней, но больше, чем в любой другой стране), при этом можно получить статус и раньше, если подать заявление с копией долгосрочного трудового договора.
Читайте также:  Аудиторское заключение о бухотчетности: сроки представления изменятся

Какие могут возникнуть проблемы

В России больших проблем при получении российской и зарубежной пенсий быть не должно, если все оформлено в соответствии с законодательством (то есть, если пенсия идет по пропорциональному принципу от двух стран или от страны, с которой нет соглашения).

Помнить тут нужно об одном: полученные от иностранного государства пенсии, пособия и другие аналогичные выплаты согласно ст. 208 НК РФ учитываются в доходах, подлежащих налогообложению. Облагаются они по ставке 13% (если плательщик – резидент) или по ставке 30% (если нерезидент). Нерезидентом считается тот, кто в течение года находился в России менее 183 дней.

Остальные проблемы, скорее всего, возникнут именно со страной, предоставившей вид на жительство. Это могут быть такие ситуации:

  • чтобы ВНЖ оставался в силе, нужно жить определенное количество дней в году в данном государстве;
  • ВНЖ могут попросту не предоставить, если соискатель не предоставит достаточно доказательств собственной состоятельности (тем, кто делает это лишь ради пенсии, часто отказывают);
  • скорее всего, получить аналог российской страховой пенсии будет нельзя из-за отсутствия стажа и пенсионных взносов в этой стране;
  • социальное пособие, которое выплачивается вместо пенсии, вряд ли будет выплачиваться, когда обладатель ВНЖ живет за границей (такое же действует и в отношении социальных пенсий в России).

Таким образом, получать вид на жительство в какой-нибудь европейской стране исключительно с целью получать потом 2 пенсии и жить при этом в России – слабо выполнимая задача.

Разница между статусами резидента и нерезидента изначально состоит в ставках налогов, которые они уплачивают с собственных доходов. В Налоговом Кодексе, а точнее в ч.3 статьи 224 указано, что нерезиденты оплачивают 30% с собственного дохода. Есть некоторые исключения, которые определены в этой же статье, в той же части.

Под исключение попадают иностранца, явлющиеся высококвалифицированными специалистами, а также лица, которые участвуют в госпрограмме переселения. Обложение для них аналогичное, что и для резидентов – 13%. Есть некоторые исключения:

  • Лица, которые выиграли в лотерею – 35% от суммы;
  • С дивидендов – 15%.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Отличия резидента от нерезидента

Лица, получившие ВНЖ в нашей стране, могут получить статус как резидента, так и нерезидента. Их отличие заключается в следующем.

Вид на жительство и статус резидента лицо получит в том случае, если будет находиться на территории нашей страны на протяжении не менее 183 дней каждого года. Обладатель такого статуса получит ряд преимуществ. Прежде всего, к ним относится возможность уплаты подоходного налога в 13%, в то время как те, у кого такого статуса нет, обязаны будут отдавать в казну 30%. За обладателем статуса резидента сохраняется возможность беспрепятственного выезда за границу, однако общее количество дней, которое он там проведёт, не должно превышать 183.

Статус нерезидента позволит пребывать за границей столько, сколько его обладатель сочтёт необходимым, но при этом ему придётся платить 30-процетный налог. Получив вид на жительство, становиться резидентом или нерезидентом РФ каждый решает сам.

Можно ли считать иностранца с внж резидентом

РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». о 2018 года граждане, проживающие за границей РФ более 12 месяцев признавались валютными нерезидентами. Однако при въезде на территорию России даже на сутки, они вновь становились валютными резидентами с возобновлением необходимости выполнения всех требований законодательства, что крайне неудобно для граждан постоянно проживающих и работающих за рубежом, но периодически приезжающих в Россию навестить родных или в отпуск.

С 01. 01. 18 вступили в силу поправки в закон, согласно которому все российские граждане безотносительно срока пребывания за границей – валютные резиденты. Но при этом физические лица, постоянно проживающие за рубежом более 183-х суток в течение 12 месяцев освобождаются от ограничений валютного законодательства и не обязаны информировать налоговую о своих счетах в заграничных банках.

Становится ли резидентом иностранный гражданин с внж?

То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г.

Расчет времени пребывания в России Период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г.

ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702). Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *