Правила приема на работу бывшего госслужащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила приема на работу бывшего госслужащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

О каких госслужащих можно не сообщать

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему.

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) — не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.

Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.

Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН — прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу.

Прием на работу бывшего госслужащего

Так как государственные служащие могут во время работы иметь доступ к засекреченной информации особой важности, в течение двух лет после увольнения на них накладывается ряд обязательств, в том числе и при дальнейшем трудоустройстве.

Уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего нужно только в том случае, если с момента его уведомления прошло не более двух лет, а его должность входит в специальный перечень (ч.2 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ).

Бывший служащий не имеет права без согласия специальной комиссии устраиваться на работу в компанию, с которой ранее взаимодействовал. Это правило введено для противодействия коррупции. Также недопустимо трудоустройство в данные организации, если предполагаемая зарплата будет больше ста тысяч рублей при заключении ГПД (в этом случае придется согласовать назначение с комиссией). Работа такой комиссии регламентирована Указом Президента № 821.

Бывший госслужащий не имеет право устраиваться в компанию, если отдельные функции по государственному управлению новой организацией раньше входили в его служебные обязанности.

Читайте также:  Как не платить за капремонт законно: инструкция

Новый работодатель обязан сообщить предыдущему о заключении трудового договора с бывшим госслужащим в десятидневный срок после подписания документа. Однако такая обязанность распространяется не на все должности муниципальной или государственной службы. Перечень постов, после увольнения с которых, новому работодателю нужно сообщить о трудоустройстве, можно найти в указе Президента РФ №1574 от 31.12.2005. для муниципальной службы существует свой список, утвержденный отдельно в каждом регионе.

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

  1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.
    При заключении трудового договора:
    • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
    • должность входит в специальный перечень;
    • размер зарплаты на новом месте не важен.

    При заключении договора ГПХ:

    • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
    • должность входит в специальный перечень;
    • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).
  2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.
  3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.
  4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.
  5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.
  6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.
  7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

Область трудоустройства бывших госслужащих регулируют многие нормативно-правовые акты РФ, но главным является федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ.

Новый работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на место его прошлой службы, если лицо занимало одну из должностей, утвержденных перечнем, и прошло менее двух лет с момента увольнения.

Сообщение отправляется при подписании ГПХ (при сроке менее 1 месяца или заработной плате свыше 100 тысяч рублей в месяц) и трудового договора (в том числе при внешнем совместительстве).

Желательно подготавливать документ на фирменном бланке.

Уведомление заверяют бывший госслужащий и лицо, принявшее его на работу.

Оно должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем подписания трудового договора или ГПХ.

Особенности принятия на работу бывших госслужащих

После прекращения контракта на бывшего муниципального служащего распространяется ряд ограничений при приеме на работу, а на его нового работодателя — ряд требований.

Законодатель определил следующие требования:

  1. Новый работодатель, принимая в штат бывшего служащего, обязан направить уведомление о смене работы муниципального служащего туда, где он трудился ранее (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 №273-ФЗ).
  2. Если бывший муниципальный служащий устраивается на работу в учреждение, которое он раньше контролировал, потребуется согласие специальной комиссии. Порядок получения разрешения комиссии установлен указом президента №821 от 01.07.2010. Согласие следует получить, если:
    • муниципальный служащий замещал должность, включенную в перечень указом президента №925 от 21.07.2010;
    • трудовое соглашение о работе с любой суммой зарплаты или договор ГПХ на сумму не больше 100 000 рублей заключают не позже 2 лет после увольнения с госслужбы;
    • с даты увольнения из муниципальных или госструктур прошло меньше 2 лет.
  3. Бывший муниципальный служащий, замещавший должность из перечня (указ №925), предоставляет новому работодателю информацию о прежнем месте работы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 №273-ФЗ). Информировать следует, если трудоустройство происходит не позже 2 лет с момента прекращения муниципальной службы.

Подробная пошаговая инструкция по приему на работу бывшего муниципального служащего и алгоритм действий включены в методические рекомендации Минтруда (письмо №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017). Действия нового работодателя:

  • уведомить прежнего работодателя, если принимает бывшего сотрудника органов власти не позднее 2 лет после его увольнения из названных структур;
  • сообщить о приеме тех бывших служащих, которые занимали определенные должности в соответствии с указом президента №925 от 21.07.2010.

В установленный законодателем список включены должности, по которым сотрудник выполняет различные функции. К таковым относятся:

Читайте также:  Оформление визы в США самостоятельно

Вид службы

Должности

Гражданская

Руководители и заместители руководителей федеральных терорганов

Высшая группа должностей ГГС по указу президента №1574 от 31.12.2005

Те, на которые назначают по решению правительства

Военная

Руководящие составы МВД, МЧС, Минобороны, СВР, ФСБ, нацгвардии, ФСО, ФСИН, ФССП, ФТС, прокуратуры, следственного комитета

Должности любых видов службы, связанные с:

  • административно-хозяйственными функциями;
  • предоставлением госуслуг;
  • контролем/надзором;
  • управлением госимуществом;
  • выдачей лицензий/разрешений;
  • госзаказами;
  • распределением ресурсов материального и технического характера

Принимая на работу рассматриваемую категорию лиц, следует учесть ряд особенностей по уведомлению.

Оплачиваемая работа госслужащего: в чем заключается?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан.

Госслужащие, наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов.

К государственным служащим относятся люди, занимающие должности в следующих аппаратах:

  • Правительстве и его аппарате;
  • Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РФ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов;
  • Администрации Президента, Государственных секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РФ;
  • органы КГК, прокуратуры, Нацбанка, Центральной избирательной комиссии;
  • министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях;
  • дипломатических представительствах РФ;
  • местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации);
  • государственных нотариальных конторах;
  • таможенных органах;
  • иных госорганах.

