Порядок таможенного оформления товаров и грузов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок таможенного оформления товаров и грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страны — участницы Таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 — 24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию Таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Данная опция предусматривает размещение и использование на складе (т.е. помещении, здании, территории, открытых площадках) иностранных товаров и товаров Таможенного союза. При этом таможенные платежи не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.
В отношении товаров, помещаемых на свободный склад, разрешено проведение различных операций: хранения, погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, маркировки, ремонта. Наиболее привлекательной для бизнеса является возможность осуществления на свободном складе операций по переработке и изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж).
Юридическое лицо признается владельцем свободного склада после его включения таможенным органом в Реестр владельцев свободных складов в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.
К свободному складу, а также к его владельцу предъявляются специальные требования, установленные на уровне национальных законов.
Завершение процедуры таможенного склада
После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров. Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или хранение).
Поскольку наиболее интересным для бизнеса является применение свободного склада как площадки для переработки (изготовления) иностранных товаров, рассмотрим процесс закрытия процедуры «таможенный склад» для этого случая.
В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, эта таможенная процедура завершается реимпортом, при условии, что они признаны товарами Таможенного союза и остаются на его таможенной территории.
Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется одно из следующих условий:
— произошло изменение классификационного кода на уровне любого из первых четырех знаков;
— выполнены технологические операции, достаточные для признания данного товара товаром Таможенного союза (за исключением простых сборочных операций). Их перечень определяется Комиссией ТС;
— достигнут фиксированный процент добавленной стоимости (порядок использования данного условия определяется Комиссией ТС).
При помещении товаров под процедуру реимпорта таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.
В настоящее время, по информации ФТС России, для того чтобы начать применение данной процедуры, требуется разработать соответствующий регламент включения компаний в Реестр владельцев свободных складов.
На сегодня ФТС России занимается данной проблемой — готовит проект постановления Правительства РФ по этому вопросу.
Сроки исчисления пошлин на вывоз товаров из России
Статья 329 Торгового Кодекса Российской Федерации устанавливает такие виды сроков:
-
При вывозе товара за таможенную границу РФ у срока уплаты таможенных сборов отсутствуют ограничения по времени. Он определяется мероприятием, которое имеет прямое отношение к возникновению обязанности уплатить таможенные платежи — подачей в таможенные органы декларации.
На некоторые периодически декларируемые товары распространены определённые исключения, а ещё на вещества, перемещаемые при помощи трубопровода. - В случае смены таможенного режима сборы нужно уплатить в течение дня окончания действия сменяемого таможенного режима.
- При употреблении условно выпущенного груза не по назначению, сроком уплаты сборов на вывоз считается день, когда произошло нарушение ограничения по распоряжению и пользованию товаром. Если определить такой день невозможно, сроком уплаты являются сутки, в которые таможенный орган принял декларацию.
-
Если предприниматель нарушил требования таможенных операций и обязан уплатить таможенные платежи, сроком будет считаться день, в котором имело место нарушение (выдача с отсутствием разрешения таможенной организации или потеря товаров, перемещаемых по внутритаможенному транзиту, временно складируемых или находящихся под таможенным режимом склада таможни, площадки беспошлинной торговли).
Если установить этот день невозможно, уплата таможенных пошлин должна производиться в течение суток, в которые стартовали такие операции (день доставки груза на таможенный участок, день получения бумажной санкции на внутритаможенный транзит, день окончания, день помещения груза под таможенный режим). - Срок исчисления таможенных сборов при применении особых таможенных операций назначается отдельно для каждой операции. К примеру, физически лица с ручной кладью или сопровождаемым багажом уплачивают таможенные сборы при пересечении границы России.
Сроком уплаты экспортных таможенных сборов является отрезок времени, за который необходимо заплатить суммы таможенных платежей, или происшествие, из-за которого Кодекс обязывает оплатить таможенные пошлины.
Кто ответственный за оплаты таможенных сборов
Пошлины уплачиваются продавцом или экспортёром. Следующие случаи не попадают под это правило:
- Таможенный орган постановил собственные требования уплаты таможенных сборов;
- Использование почтовой сети для перемещения товара.
Дополнительные таможенные уплаты по решению таможенного органа после проверки данных заявителя могут исчисляться в случае, если:
- Предприниматель указал недостоверные данные о стране-изготовителе;
- Нарушены правила классификации экспортируемых товаров согласно Товарной номенклатуры ВЭД;
- Стоимость или количество товара определяется таможенной организацией.
Согласно п.1 ст. 320 Таможенного кодекса ответственность за уплату таможенных сборов несет декларант или его представитель (таможенный брокер). При обнаружении факта неуплаты или неполной оплаты таможенных платежей взыскание производится или с владельца товара, или с таможенного брокера.
Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин
В соответствии с действующим законодательством ставки по пошлинам признаются едиными. Они не подлежат изменению (как при вывозе продукции, так и при ввозе в страну).
Для освобождения от уплаты пошлин продукция должна ввозиться на территорию страны с одной из следующих целей:
- гуманитарная помощь;
- содействие (техническая помощь);
- обмен знаниями и идеями.
Отдельную нишу занимают льготы на товары, произведенные на территории развивающихся стран (с тем учетом, что закупаются они на территории этих государств). Система льгот для них включает 3 блока:
- список развивающихся стран, пользующихся льготами РФ;
- аналогичный список наименее развитых стран;
- товары, льготы на которые не распространяются.
Уплата таможенных платежей — порядок и сроки
Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.
Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.
Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:
- 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
- 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
- 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
- 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
- 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
- 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
- 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
- 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
- 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
- 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.
Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:
- 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
- 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
- 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.
За нарушение порядка таможенного оформления грозит ответственность вплоть до уголовной. Так, в главе 16 КоАП РФ прописаны виды правонарушений в области таможенного дела, за которые предусмотрены штраф, конфискация товара и даже приостановление деятельности:
- Ст. 16.1 карает юрлиц и граждан за незаконное перемещение через границу (вне таможни, без разрешения и пр.) штрафом в размере от ½ до 3-хкратной стоимости груза.
- Ст. 16.2 за недекларирование или представление ложных сведений в декларации наказывает нарушителей также штрафом в размере от ½ до двукратной стоимости товара;
- Ст. 16.3. предусмотрен штраф на юрлиц в сумме 50 тыс. – 300 тыс. рублей за нарушение запрета или ограничения на ввоз определенной продукции.
Использование преференций
Далее целесообразно рассмотреть вопрос применения тарифных преференций. По п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе», льготы могут быть предоставлены только по решению Правительства РФ в форме освобождения от того, чтобы уплачивать таможенную пошлину, или в виде понижения ее ставки относительно следующих категорий товарной продукции:
- Вывозимой из России в составе поставок комплектного плана для сооружения объектов, относящихся к инвестиционному сотрудничеству, за рубежом согласно международным договорам РФ.
- Вывозимой из России в границах объемов поставок именно на экспорт для государственных нужд федерального значения. Стоит заметить, что определяется она согласно законодательству РФ касательно размещения заказов на поставки товарной продукции, исполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных и государственных нужд.
Помимо этого, Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС утвердили «Перечень товаров, которые происходят и ввозятся из развивающихся и менее развитых территорий, при ввозе которых имеют место тарифные преференции».
Спорные вопросы использования преференций
В практической деятельности зачастую появляются вопросы, которые связаны с отказом таможенных структур в предоставлении преференций декларантам, как правило, по причине того, что у них возникают сомнения в подлинности сертификата. Обычно это происходит из-за несоответствия, по мнению таможенной структуры, печати или подписи в сертификате тем, которые имеются в таможне, образцам. В данном случае результатом выступает принятие решения, содержащего отказ в предоставлении преференции.
Тем не менее по п.5 ст. 61 ТК ТС, если у таможенной структуры возникли те или иные сомнения касательно подлинности представленных документов, то она при реализации таможенного контроля имеет право обратиться либо к уполномоченным структурам, либо к организациям территории, где был выдан сертификат о происхождении товарной продукции, с просьбой о предоставлении дополнительных документов или уточняющей информации. Стоит заметить, что подобное обращение не может стать препятствием выпуску товарной продукции на основании данных о стране происхождения, которые заявлены при ее помещении под таможенную процедуру.
Применение тарифных преференций
В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как действует приоритет?
Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений
, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:
- цена заявки РФ оценивается по цене «предложение — 15%»;
- если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).
Если проводится аукцион
и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:
- если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение — 15%».
Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.
Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.
Льготы, преференции и освобождение таможенных платежей
Для расчетов таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ применяются различные льготы и тарифные преференции. Преференции используются для содействия экономическому развитию развивающихся и неразвитых стран.
Тарифные преференции, предоставляемые при ввозе на территорию РФ, предусмотрены для следующих групп:
- развивающихся стран – 75% от базовой ставки ЕТТ ТС (в перечне 103 государства, в т. ч. Турция, Хорватия, Малайзия Чили и др.);
- менее развитые – освобождение от пошлин (49 стран, в т. ч. Эфиопия, Мальдивы, Гвинея и т.д.).
Тарифные льготы отличаются от преференций тем, что они не носят индивидуальный характер, при их предоставлении учитываются не страны происхождения, а цель импорта и предназначение груза. Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины такие товары:
- для личного пользования;
- импортируемые лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
- гуманитарная помощь, груз для ликвидации последствий аварий и сихийных бедствий;
- безвозмездная и благотворительная помощь;
- все грузы, которые импортируют физические лица (кроме запрещенных к ввозу и предназначенных для предпринимательской деятельности).
Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.
Виды таможенных льгот
Таможенная служба призвана осуществлять несколько функций. Она не только контролирует ввоз через границу запрещенных товаров, но и выполняет некоторые другие задачи:
- Контролирует перемещение через границу личного имущества граждан, багажа и товаров в соответствии с российским законодательством
- Занимается сбором пошлины за ввоз определенных товаров или вещей
Таможенная служба обязана проверять всех, кто перевозит те или иные вещи или товары. Однако некоторые категории физических или юридических лиц имеют право на определенные привилегии. Они уплачивают таможенные сборы по льготным тарифам либо не уплачивают их вообще. Таможенные льготы действуют на законодательном уровне.
Перечень таковых в 2018-2019 году зависит:
- От соглашений между странами;
- Норм действующего российского законодательства;
- Объемов и видов перевозимых товаров.
Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.