НДС при экспорте товаров: 0 ставка и возврат
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС при экспорте товаров: 0 ставка и возврат». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Что и кто облагается «экспортным» НДС
Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.
А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.
ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.
Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.
Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.
Как официально отказаться от ставки 0% по НДС
Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ экспортные операции, международные перевозки, транспортная экспедиция облагаются НДС по ставке 0%.
Налогоплательщик не может сам изменить ставку, установленную законодательством. По данным операциям действует именно нулевая ставка. По соглашению сторон также ставка НДС не может быть изменена. На этот момент указывали и судебные органы в Постановлении Президиума ВАС от 20.12.2005 г. № 9263/05, Определении КС РФ от 15.05.2007 г. № 372-О-П.
Но со временем изменилось налоговое законодательство, хотя указанная позиция осталась прежней. В ст. 164 НК РФ добавили п. 7, который действует с 2018 г. Именно с этого момента налогоплательщики могут отказываться от применения нулевой ставки по НДС, но не по всем операциям. Отказ не возможен, к примеру, по поставкам в страны ЕАЭС (Письмо Минфина от 09.01.2019 г. № 03-07-13/1/24). При экспорте в другие страны или при оказании услуг по международным перевозкам налогоплательщик может применять ставку 20% вместо нулевой.
Для использования этого права нужно подать в ИФНС заявление в срок не позже 1 числа налогового периода, с которого планируется не использовать ставку 0% по НДС. Заявление не имеет официальной формы — заполняется в свободном виде.
Внимание! В налоговом законодательстве не указан механизм возврата к нулевой ставке по НДС. И вообще нет уточнения, можно это делать или нельзя. Налогоплательщику нужно взвесить все преимущества и недостатки отказа от нулевой ставки, а потом уже принимать решение.
Несколько советов экспортерам
Если вы собрали неполный комплект документов или нарушили сроки их подачи в налоговую службу, то для вас это может обернуться начислением пени или доначислением НДС до ставки 20% (или 10% в ряде случаев). Когда вы не можете обосновать в полной мере применение нулевой ставки, для налоговой службы такая операция будет рассматриваться как обычная сделка, по которой начисляется стандартный НДС без преференций. Ниже представлены две самые распространенные ситуации, которые могут возникнуть у неопытного экспортера.
Кейс 1: Покупка товара произошла в России на сумму 120 рублей, из которых налоговый платеж составляет 20%. Наценка для перепродажи составила 10%, то есть за границу товар продан за 110 рублей. Вовремя документы на возврат по экспортной сделке вы не подали, а сейчас нужно заплатить экспортный НДС. Как рассчитать, сколько НДС нужно вернуть налоговой при экспорте?
Ответ: Если вы не подтвердили факт экспортной операции в течение 180 дней после отгрузки, то обязаны заплатить 20% с суммы сделки. После сбора всех необходимых документов вы можете подать заявление к возмещению «входного» НДС.
Кейс 2: Вы не подали заявление на возмещение входного налога, но налоговая требует еще и оплатить сумму в размере 20% со всей сделки (товар+транспортировка), а не только по товару, который был куплен внутри страны.
Ответ: Возмещение входного налога — теперь дело добровольное. Выгоднее, конечно, возмещать. Но главное то, что в течение трех месяцев после отгрузки нужно подтвердить ставку 0%. Если вы в течении указанного срока не подтверждаете ее, то вы должны на сумму сделки при экспорте начислить НДС (т.е. 0% вы не подтвердили, значит, обязаны уплатить 20%) и в декларации по НДС в разделе 6 отразить эти сделки и НДС по ним.
Если вы сорвали сроки предоставления документов, то для возмещения входного налога можно их подать в следующем налоговом периоде. После того как перечень документов будет рассмотрен, налоговая начнет камеральную проверку. Но важно понимать, что этот процесс начнется со следующего квартала и может протекать в течение 180 дней.
В первом случае вопрос касается ситуации, когда документы не поданы вовремя, а во втором случае экспортеру непонятно, почему налог взимается не за товар, а за всю сделку. Когда организация никогда не сталкивалась ранее с экспортом в своей деятельности, многие моменты могут быть в новинку, и это касается не только вопросов налогообложения.
Поэтому мы рекомендуем привлекать профильных специалистов, которые сориентируют вас в необходимых вопросах и помогут избежать дополнительных затрат фирмы.
НДС при экспорте в страны ЕАЭС и другие государства
Повторим, что пониженный НДС при экспорте товаров приносит бизнесу выгоду, за которую он обязан отчитаться перед инспекцией ФНС. Доказать право на 0-процентный налог — ответственность экспортера.
Чтобы использовать нулевую ставку НДС при экспорте, необходимо предоставить инспекторам все документальные основания за 180 суток с даты отгрузки продукции. Перечень доказательств зависит от государств, где планируют реализовать товары.
Как вести учет НДС по экспорту
Чтобы избежать вопросов при проверках ИФНС и платить налог в размере 0%, нужно правильно вести учет НДС. Общие правила такие:
- Если одни операции бизнеса облагаются НДС, а другие нет — учет по ним нужно разделить.
- Учет НДС с экспорта нужно вести отдельно от процессов, совершаемых в рамках РФ.
- Если компания реализует за границей несырьевую продукцию, которую поставили на учет позднее 1 июля 2016 г., учет экспортного НДС можно не разделять.
Возмещение НДС при экспорте товаров
Инспекция ФНС не возместит деньги без оснований. Сначала она убедится в правомерности возврата — проверит все документы для обоснования нулевой ставки и устроит камеральную проверку.
Проверять будут не конкретный контракт с минимальным НДС с экспорта, а весь налоговый период, в котором она была совершена. Что будут анализировать инспекторы:
- условия и ресурсы, необходимые для экспорта заявленных товаров — склады, офисное помещение, оборудование, работники соответствующей квалификации;
- документы, необходимые для операций — договоры о сделках, лицензии, счета и др.;
- документы, подтверждающие транспортировку продукции из точки А в точку Б — соглашения о перевозке, акты приемки-передачи.
Когда сдавать документы на 0% НДС
Заявить об операции в ФНС, облагаемой нулевым НДС, необходимо не позднее 180 календарных дней с момента получения товаром таможенного экспортного статуса. Если налогоплательщик не представит указанные выше документы или их копии, экспортные сделки будут облагаться по другим ставкам НДС – 10% или 20%, в зависимости от категории товара или услуги.
Если опоздавший налогоплательщик все же представит в ФНС документы, которые подтвердят его право на нулевую налоговую ставку по НДС, уплаченные суммы налога ему будут возвращены. А вот за просроченное время — с момента отгрузки до даты фактического подтверждения обоснованности нулевой ставки налога, начислят пеню за каждый день просрочки.
Кроме того, с 2018 года экспортеры вправе самостоятельно отказаться — в силу своих причин — от нулевой ставки по НДС. Отказаться можно только по всем экспортным операциям сразу.
Возврат таможенного НДС при экспорте товаров
Участники ВЭД имеют право на вычет НДС, уплаченный ими при импорте товаров в РФ, только в том случае, если экспортер является плательщиком НДС. Если товары предназначены для операций, которые облагаются НДС, и они приняты к учёту. Вычет может быть осуществлён, если товар предназначается для операций, которые облагаются НДС. Для подтверждения права на налоговый вычет могут потребоваться документы:
- внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
- счёт на оплату от поставщика (инвойс) счёт-фактура;
- таможенная декларация (копия);
- платёжное поручение выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.
Перечисленные документы, необходимо хранить в течение четырёх лет.
Как можно вернуть НДС при экспорте: 2 варианта
Имея главной задачей возврат НДС при экспорте, знайте, что успех любого предприятия во многом зависит от опыта и квалификации юриста. Он должен не только понимать экономическую сущность этого процесса и обладать весомым багажом знаний о налогообложении хозяйственных операций, но и просчитывать реакцию налоговой на свои аргументы и действия.
Для российских компаний есть два способа возвращения НДС из бюджета:
- перечисление суммы уплаченного ранее НДС на расчетный счет;
- зачтение истраченной суммы в будущие налоговые платежи.
Какой из вариантов станет оптимальным для вашей компании, покажут сложившиеся обстоятельства, а также меры, принятые налоговым юристом. На практике вопросы возврата НДС обычно разбираются в суде, и снова всё зависит от реакции вашего юриста.
Так как подавляющее большинство дел решается в судебном порядке, налоговый юрист, который отстаивает ваше право на возврат НДС при экспорте, своими знаниями и способностью убеждать должен превзойти юристов ИФНС. Он должен максимально доходчиво изложить свою позицию суду, используя общепринятую судебную терминологию. Короче говоря, вам нужен профессионал высокого класса, способный решать сложнейшие задачи. Иначе возврат НДС при экспорте, равно как и в другой сфере деятельности будет крайне затруднителен и даже невозможен.
Вычет входного НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, производится на основании счетов-фактур, выставленных организации-экспортеру поставщиками. При этом счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, не являются основанием для принятия сумм входного НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Ситуация: как вести раздельный учет для вычета входного НДС, если организация осуществляет поставки как на экспорт, так и внутри России?
Порядок ведения раздельного учета разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Если организация приобретает товары как для поставки на экспорт, так и для продажи на внутреннем рынке, она должна вести раздельный учет входного НДС (письмо Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-07-08/5471). Учет НДС нужно вести по каждой экспортной поставке (п. 6 ст. 166 НК РФ). На практике бухгалтеры организуют раздельный учет с помощью дополнительных субсчетов:
- к счетам, на которых учитываются реализуемые товарно-материальные ценности (41 «Товары», 43 «Готовая продукция»);
- к счетам, на которых учитываются затраты, связанные с производством и реализацией (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»);
- к счету 90 «Продажи».
Особое внимание нужно уделить раздельному учету входного НДС. Например, к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» можно открыть субсчета:
- 19-1 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации в России»;
- 19-2 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на экспорт».
Если таким образом организовать раздельный учет не удается, сумму входного НДС можно распределить пропорционально:
- стоимости продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок;
- затратам на производство продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок и т. д.
Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации на внутреннем рынке, примите к вычету в момент принятия активов к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортной поставки, примите к вычету в момент определения налоговой базы по данной операции (ст. 167 НК РФ). Таким моментом может быть:
- либо последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ);
- либо день отгрузки товаров (работ, услуг), если экспорт подтвердить не удалось (п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ).
Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, подлежит восстановлению. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июня 2011 г. № 03-07-08/165.
Пример ведения раздельного учета «входного» НДС. Организация осуществляет поставки товаров как на экспорт, так и внутри России
В I квартале ООО «Альфа» отгрузило продукции на общую сумму 1 108 000 руб. (в т. ч. НДС – 108 000 руб.), в том числе на экспорт на сумму 400 000 руб. (по ставке НДС – 0%). Отгруженная продукция полностью оплачена покупателями. Общая сумма входного НДС по материалам (работам, услугам), использованным для производства отгруженной продукции, составила 80 000 руб. Необходимые документы для подтверждения реального экспорта организация собрала и передала в налоговую инспекцию в I квартале.
«Альфа» распределяет суммы входного НДС пропорционально стоимости продукции, отгруженной на экспорт, и продукции, отгруженной на внутренний рынок. Этот способ закреплен в учетной политике организации.
Чтобы распределить сумму входного НДС, подлежащего вычету по внутренним и экспортным операциям, бухгалтер «Альфы» определил долю выручки от реализации (без НДС) экспортных товаров в общем объеме выручки (без НДС) за I квартал: 400 000 руб. : (1 108 000 руб. – 108 000 руб.) = 0,4.
Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по экспортным операциям, равна: 80 000 руб. × 0,4 = 32 000 руб.
Организация может предъявить ее к вычету в том периоде, в котором был подтвержден факт реального экспорта, – то есть в декларации за I квартал.
Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по операциям на внутреннем рынке, составляет: 80 000 руб. – 32 000 руб. = 48 000 руб.
Эту сумму организация тоже предъявляет к вычету в декларации за I квартал.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать организации в праве на вычет входного НДС по экспортной поставке, если в результате мероприятий налогового контроля было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму НДС в бюджет?
По мнению контролирующих ведомств, в данном случае организация не имеет права на вычет НДС.
В частных разъяснениях представители налогового ведомства, ссылаясь на постановления Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12210/07 и Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, придерживаются следующей точки зрения. Нельзя принять к вычету входной НДС, если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности.
Есть примеры судебных решений, в которых судьи встают на сторону налоговых инспекций (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июля 2008 г. № Ф04-4437/2008(8402-А75-41), от 1 ноября 2006 г. № Ф04-7402/2006(28147-А75-41), Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/8852-07, от 21 января 2008 г. № КА-А40/14503-07, Северо-Кавказского округа от 16 августа 2007 г. № Ф08-4591/2007-1791А, Дальневосточного округа от 15 августа 2007 г. № Ф03-А04/07-2/3045, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. № А10-6310/06-Ф02-6898/07).
Совет: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету входной НДС по экспортной поставке, даже если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Они заключаются в следующем.
Факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в правонарушении, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Налоговый период, сроки уплаты НДС
Налоговым периодом НДС признается календарный год (ч. 1 п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 127 НК).Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика (за исключением плательщиков, оказывающих услуги электросвязи абонентам, а также выполняющих перевозки для ГО «Белорусская железная дорога», признаются календарный месяц или календарный квартал (ч. 2, 3 п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 127 НК).
Для плательщиков, реализующих услуги электросвязи, оказываемые абонентам, отчетным периодом по НДС признается календарный месяц (подп. 2.1 ст. 127 НК).
Для плательщиков, осуществляющих перевозки для ГО «Белорусская железная дорога» отчетным периодом по НДС признается календарный квартал (подп. 2.2 ст. 127 НК).
Отчетным периодом НДС по операциям по ввозу товаров с территории государств — членов ЕАЭС признается месяц, в котором отражено получение товаров в учете (п. 5 ст. 139 НК).
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.Форма декларации по НДС утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2 и приведена в приложении 1 к Постановлению МНС от 03.01.2019 № 2.
Плательщик заполняет и включает в декларацию по НДС только те части, разделы декларации по НДС и приложения к ней, для заполнения которых у него имеются сведения (п. 3 Инструкции № 2*)
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом(п. 2 ст. 136 НК).
Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2, далее – Инструкция № 2
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Экспорт в другие иностранные государства
При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:
Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
- Обязательство или документ? // ВС выяснял, что такое гарантия производителя
- О товарных чеках: заполнение, выдача
- Какой штраф грозит за проезд по платной дороге без оплаты?
- Виза в Испанию для россиян — 2020: как самостоятельно оформить
- Отличие кредита и кредитной карты — чем кредитка отличается от кредита
- Учет финансовых гарантий
- О чем свидетельствует судебная практика по банкротству физических лиц?
- копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
- договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
- таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
- товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).
Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.
Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.
Добровольность при применении нулевой ставки НДС
Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.
В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.
Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно.
Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.
Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.
Возмещение НДС при экспорте
Возврат НДС при экспорте — процедура частая. Обусловлено это особенностями экспортных операций, а именно тем, что при применении ставки 0% НДС, выставленный покупателю, равен нулю. При условии покупки товаров для экспорта у плательщиков НДС, то есть когда входной НДС существует, возмещение НДС при экспорте становится неизбежным.
Такая же ситуация, как с возвратом экспортного НДС, может возникнуть и по обычным операциям, проводимым внутри страны. Порядок возмещения экспортного НДС и обычного никак не различается. Отличается только пакет необходимых документов: как уже упоминалось, для возврата НДС при экспорте из России необходимо собрать документы, подтверждающие нулевую ставку налога.
Возмещение НДС включает нескольких этапов. Подробно о них мы рассказывали в другой статье.
Представитель декларации заполняет 4 раздел за квартал, в котором организацией был собран пакет документации, обосновывающий применение минимальной ставки по налогу.
В разделе прописываются данные по экспортным операциям с подтвержденной нулевой ставкой по каждой отдельно:
- Строка 010 — код операции;
- Строка 020 – налоговая база по подтвержденным операциям;
- Строка 030 – сумма вычетов входного налога по экспортным подтвержденным операциям;
- Строка 040 – сумма исчисленного НДС, исчисленная по неподтвержденным операциям в поданной ранее декларации;
- Строка 050 – сумма восстановления НДС, принятая к вычету по факту неподтверждения в поданной ранее декларации.
- Строки 070 и 080 представитель декларации заполняет по возврату товара, по которому ставка не подтвердилась. 070 — сумма корректировки базы для налога, 080 – сумма корректировки вычетов. Заполняется в налоговом периоде, когда компания-экспортер признала возврат и другая сторона его согласовала.
- При изменении цены экспортированного товара с подтвержденной ставкой в строке 100 указывается увеличение, в строке 110 уменьшение. Корректировка отражается в том налоговом периоде, в котором организацией-экспортером признано изменение цены.
- Строка 120 – сумма к возмещению из госбюджета: строки 030 + 040 – 050 + 080
- Строка 130 – сумма налога к уплате: строки 050 + 080 – 030 + 040
Что нужно учесть при перевозке товаров двойного применения
При оформлении разрешительных документов, необходимо также проверить все позиции по реестру товаров двойного применения. Туда попадают грузы, которые помимо использования простыми гражданами, могут применяться для разработки, например, оружия (ракетного, стрелкового, химического и т.д.). К такой продукции относят различные материалы, оборудование, программное обеспечение, отчеты о научных изысканиях.
Если код товара, перемещаемого через таможню, совпадает с кодом в указанном списке, в ее пропуске может быть отказано. Такие меры предпринимаются для:
- обеспечения безопасности стран;
- сохранности информации, которая может обеспечить технологический прорыв другому государству;
- засекречивания научных разработок;
- защиты информации, по которой можно определить характеристики вооружения страны экспортера;
- предотвращения распространения оружия массового поражения.
После того как вы представите нашему специалисту перечень товарных позиций, которые планируете экспортировать, мы проверим их на необходимость получения лицензий, сертификатов, а также на нахождение в перечне товаров двойного применения или военного назначения.