При этом в список служащих госсаппарата не входят сотрудники, которые занимаются техобслуживанием и обеспечением функций госсаппарата (работники канцелярии, хозчасти, библиотеки, автохозяйства и т.д.).

Государственная служба может быть:

  1. Федеральной государственной гражданской. Сотрудник будет работать в федеральном органе и получать зарплату из федерального бюджета.
  2. Региональной государственной гражданской. Здесь сотрудник будет работать в органах власти субъектов РФ. Его зарплата будет начисляться из регионального бюджета (в редком исключении – из федерального).

Как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Заключив трудовой договор с лицом, менее двух лет назад занимавшим должность на государственной либо муниципальной службе, работодатель обязан письменно сообщить об этом факте по последнему месту госслужбы нового работника. Необходимо правильно оформить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего и направить по нужному адресу способом, исключающим любые претензии надзорных органов.

В соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ №273 бывший государственный служащий может быть трудоустроен в организацию, с которой ранее сотрудничал при условии, что его заработная плата будет менее 100 тысяч рублей в месяц.

Обратите внимание

После увольнения российского гражданина с муниципальной либо государственной службы органы прокуратуры в течение двух лет следят за его дальнейшей судьбой. Так правоохранители исполняют федзакон «О противодействии коррупции» №280-ФЗ, датированный 25 декабря 2008 г.

Уведомлять об оформлении на работу бывшего муниципального либо госслужащего обязывают нормы:

  • ст. 12 упомянутого закона;
  • ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

Согласно нормативным актам работодатель вправе не уведомлять об оформлении на работу бывшего служащего, занимавшего перед увольнением должность, которая не входит в перечень:

  • должностей госслужащих, утвержденный президентским указом от 18.052009 г. № 557;
  • должностей муниципальных служащих, утвержденный законом субъекта федерации.

Чтобы уберечься от штрафных санкций за нарушение закона, рекомендуется составить уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего и направить по месту службы, какой бы пост он ни занимал.

Важно: работодатель должен уложиться в 10-дневный срок с даты подписания трудового договора.

Сам гражданин обязан при приеме на работу поставить в известность работодателя о том, что является бывшим госслужащим, и сообщить, с какой должности уволен. Достаточно заявить об этом устно, поскольку необходимые сведения содержатся в трудовой книжке, предъявляемой в отдел кадров при оформлении на работу.

Игнорирование работником данного требования согласно ст. 84 ТК РФ обязывает работодателя, узнавшего правду, незамедлительно прекратить трудовые отношения на основании п. 11 ч. 1 статьи 77 ТК (несоблюдение правил заключения трудового договора).

  • Посмотрите ролик который расскажет про ограничения при приеме на работу бывшего госслужащего

Порядок приема на работу бывшего госслужащего

Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ). Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.

Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

Прием на работу бывшего госслужащего – ТК РФ, законы и нормативная база

С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование. При этом на госслужащих в данном аспекте их трудовой деятельности распространяются нормативы различных документов федерального уровня. Поэтому прежде чем принимать на работу такового сотрудника, как работодателю, так и самому соискателю следует обратить внимание на положения следующих документов:

  • Ст. 64.1 ТК РФ. Данная статья является основным документом трудового законодательства РФ, который устанавливает особые требования при приеме на работу бывших госслужащих, одним из которых является уведомление о его трудоустройстве. Оно направляется по адресу непосредственной службы, в которой ранее работал соискатель. При этом данные требования касаются именно работодателя – на него возлагается необходимость уведомить о приеме экс-госслужащего на работу.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004. Означенный Федеральный закон своими нормативами регулирует понятие государственной гражданской службы в целом, и вытекающие из таковой службы и трудоустройства обязанности сотрудников – как в отношении действительных трудовых отношений, так и после их расторжения и увольнения. В частности, нормативы данного ФЗ применяются в контексте приема на работу госслужащих по совместительству.
  • ФЗ №273 от 25.12.2008. Положения означенного закона посвящены в первую очередь борьбе с коррупцией. Однако учитывая возможность наличия конфликта интересов у бывших госслужащих, переводящихся на работу в организацию, с которой они вели деятельность, или деятельности которой может поспособствовать их прошлый статус, именно положения означенного закона стали основой для внесения изменений в Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ №700 от 08.09.2010. Означенный документ в своих положениях устанавливает непосредственный порядок уведомления работодателем государственных органов о приеме на работу бывшего госслужащего.
  • Указ Президента РФ №821 от 01.07.2010. Данный указ Президента регулирует общие принципы трудоустройства бывших госслужащих на высокооплачиваемые должности в организациях, с которыми они контактировали во время нахождения на государственных или муниципальных должностях. В частности, для такового трудоустройства предполагается обязательное получение разрешения от специальной комиссии.
  • Указ Президента РФ №557 от 18.05.2009. Означенный указ регулирует перечень должностей при приеме на работу бывших госслужащих, в отношении которых действует особый порядок трудоустройства, и которые в силу своей государственной службы могут иметь конфликт интересов.

В целом, процедура приема на работу бывших госслужащих может быть достаточно простой в большинстве случаев. Исходя из положений вышеозначенных нормативных документов, специфические требования касаются, в первую очередь, бывших госслужащих, на новой работе которых заработная плата будет превышать 100 тыс. рублей в месяц, а также работников, которые имели доступ к определенным государственным тайнам.

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц[1].

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют[2]. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу1.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями[4], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[5] (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия[6].


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *