Формы и зоны таможенного контроля ТК ЕАЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы и зоны таможенного контроля ТК ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Виды таможенного контроля

Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.

Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Порядок проведения таможенного контроля

На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.

Формы таможенного контроля:

  • Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
  • Проверка документов и сведений;
  • Таможенный осмотр товаров и транспорта;
  • Таможенный досмотр товаров и транспорта;
  • Личный таможенный досмотр;
  • Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • Таможенная проверка.

Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.

Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:

  • При декларировании соблюдены все формальности;
  • Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
  • Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
  • В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.

При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).

Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.

Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).

При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.

Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.

Степени таможенного досмотра

  1. Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
  2. Взвешивание (полное или выборочное);
  3. Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
  4. Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
  5. Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
    • Без взятия проб и образцов;
    • С взятием проб и образцов;
  6. Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.

Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.

Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.

  1. Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
  2. Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
  3. Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.

Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).

Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.

Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?

  1. Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
    Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица.
  2. Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
  3. Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
  4. Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
  5. К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
    Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники.
  6. Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
  7. После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.
Читайте также:  Медицинская справка водителей на права для ГИБДД в 2022 и 2023 году

Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.

  1. При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
  2. ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
  3. Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
  4. Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.

Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.

Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).

Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.

Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).

Таможенный осмотр проводится:

  1. На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
  2. В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
  3. На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.

Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).

Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.

При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:

  • Проводить устный опрос;
  • Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
  • Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
  • Использовать технические средства;
  • Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
  • Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
  • Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
  • Вести таможенное наблюдение.

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Читайте также:  Образец заполнения заявления на возврат НДФЛ ( КНД 1150058 )

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.

Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таможенные проверки делятся на два основных типа:

  • камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;
  • выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.

Подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран — участниц интеграционного объединения.

«Работа была напряженной. Мы провели два этапа внутригосударственных согласований, в ходе которых сторонами было внесено более 2 тыс. поправок. Все вопросы мы отработали. Наиболее сложные рассматривались на заседаниях Совета ЕЭК и Евразийского межправсовета», — рассказал Владимир Орловский.

Он подчеркнул, что с самого начала работы над документом активное участие в процессе принимали представители бизнеса всех пяти стран — участниц ЕАЭС. «Это первый пример разработки столь серьезного и всеобъемлющего документа с настолько активным участием деловых кругов», — отметил первый заместитель председателя ГТК.

В новый кодекс кодифицированы около 20 действующих международных договоров. «На протяжении последних шести лет были попытки внесения изменений в эти документы, что не всегда удавалось. Таможенный кодекс ЕАЭС включил в себя все необходимые изменения, устранив правовые коллизии и пробелы», — пояснил Владимир Орловский.

ТК ЕАЭС — это документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.

Структура нового кодекса отличается от действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза. Терминология и нормы согласованы с Договором о ЕАЭС. Кодекс включает 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения.

«Таможенный кодекс ЕАЭС — стратегически важный документ, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС», — заверил Владимир Орловский.

«Беларусь — транзитная страна, 70% партий товаров ввозится в наше государство с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита», — отметил первый зампред ГТК.

Так, одно из нововведений — возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа без предоставления бумажного варианта. Электронный документ может использоваться при уведомлении о прибытии товара, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии. «Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, перевозчик сможет их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления этих сведений, например, от иностранного отправителя. Это особенно важно, когда товар следует в выходные дни, в ночное время. Сейчас, если какого-то документа нет, необходимо ждать, пока начнет работать фирма-отправитель», — рассказал Владимир Орловский.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена такая инновация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте назначения до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. «Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, то декларантом сможет являться одно лицо, которое один раз задекларировало товар», — пояснил он.

Новым кодексом закреплена возможность в национальном законодательстве применять так называемую бестранзитную технологию. «Элементы этой технологии мы уже применяли, но в порядке эксперимента. Теперь мы можем это делать на постоянной основе и в отдельных случаях перемещать товар по территории страны без помещения под процедуру транзита. Речь в первую очередь идет о перемещении товаров в пограничные транспортно-логистические центры», — пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, документом закреплены отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. Таким образом, унифицированы подходы таможенного и транспортного законодательств. «Ранее транспортное законодательство позволяло осуществлять такие перевозки, таможенное — не позволяло. Применение этой нормы позволит сократить количество так называемых пустых ходок и по полной использовать транспортные средства при перемещении по территории союза», — рассказал первый зампред ГТК.

Читайте также:  Как пенсионерам индексируют пенсию после увольнения в 2022 году

Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:

  • 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
  • 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
  • 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
  • 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
  • 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
  • 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
  • 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
  • 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
  • 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
  • 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.

За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.

Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:

  • 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
  • 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
  • 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.

Кроме того, что четко названы таможенные процедуры, которые не требуют определения таможенной стоимости (таможенный транзит, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура), изменения в основном коснулись таких понятий, как «декларирование таможенной стоимости», «корректировка таможенной стоимости», «принятие предварительных решений по методу определения таможенной стоимости».

В частности, статья под названием «декларирование таможенной стоимости» в Кодексе ЕАЭС вообще отсутствует, а вместе с ней и соответствующая «процедура». Можно было бы сказать, что взамен появился новый вид таможенной декларации — декларация таможенной стоимости, однако она имеет другое «предназначение» и оформляется только при наличии дополнительных расходов.

Точно так же отсутствует в новом законодательном акте и понятие «корректировка таможенной стоимости». Теперь в случае, если обнаружено, что при декларировании товаров сведения о таможенной стоимости документально не подтверждены, метод определения таможенной стоимости выбран неправильно и т.д., таможенные органы принимают решение не о корректировке таможенной стоимости, а о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль таможенной стоимости состоялся после выпуска товаров). Или выносят требование о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль имел место быть до выпуска товаров).

Обратите внимание на формулировку: в ТК ТС акцент ставится на недостоверность заявленных сведений, в ТК ЕАЭС — на документальное подтверждение этих сведений!

Изменения в статусе уполномоченного экономического оператора

Таможенный кодекс ЕАЭС благоволит развитию института уполномоченного экономического оператора, рассматривая этих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, как партнеров государства, а не потенциальных нарушителей. Согласно новому ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо государства-члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором, которому предоставляются специальные упрощения.

При включении УЭО в соответствующий реестр ему выдается свидетельство, которые делятся на три типа и предоставляют различный комплекс специальных упрощений. В отношении УЭО предусмотрены преимущества при проведении таможенного контроля. Например, установлено, что операторы, имеющие свидетельства второго или третьего типов, относятся к низкому уровню риска, что влияет на решение о не проведении досмотра или осмотра товаров. Также УЭО могут в упрощенном режиме воспользоваться правом выпуска товаров до подачи декларации, предварительного таможенного декларирования, подачей неполной, периодической декларации.

Итоги. Принятие нового кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего столь важный и объемный перечень вопросов на международном уровне, вносит значительные коррективы в работу субъектов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Помимо перечисленного в статье, Таможенный кодекс ЕАЭС изменил подход к представлению предварительной информации, к проведению таможенных процедур (в новый кодекс перенесены все процедуры, включая процедуру свободного склада и свободной таможенной зоны), порядок, формы и сроки проведения таможенного контроля. В следующей работе мы проанализируем эти положения и дадим им оценку.

Оформление внутреннего таможенного транзита

Под эту процедуру помещаются все нерастаможенные грузы, которые перевозятся с помощью любого вида транспорта. Исключение – товары, запрещенные законодательством.

Декларант должен предоставить следующие документы:

  • инвойс;

  • упаковочный лист с печатью отправителя;

  • оригинал транспортного документа международной перевозки: коносамента, CMR, ж/д или авианакладной;

  • уставные документы компании;

  • доверенность на лицо, которое будет непосредственно проводить оформление и работу с грузов;

  • наименование и реквизиты таможенного поста назначения.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Виды таможенных процедур ТК ЕАЭС

Негласно режимы делят на 4 группы:

  • основные;
  • экономические;
  • завершающие;
  • специальные.

Основные режимы наиболее востребованы. С их помощью покупают иностранные товары или продают российские за границу. В их числе:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • таможенный транзит.

Чуть сложнее экономические режимы. Они включают:

  • переработку на и вне таможенной территории, для внутреннего потребления;
  • тамож. склад;
  • временный ввоз (допуск);
  • свободный склад.

Завершающие процедуры требуются, чтобы довести до конца процессы, начатые после временного вывоза или ввоза, переработки на (вне) таможенной территории. Другие режимы из этой группы направлены на одномоментное завершение деятельности в одностороннем порядке, когда груз конфискуют — «отказ в пользу государства», либо уничтожают — «уничтожение»:

  • реэкспорт;
  • реимпорт;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства.

Особенность специальных режимов в том, что условия для них оговариваются отдельными законодательными актами. К примеру, странами-участницами ЕАЭС заключены межгосударственные соглашения, в которых сказано, что участники ВЭД, зарегистрированные на их территориях, имеют право на беспошлинную торговлю в пределах ТС.

Похожий международный договор действует между странами СНГ, где участники ВЭД из одного государства (при соблюдении определенных условий) вправе беспошлинно ввозить товары на территорию другого государства СНГ:

  • временный вывоз;
  • специальная тамож. процедура;
  • беспошлинная торговля;
  • свободная тамож. зона.

К самым популярным режимам относятся выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, временные ввоз и вывоз.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *