Какие сведения относятся к налоговой тайне
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие сведения относятся к налоговой тайне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит партнёр (для процедуры комплаенса), для участия в тендерах — или чтобы эти данные появились на сервисах проверки контрагентов и делали компанию привлекательнее в глазах потенциальных партнёров.
Ответственность за разглашение налоговой тайны
Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д. Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.
По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
В рамках данной статьи рассмотрим правовой режим доступа к налоговой тайне. Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере. В процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях .
Категории информации по степени конфиденциальности
Информация, используемая в предпринимательской и иной деятельности весьма разнообразна. Вся она представляет различную ценность для организации и ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет компании создавать иные формы системы защиты, в том числе и организационную, а главное – правовую.
В связи, с чем информация разделяется на три группы:
- Первая – несекретная (или открытая), которая предназначена для использования как внутри Организации, так и вне нее.
- Вторая – для служебного пользования (ДСП), которая предназначена только для использования внутри Организации. Она подразделяется, в свою очередь, на две подкатегории:
- Доступная для всех сотрудников Организации;
- Доступная для определенных категорий сотрудников Организации, но данная информация может быть передана в полном объеме другому сотруднику для исполнения трудовых обязанностей.
- Третья – информация ограниченного доступа, которая предназначена для использования только специально уполномоченными сотрудниками Организации и не предназначена для передачи иным сотрудникам в полном объеме или по частям.
Информация второй и третьей категории является конфиденциальной.
Примерный перечень конфиденциальной информации:
- Информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;
- Банковская тайна – сведения об операциях, о счетах и вкладах организаций – клиентов банков и корреспондентов;
- Иные виды тайн: адвокатская тайна, нотариальная тайна, тайна переписки и т.д.;
- Информация, имеющая интеллектуальную ценность для предпринимателя – техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п. и деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.
Согласно ст. 102 НК РФ, любая информация о лице, являющемся налогоплательщиком, которая поступает в различные занимающиеся взиманием налогов ведомства, а также в правоохранительные органы, является тайной. Все информационные сведения о налогоплательщике защищены режимом особой секретности. По закону, доступ к ним не может определяться юридическим статусом лица.
Не относятся к налоговой тайне те сведения, которые налогоплательщик разгласил сам или дал на это свое согласие. Также в свободном доступе находятся идентификационный номер (ИНН) и информация о нарушениях статей, устанавливающих порядок и сумму налоговых выплат. В случае наличия договоренностей о сотрудничестве между налоговыми службами разных стран, из категории тайны изымаются оговоренные в международных соглашениях сведения. Налоговой тайной также не является информация о доходах и их источников лиц, баллотирующихся на какой-либо государственный пост. Это же правило распространяется и на родственников таких лиц.
Налоговая публичность
В западноевропейской юридической практике предусмотрена возможность открытого декларирования сведений о размерах и источниках доходов и других налоговых сведений. Возможность налоговой публичности базируется на гарантированном Конституцией праве каждого гражданина знакомиться с документами, выпущенными органами государственной власти, если те касаются соблюдения его прав и свобод. Уплата налогов по определению является публично-правовой обязанностью, и если некто, в особенности государственный или общественный деятель, уклоняется от ее исполнения, то это наносит ущерб всем гражданам. В западноевропейских законодательных кодексах приводится перечень сведений из налоговой декларации — налоговая тайна при этом продолжает существовать как одно из основных прав человека — который может быть опубликован. Реализация права каждого налогоплательщика на принятие мер, направленных на контроль исполнения каждым налоговой повинности, осуществляется ежегодной публикацией соответствующих сведений.
Информация, к которой нельзя ограничивать доступ
Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 «Об информации…»:
- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Правовая охрана коммерческой и служебной тайны
Правовая охрана информации, относящейся к служебной тайне, заключается в прямых запретах на ее разглашение и применении мер ответственности за несоблюдение этого императива.
Так, п. 9 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ запрещается разглашение и использование в неслужебных целях информации, являющейся служебной тайной.
П. 1.8 постановления № 1233 предусмотрена ответственность должностного лица за разглашение служебной тайны и нарушение порядка обращения с документами, в которых содержатся конфиденциальные сведения. Она может быть:
- административной (ст. 13.14 КоАП);
- уголовной (ст. 137, 138, 155 УК РФ и т. д.).
В отношении коммерческой тайны ответственность за несоблюдение режима конфиденциальности определена в ст. 14 закона № 98-ФЗ:
- материальная ответственность (возмещение ущерба в порядке п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ);
- гражданско-правовая ответственность, которая наступает в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ;
- уголовная по ст. 183 УК РФ.
И должностные лица, и работники предприятия могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 192, 193 ТК РФ.
В п. 43 постановления пленума ВС РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 сказано, что в случае увольнения работника за разглашение коммерческой или служебной тайны работодатель обязан доказать 3 факта:
- что разглашенные сведения являются тайной в соответствии с действующим законодательством;
- разглашенные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- работник обязывался не разглашать эти сведения.
Таким образом, правовая охрана коммерческой или служебной тайны основана на предусмотренных законодательством санкциях: дисциплинарных, гражданско-правовых, административных и уголовных.
Как доказать нарушение работником режима коммерческой тайны
Выше указывалось, что, привлекая работника к ответственности за разглашение коммерческой тайны, работодатель должен представить суду ряд доказательств:
1. Доказательство того, что разглашенная информация согласно действующему законодательству является коммерческой тайной.
В законе № 98-ФЗ указано, что коммерческой тайной является любая информация, имеющая коммерческую ценность. Она неизвестна третьим лицам, и свободного доступа к ней нет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ в организации должен быть разработан перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Этот список закрепляется в локальном акте: положении, инструкции, перечне. В трудовом договоре и обязательстве о неразглашении коммерческой тайны, подписываемом работником, отдельным пунктом делается отсылка к данному акту.
2. Доказательство того, что информация, являющаяся коммерческой тайной, стала известна работнику в результате исполнения им трудовых обязанностей.
Поскольку работодатель ведет учет лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, доказать этот факт будет несложно.
3. Доказательство того, что на работнике лежала обязанность сохранять конфиденциальную информацию в тайне, не разглашать ее.
Обязанность не разглашать информацию, относящуюся к коммерческой тайне, прописывается в трудовом договоре и локальном нормативном акте, например должностной инструкции. Подписывая документ о неразглашении, работник берет на себя обязанность выполнять приказы, инструкции и положения по обеспечению сохранности конфиденциальной информации работодателя (апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2015 по делу № 33-44248/2015).
Таким образом, для признания судом достаточности предъявленных доказательств работодателю следует соблюдать положения, указанные в ст. 11 закона № 98-ФЗ, ст. 192, 193 ТК РФ.
Формы представления информации
Акустическая информация. Разговоры – передача акустической информации. Есть виброакустика, когда акустическая волна воздействует на стекло или трубу отопления (соответствующая поверхность вибрирует) можно попытаться снять вибрацию. Аналогично – электроакустика (через розетки). Двойные двери с тамбуром у начальников – решение, которое позволят уменьшить уровень акустического сигнала за пределами защищаемого помещения.
Побочное электромагнитное излучение. На определенной частоте в телевизоре можно было поймать сигнал соседей. То же самое качается розетки, в которой есть электричество.
Применительно к конфиденциальной информации не имеет смысла – проще купить информацию у сотрудника. Поэтому угроза считается не актуальной.
Информация обрабатываемая (циркулирующая) в ИСПДн.
Видовая информация в виде текста, изображений и т. д., например та информация, которая отображается в мониторе. Речь идет о канале, по которому может быть нарушена конфиденциальность + физический доступ. Мы можем посмотреть на бумажный документ, нарушив конфиденциальность (+ физическая нарушение целостности).
Информация в виде сигналов.
Формальная независимость спасет налоговую тайну
Утечка конфиденциальной информации возможна, например, через государственные органы.
Риск в этом случае может уменьшить сетевая, «горизонтальная» организация бизнеса по принципу «одна организация – один бизнес-процесс».
При этом внешние закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи – другая, а управление, неформально, будет сосредоточено в третьей.
Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при несовпадении учредителей и должностных лиц).
А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.
Кроме того, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны персоналом соответствующих ведомств. До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие были бы наказаны за «недосмотр».
А ведь неоднократно поступали в продажу базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и правоохранительным органам».
16 ноября 2005 года появились изменения в Законе «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С момента их вступления в силу, многих стал волновать вопрос: что же теперь будет с адвокатской, аудиторской и прочими тайнами?
Неужели каждый аудитор, который проводил проверку на вашем предприятии, повинуясь своему гражданскому долгу, отправит копию аудиторского отчета в налоговую?
А адвокат, после того как вы ему «как на духу» расскажете о своих проблемах, поднимет трубку, наберет номер ФНС и скажет: «Только что у меня был очень подозрительный тип. Записывайте координаты…»?
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну
В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.
Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.
Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.
Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.
Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации
Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:
- эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
- данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
- уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.
Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.
Какие сведения относятся к коммерческой тайне
Следует помнить, что также относится к разглашению налоговой тайны использование или передача третьему лицу данных, для которых налогоплательщик установил режим коммерческой тайны. Такая информация будет составлять налоговую тайну, когда о ней узнают должностное лицо налогового органа, фонда или эксперт при исполнении обязанностей.
Коммерческой тайной может являться любая информация, которая не известна третьим лицам и имеет коммерческую ценность. Если следовать положениям закона № 98-ФЗ, компания может отказать сторонним лицам в выдаче информации, которая относиться к коммерческой тайне.
Но для этого правообладатель должен установить меры по охране конфиденциальности тайны, которые указаны в ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ. Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.
Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.
Нельзя отнести к коммерческой тайне:
- информацию из учредительных документов юрлица;
- сведения из реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- данные о составе имущества ГУП, МУП и госучреждения, об использовании ими бюджетных средств;
- информацию о состоянии противопожарной безопасности, безопасности пищевых продуктов и других факторах, которые влияют на обеспечение безопасности;
- данные о численности, составе работников и о наличии свободных рабочих мест;
- сведения о задолженности работодателей по выплате зарплаты;
- информацию о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
Другие данные, которые не относятся к коммерческой тайне, перечислены в ст. 5 закона № 98-ФЗ.
Какая информация считается конфиденциальной
В контексте рассматриваемой темы вполне закономерно возникает вопрос об определении конфиденциальной информации. Четкого пояснения самого понятия в законах РФ нет, однако есть перечень сведений, которые носят секретный характер — он представлен в президентском указе № 188, подписанным 06.03.1997 года. В документе указано, что к такой категории принадлежат данные, которые:
- относятся к тайнам следствия и судебного производства, а также связаны с лицами, которым обеспечивается государственная защита согласно ФЗ-119;
- касаются частной жизни (событий, обстоятельств, фактов) человека, за исключением тех данных, которые подлежат распространению в СМИ в рамках действующих законодательных нормативов;
- классифицируются как служебные материалы, операции с которыми ограничиваются статьями ГК РФ;
- связаны с сущностью полезной модели, изобретения либо промышленного образца до момента официальной публикации и получения патента;
- принадлежат к категориям врачебной, адвокатской и других профессиональных тайн, использование которых происходит в соответствии с правилами, предусмотренными ФЗ и Конституцией Российской Федерации;
- идентифицируются как тайна коммерческой деятельности.