Какие карты нужны для тахографов — их виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие карты нужны для тахографов — их виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Карту водителя СКЗИ нужно вставить в Слот тахографа перед тем как завести мотор автомобиля. В тахографе имеются два слота для карт водителя СКЗИ. Левый для первого водителя, правый для второго водителя. Если в тахограф вставлена карта водителя СКЗИ, тахограф автоматически фиксирует все нарушения во время поездки и во время отдыха водителя. Ежедневное распечатывание регистрационных листов с тахографа обязательно для водителя. Если происходит проверка автомобиля, водитель обязан предоставить свою карту СКЗИ, а также регистрационные листы за последний месяц. Если водитель потерял свою карту СКЗИ, он может восстановить карту водителя в течении 15 дней.

На крупных транспортных предприятиях либо в организациях, имеющих большой автопарк, ведется учет выданных и эксплуатируемых карт водителя.

Это делается по нескольким причинам:

  1. Учет отработанных нормо-часов сотрудниками, который ведется на основании данных, собираемых тахографом. С учетом информации, собираемой с карт водителей, формируются зарплатные ведомости.
  2. Затраты по базе шоферов удобнее вести с привязкой к личным карточкам. Например, к номеру идентификатора удобно привязывать количество израсходованного топлива. Анализ таких данных в дальнейшем позволяет выявить недобросовестных водителей, у которых расходы повышены. Например, если условные Иванов и Петров ездят по одному маршруту на одинаковых автомобилях, но у Иванова затраты на ГСМ гораздо больше, чем у Петрова, значит, первый работник не все топливо заправляет в бак.
  3. Учет затрат на изготовление карт тахографа. Все расходы документируются, а номера карт вносятся в единый список как собственность организации. Если учет вестись не будет, финансовая проверка может классифицировать оплату изготовления карт как нецелевые расходы.

Какие еще карты нужны для получения информации с тахографа?

  • Карта предприятия – выдается владельцу организации или ИП. Она предназначена для того чтобы считывать сведения или закрывать доступ к данным тахографа.Она выдается сроком на 5 (ЕСТР) или 3 года (СКЗИ). Получать данные с устройства с её помощью рекомендуется раз в 56 дней.

Какие данные представлены на КП?

  • Название организации;

  • ФИО руководителя;

  • Время, когда была открыта карта;

  • Срок окончания действия КП;

  • Название органа, выдавшего её;

  • Непосредственный номер карты;

  • Личная подпись владельца;

Как получить данную карту?

Следует собрать и предоставить следующие виды документов:

  • Ксерокопия свидетельства оформления ООО, ЮЛ или ИП.

  • Копия паспорта.

  • Согласие на обработку своих личных данных.

  • Карта мастерской предназначена устанавливать оборудование, изменять настройки и выгружать информацию. Она оформляется на техников, сотрудников специальных авто-мастерских, которые имеют доступ к тахографам. Срок её действия – 1 год.

  • Её подлинность можно проверить в специальном реестре. Карта выдаётся в одном экземпляре. Её защита осуществляется специальным личным кодом, который может знать только её владелец.

  • Карта контролера предназначена для того чтобы контролировать работу автомобиля и водителя ТС. Она выдаётся сроком на 5 лет инспекторам, которые занимаются проверкой её данных. Исключительно её наличие может дать возможность посмотреть информацию, которая содержится на устройстве. С 2015 года такими картами располагают сотрудники ГИБДД, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за происходящим на дороге.

Когда приостанавливается действие

Если организационная структура изготовила и выдала документ, то у нее имеются полномочия в остановке действия. Для этого отводится время — период функционирования карты. Получается, что любая подделка или передача иному владельцу будут поводов для блокировки.

При применении карты иным лицом, то ее действие приостанавливается до выяснения обстоятельств. Если карта повреждена или использована несоответствующим образом, то владелец должен заявить об этих недоразумениях, чтобы документ быстро восстановили.

Чтобы восстановить карту следует вновь подать документы и подождать определенный срок.

Эксплуатировать документ тоже нужно по всем правилам. Прежде чем его включить в систему, стоит произвести идентификацию. Установку в слот слева — это первое действие. Если все делается верно, то изначально можно услышать щелчок.

Чем отличается карта водителя ЕСТР от карты СКЗИ »

15 марта 2018

Автомобили, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, должны быть оснащены цифровыми тахографами – специальными устройствами слежения за скоростью их передвижения и режимом работы водителя. Получение данной информации и настройка приборов осуществляется специальной пластиковой картой, оснащенной электронным чипом.

  • По своему предназначению карты выпускаются для:
  • Карточки водителя, как и все остальные, изготовливаются из пластика, имеют встроенный микропроцессор, на который записываются сведения о шофере, данные о движении и остановках транспорта, проводимых работах, допущенных нарушениях.
  • На лицевой и оборотной сторонах документа по определенной форме наносится информация о водителе.

Отличия карты водителя СКЗИ от ЕСТР

Водителю, который выполняет не только внутрироссийские, но и международные рейсы, недостаточно знать, что такое карта водителя СКЗИ, как расшифровывается эта аббревиатура и как оформлять такой чип. Для выезда за рубеж используются ТС, оборудованные тахографами европейского образца (стандарт ЕСТР). Для таких приборов нужны соответствующие карты, которые отличаются по принципу шифрования информации, а также по внешнему оформлению:

Читайте также:  ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году — повышение и последние новости

Отличается и стоимость оформления: цифровой ключ ЕСТР будет дороже (примерно 4400 рублей).

Чтобы управлять грузовиками, автобусами или микроавтобусами, оснащенными бортовыми самописцами и выполняющими рейсы внутри РФ, недостаточно действующего водительского удостоверения. Нужна еще и личная карта водителя СКЗИ, которую следует оформлять по всем правилам и не забывать заказывать перевыпуск раз в 3 года.

Что такое тахограф и зачем его необходимо устанавливать

Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:

В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).

Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.

С 1 января 2021 г. на автобусы и грузовые авто необходимо устанавливать тахографы с СКЗИ. Карта – это цифровой документ, содержащий ЭЦП и удостоверяющий личность водителя. Используется в тахографе с целью проведения учета рабочего времени водителя без привязки к конкретному маршруту или транспорту. То есть водитель может работать на любом ТС в автопарке компании, идентифицируя свою карту с установленным на нем тахографом. Однако есть нюанс: тип карточки должен соответствовать типу прибора, имеющегося на автомобиле.

У нас можно оформить все виды карточек для тахографа:

Кроме этого, для тахографов также предусмотрены карты предприятия – собственника транспорта, контролера, мастерской. Компания «МосАвтоКарт» производит лицензируемый выпуск карт всех типов.

Нужно отметить, что купить готовую карту водителя для тахографов в Москве или в других городах РФ невозможно, ее необходимо оформить в лицензируемой организации, лично, с соблюдение соответствующих, законодательно установленных процедур. Это именной документ, который изготавливается индивидуально и содержит информацию о конкретном человеке. Использовать, взламывать, перепрограммировать чужую карточку категорически запрещается.

Кому и зачем нужна карта водителя?

В связи с нововведением в законодательстве о коммерческом транспорте, грузовые и пассажирские автомобили используемые в предпринимательской деятельности должны быть оборудованы специальным устройством – тахографом. Каждый кто эксплуатирует такой транспорт, обязаны иметь карту водителя. Без неё эксплуатация такого транспорта запрещена. Заказать карту водителя для тахографа в Балашихе, теперь не составляет никакого труда.

Тахограф – специально устройство, устанавливаемое в коммерческий грузовой и пассажирский автотранспорт, который регистрирует:

  1. среднюю скорость движения;
  2. скоростной режим;
  3. период работы.

Основное его предназначение:

  • предотвращение нарушения ПДД;
  • регулирование время отдыха и поездки;
  • источник данных, которые могут быть вещественными доказательствами в случае преступления или правонарушения.

Карта водителя – пластиковый чип, идентифицирующий личность шофера. Выдается лишь в единственном экземпляре на оного человека, сроком на 3 года. Купить карту водителя для тахографа должен каждый человек управляющий коммерческим транспортом. Она необходима для взаимодействия с тахографом и фиксации данных.

Существуют такие разновидности:

  1. без криптографической защиты – для тахографов старого образца, встречаются все реже;
  2. с криптографической защитой – наиболее популярная, используется для коммерческих поездок по территории России, имеет средство защиты информации (большинство шоферов решает купить карту водителя именно такого типа);
  3. международного образца (ЕСТР) – взаимодействует с европейскими тахографами, необходима для поездок по Евросоюзу.

Настало время рассмотреть практически особенности проведения аудита. Сделаем это на примере кредитно-финансовой организации или другими словами на примере банка. Данный пример выбран не случайно. Банки используют довольно большое число разношерстных систем криптографической защиты, которые задействованы в гигантском количестве бизнес-процессов, да и к тому же практически все банки являются Лицензиатами ФСБ России по криптографии. Далее в статье будет представлен план аудита СКЗИ и криптоключей, применительно к Банку. В тоже время данный план может быть взят за основу при проведении аудита практически любой компании. Для удобство восприятия план разбит на этапы, которые в свою очередь свернуты в сполйеры.

