Обязательна ли регистрация в фин.мониторинге?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательна ли регистрация в фин.мониторинге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неспособность организации или ИП вовремя заплатить налоги при наличии постоянного дохода ставит под сомнение не только эффективность использования получаемых денег. Вполне логичной кажется постановка вопроса, что организация создана с фиктивными целями и позднее будет брошена как ненужная.
Как обслуживающим бухгалтериям и аутсорсерам соблюсти 115‑ФЗ
ЦБ рекомендует, чтобы доля уплаты налогов с расчётного счёта была не меньше 0,9% от дебетового оборота.
К работникам именно этих профессий клиенты обращаются для проведения сделок с недвижимостью, создания организаций, управления имуществом и денежными вкладами. Такого рода финансовые операции могут быть признаком легализации барышей, полученных преступным путем, или других махинаций. Адвокатам, нотариусам и предпринимателям, оказывающим бухгалтерские услуги, следует быть бдительными. Статья 7.1 ФЗ-115 обязывает их передавать информацию о клиентах, если есть хотя бы один повод предположить, что операция незаконна. При этом не уточняется, что может служить поводом, а что нет.
Допустим, ваша компания собирается перечислить спонсорскую помощь благотворительной организации. У вас есть шанс загреметь в черный список, потому что подобные схемы используют преступные группировки для обналичивания денег. Они делают благотворительные взносы на счета некоммерческих предприятий. Те якобы распределяют помощь между подопечными, а на деле оформляют выплаты на подставных лиц. В результате «благотворители» получают обратно внесенные средства, но уже наличными.
Другой пример. Вы обращаетесь к юристу с просьбой разработать удобную для вас форму договора, позволяющую работать без подписания актов и выставления счетов. Расчеты будут происходить легально и прозрачно, а бумажной волокиты меньше. У бдительного законника есть повод увидеть за этим преступные намерения и дать наводку уполномоченному органу Росфинмониторинга.
Случается, что открытием фирмы занимается доверенное лицо. Действует при этом по закону — предоставляет паспорт учредителя, полный комплект документов, необходимых для регистрации. Процедура может пройти гладко, а может и зажечь сигнальную лампочку в голове юриста, которому поручено оформление. Все потому, что множество фирм-однодневок регистрируется по паспортам, полученным незаконным способом. Например, украденным.
Никакой бухгалтер или юрист не станет сообщать «подозреваемому» о том, что сведения о нем будут отправлены в Росфинмониторинг. Хотя бы потому, что разглашение факта передачи запрещено все той же статьей 7.1 закона ФЗ-115. В компании, где дорожат клиентами, скорее всего, попытаются получить дополнительные данные по проблемным вопросам. Это поможет развеять или подтвердить сомнения.
Если делу, с которым вы обратились в юридическую или бухгалтерскую фирму, уделяется повышенное внимание, вполне возможно, что вы в зоне риска. Не принимайте в штыки расспросы, отвечайте развернуто, старайтесь всесторонне осветить задачу, с которой обратились к специалисту. Приводите аргументы, подтверждающие отсутствия преступного умысла, и прислушивайтесь к дельным рекомендациям по оформлению сделки или составлению платежных документов.
Как не попасть в черный список Росфинмониторинга в 2021 году — разъяснения ЦБ
На все сто от этого никто не застрахован. Но если придерживаться некоторых правил, можно свести опасность к нулю. Старайтесь избегать схем и приемов, распространенных среди тех, кто отмывает нечестные доходы. А если используете их, предоставьте юристу или бухгалтеру максимум убедительных доказательств в пользу того, что не делаете ничего противозаконного. Обращайтесь к проверенным специалистам, с которыми давно установились партнерские отношения: вы знаете их, они знают вас. А если ресурсы предприятия позволяют, наймите в штат собственного бухгалтера и не пользуйтесь услугами аутсорсинговых компаний.
Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Рекомендации).
2. Правовую основу Рекомендаций составляют:
2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;
2.2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);
2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (далее – Постановление № 82);
2.5. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 110);
2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 492);
2.7. Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 203);
2.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667);
2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 804).
2.10. Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – Приказ № 103);
2.11. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты.
3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания юридических услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие юридические услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ лица, оказывающие бухгалтерские услуги, обязаны:
5.1. Разработать правила внутреннего контроля.
При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением № 667.
5.2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих юридические услуги, установлены Постановлением № 492.
Лица, оказывающие юридические услуги, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Речь идет об организациях и ИП, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимостью, управляют денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлекают денежные средства для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, занимаются куплей-продажей организаций.
Так, исполнитель юридических услуг должен разработать правила внутреннего контроля и назначить специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию.
О подозрительных сделках и операциях необходимо сообщать в Росфинмониторинг. Для этого нужно подключиться к Личному кабинету. Разъяснено, как это сделать.
Соответствующие документы и сведения должны храниться не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Также даны рекомендации по идентификации клиентов.
Если вы являетесь:
- лизинговой фирмой;
- специалистом по приему оплат;
- компанией, которая предоставляет услуги посредника при совершении сделок купли-продажи недвижимости;
- коммерческой фирмой, которая подписывает договоры финансирования.
То вам нужно пройти регистрацию на сайте в отделе Росфинмониторинга. Доступ к личному кабинету дается при постановке на учет.
Организации, поднадзорные ФКУ Пробирная Палата России, Банк России, Роскомнадзор, Федеральная налоговая служба, Министерство юстилии или Минестерство финансов проходят регистрацию в личном кабинете самостоятельно.
Правила внутреннего контроля
Допустим, ваша компания собирается перечислить спонсорскую помощь благотворительной организации. У вас есть шанс загреметь в черный список, потому что подобные схемы используют преступные группировки для обналичивания денег. Они делают благотворительные взносы на счета некоммерческих предприятий. Те якобы распределяют помощь между подопечными, а на деле оформляют выплаты на подставных лиц.
Если сейчас банкиры ориентируются на указанные в законе об отмывании «грязных денег» признаки подозрительности операций, то в будущем это правило отменят. И под контроль финансовой разведки попадут абсолютно все операции, сумма по которым превышает 600 тысяч рублей. Чиновники ожидают, что нововведение принесет положительный эффект.
В 2021 году бухгалтерские компании по новым правилам должны представлять информацию о подозрительных операциях и сделках. Рассказываем, на кого распространяется эта обязанность, что считать подозрительными операциями и как правильно о них сообщать.
Банки покорно следуют требованиям государства, ведь последние несколько лет Центробанк достаточно жестко карает нарушителей закона об отмывании денег, отзывая лицензии. Поэтому, обнаружив, что операция подпадает хоть под один из критериев подозрительности, банкиры незамедлительно сообщают о ней в Росфинмониторинг. В результате за год в ведомство поступает 10—12 млн подобных уведомлений.
С 23 апреля 2021 года вступают в силу новые правила информирования Росфинмониторинга о подозрительных сделках и операциях (постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).
Субъекты 115-ФЗ, которые оказывают бухгалтерские услуги, должны самостоятельно разработать и утвердить Правила внутреннего контроля (ПВК).
Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.
Направление сведений в Росфинмониторинг в электронной форме
По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):
- сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
- вид операции/сделки и основания ее совершения;
- дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
- обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Об уведомлении Росфинмониторинга
Обязанность по регистрации на сайте Росфинмониторинга касается индвивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случаях, когда ими готовятся или осуществляются от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом клиента:
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, а также банковскими счетами или счетами ценных бумаг клиента;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций;
- сделки с недвижимым имуществом клиента.
К таким организациям и ИП относятся следующие профили их специализации:
- микрофинансовые организации и страховые компании, а также страховые брокеры и общества взаимного страхования;
- лизинговые компании;
- кредитные потребительские кооперативы;
- операторы по приему платежей;
- управляющие компании в сфере ЖКХ;
- агентства недвижимости и другие посредники в сфере купли-продажи недвижимого имущества;
- факторинговые организации, а также другие коммерческие организации и ИП, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- организации федеральной почтовой связи и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также оказывать услуги связи по передаче данных;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организации и ИП ювелирной отрасли;
- ломбарды;
- негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;
- бухгалтерские и юридические фирмы, частные бухгалтеры и юристы, адвокаты, нотариусы.
- Данные организации и ИП представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:
- Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки подозрительных (необычных) операций;
- Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;
- О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- Об отказе клиенту в осуществлении операции;
- О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
- О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений федерального закона.
Таким образом, лицам, ведущим предпринимательскую деятельность по указанным профилям, осуществляющим хотя бы одну из вышеназванных операций, необходимо исполнять требования федерального закона, в том числе зарегистрироваться на официальном веб-сайте Федеральной службы России по финансовому мониторингу.
Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.
Росфинмониторинг разъяснил новые правила контроля наличных и сделок
Важное изменение для бизнеса: все операции по договорам лизинга дороже 600 000 руб., будь то списание денег или зачисление денег, будет контролироваться Росфинмониторингом.
Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. Это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.
Поправки к «антиотмывочному» закону были приняты в июле. Тогда же президент подписал закон о цифровых финансовых активах, который ввел криптовалюты и аналогичные инструменты в правовое поле.
Одновременно с легализацией цифровые финансовые активы попали под контроль 115-го ФЗ. Теперь информацией с Росфинмониторингом должны делиться еще и «операторы обмена цифровых финансовых активов».
Пользователям основных криптовалютных бирж (например, Binance), беспокоиться пока не о чем: они в основном не зарегистрированы в России, а значит, требования «антиотмывочного» закона на них не действуют.
Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.
Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.
Особое внимание Росфинмониторинга привлекают лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации-посредники при купле-продаже недвижимости, а также компании, заключающие договоры факторинга в качестве финансовых агентов.
Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:
- на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
- на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).
Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.
При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.
Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.
При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга
Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.
Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.
Что такое спо росфинмониторинг
На площадке регионального Совета комплаенс в Центральном федеральном округе функционируют девять рабочих групп с участием представителей банковского сектора, микрофинансовых организаций, сектора операторов систем денежных переводов и электронных денег, сектора операторов сотовой связи, лизинговых и факторинговых организаций, ювелирного сектора, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, сектора игорного бизнеса и сектора аудиторов, нотариусов и адвокатов. Наибольшую эффективность показали группы с участием представителей операторов сотовой связи и банковского сектора. В состав рабочей группы с участием операторов сотовой связи входят ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», ООО «Т2 Мобайл», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ПАО МГТС, ООО «Тинькофф Мобайл», руководитель АО «Компания ТрансТелеКом».
Полномочия Росфинмониторинга
В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:
-
Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.
-
Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.
-
Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.
-
Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.
-
Организовывать рабочие группы и комиссии.
-
Проводить расследования и проверки.
-
Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг
Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:
- внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
- применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
- проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
- создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
- осуществление действий по проведению расследований и проверок;
- блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) к субъектам указанного закона, на которых в полной мере распространяются все требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (далее – организации).
Кроме того, права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в полном объеме распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели).
Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, их химических соединений, драгоценных камней в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе готовых инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, то она не признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и на нее, соответственно, не распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ.
Вместе с тем, если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые используются для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации), то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.
Таким образом, на вышеперечисленные организации, в том числе на организации, осуществляющие обработку отходов и лома драгоценных металлов, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ по организации и осуществлению внутреннего контроля, назначению должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, предоставлению информации в Росфинмониторинг и т.д.
Личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.
Личный кабинет используется в целях:
— получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
— получения решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма,
— реализации иных прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, наличие личного кабинета для субъекта Федерального закона № 115-ФЗ является обязательным.
Порядок доступа к личному кабинету изложен в приказе Росфинмониторинга от 20.07.2020 № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования».
Режим обязательного контроля, предусмотренный абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с имуществом.
С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны – передача товара (операции с имуществом), с другой стороны – платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.
Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации или индивидуального предпринимателя, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения.
С 2021 г. в Российской Федерации начала функционировать государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК), в рамках которой обеспечивается прослеживаемость оборота продукции, ювелирных изделий .
В целях снижения нагрузки на субъектов ювелирной отрасли, являющихся участниками национальной антиотмывочной системы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, зарегистрировавшиеся в ГИИС ДМДК и обеспечивающие своевременное внесение в неё сведений об обороте продукции, ювелирных изделий, связанном с отчуждением (реализацией/отгрузкой) драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий, а также поступлением драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий , в рамках исполнения требований, предусмотренных абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, вправе представлять в Росфинмониторинг исключительно сведения о платежах за товар (операции с денежными средствами).
Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом
6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.
За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.
В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.
Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г. № 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.