С 2023 года меняется порядок расчета пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года меняется порядок расчета пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уже с 1 января 2022 года государственные выплаты (пенсионные пособия и другие выплаты) могут и будут заниматься коммерческие банки, которые будут отбираться с помощью тендеров. Тендеры будут проводиться каждые три года по отдельным субъектам республики, в том числе и в столице страны — Ташкенте.

Возраст выхода на пенсию женщин в Узбекистане по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Шавкат Мирзиёев 08.09.2016 — 55.0000 55.0000 55.0000 55.0000 0.00%
Ислам Каримов 24.04.1990 — 02.08.2016 55.0000 55.0000 55.0000 55.0000 0.00%

Какие изменения стоит ждать в 2022 году

Выигравшие банки будут обязаны доставлять пособия и пенсионные выплаты в виде наличных по домашнему адресу граждан и в район махаллей.

За доставку пенсий в Узбекистане лично по адресу проживания все же придется оплачивать. Плата за такой сервис будет составлять до 1% от выплаченных денег.

С 1 июля 2022 года при оформлении пенсий больше не будут просить представить документы о трудовом стаже, размере зарплаты, обучении в высшем учебном заведении, прохождении срочной службы. До июля эта информация уже будет храниться в электронном виде. Единственным документом, который попросят предъявить, будет паспорт.

Перевод пенсии из Узбекистана в Россию

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты. После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства». После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.

Что такое БРВ в Узбекистане и его размер

Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей.
С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.

  • С 01.06.2022 года размер БРВ в Узбекистане составит 238 610 сум в месяц
  • С 01.09.2021 до 30.04.2022 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц
  • С 01.02.2021 до 31.08.2021 года размер БРВ в Узбекистане был равен 238 610 сум в месяц

Особенности формирования выплаты

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Бюрократический вопрос

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.

Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.

Повышение пенсии – реформа

В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:

  1. Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
  2. Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.

Как живут пенсионеры в Узбекистане?

Уровень жизни пенсионеров нельзя назвать высоким, однако правительство страны принимает законы, чтобы безопасность и социальные гарантии повышались и становились на один уровень с мировой практикой. Это повышает защиту населения, ведь пожилые граждане являются мало защищенными людьми.

Стоит отметить, что теперь при возникновении проблем с трудовым стажем, человек может обратиться в суд, чтобы получить максимально возможный коэффициент для расчета пенсионных выплат. То есть не просто выбрать менее привлекательный вариант, а доказать свою правоту. Это серьезная возможность показать, что страна работает четко по законам и не нарушает их порядок в предоставлении помощи гражданам.

Сегодня люди пенсионного возраста могут работать по желанию после оформления пенсии и при этом получать 100% пенсионное обеспечение вне зависимости от заработной платы. Это серьезный шаг вперед, ведь люди вправе самостоятельно выбирать чем им заниматься, а забрать заслуженную пенсию у них не может никто.

Полные зарплаты работающим пенсионерам: все за и против

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. В Узбекистане с января этого года наконец-то был внедрен порядок, в рамках которого все работающие пенсионеры стали получать стопроцентную пенсию.

И это не единственное изменение в сфере. Теперь размер заработка, принимаемого для расчета пенсии, повышен с восьмикратного до десятикратного размера минимальной заработной платы (МРЗП).

Что стоит за этими процессами, разбиралась корреспондент Podrobno.uz.

Для чего это делается?

Конечно, опыт старшего поколения очень важен в любой сфере деятельности, так как опираясь на него мы можем совершенствоваться дальше.

Практика показывает, что государство, если оно стремится избежать перекосов и народного недовольства, должно предпринимать усилия по улучшению механизмов поддержки социально уязвимых слоев общества.

В том числе именно этим можно мотивировать тот факт, что правительство решило поднять пенсии и выплачивать работающим пенсионерам полную заработную плату за их труд.

«На первый взгляд это положительный шаг. Данные меры, по мнению разработчиков, должны предотвратить отток опытных кадров из ряда важных отраслей, где в последнее время наблюдается дефицит специалистов: медицина, образование, промышленность», – сообщил корреспонденту Podrobno.uz экономист, аналитик и независимый эксперт Игорь Цой.

По его словам, дополнительно к стопроцентной зарплате увеличение предельного размера заработка, принимаемого для расчета пенсии, до десяти МРЗП вводится из-за «общепризнанных международных стандартов и современных требований». Все эти нововведения направлены на то, чтобы работник как можно дольше трудился и относился к экономически активному населению.

«В 2018 году уровень безработицы в республике достиг 9,3% к экономически активному населению.

Коэффициент демографической нагрузки старше трудоспособного возраста составил всего 172 человека на одну тысячу человек трудоспособного возраста, а 14,6 миллионов человек – это экономически активное население.

Но по данным Пенсионного фонда 60% трудоспособного населения вообще не были вовлечены в систему государственного социального страхования», – сказал собеседник.

По словам эксперта, наличие избытка трудовых ресурсов и формальной системы подготовки профессиональных кадров, отсутствие стимулов для наставничества, недостаточное материальное обеспечение и падение престижа квалифицированного работника, а также создание бюрократического капитализма, острая нехватка специалистов, отсутствие учета интересов человека, это то, что сейчас можно наблюдать и то с чем нужно бороться.

«Пенсионный фонд говорит о дисбалансе доходов и расходов фонда – о проблеме, которая была очевидна, но не решалась годами.

И вместо того, чтобы принять меры по действительному решению застаревших проблем, разработчики пошли по пути наведения «легкого марафета».

Даже увеличение дохода за счет получения пенсии в полном размере и заработной платы не поможет заполнить все имеющиеся вакансии», – отметил Игорь Цой.

Опыт зарубежных стран

В Узбекистане, начиная с этого года, работающие пенсионеры стали получать полные пенсии. Такой способ выплаты практикуется в Швеции, Финляндии, Франции, Бельгии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Германии, Румынии, Эстонии, Латвии. Эти государства проводят поддержку активных в экономическом плане граждан и выплачивают полные размеры пенсий и заработной платы.

Сохранение пенсий и некоторые ограничения в выплате заработной платы существуют в Ирландии, Великобритании, Италии, Португалии, Швейцарии, Австрии, Болгарии и Литве.

Игорь Цой считает, что в целом изменения можно отнести к негативным явлениям. Повышение размера пенсионных выплат – это удар по принципам социальной справедливости. Получается, что у пенсионеров, которые имели заработок восемь и более МРЗП, размер пересчитанной пенсии увеличился значительно, а у тех, кто имел ниже восьми – остались на прежнем уровне.

Читайте также:  Кабмин поддержал идею о бессрочном ВНЖ для иностранных специалистов

«Кроме того, данное повышение приведет к тому, что высокооплачиваемые работники пенсионного возраста, не будут иметь стимула к выходу на работу.

В категорию «счастливчиков» также попали руководители и чиновники высшего и среднего звена.

Подобный перерасчет нарушает статью 31 Закона «О пенсионном обеспечении граждан», по которой для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного МРЗП», – высказал он.

Специалисты Пенсионного фонда заверяют, что «дополнительной нагрузки на государственный бюджет не будет, поскольку параметрами бюджета фонда на 2019 года эти средства предусмотрены».

«Дополнительные расходы внебюджетного Пенсионного фонда составят 502 миллиарда сумов в год, а итоговая цифра – 1,6 триллиона сумов. И тут хочется спросить, неужели фонд научился сам зарабатывать деньги и кому тогда в социальных расходах бюджета на 2019 года запланировано выделение 4,7 триллиона сумов в качестве субсидий Пенсионному фонду», – сказал эксперт.

Реакция работодателя

Никто не дает гарантий на то, что всех сотрудников пенсионного возраста работодатели встретят радушно. Все зависит и от вида деятельности.

По словам Игоря Цоя, основной производительной силой продолжают оставаться физические навыки и способности. Пожилой человек в физическом плане, несомненно, уступает более молодому работнику. И даже на тех должностях, где необходимы образование, интеллект, использование современных методов и подходов, предпочтение будет отдано специалисту, имеющему современные знания.

Как устроена пенсионная система в Узбекистане

С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.

Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.

После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».

После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.

Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.

Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.

Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.

Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.

При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2020 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.

На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на р��ссмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.

На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:

По группе инвалидности Порядка 360 тысяч
По причине утраты кормильца 170 тысяч
Социальные разновидности выплат 300 тысяч

За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.

Размер пенсии по старости в узбекистане в 2021

Некоторые изменения коснутся и матерей, воспитывающих инвалидов с детства. В необходимый для получения пенсии двадцатилетний стаж матери, воспитавшей ребенка до восьмилетнего возраста, не засчитывается учеба по очной форме. В «табуированный» список входят следующие образовательные учреждения:

  1. Аспирантура.
  2. Докторантура.
  3. Клиническая ординатура.

Также не засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком-инвалидом по достижении им трехлетнего возраста.

Пострадали и супруги военнообязанных граждан Узбекистана, проходящих сверхсрочную военную службу. Впрочем, если жена офицера смогла трудоустроиться, то этот период войдет в двадцатилетний стаж.

“Пенсионная реформа” в Узбекистане. Смотрите следующее видео.

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если гражданин Узбекистана по той или иной причине решает переехать на ПМЖ в другую страну, то выплата пенсионных накоплений может быть прекращена. Это актуально при предоставлении пенсионером в ПФ заявления, в котором четко будет обозначено, что он выписан с постоянного места проживания. Особые требования у государства к лицам, имеющим задолженность перед страной проживания.

Если человек предоставляет заведомо некорректные сведения или же не дает всю информацию относительно изменения состава семьи, это может быть чревато неблагоприятными последствиями.

В этом случае выплата пенсионных накоплений будет осуществлена только после внесения штрафа. Имеет документ и другие изменения. Целью нового устава следует считать улучшение процедуры начисления и выплаты гражданам Узбекистана пенсионных накоплений.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) денежное выражение месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки (от 01.02.2021) оплаты труда с тарифным коэффициентом 1,0.
МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
С 1 февраля 2021 года размер МРОТ в Узбекистане равен 747 300 сум в месяц (С 01.02 2020 до 01.02.21 года размер МРОТ в Узбекистане равен 679 330 сум в месяц)

Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)

Читайте также:  Повышение ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный н��рмативный акт.

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.

Внимание! По курсу на 07 августа 2020 года 10 тысяч узбекских сумов = 71,53 рубля или 0,97 USD.

Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.

Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.

Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.

В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.

В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.

Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.

Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.

Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:

  • Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
  • Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.

Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:

  • Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
  • Добровольное пополнение баланса;
  • Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
  • Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.

Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.

С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.

Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследован��я. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.

Как рассчитать пенсию по старости

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ

ПРОИЗВОДСТВ, УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТ,

ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ,

ДАЮЩИХ ПРАВО НА ПЕНСИЮ

НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ

Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Список N 1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ;

Список N 2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ;

Список N 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ.

2. Установить, что:

применение Списка N 2, часть 1 , Списка N 3, часть 1 производится с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда, в порядке, установленном Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

контроль за правильностью применения списков на льготное пенсионное обеспечение на предприятиях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляется внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

3. Предоставить право Министерств у занятости и трудовых отношений и Министерству финансов Республики Узбекистан давать разъяснения о порядке применения Списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, а также вносить дополнения и изменения в эти Списки.

  • Изменен порядок начисления пенсий судьям
  • Проекту по укреплению соцзащиты населения утвердили параметры
  • Получение соцпособий сильно упростили
  • С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%
  • Соцзащита: два пособия и две справки – через центры госуслуг
  • Упростили порядок получения соцпособий в махаллях
  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • COVID-19

Мужчины имеют право претендовать на пособие в 60 лет при наименьшем трудовом стаже в 25 лет, женщины – в 55 лет при его длительности 20 лет и более.

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.

Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:

  1. Выход на пенсию по возрасту;
  2. Выплаты по потере кормильца;
  3. Пенсия по состоянию здоровья;
  4. Пенсионное обеспечение для военнослужащих.

Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.

При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.

Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:

  1. Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
  2. Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
  3. Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Читайте также:  Как происходит установление отцовства и взыскание алиментов

Пенсионный возраст в Узбекистане

Процедура расчета суммы пенсионного обеспечения происходит в несколько этапов:

  1. В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
  1. Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
  • Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
  • Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
  • Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
  1. После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
  2. Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
  3. Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.

Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии.

Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления.

Официально днем отсчета пенсии является день обращения гражданина с письменным заявлением, поэтому затягивать с процедурой оформления не рекомендуется.

Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов.

Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека.

Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.

Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.

Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:

  • Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
  • Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.

Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:

  • Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
  • Добровольное пополнение баланса;
  • Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
  • Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.

Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.

С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно.

Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи.

В Узбекистане назвали средний размер пенсий

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

В ногу со временем: Узбекистан разработает новую концепцию пенсионной реформы

В Агентстве информации и массовых коммуникаций состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов деятельности внебюджетного пенсионного фонда при Минфине Узбекистана. Руководитель фонда Бахром Ашрафханов рассказал о планах и достигнутых результатах.

ТАШКЕНТ, 19 дек — Sputnik. Узбекистан в ближайшее время намерен реформировать пенсионную систему, чтобы она стала сбалансированной. О деталях проекта рассказал исполняющий обязанности внебюджетного пенсионного фонда Бахром Ашрафханов.

По его словам, главный вопрос в этом проекте – финансовый.

«С прошлого года государственный бюджет выделяет средства для компенсации фонду, таким образом государство гарантирует выплату своим гражданам. В 2019-м доходы Пенсионного фонда составили 24,2 триллиона сумов, а расходы – 28,9 триллиона. Для покрытия дефицита бюджет выделил около 4 триллионов сумов, а на следующий год утверждена сумма в 8 триллионов сумов», — подчеркнул Ашрафханов.

Он добавил, что снижение налоговой нагрузки и упразднение социальных отчислений в 2019-м, с одной стороны, уменьшило доходы Пенсионного фонда, но с другой — позволило легализовать 600 тысяч рабочих мест. Глава фонда выразил надежду, что такая динамика продолжится и в новом году.

Пенсионный возраст в Узбекистане

С 1 января 2022 года размер минимальной зарплаты (МЗП) будет увеличен с 42,5 тыс. тг до 60 тыс. тг. Таким образом, рост размера минимальной зарплаты составит 41%.

«В соответствии с Трудовым кодексом работодатели будут обязаны обеспечить работникам заработную плату на уровне не ниже МЗП. Данная мера приведет к росту денежных доходов 1,6 млн человек, работающих во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности», — рассказали в Минтруда

Как отметили в ведомстве, в первую очередь повышение минимальной зарплаты коснется низкооплачиваемых работников.

Во-вторых, работодатели, которые при установлении уровня зарплаты используют показатель МЗП, также будут пересматривать заработную плату других категорий работников.

Правительством принимаются последовательные меры по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы.

Так, с 2020 года поэтапно повышена зарплата педагогов, к 2023 году она увеличится в два раза. В 2021 году начато поэтапное повышение зарплаты медицинских и социальных работников, в результате в течение четырех лет их зарплата также увеличится в два раза.

«С 2022 года будет увеличиваться заработная плата тех категорий, которых повышение не затронуло. Это – архивариусы, библиотекари, музееведы, лесники, технический персонал и др., порядка 588 тыс. человек. В настоящее время идет подготовительная работа», — сообщили в Минтруда

По данным министерства, в общей сложности заработная плата повысится у порядка 1,2 млн гражданских служащих.

Вместе с тем отмечается, что в третьем квартале номинальные доходы казахстанцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 15,4%, а с учетом инфляции на 6%.

В третьем квартале 2021 года средняя зарплата достигла 243 667 тенге, что на 19% выше, чем в третьем квартале предыдущего года. При этом в реальном выражении рост заработной платы с учетом инфляции составил 9,8%.

На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.

Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2016 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2015 года, то она выросла на 15%.

По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Надбавки к пенсионным выплатам предусмотрены в ряде ситуаций:

  • инвалидам войны 1 и 2 группы;
  • инвалидам 1 группы;
  • инвалидам 2 группы, за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны;
  • близким родственникам военнослужащих, которые погибли при исполнении государственной службы;
  • гражданам, которые имеют определенные заслуги перед Республикой;
  • артистам и художественному персоналу (в согласии с дополнительными статьями Закона).

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты. После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *