Госпошлина в суд общей юрисдикции: как рассчитать и как заплатить
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госпошлина в суд общей юрисдикции: как рассчитать и как заплатить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.
Возврат и зачет уплаченной государственной пошлины
Уплаченная государственная пошлина может быть полностью или частично возвращена, а также допускается ее зачет. Основания и порядок возврата или зачета пошлины устанавливаются ст. 333.40 НК РФ.
В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законом;
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
3) прекращения производства по делу или оставления судом заявления без рассмотрения.
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении судом мирового соглашения.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, которое подается в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.
Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Зачет производится по заявлению плательщика, подаваемому в суд, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.
К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Пример расчета размера госпошлины в суд при обращении с иском об уменьшении размера алиментов
Уменьшение Госпошлины При Уменьшении Исковых Требований В силу подп. 2 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины не освобождаются лица, обязанные уплачивать алименты, заявляющие требования об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, об уменьшении размера задолженности и другие требования, основанные на положениях ст. ст. 114, 119 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку налоговое законодательство освобождает от уплаты государственной пошлины только истцов, требующих взыскания алиментов. Не освобождаются от уплаты государственной пошлины лица, обязанные уплачивать алименты, и в силу подп. 15 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, предъявляя иски об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, об уменьшении ее размера или размера алиментов, истцы действуют в своих интересах, а не в интересах ребенка».
Так, например, в «Бюллетене судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда за третий квартал 2012 года», утвержденном постановлением президиума Свердловского областного суда от 21.11.2012 давался ответ на вопрос:
Когда доход с продажи квартиры не облагается налогом
НДФЛ начисляется с дохода, а не с вырученной суммы от продажи недвижимого имущества, и не взимается в следующих случаях:
- недвижимость была куплена до 1 января 2016 года, и на момент продажи прошло три года владения имуществом;
- если квартира приобретена после 1 января 2016 года, то по истечении пяти лет владения можно продать имущество без уплаты НДФЛ;
- если помещение было приобретено дороже, а продано дешевле, но не менее чем за 70% кадастровой стоимости. Кадастровая цена исчисляется на 1 января года, в котором был подписан договор купли-продажи;
- квартира продана по той же цене, что и была приобретена, и эта сумма не меньше 70% кадастровой стоимости.
Об отсрочке уплаты госпошлины в суды общей юрисдикции: заявление на рассрочку
Отсрочка уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции дается только в той ситуации, если истец, на день предъявления прошения в судебную инстанцию, не может в полном объеме оплатить всю необходимую сумму. Написав соответствующую просьбу, гражданин подает ее совместно с основным прошением в суд. Заявление попадает к судье и уже на его усмотрение идет, удовлетворять прошение или нет.
Если приведены достаточно веские доводы, суд может сократить размер госпошлины, отложить ее оплату или, в последующем, взыскать с другой стороны. Последнее происходит при тех обстоятельствах, если принятое решение было положительным для истца. Как подавать заявление об отсрочке оплаты госпошлины при подаче иска, какие документы следует приложить, все это и будет описано в статье.
Нововведения при уплате госпошлины
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.
Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.
Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.
2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.
В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.
Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с
неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.
В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.
После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.
Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:
В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.
Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.
Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.
Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.
3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.
Основания для рассрочки или отсрочки
Для предоставления отсрочки или рассрочки необходимо наличие одного оснований, предусмотренных частью 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ:
- заявитель понес ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных подобных обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от него;
- у государства имеется задолженность перед заявителем (бюджетная организация не получила должное финансирование из средств бюджета, либо заявитель поставлял государственным или муниципальным органам товары, работы или услуги, но с ним не расплатились);
- единовременная уплата приведет к банкротству заявителя;
- имущественное положение физического лица не позволяет единовременно выплатить государственную пошлину. При этом не учитывается имущество, на которое не может быть обращено взыскание. Например, наличие единственной квартиры в собственности физического лица не будет однозначным основанием для отказа в отсрочке или рассрочке уплаты;
- заявитель производит товары, выполняет работы или оказывает услуги, носящие сезонный характер.
Решение об отсрочке или рассрочке принимает государственный орган, в который обращается заявитель. Для этого необходимо направить в этот орган ходатайство (заявление) о предоставлении отсрочки либо рассрочки.
Как составить ходатайство об отсрочке и рассрочке уплаты госпошлины
ФНС разработала примерный бланк заявления и утвердила его в Приказе от 16.12.16 № ММВ-7-8/683@. Но он не является строгой формой. Заявитель при желании может отходить от образца и корректировать его в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Однако в любом случае указываются следующие данные:
- полное название и адрес суда, которому направляется запрос;
- реквизиты составителя — Ф.И.О, место прописки;
- контактная информация — телефонный номер;
- краткое описание дела, в рамках которого требуется оплачивать пошлину;
- реквизиты ответчика;
- цена иска и рассчитанный на его основании размер пошлины;
- факт тяжёлого материального положения, из-за которого не получается оплатить пошлину в назначенные сроки;
- просьба отсрочить платёж или разбить его на части;
- срок, на который нужно перенести оплату;
- список документов, подтверждающих право на льготные условия расчёта — рассрочку или отсрочку.
В конце обязательно проставляется дата. Заявитель заверяет документ своей подписью.
Чтобы увеличить шансы на удовлетворение запроса по корректировке сроков уплаты госпошлины в суде общей юрисдикции, рекомендуется прикладывать к заявлению пояснительную записку. В документе указать статьи кодексов, которые дают право отсрочить платёж.
Об отсрочке уплаты госпошлины в суды общей юрисдикции: заявление на рассрочку
Отсрочка уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции дается только в той ситуации, если истец, на день предъявления прошения в судебную инстанцию, не может в полном объеме оплатить всю необходимую сумму. Написав соответствующую просьбу, гражданин подает ее совместно с основным прошением в суд. Заявление попадает к судье и уже на его усмотрение идет, удовлетворять прошение или нет.
Если приведены достаточно веские доводы, суд может сократить размер госпошлины, отложить ее оплату или, в последующем, взыскать с другой стороны. Последнее происходит при тех обстоятельствах, если принятое решение было положительным для истца. Как подавать заявление об отсрочке оплаты госпошлины при подаче иска, какие документы следует приложить, все это и будет описано в статье.
К физическому лицу, обратившемуся в арбитражный суд с исковым заявлением по спору, вытекающему из законодательства о хозяйственных обществах, должны применяться общие положения ст. 333.21 НК РФ о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины исходя из имущественного положения истца.
Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты госпошлины любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и т.п. При отсутствии данных документов арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить гражданину представить доказательства, подтверждающие достоверность его тяжелого имущественного положения.
Ходатайство физического лица о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины может быть немедленно отклонено арбитражным судом с возвращением ему искового заявления, если истец ограничился общим сообщением о тяжелом материальном положении без приложения каких-либо документов, а размер госпошлины по делу не превышает 2 тысяч руб.
Уменьшение госпошлины
НК РФ в отличие от порядка предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины (ст. 333.40 НК РФ) специально не регулирует процедуру уменьшения госпошлины по заявлению плательщика. Поэтому при разрешении подобных ходатайств в неурегулированной части подлежат применению сходные положения о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины.
Ходатайство об уменьшении размера госпошлины должно иметь письменную форму с указанием денежной суммы, до величины которой истец предлагает уменьшить госпошлину. При этом имущественное положение плательщика оценивается на основании документов, аналогичных тем, которыми обосновывается отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано, исковое заявление возвращается истцу.
Арбитражный суд не вправе по собственной инициативе при отсутствии ходатайства или документов об имущественном положении истца (заявителя) уменьшить госпошлину при решении вопроса о принятии искового заявления.
Уменьшение госпошлины производится арбитражным судом до размера, определяемого по его усмотрению, исходя из сведений об имущественном положении плательщика, а также характера и количества исковых требований.
Основания для отсрочки или рассрочки госпошлины
Организации освобождаются от перечисления госпошлины при подаче исков:
- о возмещении имущественного вреда;
- об отсрочке исполнения решений или их пересмотре;
- касающихся трудовых правоотношений;
- при подаче исков объединениями инвалидов.
Физическим лицам могут предоставить освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции при подаче следующих исковых заявлений:
- о взыскании заработной платы и иных требований, связанных с трудовыми отношениями;
- о компенсации морального и материального вреда, нанесенного в результате совершения преступления;
- о взыскании алиментов;
- об усыновлении ребенка;
- об обеспечении законных интересов и прав инвалидов;
- о компенсации вреда, вызванного смертью кормильца.
Если от заявления отказываются, возможен ли возврат пошлины?
Нередко бывают такие ситуации, когда после подачи иска в судебную инстанцию, но до начала ее рассмотрения, стороны пришли к мирному урегулированию вопроса. В этом случае следует знать, возможен ли возврат уплаченного государственного сбора.
В первую очередь здесь все зависит от того, по какой причине поступил отказ от рассмотрения документов. Если в рассмотрении исковых требований отказывает сам суд, тогда это гарантированный возврат внесенной пошлины. Этот момент закреплен в статье 333.40 Налогового Кодекса, в п. 1, пп. 2.
Чтобы вернуть уплаченную государственную пошлину, действуют общие правила. Тот же порядок используется, когда возврат денежных средств происходит из-за того, что иск оставлен без рассмотрения в Верховном Суде, инстанции общей юрисдикции, либо арбитражными судами.
Но есть случаи, когда государственный сбор не возвращается истцу. Это происходит в результате того, что ответчик по делу, начинает добровольно выполнять те требования, которые заявлены в исковом заявлении.
Рассчитывать на получения денег назад не стоит. Но с другой стороны потраченную сумму можно взыскать с ответчика.
Для этого существует процессуальное законодательство, которым пользуются арбитражные суды.
Ответы юриста на вопросы об уплате госпошлины в суде
Нужно ли оплачивать пошлину при подаче встречного иска?
Да, сбор платится в этом случае так же, как и при обращении с основным иском.
Как взыскать госпошлину с ответчика?
Отразите требование о взыскании иске. При удовлетворительном решении она будет удержана с него, как и другие судебные расходы.
Можно ли вернуть пошлину при отказе в удовлетворении иска?
Нет, пошлина не возвращается.
Можно ли не платить госпошлину, а подать иск с требованием о взыскании с ответчика?
Нет, пошлина платится при подаче документов в суд, а взыскивается с ответчика при принятии положительного для истца решения.
Вправе ли суд требовать доплаты госпошлины при увеличении цены иска, где предметом раздора выступает имущество, в процессе разбирательств?
Да, это является основанием для повышения размера пошлины, рассчитываемой от цены исковых требований.
Как получить отсрочку уплаты госпошлины в арбитраж
Воспользоваться правом на получение отсрочки по уплате госпошлины, не так-то просто. Начинать следует с изучения условий, наличие которых, может стать основанием для принятия судом положительного решения.
И так, вы должны знать, что заявить о просьбе, связанной с отсрочкой уплаты госпошлины, можно уже в исковом заявлении.
Так же, закон допускает обращение в суд и посредством отдельного документа – заявление об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд.
Кроме того, законодательством предусмотрена возможность, не только отсрочить уплату госпошлины, но и уменьшить её размер. Вместе с тем, вы можете воспользоваться и таким инструментом, как рассрочка.
Одним из основных обстоятельств, служащих для обоснования необходимости отсрочки, это — тяжёлое материальное положение. Как правило, оно имеет временный характер.
Тогда нужно постараться убедить суд в скором изменении ситуации в лучшую сторону.
Например, хорошим аргументом, будет наличие подписанного договора, из которого следует, что деньги будут получены после его выполнения.
На что ещё обратить внимание
В первую очередь необходимо обобщить, все напрашивающиеся из нашей статьи выводы:
- Начинать надо с оценки сложившейся ситуации
- Перед составлением заявления на отсрочку уплаты госпошлины, необходимо определить наличие обстоятельств, которые дают право на реализацию такого действия
- Очень важно собрать доказательную базу. Другими словами сформировать пакет документов, необходимых для безоговорочного подтверждения определённых обстоятельств
- Правильно определить срок, на который будет предоставлена отсрочка
- Исходя, из всего вышеизложенного, не допустить ошибок при оформлении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины в арбитражный суд
Кроме того, важно решить, необходима ли отсрочка или рассрочка, платежа. Возможно, есть основания для постановки вопроса об уменьшении суммы госпошлины или об освобождении от уплаты вообще.
Например, если заявителем является общество инвалидов, то государство предоставляет им определённые льготы.
Остались вопросы? Звоните!