Изменения в правилах обучения по охране труда в ДОУ с 1 сентября 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в правилах обучения по охране труда в ДОУ с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распространённый вопрос: какие правила по охране труда применять в 2022 году для образовательных организации, какие инструкции и документы необходимо разрабатывать? К сожалению отдельных правил по охране труда для образовательных организации не существует. Поэтому обращаемся к межотраслевым правилам по охране труда и читаем, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.

Какие правила и нормативы по охране труда применяются в ДОУ и ОУ?

Межотраслевые правила по охране труда — это такие нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования безопасности при проведении однотипных или различающихся видов работ, эксплуатации оборудования, на предприятиях или в организациях, которые относятся к различным отраслям экономики. Таким образом деятельность любой организации может регулироваться различными правила по охране труда, вне зависимости от её профиля.

Посмотрим на правила по охране труда, которые могут касаться именно образовательных организаций, т.е. это детские сады, школы, колледжи, институты, ВУЗы и т.д. Тем не менее, для каждой организации список этих правил будет разный, потому что условия в каждой организации разные. Но из 40 правил по ОТ можно выделить несколько основных, применямых в ОУ.

1. На транспорте и в дорожном хозяйстве на транспорте;
2. При эксплуатации тепловых и электрических установок: при эксплуатации тепловых энергоустановок;

при эксплуатации электроустановок;

3. При производстве специальных работ: при погрузочно-разгрузочных работах;

при работе на высоте;

4. При эксплуатации инструментов и оборудования: при работе с инструментом и приспособлениями;

при эксплуатации технологического оборудования;

5. Другие правила: в жилищном хозяйстве;

в театрах и концертных залах;

Программа первичного инструктажа воспитателей ДОУ

2.1. Групповые ячейки (комнаты) проверено администрацией, специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении и соответствует нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
2.2. Группа принята комиссией по приемке детского сада к новому учебному году.
2.3. Мебель, электронные средства обучения и оргтехника проверены на безопасность, пожарная сигнализация находятся в рабочем состоянии.
2.4. В группе в обязательном порядке имеется огнетушители и аптечка первой помощи с описью медикаментов, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для дошкольных групповых ячеек.
2.5. Оборудование, учебные наглядные пособия и материалы, таблицы (карты) располагаются в шкафах согласно классификации и правилам хранения. Имеется картотека учебного оборудования и материалов, в которой обозначены места их расположения.
2.6. В групповой ячейке имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила поведения воспитанников в помещениях детского сада.
2.7. На видном месте в групповой ячейке размещен уголок охраны труда, где находятся инструкции по охране труда с условиями безопасной работы и правила поведения в детском саду и группе.
2.8. Требования к размещению и хранению учебного материала
2.8.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования и наглядных пособий и материалов, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время воспитателя на подготовку занятий. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования и материала — по видам, с учетом частоты использования и правил безопасности.
2.8.2. Карты, плакаты, таблицы и рисунки хранят в рулонах или наклеивают (по выбору педагога) на картон или ткань и расставляют их в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.9. Выполняя трудовые обязанности, педагогический работник детского сада обязан соблюдать следующие требования охраны труда:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения;
  • строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
  • оперативно сообщать заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, воспитанников и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт дошкольного образовательного учреждения;
  • сообщать заведующему детским садом (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
  • добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
  • проходить в установленном порядке медицинские осмотры, инструктаж по вопросам пожарной безопасности;
  • выполнять установленные нормы труда и отдыха;
  • бережно относиться к имуществу дошкольного образовательного учреждения;
  • содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
  • при передвижении по территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
  • пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
  • знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
  • выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
  • соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории детского сада;
  • не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
  • знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.

2.10. Общее руководство работой по охране труда в ДОУ осуществляет заведующий. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист (инженер) по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
2.11. Основными направлениями деятельности детского сада в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников;
  • административное управление охраной труда;
  • административный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.12. В целях реализации социальной политики в сфере охраны труда в дошкольно�� образовательном учреждении оборудован кабинет (уголок) охраны труда.
2.13. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда являются:

3.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.2. Оперативно сообщать заведующему о любом несчастном случае, происшедшем в групповой ячейке, иных помещениях и на территории детского сада, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
3.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории детского сада.
3.4. При заболевании или травмировании, как на работе, так и вне ее, необходимо сообщить об этом заведующему ДОУ и обратиться в лечебное заведение.
3.5. При несчастном случае следует оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой помощи, вызвать медицинского работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии. 3.7. При обнаружении неисправности демонстрационного оборудования, электронных средств обучения, компьютерной и оргтехники, приспособлений отключить их и убрать в места хранения, сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование, электронные средства обучения, компьютерную и оргтехнику, приспособления запрещается.
3.8. Не допускать использование сломанной мебели, стендов, подставок под цветы, полок. Их необходимо изъять и передать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе для организации их ремонта.
3.9. Педагогический работник обязан:

  • обеспечить здоровые и безопасные условия пребывания воспитанников в детском саду, соблюдение санитарно-гигиенического режима и утвержденных правил;
  • иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
  • участвовать в разработке инструкций по охране труда;
  • инструктировать практикантов на рабочем месте;
  • проводить инструктажи воспитанников по охране труда и технике безопасности;
  • оформить в групповой ячейке уголок охраны труда, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
  • перед началом занятий проверять исправность электрооборудования, компьютерного оборудования и оргтехники, ЭСО. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, сообщать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе, работу с их использованием не проводить до устранения неисправностей;
  • по окончании работы проверять выключение электрооборудования, закрытие водопроводных кранов;
  • оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
  • оперативно извещать руководство ДОУ о каждом несчастном случае;
  • организовать эвакуацию воспитанников из помещения в случае возникновения пожара, а также при возникновении ЧС и угрозы теракта.

3.10. Не оставлять воспитанников одних без присмотра, не допускать их к включению и выключению ЭСО, персонального компьютера и оргтехники.
3.11. Не загромождать проходы и эвакуационные выходы из помещения.
3.12. Не допускать скапливания бумаги на рабочем месте.

4.1. При выполнении должностных обязанностей на воспитателя воздействуют следующие опасные и вредные факторы:

  • повышенное психо-эмоциональное напряжение;
  • значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
  • преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
  • большой объем интенсивной зрительной работы;
  • высокая плотность эпидемических контактов.

4.2. Опасными зонами на территории дошкольного образовательного учреждения являются:

  • системы коммуникаций: тепло-, водоотведения, в т.ч. на прилегающей территории;
  • электрооборудование, электроустановки, электрощитовые;
  • лестницы при использовании обуви на высоком каблуке и скользкой подошве;
  • прилегающие к зданиям организации территории, находящиеся в зоне схода с крыш снега и падения сосулек;
  • территории подъезда специального транспорта.

4.3. В целях создания безопасных условий труда в дошкольном образовательном учреждении размещены знаки безопасности и предупреждающие плакаты: на электрощитовых и электроустановках.

5.1. Перед началом работы воспитатель должен надеть полагающуюся санитарную одежду и обувь. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным.
5.2. Обувь и одежда должны быть удобны для работы с детьми дошкольного возраста. Обувь должна иметь нескользящую подошву, небольшой каблук. Недопустимо использовать в одежде булавки, броши.
5.3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, проверить наличие огнетушителей и аптечки первой помощи. До прихода детей воспитатель должен проверить состояние групповой комнаты, раздевалки, спальной комнаты, туалета.
5.4. Включить полностью освещение. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений. Наименьшая допустимая освещенность в помещениях должна быть в групповой (игровой) комнате — не менее 400 люкс.
5.5. Необходимо убедиться в правильной расстановке детской мебели согласно нормам:

  • расстояние между столами и стенами – не менее 0,5 м;
  • между рядами столов – не менее 0,5 м;
  • расстояние от доски до первых столов – не менее 2,4 м;
  • расстояние от доски до последних столов — не более 8,6 м;
  • удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м;
  • угол видимости учебной доски – 45 градусов;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – не менее 0,7-0,9 м;
  • кровати в спальных помещениях от наружных стен – не менее 0,6 м;
  • кровати в спальных помещениях от отопительных приборов – не менее 0,2 м;
  • ширина прохода между кроватями — не менее 0,5 м;
  • между изголовьями двух кроватей – не менее 0,3 м.
Читайте также:  Базовая доходность

5.6. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, электрические розетки должны быть закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток должны быть без трещин и сколов. Не допускается использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.
5.7. Проверить правильность подключения персонального компьютера и оргтехники, мультимедийной доски (проектора), интерактивной доски в электросеть, исправность питающих проводов оборудования и отсутствие оголенных участков. Включать оборудование в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование с учетом характера выполняемых на рабочем месте работ.
5.8. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения в работе электрооборудования. Устранением указанных нарушений в электроустановках должен заниматься электротехнический персонал.
5.9. Необходимо проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.
5.10. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.
5.11. Осмотреть игровой участок и групповое помещение для выявления травмоопасных предметов, принять меры к их удалению.
5.12. Колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном месте.
5.13. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.
5.14. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующего по административно-хозяйственной части или непосредственно заведующему детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

6.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан неукоснительно выполнять требования нормативных документов по охране труда, инструкций и предписаний по охране труда.
6.2. Во время проведения занятий следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, эвакуационные выходы из кабинета.
6.3. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
6.4. Запрещается оставлять детей в помещениях и на территории дошкольного учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети самовольно не ушли из детского сада.
6.5. Запрещается проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
6.6. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила, идти друг за другом.
6.7. В работе использовать только исправные электронные средства обучения (ЭСО): интерактивная доска, персональный компьютер, планшет и т.д.
6.8. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет не должна превышать 5-7 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
6.9. При использовании ЭСО во время зан��тий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
6.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов (мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.11. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску (панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
6.12. При проведении прогулок на закрепленной площадке необходимо убедиться в ее безопасности, отсутствии на ней ям, мусора, торчащих из земли предметов, посторонних предметов. Воспитатель, последний покидающий с группой песочницу, в отсутствие детей закрывает ее крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание загрязнения песка.
6.13. Во время проведения прогулок воспитатель должен одеться согласно погодных условий, а также проверить, чтобы одежда воспитанников соответствовала погодным условиям.
6.14. При проведении прогулок воспитателю запрещается оставлять воспитанников без присмотра на территории групповой площадки.
6.15. Весь игровой инвентарь, используемый на прогулке, должен быть исправен.
6.16. При проведении массовых мероприятий в детском саду, воспитатель должен выполнять следующие требования по охране труда:

  • проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.
  • произвести тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

6.17. При проведении праздничных утренников запрещается:

  • применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты;
  • одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и стоять в проходах, устанавливать в них дополнительные кресла, стулья и т. д.;
  • полностью гасить свет во время представления.

7.1. Электробезопасность должна обеспечиваться:

  • конструкцией электрооборудования;
  • техническими способами и средствами защиты;
  • организационными и техническими мероприятиями.

7.2. Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Электротравма — травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электроофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
7.3. Опасным является напряжение свыше 42В. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.
7.4. Педагогический работник ДОУ должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
7.5. При эксплуатации электрооборудования, осветительных сетей не допускается:

  • использовать кабель и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • пользоваться поврежденными выключателями, розетками, вилками, удлинителями и фильтрами, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
  • завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники;
  • заклеивать участки электропровода бумагой, обоями;
  • обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
  • производить влажную уборку компьютерной и оргтехники, ЭСО, электрощитов, защитных устройств и другой электроаппаратуры, находящихся под напряжением.

7.6. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
  • в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно обесточить данный участок (оборудование) и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе;
  • не наступать на переносные электрические провода (удлинители), лежащие на полу;
  • не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, ЭСО мокрыми или влажными руками;
  • соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ЭСО;
  • не располагать на электрооборудовании бумагу, книги, вещи, иные предм��ты;
  • не прикасаться к задней панели системного блока компьютера при включенном питании;
  • не снимать ограждения и защитные панели с токоведущих частей компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, принтера, ЭСО;
  • не допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров, ЭСО и других устройств;
  • запрещается использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.);
  • не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, светильников, замену электроламп и электрозащиты, чистку электросветильников. Данные работы должны выполнять только электрики;
  • при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование от подачи электрической энергии.

7.7. Нельзя оставлять не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.
7.8. Необходимо следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, с помощью которых электрооборудование включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками).
7.9. При работе с переносной проекционной аппаратурой, мультимедийным проектором нужен исправный сертифицированный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
7.10. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Читайте также:  муниципального образования город-герой Новороссийск

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

  • стажировку на рабочем месте,
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
  • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

  • первичными,
  • повторными,
  • внеплановыми.

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

  • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
  • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
  • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
  • произошла авария или несчастный случай на производстве;
  • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Первичный инструктаж на рабочем месте

Вид инструктажа по ОТ

Документ основание

Периодичность

Кому проводят

Кто проводит

Первичный

п. 13 Порядка обучения № 2464

Единоразово после вводного инструктажа до начала выполнения трудовых функций

1. Всем работникам организации до начала самостоятельной работы.
2. Практикантам.

Непосредственный руководитель работника

Внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте

Вид инструктажа по ОТ

Документ основание

Периодичность

Кому проводят

Кто проводит

Внеплановый

п. 16 и п. 17 Порядка обучения № 2465

Проводят только по необходимости

Всем работникам, кому проводят первичный инструктаж. Инструктаж проводят работникам, которых касаются причины инструктажа

Непосредственный руководитель работника

С кем и когда проводить

Чтобы провести обучение, нужен план. Для этого используется примерная программа проведения инструктажа на рабочем месте, утвержденная ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Учтите: предложенный в ГОСТе текст – это лишь заготовка, которую необходимо адаптировать под производственные условия. Вследствие этого в документе заявлено, кем утверждается программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте – руководством конкретной организации, где и проводят такие мероприятия.

Разъяснения в сфере безопасности дают до начала работы:

  • всем вновь принятым сотрудникам;
  • перемещенным или переведенным (вне зависимости от того, временный это перевод или постоянный);
  • прикомандированным лицам;
  • стажерам и другим лицам по решению работодателя.

Проведение инструктажей включает изложение в устной или письменной форме работнику (инструктируемому лицу) конкретных руководящих, обязательных для исполнения требований по условиям, порядку и последовательности безопасного совершения конкретных действий во время исполнения работником порученных ему трудовых, поведенческих функций.

Первичный инструктаж — это методика ознакомления новых сотрудников с правилами безопасности на рабочем месте. Он разрабатывается инженером охраны труда и передается руководителям для детального изучения. Первичный инструктаж проводится только один раз до начала самостоятельной деятельности сотрудника, данные о прохождении вносятся в журнал.

Проводит первичный инструктаж руководитель подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т. д.), который прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Первичный инструктаж проводят со следующими категориями сотрудников:

  • со всеми вновь принятыми на работу лицами, в том числе для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов, механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
  • с сотрудниками, переведенными в установленном порядке из другого подразделения, либо с сотрудниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированным на работу персоналом других организаций;
  • с персоналом подрядчиков (субподрядчиков), выполняющим работы на территории, объектах организации;
  • с обучающимися в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия);
  • с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте

Его проводят для:

  • всех работников организации – до начала самостоятельной работы;
  • проходящих производственную практику.

Допустимо освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа по охране труда, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источники которой:

  • персональные ЭВМ (компьютеры);
  • настольные аппараты копировально-множительной техники;
  • единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации;
  • иная офисная оргтехника;
  • бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства.

Обязательное условие для освобождения от инструктажа при этом – других источников опасности нет, а условия труда по результатам спецоценки оптимальные или допустимые.

Разница между инструктажем по ПБ и обучением по ПТМ

Наименование позиции

Инструктаж по ПБ

Обучение по ПТМ

Цель

Проинформировать об имеющихся в учреждении:

  • требованиях к ПБ;
  • пожароопасных процессах, оборудовании;
  • средствах для тушения огня;
  • алгоритмах действия в условиях ЧС.

Предоставить специальные сведения и знания начальникам предприятий, а также работникам, отвечающим за ПБ.

Участвующие сотрудники

Все работники.

Руководитель или ответственное лицо.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Первичный инструктаж по охране труда в 2022 году