Этап 1. Сбор данных с инфраструктурных подразделений компании

Действие Ожидаемый результат и его использование
Источник – все работники компании
1 Делаем рассылку по корпоративной почте всем работниками компании с просьбой сообщить в службу информационной безопасности обо всех используемых ими криптографических ключах Получаем электронные письма, на базе которых формируем перечень ключевой информации и перечень ключевых документов
Источник – Руководитель Службы информационных технологий
1 Запрашиваем перечень ключевой информации и ключевых документов С некоторой вероятностью Служба ИТ ведет подобные документы, будем использовать их для формирования и уточнения перечней ключевой информации, ключевых документов и СКЗИ
2 Запрашиваем перечень СКЗИ
3 Запрашиваем реестр ПО, установленного на серверах и рабочих станциях В данном реестре ищем программные СКЗИ и их компоненты. Например, КриптоПРО CSP, Верба-OW, Signal-COM CSP, Сигнатура, PGP, ruToken, eToken, КритоАРМ и др. На базе этих данных формируем перечень СКЗИ.
4 Запрашиваем перечень работников (вероятно техническая поддержка), помогающих пользователям по использованию СКЗИ и перевыпуску ключевой информации. Запрашиваем у данных лиц аналогичную информацию, что и у системных администраторов
Источник – системные администраторы Службы информационных технологий
1 Запрашиваем перечень отечественных криптошлюзов (VIPNET, Континент, S-terra и др.) В случаях, когда в компании не реализованы регулярные бизнес процессы управления ИТ и ИБ, подобные вопросы могут помочь вспомнить системным администраторам о существовании того или иного устройства или ПО. Используем данную информацию для получения перечня СКЗИ.
2 Запрашиваем перечень отечественных программных СКЗИ (СКЗИ МагПро КриптоПакет, VIPNET CSP, CryptonDisk, SecretDisk, …)
3 Запрашиваем перечень маршрутизаторов, реализующих VPN для: а) связи офисов компании; б) взаимодействия с контрагентами и партнерами.
4 Запрашиваем перечень информационных сервисов, опубликованных в Интернет (доступных из Интернет). Они могу включать: а) корпоративную электронную почту; б) системы обмена мгновенными сообщениями; в) корпоративные web-сайты; г) сервисы для обмена информации с партнерами и контрагентами (extranet); д) системы дистанционного банковского обслуживания (если компания – Банк); е) системы удаленного доступа в сеть компании. Для проверки полноты предоставленных сведений сверяем их с перечнем правил Portforwarding пограничных межсетевых экранов. Анализируя полученную информацию с высокой вероятностью можно встретить использование СКЗИ и криптоключей. Используем полученные данные для формирования перечня СКЗИ и ключевой информации.
5 Запрашиваем перечень информационных систем, используемых для сдачи отчетности (Такском, Контур и т. д.) В данных системах используются ключи квалифицированной электронной подписи и СКЗИ. Через данный перечень формируем перечень СКЗИ, перечень ключевой информации, а также узнаем работников, пользующихся этими системами для формирования перечня ключевых документов.
6 Запрашиваем перечень систем внутреннего электронного документооборота (Lotus, DIRECTUM, 1С: Документооборот и др.), а также перечень их пользователей. В рамках внутренних систем электронного документооборота могут встретиться ключи электронной подписи. На основании полученной информации формируем перечень ключевой информации и перечень ключевых документов.
7 Запрашиваем перечень внутренних удостоверяющих центров. Средства, используемые для организации удостоверяющих центров, фиксируем в перечне СКЗИ. В дальнейшем будем анализировать содержимое баз данных удостоверяющих центров для выявления ключевой информации.
8 Запрашиваем информацию об использовании технологий: IEEE 802.1x, WiFiWPA2 Enterprise и систем IP-видеонаблюдения В случае использования данных технологий мы можем обнаружить в задействованных устройствах ключевые документы.
Источник – Руководитель кадровой службы
1 Просим описать процесс приема и увольнение работников. Фокусируемся на вопросе о том, кто забирает у увольняющихся работников ключевые документы Анализируем документы (обходные листы) на предмет наличия в них информационных систем в которых могут использоваться СКЗИ.

Пример того, как выглядит тахограф

Это техническое устройство, служащее для фиксации:

  1. Скоростного режима.
  2. Какая средняя скорость транспортного средства.
  3. Период трудовой деятельности водителя.

Что позволяет исключать нарушение правил и определить фотографию рабочего дня у водителя транспортного средства. Сертифицировать тахограф обязательно нужно, это однозначно будет только в пользу при работе правоохранительных органов. Улики будут представлены к рассмотрению, и их никто не сможет опровергнуть.

Всего существует две разновидности прибора:

  1. Работающий по аналоговой системе. Уровень защиты невысок, поэтому их меньше изготавливают.
  2. Цифровой. Шифрование производится на базе криптографических сведений. Это позволяет продолжительное время хранить информацию. В корыстных целях применение не представляется возможным. Защитные функции обеспечиваются работой пластиковых карт.

Иные виды карт устанавливаются исходя из категории сотрудников:

  1. Для мастеров. Этому контингенту требуется производить наладку, выполнять установку и настраивать нормальное функционирование.
  2. Для организационных структур. С помощью устройства можно получить огромное количество информации.
  3. Для контролера. Ею можно воспользоваться всем сотрудникам без исключения для сверки реальных показателей.

Что необходимо водителю, что бы получить карту

ЕСТР установлены требования к информации, что будет храниться на карте тахографа. Как только водитель подал заявление на получение карты, он берет на себя обязанности, что предусмотрены законодательством. Он должен помнить о том что:

  • карта имеет срок использования;
  • используется карта при определенных условиях;
  • карту нельзя передавать третьему или уполномоченному лицу со дня ее получения и до окончания ее срока действия;
  • если возникнут обстоятельства, при которых карта не будет использоваться (прекратилась профессиональная деятельность, изменилось место работы), карту нужно возвратить в орган выдачи карт.

Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля

В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.

Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.

Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.

Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.

Читайте также:  Алименты на троих детей от разных браков

Чем отличаются карта водителя ЕСТР и СКЗИ?

Главное, что важно знать — каждая карта подходит только к своему типу электронного тахографа. То есть, карта водителя ЕСТР не будет работать в тахографе российского производства с блоком СКЗИ. Если быть точнее, то тахограф с блоком СКЗИ попросту не примет карту европейского образца.

Как не ошибиться в момент подачи заявления? При заказе карты нужно выяснить модель тахографа и сообщить её нам. Если уточнить марку тахографа для вас проблематично, то вы можете подъехать в нашу мастерскую, чтобы устройство посмотрели наши специалисты.

Ещё несколько важных отличий:

  • Визуальные отличия. На карте водителя ЕСТР данные написаны на двух языках: русском и английском. На российской СКЗИ – только на русском. Отличается и внешнее оформление, шрифт написания;
  • Пин-код. При работе с европейским тахографом пин-код не нужен. В отличие от карты СКЗИ — после того как вы загрузите карту в слот, тахограф потребует ввести защитный четырёхзначный код;
  • Номер. Отличается вид серийных номеров;
  • Цена. В редких случаях стоимость карты ЕСТР ниже, чем у карты СКЗИ. В основном, карточки ЕСТР дороже российских.

Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных

Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа. Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации. Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.

Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.

Когда говорят, что тахограф с скзи — это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:

  • контроллёров управления и защиты;
  • криптографического процессора;
  • приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • синхронизированного часового устройства;
  • запасного источника электропитания;
  • прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля
  • акселерометра;
  • специальной платы памяти.

Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:

  • зашифровки поступающей информации;
  • ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
  • надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
  • сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.

Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля

В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.

Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.

Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.

Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.

Как получить карту водителя

Выдачей карт занимаются организации, аккредитованные в Ространснадзоре. При обращении нужно предоставить следующие документы:

  • действующие водительские права категории C, D или E;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • заявление на получение карты, присоединение к регламенту, регистрацию и создание сертификата физического лица.

Стоимость карты СКЗИ для физического лица составляет от 2 до 3 тыс. руб. Карта ЕСТР обойдется в 3-4 тыс. руб. Конкретная цена устанавливается организацией, аккредитованной в Ространснадзоре.

Виды карты

Срок действия

Периодичность считывания информации

Штраф за отсутствие

Водителя СКЗИ

3 года

28 дней

3-5 тыс. руб.

Водителя ЕСТР

3 года

28 дней

3-5 тыс. руб.

Предприятия СКЗИ

3 года

56 дней

7-10 тыс. руб. для должностных лиц, 15-25 тыс. руб. для ИП, 20-50 тыс. руб. – для юридических лиц

Предприятия ЕСТР

5 лет

56 дней

7-10 тыс. руб. для должностных лиц, 15-25 тыс. руб. для ИП, 20-50 тыс. руб. – для юридических лиц

Мастерской

1 год

Инспектора

5 лет

Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных

Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа. Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации. Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.

Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.

Когда говорят, что тахограф с скзи — это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:

  • контроллёров управления и защиты;
  • криптографического процессора;
  • приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • синхронизированного часового устройства;
  • запасного источника электропитания;
  • прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля
  • акселерометра;
  • специальной платы памяти.

Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:

  • зашифровки поступающей информации;
  • ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
  • надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
  • сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *