Постановка на регистрационный учет российских граждан
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на регистрационный учет российских граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Временная регистрация и пенсия
Наличие временной регистрации позволяет существенно упростить порядок получения документов по месту проживания. Оформив временную регистрацию, граждане больше не должны ездить на место постоянной регистрации, чтобы получить нужный документ. То же самое касается пенсии.
«Все без исключения граждане России, а также лица, проживающие на территории иностранных государств, могут подать заявление о назначении пенсии в территориальное отделение ПФР по месту проживания. Следовательно, при наличии временной регистрации есть возможность получения пенсии по месту фактического проживания», — разъяснила член АЮР.
Однако пенсионер по временной регистрации может получать пенсию только по тарифу своего региона. Чтобы получать московские доплаты, гражданин должен прожить в столице не менее десяти лет. Поэтому при переезде сразу получить надбавки полностью не получится. Ранее данного требования не было. Но после введения надбавки, выплачивавшейся за счет городского бюджета, в столицу устремились пенсионеры со всей страны. Они регистрировались в жилых помещениях у своих родственников или знакомых, это давало им право на дополнительные выплаты, хотя они фактически там не проживали. В результате был введен данный ценз.
Список документов для временной регистрации:
- документ, подтверждающий личность гражданина;
- документы на право распоряжения жилым помещением. самые распространенные — договор аренды или найма;
- заявление о регистрации по месту пребывания. Оно должно быть подписано заявителем (временно въезжающим в новое жилое помещение) и собственником;
- паспорта и согласие всех зарегистрированных в квартире. Как правило, такое согласие требуется от совершеннолетних членов семьи собственника. Если квартира в субаренде, то согласие потребуется и от арендатора, и от собственника. Если арендованная квартира принадлежит нескольким лицам в долях, то согласие потребуется от всех собственников.
Порядок регистрации граждан по месту пребывания
Граждане для временной регистрации в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на период более 90 дней, обязаны до истечения указанного срока пройти процедуру регистрации документов, и представить:
- документ, удостоверяющий личность
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Заявление установленной формы о регистрации по месту регистрации и копии документов могут подаваться лично, через МФЦ и в форме электронного документа через Единый портал Госуслуги. Регистрация гражданина производится не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации по месту пребывания.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с:
- нанимателями и совместно проживающими с ними членами их семей
- с собственниками жилых помещений
- правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления о регистрации по месту пребывания. Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей производится независимо от согласия собственников.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства
Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.
Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте
Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:
- Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
- Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
- Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
- Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
- В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
- При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.
Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.
Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства
Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:
- Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
- Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
- Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
- Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.
Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:
- Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
- Конституция Российской Федерации;
- Жилищный кодекс РФ;
- Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.
В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.
В чём отличие понятий
Оба понятия обозначают, по сути, одно и то же явление.
Чтобы понять, чем они отличаются, следует учесть отличие системы государственного обеспечения СССР и современной России.
В советском государстве гражданин имел право на получение ряда существенных благ абсолютно бесплатно. Например, он безвозмездно получал жилое помещение и претендовал улучшение жилищных условий в последующем.
Многие крупные предприятия строили собственные многоквартирные дома, так что степень обеспеченности нуждающихся отдельными квартирами была очень высокой. Схожим образом граждане получали медицинскую помощь, пенсию, отправляли детей в школы и детские сады.
Чтобы люди не переезжали в более богатые города, была введена система прописки, которая заключалась в выдаче разрешений на проживание по конкретному адресу. Кроме того, она закрепляла право человека бессрочно использовать указанное помещение.
Система социального обеспечения человека теперь не столь эффективна.
Регистрация даст возможность обратиться гражданам за медицинской помощью в местную больницу, определить ребёнка в школу, в детский сад и так далее. Но рассчитывать на массовую раздачу государственных квартир в социальный наём не приходится.
Рыночная экономика развивается по своим законам, поэтому ограничивать приток рабочей силы на государственном уровне нет смысла. Хотя некоторые работодатели всё ещё требуют от потенциальных сотрудников паспорт с местной регистрацией.
Обе процедуры существенно отличаются в оформлении друг от друга. В СССР требовалось получить соответствующее разрешение от местного административного органа.
Особую сложность представлял процесс получения прописки в крупных городах, например, в Москве или Ленинграде.
Сегодня действует уведомительный принцип учёта граждан: человек лишь направляет перечень документов в миграционную службу.
Данному процессу больше соответствует термин «регистрация», который обозначает исключительно техническую процедуру внесения определённых записей в информационную базу, а не принятие какого-либо административного решения.
Кроме того, смена терминологии имела и политическую подоплёку. Общая дебюрократизация государственного аппарата начала 90-х годов требовала максимальных изменений любой области административного регулирования.
Термин «прописка» в официальных документах и нормативных актах не используется.
Когда человек переселяется в другое место (при покупке новой квартиры, например, или при обмене), по новому адресу нужно прописаться не позже, чем через неделю после переезда. Об особенностях регистрации в новую квартиру читайте здесь.
Для этого обращаться нужно:
- в МФЦ (о процедуре прописки через МФЦ читайте подробнее здесь);
- к паспортисту ЖСК, ТСЖ или управляющей компании;
- в паспортный стол (бывшее отделение ФМС).
С собой нужно иметь документы:
- паспорт (и свидетельства о рождении детей, если их тоже нужно прописать);
- основание для прописки (свидетельство на квартиру, договор соцнайма или аренды, заявление хозяина квартиры);
- домовую книгу или поквартирную карточку (при необходимости – уточните у регистратора).
На основании документов по форме регистратора заполняется заявление и листки прибытия. Максимум через 3 дня процедура прописки должна быть завершена.
Результат прописки:
- отметка в паспорте с новым адресом;
- свидетельство о регистрации детей, младше 14 лет (о регистрации детей младше 14-ти лет читайте тут).
Заявление можно подать и он-лайн на портале госуслуг, но к паспортисту прийти всё равно будет нужно, чтобы подписать документы и проставить штамп в паспорте. В этом случае все отметки делаются в этот же день. О том, как прописаться через интернет на портале госуслуг, мы рассказывали тут.
Сейчас не нужно выписываться с прежнего адреса, при регистрации паспортист автоматически вас выпишет.
Как сменить прописку через Госуслуги
Мы подготовили для вас пошаговую инструкцию, которая поможет быстро и бесплатно изменить адрес регистрации без посещения различных организаций.
Перед описанием шагов лучше усвоить несколько важных нюансов:
- Вам необязательно заранее выписываться из предыдущей квартиры. Эта операция будет произведена автоматически,
- Если вы уже выписались из старого жилья, то заявление на регистрацию нужно успеть подать в течение 7 дней после выселения,
- Для ребёнка в возрасте от 14 до 18 лет понадобится отдельный профиль,
- На руках у вас должны быть обязательные документы для изменения прописки: паспорт, свидетельство о рождении для ребёнка, выписка из ЕГРН или ЕГРП, свидетельство о праве собственности, а также доверенность и паспорт представителя.
Инструкция:
- Выбрать раздел «Паспорта, регистрация», а потом кликнуть на услугу «Регистрация по месту жительства или пребывания»,
- В списке выберете «Регистрацию гражданина по месту жительства», Тут же вы сможете ещё раз подробно прочитать о правилах регистрации,
- После нажатия кнопки «Начать» выберете вашу цель — «Зарегистрироваться»,
- Отметьте точное количество лиц, которых надо прописать в новой квартире,
- Укажите, являетесь ли вы собственником помещения или снимаете его,
- Проверьте, правильно ли указаны ваши личные данные,
- Ответьте, выписывались ли вы с прошлой квартиры самостоятельно,
- Укажите новый адрес,
- Выберете подразделение МВД для получения штампа. Там ваше заявление рассмотрят в течение 8 дней — до 1 июля 2022 года, в течение 6 дней — после 1 июля. На электронную почту и в личный кабинет придёт уведомление с приглашением в выбранное вами отделение и списком документов-оригиналов,
- В офисе сотрудник снимет регистрационный учёт со старого адреса и поставит новую отметку.
Снятие с учета и новая регистрация по месту жительства
Часто бывает, когда нужно выписаться с прежнего места проживания и регистрироваться в новом. Рассмотрим, какие документы тогда необходимо предоставить. Данным вопросом также занимается ФМС — миграционная служба по месту жительства граждан в новом помещении. Но сначала аннулируют регистрацию по старому адресу. Для этого обращаются в соответствующий орган ФМС и предоставляют следующие документы:
- заявление установленного образца (форма №6);
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о праве собственности на помещение;
- для дома — домовая книга;
- если собственник — другое лицо — заявление о его согласии.
Когда регистрацию оформляет гражданин, состоящий на учете в военкомате, бывает, что сотрудники регистрирующего органа требуют от него снятия с регистрационного учета в комиссариате по прежнему месту жительства и встать на учет в новом. Однако данный процесс законом не предусмотрен. Такие действия государственных служащих являются неправомерными. В то же время не каждый решится обратиться с иском в суд, чтобы доказать свою правоту. Поэтому многие соглашаются на требование и проходят процедуру.
Детей, не достигших совершеннолетнего возраста, вообще не снимают с учета без последующей регистрации по другому адресу. Даже если собственник будет настаивать, по закону это невозможно. Когда же регистрация проводится «из адреса в адрес» то процедура с детьми является аналогичной той, что предусмотрена для взрослых.
Утверждены новые правила регистрации по месту жительства и пребывания
На регистрацию по месту жительства или пребывания теперь потребуется минимум времени — всего три дня. А если у вас нет на руках всех необходимых документов, их паспортист запросит в соответствующих госорганах. И тогда на регистрацию уйдет максимум 8 рабочих дней.
Федеральная миграционная служба утвердила новый административный регламент (взамен действовавшего с 2007 года) о порядке предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.
В регламенте дан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить при регистрации. Это документ, удостоверяющий личность (как правило, паспорт), заявление установленного образца (см. приложения к регламенту), а также документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение или для временного проживания.
В случае, если гражданин хочет временно зарегистрироваться, то его заявление должно быть подписано не только им самим, но и собственником (или нанимателем) жилья, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника заверяются должностным лицом, ответственным за регистрацию.
Документом, который является основанием для временного проживания, может быть договор найма, социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление человека, который предоставляет гражданину жилое помещение для временного проживания.
Для регистрации достаточно представить один из этих документов.
Если же речь идет о постоянной регистрации по месту жительства, то потребуются иные документы.
Основанием для вселения в жилое помещение может быть: заявление лица, предоставившего жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением. Для регистрации по месту жительства достаточно представить один из перечисленных документов.
При обоих видах регистрации совершеннолетние пользователи жилого помещения должны дать согласие в письменной форме на временное или постоянное проживание гражданина.
Административный регламент предусматривает, что в случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин, который собирается зарегистрироваться, имеет полное право не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации сведения о данном договоре или свидетельстве. На основании представленных сведений орган регистрационного учета запрашивает информацию о документах в полномочном в сфере жилищных отношений органе или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.
В этом случае у того, кто хочет зарегистрироваться, меньше хлопот, но времени на оформление «прописки» уйдет больше — до 8 рабочих дней. Аналогичное положение существует и для тех, кто намеревается получить постоянную регистрацию по месту жительства.
Особо подчеркивается в документе, что должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Никаких оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации по месту жительства или пребывания нет.
- Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета производится бесплатно.
- Максимальное время ожидания в очереди установлено так: при первичной подаче документов — 30 минут;
- при подаче документов на регистрацию по предварительной записи — 15 минут с момента времени, на которое была осуществлена запись; при подаче дополнительных (недостающих) документов на регистрацию, запроса на получение информации, получение документов — 10 минут; при ожидании в очереди на прием к должностному лицу для получения консультации — 30 минут.
Прием граждан должностными лицами структурных подразделений территориальных органов ФМС, участвующими в предоставлении государственной услуги, производится в рабочие дни с утра или после обеда, а также каждую первую и третью субботу месяца, если они не попадают на праздничные дни.
Понедельник после рабочей субботы является выходным днем.
Прием ведется с помощью электронной системы управления очередью или по предварительной записи по телефону либо при личном обращении, либо по электронной почте, а также через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Регистрационный учет российских граждан Российской Федерации в 2022 году: правила, сроки постановки и снятия, документы
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На администрацию медицинской организации возлагается обязанность постановки на регистрационный учет по месту пребывания граждан РФ. Однако в том случае, если гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства (месту пребывания) в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и сама медицинская организация, и непрерывный срок его пребывания в медицинской организации не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место, такая обязанность отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее — Закон N 5242-I) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона N 5242-I регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания — это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания. При этом под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно ч. 6 ст. 5 Закона N 5242-I регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено данной статьей.
Администрации таких учреждений, в том числе и медицинских организаций, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В настоящее время такими органами в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 являются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД.
Следует отметить, что в силу прямого указания ст. 5 Закона N 5242-I администрации организаций не представляют информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение. Данное правило применяется в том случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.
Согласно п. 1 Порядка представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы ФМС России, утвержденного приложением к приказу Федеральной миграционной службы от 24 сентября 2014 г. N 528, администрации гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют сведения о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания территориальному органу непосредственно на бумажных либо электронных носителях или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. При этом способ представления сведений в электронном виде определяется исходя из технических возможностей территориальных органов.
Таким образом, на администрацию медицинской организации возлагается обязанность по постановке на учет в подразделения по вопросу миграции территориальных органов ��ВД не только иностранных граждан, но и граждан Российской Федерации. Однако такая обязанность отсутствует в том случае, если такой гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и сама медицинская организация, и непрерывный срок его пребывания в медицинской организации не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место.
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Правила пребывания в РФ
С 2014 года вступил в свои права новый закон о регистрации иностранных граждан и их правовом положении в РФ. С этого времени лица, не обладающие гражданской принадлежностью к России, а также те, у кого нет ВНЖ и иных оснований для длительного пребывания здесь, должны покинуть границы государства максимум через 90 суток (суммарно за полгода). Повторный въезд возможен, но не ранее чем по прошествии такого же периода времени.
В индивидуальном порядке время пребывания иностранцев может увеличиваться, но это возможно только при наличии мотивированного обоснования иностранным гражданином своей позиции. Обязательным условием является временная регистрация для иностранных граждан, полученная в соответствии с законом. Если это условие не выполнить или нарушить сроки, провинившийся будет подвергнут наказанию, а посещение России ему будет запрещено.
Когда иностранец нарушает правила регистрации и законы нашей страны, принявшей его в своих границах, он может быть лишен права въезда на несколько лет. Срок запрета начинает исчисляться с момента депортации или самостоятельного убытия из России.
Нормативная база и основные понятия
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон о свободе передвижения);
- Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
- Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).
Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).
Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Таким образом, понятия «органы регистрационного учета» и «ответственные за регистрацию граждан» не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Номер документа: | 713 |
Дата принятия: | 17.07.1995 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 17.07.1995 |
Органы эмитенты: | Правительство |