6.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан неукоснительно выполнять требования нормативных документов по охране труда, инструкций и предписаний по охране труда.
6.2. Во время проведения занятий следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, эвакуационные выходы из кабинета.
6.3. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
6.4. Запрещается оставлять детей в помещениях и на территории дошкольного учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети самовольно не ушли из детского сада.
6.5. Запрещается проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
6.6. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила, идти друг за другом.
6.7. В работе использовать только исправные электронные средства обучения (ЭСО): интерактивная доска, персональный компьютер, планшет и т.д.
6.8. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет не должна превышать 5-7 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
6.9. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
6.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов (мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.11. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску (панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
6.12. При проведении прогулок на закрепленной площадке необходимо убедиться в ее безопасности, отсутствии на ней ям, мусора, торчащих из земли предметов, посторонних предметов. Воспитатель, последний покидающий с группой песочницу, в отсутствие детей закрывает ее крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание загрязнения песка.
6.13. Во время проведения прогулок воспитатель должен одеться согласно погодных условий, а также проверить, чтобы одежда воспитанников соответствовала погодным условиям.
6.14. При проведении прогулок воспитателю запрещается оставлять воспитанников без присмотра на территории групповой площадки.
6.15. Весь игровой инвентарь, используемый на прогулке, должен быть исправен.
6.16. При проведении массовых мероприятий в детском саду, воспитатель должен выполнять следующие требования по охране труда:

  • проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.
  • произвести тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

6.17. При проведении праздничных утренников запрещается:

  • применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты;
  • одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и стоять в проходах, устанавливать в них дополнительные кресла, стулья и т. д.;
  • полностью гасить свет во время представления.

7.1. Электробезопасность должна обеспечиваться:

  • конструкцией электрооборудования;
  • техническими способами и средствами защиты;
  • организационными и техническими мероприятиями.

7.2. Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Электротравма — травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электроофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
7.3. Опасным является напряжение свыше 42В. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.
7.4. Педагогический работник ДОУ должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
7.5. При эксплуатации электрооборудования, осветительных сетей не допускается:

  • использовать кабель и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • пользоваться поврежденными выключателями, розетками, вилками, удлинителями и фильтрами, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
  • завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники;
  • заклеивать участки электропровода бумагой, обоями;
  • обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
  • производить влажную уборку компьютерной и оргтехники, ЭСО, электрощитов, защитных устройств и другой электроаппаратуры, находящихся под напряжением.
Читайте также:  Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

7.6. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
  • в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно обесточить данный участок (оборудование) и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе;
  • не наступать на переносные электрические провода (удлинители), лежащие на полу;
  • не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, ЭСО мокрыми или влажными руками;
  • соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ЭСО;
  • не располагать на электрооборудовании бумагу, книги, вещи, иные предметы;
  • не прикасаться к задней панели системного блока компьютера при включенном питании;
  • не снимать ограждения и защитные панели с токоведущих частей компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, принтера, ЭСО;
  • не допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров, ЭСО и других устройств;
  • запрещается использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.);
  • не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, светильников, замену электроламп и электрозащиты, чистку электросветильников. Данные работы должны выполнять только электрики;
  • при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование от подачи электрической энергии.

7.7. Нельзя оставлять не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.
7.8. Необходимо следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, с помощью которых электрооборудование включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками).
7.9. При работе с переносной проекционной аппаратурой, мультимедийным проектором нужен исправный сертифицированный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
7.10. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.

Инструкции и инструктажи по охране труда

Законодательство требует от работодателя проводить вводную беседу в части безопасной работы с каждым вновь принимаемым работником, а также тем, у кого меняется характер работы в связи с переходом в другое структурное подразделение организации или изменением должностных обязанностей.

Нормативной базой для этого является ряд статей Трудового кодекса, регламентирующих требования по охране труда и подготовке персонала к трудовой деятельности:

  • постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
  • ГОСТ 12.0.004-90.

Допуск к рабочему месту работника, не прошедшего вводный инструктаж, недопустим. Это нарушение статьи 225 ТК РФ и влечет за собой наказание руководителя.

Первичный инструктаж должен проводиться единожды до начала самостоятельной деятельности и с отметкой в журнале. При этом преследуются следующие цели:

  • ознакомление с характером работы, деятельностью организации и конкретного отдела или цеха;
  • организация безопасного рабочего места;
  • информирование о действиях в начале смены, подготовке оборудования к работе, проверке и включении техники;
  • использование безопасных методов работы, минимизация рисков и воздействия вредных факторов;
  • применение средств индивидуальной защиты и правила пользования ими;
  • знакомство с оборудованием и техникой, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья;
  • действия во время рабочей смены, сводящие к минимуму возможное получение травм;
  • использование правил безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ;
  • указание на места нахождения огнетушителей и инструментов, необходимых в экстренной ситуации;
  • анализирование причин аварийных ситуаций, пожаров и производственных травм, какие меры необходимо применять в случае их возникновения.

Первичный инструктаж должен проводиться с работниками перед началом самостоятельной деятельности:

  • вновь принимаемыми на работу в организацию, независимо от характера труда;
  • временно работающими на период командировки или практики;
  • переведенными на другой участок работы, связанный с вредными, опасными условиями труда, или иные существенно меняющиеся работы в рамках охраны труда.

Инструктаж обязательно проводится с каждым работником, оформляемым на постоянную или временную ставку. Руководитель вправе утвердить перечень лиц, которым не обязательно его проходить. Это часто касается офисных работников, работа которых не подразумевает воздействия негативных факторов. Однако, при нарушении ими правил охраны труда, ответственность возлагается на работодателя.

К проведению вводного инструктажа допускаются лица, назначенные приказом по организации и ответственными за охрану труда. Ранее они должны пройти соответствующий курс обучения. Как правило, ими являются начальники цехов или руководители отделов, куда поступает работник.

В крупных организациях, на промышленных предприятиях имеются службы, работники которых проходят расширенный курс по охране труда. В их компетенции находятся все документы и нормативные акты, которые создаются и внедряются на предприятии в этой сфере. Именно им поручается проведение инструктажей, в том числе первичных.

Допустимо проведение вводных занятий по охране труда, как в индивидуальном порядке, так и в групповом. Второй вариант чаще применим к группам, командированным на работу в организацию, или практикантам.

Мероприятия по инструктированию проводят на месте выполнения работ после оформления сотрудника, но до того, как он приступит к выполнению своих должностных обязанностей.

Инструктирование проходят все сотрудники без исключения:

  • принятые на работу, не важно, в качестве постоянного, временного работника или совместителя;
  • переведенные в другое структурное подразделение;
  • студенты, проходящие производственную практику;
  • те, кому поручили выполнение другого вида работ;
  • рабочие подрядных предприятий, работы которых ведутся на территории компании — заказчика работ;
  • командированные сотрудники.

Программа первичного инструктажа составляется начальником структурного подразделения. Специалист по охране труда поможет составить такой документ. Вы можете составить план обучения, опираясь на ГОСТ 12.0.004-2015 от 01.03.2017. Для каждой должности должна составляться отдельная программа проведения первичного инструктажа по охране труда, учитывающая специфику работы на конкретном рабочем месте.

1.1. Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках.
1.2. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей учреждения, утвержденной руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.3. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с — учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, — в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д

  • ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения вводного инструктажа № 01-2012 ВИ Утверждено ПРИКАЗ № 26-2012 от 11.04.2012 г. Об утверждении инструкций по охране труда

Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ. О проведении первичного инструктажа делают запись в журнале регистрации на рабочем месте. Первичный инструктаж проводят по специально разработанным программам для каждой профессии.

2.1. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:
— со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;
— с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
— со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.
2.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям по охране труда и программам, разработанным для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда. Инструкции утверждаются руководителем учреждения и согласовываются с профсоюзным комитетом.
2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

  • ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения инструктажа для работников на рабочем месте № 02-2012 РМ Утверждено ПРИКАЗ № 26-2012 от 11.04.2012 г. Об утверждении инструкций по охране труда

З.1. Повторный инструктаж проходят все работающие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.
3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе 2. первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

3.3. О проведении повторного инструктажа делают запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с пометкой «повторный».

  • ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для проведения инструктажа для работников на рабочем месте

В Порядке обучения этот вид инструктажа указан как отдельная форма обучения. Его нужно проводить перед выполнением работ:

  • которые проводятся под непрерывным контролем работодателя;

  • повышенной опасности, в том числе тех, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами требуется оформление наряда-допуска и других распорядительных документов;

  • на объектах повышенной опасности, в том числе непосредственно на проезжей части автомобильных дорог или железнодорожных путях, связанных с прямыми обязанностями работника, на которых требуется соблюдение дополнительных требований охраны труда;

  • не относящихся к основному технологическому процессу и не предусмотренных должностными или производственными инструкциями, в том числе вне цеха, участка;

  • погрузочно-разгрузочных, работ по уборке территорий, работ на проезжей части дорог и на железнодорожных путях;

  • направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;

  • в иных случаях, установленных работодателем.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *