Штраф за «Платон» в 2022 году: за что взимают, как их проверить и оплатить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за «Платон» в 2022 году: за что взимают, как их проверить и оплатить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законопроект действительно есть, его номер 87463-8, он внесен в Государственную Думу РФ 15 марта 2022 года, пока не рассматривался даже в первом чтении, направлен на обсуждение в комитеты Госдумы. Но данный законопроект об отмене «Платона» в 2022 году предполагает просто отмену ФЗ-68 о внесении изменений в Бюджетный кодекс и введении системы «Платон».
Срок службы бортового устройства
Новое понятие «Срок службы бортового устройства» внесено в пункт 2 Правил взимания платы:
«срок службы бортового устройства (стороннего бортового устройства)» — продолжительность эксплуатации бортового устройства (стороннего бортового устройства), определяемая на основании паспорта бортового устройства (стороннего бортового устройства). Дата окончания срока службы бортового устройства (стороннего бортового устройства), закрепленного за транспортным средством, отражается в личном кабинете собственника (владельца) этого транспортного средства;
В первую очередь данный пункт говорит о том, что теперь использовать бортовые устройства бесконечно долго нельзя. Ранее собственник автомобиля мог бесплатно получить бортовое устройство и пользоваться им сколь угодно долго. Теперь же придется следить за сроком службы, указанном в документации.
Для удобства водителей срок службы также будет отображаться и в личном кабинете системы Платон.
Как обжаловать штрафы за Платон
Необходимость оспорить штраф за Платон может возникнуть по разным причинам:
- маршрут был оплачен, но из-за сбоя в системе пришло постановление;
- штраф получил, но владельцем ТС не является;
- нарушение зафиксировано повторно в течение одних суток.
Подать жалобу для отмены штрафа можно в течение 10 суток со дня получения постановления. Сделать это можно разными способами:
1) Обратиться в Ространснадзор лично или отправить жалобу:
- почтой России по адресу: ул. Петрозаводская 32а, Москва, Россия, 125475;
- в электронном виде через форму на сайте Ространснадзора.
Как отслеживать штрафы за Платон в организации
Просроченный штраф за “Платон”, как и штраф ГИБДД, по решению суда оплачивается в двойном размере. Перспектива так себе, особенно если машин и штрафов в организации много. А оплачивая их с 50 процентной скидкой (в течении 20 дней), можно хорошо сэкономить. Поэтому грузоперевозчики стремятся оперативно отслеживать появление таких штрафов.
Если организация проверяет автоштрафы только на сайте ГИБДД, то узнать о штрафах за Платон не получится. Они проверяются на сайте Ространснадзора. Придется регулярно и кропотливо вводить данные организации и автомобилей и постановлений на разных ресурсах.
В этой статье расскажем:
Размеры штрафов в системе ☝ «Платон» – Автоюрист онлайн
Платон предусматривает взимание оплаты для возмещения вреда, доставляемого ТС весом более 12 тонн дорожному покрытию федеральных трасс. Название системы связано со словосочетанием «плата за тонны». Средства, которые поступают от работы Платона, идут на наладку дорог. Распространяется не только на грузовые тяжеловесные автомобили, но и на автобусы.
Система Платон
Штраф за езду без Платона разделяется на несколько категорий:
- ТС движется по дорогам федерального значения с поломанным или отключенным личным устройством. Сюда относятся случаи, когда бортового устройства нет или маршрутная карта не оформлена в должном виде.
- За ТС вообще не было закреплено личное устройство, но это не мешает ТС передвигаться по крупным дорогам.
- Автомобиль движется не по тому маршруту, дороге или в дату, отличную от той, что значится в маршрутной карте.
- Транспортное средство продолжает движение после того, как на счету были израсходованы все деньги, перечисленные в качестве оплаты за пользование дорогой.
Как не платить штрафы за «Платон» в 2021 году
Использовать бортовое устройство. «Платон» выдает его бесплатно после регистрации и оформления договора — по одному на машину. Устройства крепят на лобовое стекло, на присоски или двусторонний скотч и подключают в прикуриватель. Устройство постоянно определяет местонахождение фуры через GPS и «Глонасс» и передает эти координаты в систему по мобильной связи. На устройстве видно сигнал и баланс расчетной записи.
Владелец фуры переводит деньги на баланс, они списываются по мере движения. Если организация или собственник большегруза зарегистрированы в системе больше 2 месяцев и работают без долгов и штрафов, возможна постоплата — им разрешают платить не сразу, а на месяц позже.
С устройством водителю не нужно оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой. Но придется его установить, следить за работой и балансом.
Оформить маршрутную карту. Собственник фуры может заранее согласовать и оплатить будущий маршрут. Для этого он указывает дату, начальную и конечную точки маршрута. После этого система показывает цену — водитель платит банковской картой.
Это сложнее, чем с бортовым устройством, зато не нужно заказывать оборудование, следить за его работоспособностью и балансом.
Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.
Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.
Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.
Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.
Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.
В добавок к вышеперечисленным, в новой версии КоАП появились следующие изменения:
Автоматические системы весогабаритного контроля больше не смогут выносить штрафы за минимальные нарушения. Это касается небольшого (2-10%) перегруза и незначительного (5-15 см.) превышения габаритов транспортного средства.
Автоматические средства фиксации нарушений смогут штрафовать за неоплату «Платона» на чаще одного раза в сутки. При этом размер штрафа останется прежним (5 тыс. рублей), но существующий сегодня двукратный штраф за повторное нарушение исчезнет.
Статью о наказаниях за весогабаритные нарушения разделят на две – отдельную «весовую» и отдельную «габаритную». Возможно, что теперь перевозчика, везущего тяжеловесный и негабаритный груз без специального разрешения, инспекторы смогут оштрафовать дважды.
А размер штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха будет привязан к тяжести нарушения. Если водитель нарушит РТО на 5-10%, его оштрафуют на 500-1000 рублей. Штраф за нарушение РТО на 10-20% составит 1-2 тыс., а свыше 20% — на 2-5 тыс. рублей.
Кто и когда взимает штраф за «Платон» и как проверить его наличие?
Существует два способа оплаты за проезд многотонных машин по федеральным автодорогам. В первом случае водитель или собственник фуры заранее согласует и оплачивает маршрут следования транспортного средства. Во втором случае на грузовой транспорт устанавливается спутниковая система отслеживающая передвижение машины и снимающая плату автоматически, согласно данным о передвижении.
Все расчеты по оплате проезда по федеральным автодорогам можно производить в личном кабинете системы «Платон» в Интернете.
Уклонение от использования системы «Платон» равно как и попытки словчить с устройствами, передающими информацию в Центр управления и мониторинга в 2021 году приводит к оформлению штрафов Ространснадзора. Данный вид штрафов похож на привычные водителям штрафы ГИБДД, однако выписывается другой организацией.
Как и в случае со штрафами ГИБДД, штрафы Ространснадзора за неиспользование или махинации с системой «Платон» определяются Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП РФ). А именно статьей КоАП РФ Статья 12.21.3. Штрафы «Платона» распространяются на водителей многотонных фур чьи собственники находятся за границами РФ или на собственников грузовиков если они являются россиянами. Минимальный штраф за любое противозаконное действие с системой составляет 5000 р. максимальный (и любой кроме первого в год) 10 000 р. На оплату этих штрафов распространяется скидка 50%.
Контроль за соблюдением правил использования системы Платон и выписыванием штрафов помогают поддерживать 500 рамок стационарного контроля и более 100 специализированных автомобильных комплексов.
Штраф за «Платон» в 2021 году составляет от 5000 до 10 000 рублей как на водителя, так и на собственника автомобиля. Штраф Платон не может быть выписан более одного раза в сутки.
Штраф за Платон можно проверить и оплатить через наш сервис.
Штраф за отсутствие платона в 2021
А начнём мы, пожалуй, с, казалось бы, противоречия самой этой системы действующему законодательству в России – его конституционным основам. Дело в том, что законодательство вся эта инициатива имеет целью взимание платы за вред дорогам. Если вы откроете Гражданский Кодекс РФ, то увидите, что любой нанесённый вред должен быть доказан – пока этого не произошло, взыскивать с причинителя такого вреда нечего. То есть возмещается он только после его наступления.
Есть в ГК РФ и статья про предупреждение такого вреда, но законными действиями в 2021 году при такой угрозе может быть только запрещение деятельности, а не взимание оплаты.
Тем не менее, имеем то, что имеет. На сегодняшний день, согласно системе Платон каждый владелец определённой категории машин обязан платить за каждый километр пути, пройденный этой машиной.
Итак, начнём мы с самого главного – новый налог на сегодняшний день распространяется исключительно на грузовые автомобили массой свыше 12 тонн. Платон по состоянию на 05 Августа 2021 года не введён для легковых автомобилей.
Если вы где-либо прочитаете обратное, то это фейк и неправда.
Ответа на данный вопрос в настоящий момент, конечно же, нет.
- с одной стороны, многие пользователи в сети и недостоверные источники постоянно напоминают о распространении в ближайшем будущем Платона на легковые автомобили, не приводя источники информации,
- но однажды даже Министерство транспорта высказывалось с предложением о введении Платона для легкового транспорта,
- с другой стороны – и это главное – никаких официальных изменений и новых законов по данному вопросу в 2021 году не было и не ожидается.
Однако, СМИ говорят и о проекте развития транспортной инфрастуктуры в России, согласно которой как максимум к 2035 году не исключено введение полностью платных дорог для всех категорий автомобилей. Причём, предлагается такая инициатива как замена транспортному налогу с пояснением, что это должно быть более справедливой стратегией – кто ездит, тот и платит.
На сегодняшний день Платон действует только для грузовых автомобилей при условии, если их разрешённая максимальная масса превышает 12 тонн (она указывается в розовом свидетельстве о регистрации), но за исключением следующих трёх случаев:
- если речь идёт об автобусе (но грузопассажирские фургоны уже должны устанавливать Платон),
- если грузовик работает в спецслужбах и имеет мигалки и сирену,
- если грузовик перевозит военную технику.
Итак, будет ли Платон действовать для легковых автомобилей, пока достоверно неизвестно, но, исходя из вышеописанного со ссылками на достоверные и официальные источники, точно не в ближайшие годы и уж точно не в 2021 году.
Но давайте выясним по аналогии с грузовыми авто, как практически может осуществляться обязанность по оплате!
- Сначала необходимо будет зарегистрироваться одним из способов в системе Платон.
- На следующем этапе вы оформляете маршрутную карту – как раз этот момент, вероятнее всего, опустят, если распространят систему для легкового транспорта, для упрощения процедуры.
- Далее нужно внести деньги на счёт.
- Затем вам выдают бортовое устройство, которое работает через спутниковую систему для отслеживания маршрута вашего легкового автомобиля и подсчёта километража.
- При проезде по дорогам с указанного в пункте 3 счёта списываются деньги за каждый преодолённый километр пути.
- Если вы проезжаете под специальной камерой, фиксирующей незаконный проезд без Платона, то вам выписывается штраф.
В Украине назвали штрафы за отсутствие страховки на авто
Если отсутствие «Платона» будет замечено при проверке документации, водитель в обязательном порядке должен будет выплатить штраф. Чтобы получить наиболее приемлемую штрафную сумму, постоянно меняется политика в этом направлении. В настоящее время не только за отсутствие «Платона» всем водителям грузовиков и компаниям, нанимаемым такие транспортные средства, придется выплачивать штрафные санкции, но и при следующих ситуациях:
- если действующий оператор системы не сможет получать достоверную информацию о пройденных автомобилем километрах, из-за того, что специальное устройство для отслеживания было отключено и поломано;
- штраф будет наложен в том случае, если в транспортном средстве не обнаружено устройства для контроля пройденных километров или специальной карты, указывающей на маршрут;
- штраф вписывается в том случае, если водитель транспортного средства отправился в путь не по тому маршруту, который был ранее заявлен;
- если в системе «Платон» нет денежных средств, а грузовой транспорт не останавливается, штраф будет наложен в обязательном порядке.
Какой начислят штраф, зависит от того, кто ведет транспорт и сопровождать груз.
Чтобы провести регистрацию грузового транспорта, нужно посетить Интернет и зайти в свой личный кабинет пользователя. В этом кабинете можно сделать следующее:
- зарегистрировать транспортное средство;
- управлять как одним автомобилем, так и несколькими, если такое количество имеется в наличии;
- вводить денежные средства на собственный лицевой счет;
- приобрести карту для маршрута;
- контролировать расходы и консультироваться при необходимости с онлайн-консультантом.
Чтобы получить подробную информацию о самой системе и о штрафах, следует посетить официальный сайт «Платон». На этом же сайте посетители смогут ознакомиться более подробно с рабочим процессом системы, узнать о ее законодательной базе, найти ответ на любой интересующий вопрос.
Минфин намерен включить платежи в системе «Платон» в Налоговый кодекс. Если ведомство добьётся своего, уклониться от оплаты проезда по федеральным трассам станет гораздо сложнее.
Министерство финансов России предложило включить в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей, среди которых — платежи в рамках системы «Платон», плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический и курортный сборы, а также плата за пользование различными государственными реестрами и регистрами и др. Об этом, как отмечает ТАСС, сообщается в материалах, опубликованных в пятницу, 1-го марта, на сайте ведомства.
Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?
Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:
- Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
- Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.
При этом, из числа таких ТС исключаются:
- Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
- Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
- Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.
Для контроля использования системы на дорогах установлены стационарные автоматические пункты, а также используются мобильные группы Ространснадзора.
Система «Платон»: штрафы за невыполнение закона
Так как контроль над большегрузами осуществляет не ГИБДД, проверить штрафы за «Платон» обычными методами не получится. Уточнить их наличие можно на сайте Ространснадзора. С главной страницы переходят в раздел «Системы взимания платы «Платон», затем в форме указывают:
- тип владельца ТС – частное или юридическое лицо;
- номер свидетельства о регистрации авто (СТС);
- государственный знак ТС;
- капчу.
Затем нажимают кнопку «Проверка». Ответ приходит моментально. Погасить штраф можно в интернет-приложении, кассах или банкоматах Сбербанка, а по реквизитам — через любую финансовую организацию или платежную систему.
Сообщение появляется и в Личном кабинете владельца ТС в системе. Однако онлайн-информирование запущено только в конце 2018 года и еще тестируется. Разработчики отмечают, что достоверно убедиться в наличии взысканий нарушитель сможет на сайте Службы транспортного надзора. Там приводится подробная инструкция по штрафам «Платон»: как их проверить и оплатить.
Чтобы избежать изнашивания трасс — должны приниматься определённые меры. Например: контролировать допустимые нормы массы для грузовиков и брать деньги за проезд. Из всего этого и вышла система «Платон». Плюс ко всему, на 2021 год — штраф может быть наложен не только за превышение этой самой массы груза, но и за различные сбои в системе «Платона». И при повторном нарушении, накладывается ещё один штраф, только умноженный в два раза.
Сумма штрафа в данном случае составляет всё те же 5000 рублей. К примеру, водитель не платит за пройденные километры или намеренно изменяется показания пройденного маршрута.
Важно!
Изначально штрафы были в разы больше. В соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ, при нарушении правил системы «Платон» водителю начислялся штраф в размере 5000 рублей. Должностные лица и предприниматели в случае нарушения должны были выплатить 40 000 рублей, а юридические лица — 450 000 рублей. При повторном нарушении правил системы сумма выплаты штрафа для водителей составляла 10 000 рублей, для предпринимателей и должностных лиц — 50 000 рублей, а для юридических лиц взималась плата в размере 1 000 000 рублей.
Позже, как уже известно, был принят новый закон и условия изменились. Плату штрафа в размере 5000 рублей и при повторном нарушении 10 000 соответственно, будут брать уже не с водителя большегрузной фуры, а с её владельца. То есть, в случае если водитель — наёмный работник и не является владельцем, то всю ответственность, связанную со штрафами в системе «Платон», несёт владелец.
Для иностранных граждан правила несколько другие: если грузовик принадлежит зарубежному перевозчику, штраф возьмут не с владельца, а с водителя. При этом, если дальнобойщик был пойман за неоплату на расстоянии не более чем 50 км от границы РФ, а потом все же внес деньги, он освобождается от административной ответственности.
О способах проверки наличия штрафов вы узнаете здесь.
Платить налог за «Платон» обязаны большегрузы с максимальной допустимой массой свыше 12 тонн — еврофуры, грузовые прицепы, отечественные самосвалы КАМАЗы и МАЗы и др. Это значение указано в ПТС, СТС или сертификационных документах на автомобиль.
Какие ТС освобождены от штрафа за езду без «Платона» в 2021 году:
- машины, перевозящие оружие и военную технику;
- автобусы и другие пассажирские ТС, кроме автомобилей-фургонов;
- автомобили спецслужб и ведомств со звуковыми и световыми сигналами — МЧС, МВД, пожарной охраны, аварийно-спасательные, медицинские и реанимационные.
Как правило, оплата налога происходит авансом: владелец вносит деньги на личный счет по тарифу, и они расходуются по мере поступления данных от бортового устройства авто. Водитель, проезжающий к месту остановки транзитом, может купить разовый «билет» — маршрутную карту.
Индивидуальные предприниматели, а также руководители частных предприятий, которые собираются заняться грузовыми перевозками, обязательно должны знать порядок регистрации в системе «Платон». Это не только избавит от наложения штрафа за нарушение правил, но и сократит время для начала грузоперевозок крупнотоннажным автомобильным транспортом.
Зарегистрироваться в системе «Платон» можно в одном из Центров информационной поддержки. Они имеются в каждом крупном городе РФ, а также на всех автомобильных пунктах пограничного контроля при въезде в Россию. Регистрация в системе бесплатна, покупать устройство «Платон» также не требуется, поскольку оно будет предоставлено владельцу грузовика без взимания платы.
Езда без платона штрафы в 2021
Как не платить штрафы ГИБДД
Для отечественных и иностранных перевозчиков штраф одинаковый — 5000 рублей. Если нарушение было совершено повторно, то размер штрафа за Платон удваивается и будет составлять уже 10 000 рублей. Для Москвы и Санкт-Петербурга нет исключений.
Важно! Если оплатить выписанную квитанцию в 20-дневный срок, то сумма будет снижена на 50% и составит 2500 рублей за первое нарушение и 5000 — за повторное.
Выписывает штраф Госавтоинспекция, которая остановила автомобиль и осуществила проверку наличия и работоспособности Платона. Также допускается регистрация автомобиля с помощью фото- или видеофиксации. В этом случае штраф приходит в результате изучения материалов.
Штраф не может быть выписан на некоторые категории автомобилей:
- Транспортные средства, предназначенные только для перевозки людей.
- Автомобили специальных служб — скорая помощь, полиция, скорая газовая служба и другие.
- ТС, которые предназначались для перевозки военной техники и оружия.
Для всех остальных система работает исправно и взимает плату за каждый пройденный километр. В случае нарушения назначается административное взыскание в виде штрафа.
При наличии штрафа за некачественную работу с системой Платон придет квитанция к оплате на почту, почтальон принесет уведомление о доставке.
Кроме того, увидеть наличие наказания можно на сайте Госуслуг, где высветится не только сумма к оплате, но и дата и время нарушения закона.
Владельцам предприятия уведомление приходит также на почту (чаще всего на юридический адрес организации) или на электронную почту.
Заявить о нарушителе, обязанном пользоваться системой Платон, можно так же, как и о любом другом нарушении ПДД. Для этого нужно отнести заявление в орган ГИБДД, на территории которого произошло правонарушение. Желательно приложить к нему флешку с фотографиями или записью с видеорегистратора, где хорошо будет видно место и государственный номер большегруза.
Можно отправить письмо с заявлением, в котором указывается суть и место нарушения законодательства, приложив к нему флеш карту с фото- или видеофиксацией нарушителя.
Отправлять письмо нужно на адрес территориального органа ГИБДД, в ведении которого произошло нарушение. В письме нужно указать данные заявителя, контактную информацию и мобильный телефон для связи, если это будет необходимо.
До 2021 года штраф достигал 40000 рублей, но в 2021 был значительно уменьшен. В 2021 году размер штрафа при первом попадании составляет 5 000 рублей, при повторном — 10000 рублей.
Важно! Есть ограничение, означающее, что в течение суток повторные штрафные санкции не могут быть применены к одному и тому же транспортному средству. Спустя сутки нарушение считается повторным, если его не устранили.
С 2021 года штраф может быть наложен не только за неработающее программное обеспечение, но и за его некорректную работу. Обсуждается законопроект, согласно которому стоимость проезда без платоновского устройства будет составлять 20000 рублей первоначально как для собственников, так и для водителей.
Еще одна новость заключается в том, что готовится законопроект, согласно которому в ближайшее время проект будет передан Роспотребнадзору.
Ожидается, что именно эта организация будет иметь полномочия по взысканию штрафов.
Официальных подтверждений начала перехода еще не было, перенести всю систему под управление другого ведомства не так просто, кроме того, законопроект только на стадии обсуждения.
Оштрафовать за движение по трассе федерального значения без оплаченной маршрутной карты или в несоответствии с ней могут только российскую организацию или водителя иностранного перевозчика.
Но отечественная компания вправе осуществить перенос штрафа на водителя, если нарушение было следствием его неверного поведения. Юридически штрафовать водителя нельзя, но организация, на которую он работает, может взыскать сумму штрафа из его зарплаты.
Последний просто получит оплату своего труда не в полном объеме, оплачивать или проверять ему самому ничего не придется.
Можно ли ездить без «Платона»? Если гражданин является владельцем легкового автомобиля, то плата за проезд по любым дорогам федерального значения (за исключением платных) ему не грозит. Не нужно оплачивать «Платон» и тем водителям, которые сидят за рулём грузовиков, общая масса которых не превышает 12 тонн.
Система взимания платы предусмотрена в первую очередь для большегрузных фур и других крупнотоннажных транспортных средств. Именно они наносят основной урон качеству автомобильных дорог.
Принцип работы системы «Платон» довольно прост. Водитель или собственник грузовика обязан иметь в кабине специальное устройство, отслеживающее перемещение автомобиля. Аналогом аппарата является маршрутная карта.
В устройстве или карте отображается маршрут автомобиля. Каждый километр проезда по дороге федерального значения требует оплаты. На сегодняшний день тариф составляет 1,90 руб. за 1 км.
На сайте РосТрансНадзора присутствует отдельный баннер взимания платы за «Платон». (Что такое РосТрансНадзор мы рассказывали здесь.) На странице есть следующие опции:
1Получить ответы на часто задаваемые вопросы.
2Возможность заполнить и отправить бланк для обжалования административного правонарушения.
3Возможность проверки штрафов для физических и юридических лиц.
О том, какими способами можно оплатить Платон читайте здесь.
Статистические данные свидетельствуют о том, что более 56% ущерба, наносимого федеральным трассам – это вина большегрузного транспорта. Если перевести это соотношение в цифры, то получится примерно следующее уравнение: 1 грузовой автомобиль весом выше 12 тонн равен 40-45 тысячам легковых. То есть, проезд по дороге одного большегруза приравнивается к проезду десятков тысяч легковушек. Ущерб – соответствующий.
Согласно официальным данным, государственный бюджет ежегодно опустошается на триллион рублей, при восстановлении дорог, разбитых грузовыми авто. При этом реальный ущерб от грузовой техники примерно в полтора раза выше заявленной цифры.
Транспортный налог, поступающий в государственную казну, не способен покрыть расходов государства. При этом его большая часть приходится на выплаты владельцев легковой техники, меньше всего влияющей на состояние дорожного покрытия.
По примеру европейских стран, где восстановление дорог происходит за счёт тех, кто их разрушает, в России было принято решение внедрить похожую систему. Зачем, вполне логично! Чтобы ремонтировать дорожное покрытие за счёт тех, кто его разрушает больше всего.
Изначально внедрение системы позиционировалось, как улучшение, способное пополнить государственный бюджет на весомые суммы. Предварительный список возможного расходования полученных финансов, был озвучен еще до запуска системы, и остался неизменным до сегодняшнего дня. Основные положения этого списка:
- Направление финансов на улучшение инфраструктуры дорожно-транспортной сферы.
- Текущее финансирование дорожных работ, в том числе выделение средств на плановые дорожные и мостовые работы, ямочный и капитальный ремонт
- Улучшение состояния трасс федерального назначения в регулярном порядке.
Иными словами проект работает как основное звено поддержки программ «Автодороги» и «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.» Благодаря средствам, получаемым в процессе работы системы, снижается нагрузка на бюджет практически всех муниципальных образований, а также на государственный бюджет. За время работы «Платона» улучшение состояния автомобильных дорог проводится с завидным постоянством.
ВС освободил от «платоновского» штрафа собственника арендованной машины
Система вводилась на территории страны поэтапно, и на сегодняшний день редко какой водитель грузового авто не знает, как она работает. На данный момент у водителей большегрузов есть два варианта оплаты: предоплата и постоплата. Размер взимается непосредственно за пройденное автомобилем расстояние, в конкретной сумме за каждый километр пути. Оплата возможна как при помощи разовых карт, так и посредством списания платы через бортовое устройство.
К чему приведут громадные налоги на перевозки, массовые увольнения дальнобойщиков и упор на платные дороги России? «Платон», по утверждениям многих экспертов, нанесет колоссальный ущерб экономике страны. Отразится он в первую очередь на простых гражданах. Если вкратце, то повышение ставок неизбежно отразится на ценах любых товаров в государстве. Более того, уже отражается. Всего за несколько месяцев после начала действия системы цены на прилавках магазинов значительно повысились. Тревожатся как эксперты, так и сторонние компании. Так, в Coca-Cola Company заявили о возможной пропаже 20% организационного транспорта. Свои опасения высказал и глава Росавтодора.
- Свидетельство ОГРНИП;
- Налоговый номер (ИНН)
- Удостоверение на право управления ТС
- Свидетельство о регистрации авто
- ИНН;
- ВУ
- ПТС И свидетельство о регистрации авто.
- Документ на право ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 08.11.
2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение транспортных средств с большим тоннажем допускается при условии внесения авансовых денежных средств за каждый пройденный км. Для этого владелец транспорта должен зарегистрировать машину в специальной государственной системе.
Оплата осуществляется по авансовой или постоплатной схемам. Собственник может выбрать один из удобных ему способов расчета:
- установка специального прибора — оптимально при регулярном использовании большегрузного транспорта, расчёт осуществляется в авторежиме;
- получение маршрутной карты — для разовых поездок, единовременная оплата за километраж.
За отсутствие маршрутной карты и фиксирующего прибора «Платон» в салоне собственник облагается штрафом.
Специально запрограммированные бортовые фиксирующие приборы устанавливаются в салоне транспортного средства. После установки их локализация определяется с помощью навигационных систем GLONASS/GPS.
Сведения о местонахождении считываются с бортового прибора с определённой периодичностью и передаются в Центр обработки данных, где автоматически осуществляется расчёт оплаты.
Что это за система взимания платы и как она работает?
Это система платы за тоннаж, введена с 2015 года. Сокращение от этих слов и дало название программе – Платон. Суть ее в том, что за каждый километр проезда по федеральной трассе взимается определенная стоимость, часть которой и поступает в дорожный фонд для дальнейшего финансирования восстановительных работ на дорожном покрытии.
Для учета километража применяются специальные бортовые устройства, фиксирующие перемещения и километраж с помощью вмонтированных блоков мобильной связи и спутникового позиционирования (ГЛОНАСС / GPS), или маршрутные карты – документы, предварительно оформляемые владельцем ТС, с указанием планируемого маршрута.
Контроль за работой «Платона» возложен на специальное подразделение Минтранспорта РФ – Ространснадзор (полностью – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Именно это организация вправе выставлять штрафы за неиспользование или неверное использование системы.
Система «ПЛАТОН» изменения в 2019 году
Система взимания платы с грузового автомобиля или сокращенно — «ПЛАТОН», что означает «плата за тонны» впервые была запущена в России в ноябре 2015 года. Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы).
Половина Уставного капитала которой принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью. Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн.
Вспомним многочисленные протесты водителей большегрузных автомобилей, требующих отмены платы за перевозку грузов, ведь на каждый километр пути согласно Постановлению Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 504 необходимо было уплатить 3,73 рубля.
Представьте, что груз перевозится из Москвы в Екатеринбург (расстояние примерно 2200 км), за перевозку нужно было заплатить 8206 рублей. Сумма, как вы видите, немалая. Новое, особенно связанное с операциями по изъятию денег, всегда внедряется с трудом.
Цены за перевозку грузов на 1 км пути на большегрузном автомобиле менялись так:
Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, которое бесплатно предоставляется в Центре обслуживания, на основании договора безвозмездного пользования, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.
Система взимания платы «ПЛАТОН» сегодня работает на более чем 50 000 километрах федеральных дорог, принося ежегодно в федеральный бюджет от 20 до 50 миллиардов рублей при ежегодном выделении за услуги оператора из федерального бюджета компании ООО РТИТС суммы 10 500 млн. рублей.
Полученные от «Платона» средства расходуются на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ, поддержание состояния автомобильных дорог федерального значения.
Плата за пользование дорогами не взимается с пассажирских автотранспортных средств, военной техники и грузовых автомобилей, используемых для её транспортировки, а также с транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.
2013 №504, считается, что если большегрузное транспортное средство движется без внесения необходимой платы при отсутствии или с отключённым бортовым устройством, а также без маршрутной карты, то на основании статьи 12.21.
4 КоАП РФ придется уплатить немалый штраф: для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей; для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.
- При повторном нарушении сумма штрафа возрастает до 10 000 рублей.
- Чтобы не допускать подобного наказания, владельцу автомобиля необходимо зарегистрироваться в системе «ПЛАТОН» в центре обслуживания или на официальном сайте.
- Для российских предпринимателей нужно будет представить: свидетельство ОГРНИП, ИНН, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства.
- Зарегистрировавшись, собственник грузового автотранспорта должен получить бортовое устройство, предварительно заключив договор на его использование.
Необходимо отметить, что до декабря 2018 года согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма, уплаченная в систему «Платон» в отношении транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн, уменьшала размер транспортного налога по ним.
C 1 января 2019 года прекращает действовать льгота на транспортный налог для зарегистрированных в реестре системы «Платон» транспортных средств массой свыше 12 тонн. Владельцы большегрузов будут платить и транспортный налог, и за проезд по федеральным трассам.
Штраф за «Платон» в 2021 году: за что взимают, как их проверить и оплатить
В добавок к вышеперечисленным, в новой версии КоАП появились следующие изменения:
Автоматические системы весогабаритного контроля больше не смогут выносить штрафы за минимальные нарушения. Это касается небольшого (2-10%) перегруза и незначительного (5-15 см.) превышения габаритов транспортного средства.
Автоматические средства фиксации нарушений смогут штрафовать за неоплату «Платона» на чаще одного раза в сутки. При этом размер штрафа останется прежним (5 тыс. рублей), но существующий сегодня двукратный штраф за повторное нарушение исчезнет.
Статью о наказаниях за весогабаритные нарушения разделят на две – отдельную «весовую» и отдельную «габаритную». Возможно, что теперь перевозчика, везущего тяжеловесный и негабаритный груз без специального разрешения, инспекторы смогут оштрафовать дважды.
А размер штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха будет привязан к тяжести нарушения. Если водитель нарушит РТО на 5-10%, его оштрафуют на 500-1000 рублей. Штраф за нарушение РТО на 10-20% составит 1-2 тыс., а свыше 20% — на 2-5 тыс. рублей.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает изменения в КоАП полезными и логичными. Наиболее позитивным нововведением, по мнению эксперта, является отмена штрафов, выносящихся АСВГК за незначительный перегруз,
— Мы принимали участие в обсуждении всех проблем, связанных с АСВГК и вносили свои предложения. В новом варианте КоАП отсутствуют штрафы за превышение весогабаритных параметров до 10%, это очень неплохо. Надо понимать, что 10% – это тонна на ось. Всё что выше уже сложно списать на «не знал – не видел». А вот
эти нештрафуемые 10% – это возможность для перевозчика избежать 95% ситуаций, возникающих из-за неравномерного распределения груза или сбоя в самом оборудовании АСВГК.
К самой концепции АСВГК остаётся масса вопросов, но поскольку система есть, мы посчитали необходимым по максимуму отвести от перевозчика такие ситуации.
Точно так же Валерий Войтко относится и к изменению наказания за нарушение РТО. Режим труда и отдыха в его нынешнем виде перевозчиков не устраивает, но уменьшение штрафа за незначительные нарушения – это всё же лучше, чем ничего.
— К нам не раз обращались перевозчики, которых гаишники начинали мурыжить из-за превышения на 5, 7, 10 минут. Хотя бы эти случаи удастся исключить! Я думаю, что будет правоприменительная практика – и появится возможность для дальнейшего разговора о корректировке РТО.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» также считает оправданным разделение спецразрешений для перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, так как специфика таких перевозок разнится. Одновременно тяжеловесные и негабаритные грузы на практике встречаются исключительно редко.
— «Платон» – в общем, это тоже логично. Учитывая существенное количество сбоев системы, отказов бортовых устройств, ошибок в личном кабинете. Если прибор не работает, за что меня штрафовать сто раз в день?
Если человек намеренно игнорирует «Платон», это его личное дело, но как мы знаем из Гражданского Кодекса – за одно нарушение может быть одно наказание. Пусть так и будет.
Валерий Войтко отмечает, что процесс изменения КоАП не может быть быстрым; он носит эволюционный характер и напрямую связан с наработкой правоприменительной практики.
— Просто так сказать «КоАП хреновый, давайте менять» нельзя, но когда мы приводим конкретные факты, приводим статистику, говорим, например, что в таких-то ситуациях при проведении весогабаритного контроля система не гарантирует получения точных данных и владелец ТС страдает совершенно незаслуженно, когда мы приводим цифры и доказательства – хоть какие-то изменения мы видим, – резюмирует эксперт.