Как откосить от послевузовского распределения и работы по направлению
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как откосить от послевузовского распределения и работы по направлению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выпускники пту, ссузов, вузов могут отрабатывать по распределению от 1 года до 5 лет. Этот срок зависит от многих факторов. Например, один год отрабатывают по распределению выпускники профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ), если в год окончания учебного заведения они не поступают дальше. А также выпускники средних специальных заведений (ССУЗ), если до этого учились в птузе и уже отработали 1 год по распределению. Такой же срок актуален для магистрантов, которые не поступили в аспирантуру на бюджет. Два года отрабатывают те, кто сразу после школы поступил и окончил ссуз, вуз или аспирантуру. Пять лет отрабатывают студенты, которые учились по целевому направлению, выпускники педагогических, аграрных и спортивных классов. После ссуза целевики отрабатывают три года, после птуза — два.
А если «откосить» не получается?
Тогда стоит попробовать распределиться в более удобное для тебя место. Например, детей-сирот и людей из других социальных групп, которым по закону положено льготное жильё, отправляют на работу по месту выдачи квартиры (дома). Либо с их согласия в любой другой населённый пункт. Детей-инвалидов (до 18 лет), инвалидов I или II группы устраивают на работу по месту жительства родителей, мужа (жены) или, опять же, с их согласия в другой населённый пункт.
Выпускника, у которого один из родителей (муж, жена) — инвалиды I или II группы или есть ребёнок-инвалид, распределяют по возможности по месту жительства родных. Выпускники, у которых есть противопоказания к работе по полученной специальности, распределяются с учётом их состояния здоровья.
Что делать, если я пришел (пришла) по месту своего распределения, а меня отказываются брать?
Такие случаи действительно бывают.
Например, по распределению за выпускником закрепили место еще в ноябре 2018-го, а выходить на работу он должен первого августа 2019-го – и за это время в организации может произойти все что угодно. Вполне может случиться, что отрабатывать человеку будет уже негде.
К тому же периодически в университет приходят фиктивные заявки: у организаций есть указание прислать их на энное количество специалистов, а столько им просто не нужно.
Если так произошло с вами, то обязательно нужно сделать два шага: попросить в организации официальное письмо с мотивированным отказом и пойти с ним в университет, чтобы написать заявление на перераспределение.
«Забить» на эти действия никак нельзя: в нашей практике бывали случаи, когда выпускники получали устный отказ и со спокойной душой пускали все на самотек. А потом им приходилось выплачивать государству деньги. Вы должны доказать, что объявились на месте работы, но брать вас там отказались.
Другой вопрос, что многие часто пугаются, когда работодатель отказывается что-то писать и объяснять. В таком случае вам любым образом нужно зафиксировать тот факт, что в организацию вы все-таки приходили: банально сделать фото в здании.
У нас даже был случай, когда девочка вызвала на предприятие милицию, чтобы получить доказательства того, что на работу она все же пришла.
Даже если официального объяснения вы не получили, все равно направляйтесь в университет и пишите заявление на перераспределение.
К слову, у нанимателя есть административная ответственность за необоснованный отказ в приеме молодого специалиста – но я никогда не слышала о том, чтобы она реально к кому-то применялась.
После того как вы сделали предыдущие шаги, университет принимает одно из двух решений: начинает искать вам новую заявку или дает справку о свободном трудоустройстве. Проблема в том, что законодательством не установлен срок, в течение которого это решение должно быть принято. Поэтому поиск нового места работы для выпускника порой сильно затягивается.
Сейчас появилось указание ужесточить меры, усилить контроль за распределением и делать все возможное, чтобы статистика не падала ниже тех самых 99%, – так что стараются найти всем.
Хотя раньше это был идеальный способ «откосить» от распределения: взять заявку у ООО «Ромашка», которое абсолютно точно даст тебе отказ, и надеяться на то, что перераспределением никто не захочет заниматься, а ты получишь свободный диплом. Я думаю, теперь надеяться на эту схему не стоит.
За что меня могут и не могут уволить на распределении?
Расхожий миф о том, что молодого специалиста на распределении не могут уволить вообще никак, неверен: тут есть лишь несколько пунктов, которые отличают вас от остальных сотрудников.
На отработке не увольняют по собственному желанию, по требованию работника, по соглашению сторон и из-за несоответствия занимаемой должности – это квалификационные вопросы.
За прогулы, систематические опоздания, пьянство на рабочем месте и по другим обоснованным причинам вас легко могут лишить работы.
И если это произойдет по виновным основаниям, то вы автоматически будете обязаны выплатить средства, и никаких поблажек тут не будет. Если основания невиновные, а это ликвидация организации, нарушение нанимателем законодательства о труде и прочее, то вас должны перераспределить.
Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов
Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения. Что придумают современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать. Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.
Так, по словам ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране не налажена работа в этом направлении.
— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский. — Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры. Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня. Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.
Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию следует рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.
— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации. Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их легко по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями нет вакантных мест. А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то найдутся «свои» на замещение этого места.
У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности. «Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников. — И если такой закон примут, выпускник попадет в коррупционный капкан, и его отправят в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее стал бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников. А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».
Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не понимает, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.
— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В этом случае система распределения противоречит и ограничивает право выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета. Государственные вузы созданы, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое хотят наложить на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?
Предложенный метод не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не находит общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву. Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А насколько такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины, чтобы его уволили. И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал работать педагогом…
Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Берите самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса начнут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.
— Следует еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии. По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере. Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.
Что такое целевое направление?
Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.
Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов. Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.
Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.
Особенности приема на работу после ВУЗа выпускников
Статус молодого специалиста и особенности приема его на работу регламентируются в первую очередь положениями статьи 70 ТК РФ.
В частности, таковая статья предполагает невозможность установления испытательного срока для сотрудников, только закончивших учебное заведение в течение года.
Это следует учитывать работодателю при приеме таковых сотрудников – увольнение в связи с неудовлетворительными результатами испытания может быть легко оспорено таковыми в судебном порядке.
Следует отметить, что ранее статус молодого специалиста давал и другие льготы, и гарантии сотрудникам во время СССР, однако на текущий момент данных гарантий помимо вышеозначенных не предусмотрено.
В общем и целом, основной причиной, по которой у работодателей возникают сомнения в том, стоит ли принимать выпускников на работу в штат, является недостаточность у них практического опыта.
Однако сама по себе подобная недостаточность опыта не является критической в большинстве случаев и для многих специальностей, нуждающихся в закрытии вакансии.
Истинной причиной чаще всего становится неспособность или нежелание либо кадрового отдела, либо самого работодателя или руководителя, производить тщательный отбор кандидатов, ориентируясь на крайне малую трудовую историю потенциального соискателя.
Отсутствие трудовой истории у выпускника, с точки зрения ведущих HR-специалистов, является более позитивным фактором, чем наличие непрофильного опыта работы, который будет свидетельством либо позднего получения образования, либо игнорирования части образования в пользу личных интересов.
С практической точки зрения, высшее образование само по себе также не является однозначно полезным. У многих кадровых специалистов старой закалки оно просто считается необходимым требованием, в то время как фактических навыков, необходимых для работы, особенно в гуманитарных сферах деятельности, оно дает крайне мало.
Современные тенденции кадровой деятельности всё чаще призывают обращать внимание на наличие именно трудового опыта или же личностных качеств, чем просто документарного подтверждения образования.
Исключение составляют специальности или должности, занятие которых без высшего образование просто невозможно по законодательным нормативам – в таком случае возникает необходимость именно в привлечении квалифицированных и имеющих все необходимые документы работников.
Порядок приема на работу выпускников ВУЗов не отличается в большинстве случаев, от приема на работу соискателей, уже имеющих трудовой опыт.
Но перспективные предприятия и кадровые тенденции демонстрируют, что в отношении таковых соискателей будет являться куда более эффективной разработка особой кадровой политики, применение которой позволит подыскать подходящих для конкретного бизнеса работников с высоким потенциалом и результативностью.
Ответственность за принятие работника без высшего образования. Прием на работу после ВУЗа – что следует знать о молодых специалистах
наличие конкретного образования, подтвержденного дипломом, является обязательным при приеме медицинских работников, педагогов, госслужащих.
При приеме сотрудника на данную должность, как правило, важно наличие высшего образования, свидетельствующего о уровне знаний, но не обязательно.
Как правило, перечень обязанностей сотрудника, а так же требования к уровню образования прописываются в должностной инструкции, которая в свою очередь составляется на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
- Принять сотрудницу без специального образования на должность помощника бухгалтера это право Вашей организации, но данная сотрудница должна отвечать требованиям, которые присущи данной квалификации.
- Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .
- Отказ в приеме на работу
Отказать можно по таким основаниям, как неподходящее образование, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
* Кандидат, которого не приняли на работу, вправе потребовать, чтобы организация письменно сообщила причины отказа (ст. 64 ТК РФ).
Имейте в виду, нельзя указывать в качестве таких причин беременность, наличие детей, отсутствие регистрации, пол, национальность, вероисповедание (ч. и ст. 64 ТК РФ).
Прочитал пост про отработку детей в школе. Вспомнил. В вузе нас тоже заставляли ехать в поле на 10 дней, я приехал на 10 день просто оглядеться что да как. Сосед старанил мешок картохи чтобы не обидно было. Но это мелочи.
В 99 поступил в один новосибирский вуз. Сказали отработать надо 10 дней. Пришел, мне говорят вон с тем товарищем будете носить столы. Несем значит, я у него спрашиваю:
-знаешь где растет это растение?
-идти далеко и добыть трудно, но растет.
Я поставил стол и больше на отработке не появлялся.
Святые 90-е. На первом курсе ездили на картошку.
Было весело. Сразу перезнакомились друг с другом, никто не страдал и заодно в процессе общего дела стало понятно кто есть кто: у кого есть лидерские задатки, кто трудяга, кто балагур, а кто любитель попроебываться.
Как справляемся сдичью?
Смотри что я тебе напишу.
Шутю. Матом и витамином П от начальства. Иногда тёмную, но я в них никогда не участвовал.
После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники , , , , и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.
Если ты окончил на бюджете и в год выпуска поступил на дневное бюджетное отделение , твоя отработка откладывается на время обучения. Ты должен отработать положенный срок, указанный в договоре на обучение. Если бакалавр-бюджетник поступает в магистратуру на платное, то он обязан отработать распределение после I ступени высшего образования параллельно с учёбой.
Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.
Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и , но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.
В 2020 году система отработки может измениться
Аскар Ибраимов рассказал, что были также случаи, когда студенты-грантники специально лишались гранта в последний год обучения в вузе. В таком случае им не нужно было отрабатывать. В связи с этим финансовый центр инициировал изменения. Ожидается, что с 2020 года выпускник, отучившийся на гранте неполную часть своих студенческих лет, должен будет пройти укороченную отработку.
«Законом предусматривается, что, если вы завершили обучение на гранте по госзаказу, вы должны отработать в полном объёме. При этом есть ряд прецедентов, когда студент переходил на грант на последнем или предпоследнем курсе. Мы с такого студента не должны требовать весь объём денег или отработки. Это должно быть соразмерно тому времени, сколько он отучился на гранте», – заявил глава финцентра.
Что касается выплаты суммы гранта в случае отказа от отработки, то у финцентра нет инструментов возврата денег в рассрочку.
«Здесь компетенция финансового центра заканчивается. То есть мы направляем дело в суд. Если выиграли, то дело передаётся судебному исполнителю. Конечно, он не имеет права забрать у человека последние деньги. Но у судоисполнителей есть механизмы, что будут ежемесячно списываться определённые суммы. Мы лишь мониторим, как проходит процесс выплаты», – заявил Аскар Ибраимов.
Кем осуществляется распределение?
Распределение выпускников осуществляется комиссией. Ее состав утверждается руководителем учреждения образования или государственного органа ежегодно не позднее 1 февраля.
Примечание:
В учреждениях образования, в которых количество выпускников превышает 500 человек, допускается создание нескольких комиссий. При осуществлении распределения учреждением образования в работе комиссий могут принимать участие представители государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, в том числе профессиональных союзов.
Комиссия принимает решение о распределении выпускника с учетом:
- результатов успеваемости;
- участия в научно-исследовательской, общественной работе;
- места прохождения производственной и преддипломной практики;
- состояния здоровья, семейного положения и места жительства семьи;
- рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу;
- его личных пожеланий.
— Это как гадание на кофейной гуще, — говорит Кристина. Потому что могут быть разные варианты.
Если в университет поступило достаточное количество заявок от заказчиков кадров, вам предложат выбрать из списка. Толочин, Хойники, Кобрин — в Беларуси есть много городов с красивыми названиями, где ждут молодую кровь.
Если заявок мало, а студентов, которых нужно распределить, много, вам либо предложат искать заявку самостоятельно, либо могут дать справку о свободном трудоустройстве. Универсальной схемы нет. Как повезет. Например, в прошлом году экс-вице-премьер Беларуси Василий Жарко заявлял, что распределение должно быть стопроцентным. Все вузы взялись выполнять это поручение, поэтому второй вариант в 2018-м практически не срабатывал.
А вот тут интересно.
В Кодексе об образовании говорится так: выпускникам, которые на момент распределения женились или вышли замуж, место работы предоставляется по желанию и при наличии возможности распределить по месту жительства или работы жены (мужа).
— Одни университеты считают так: если есть заявка из местности, где живет жена/муж, то вас туда распределят. Если нет — выдадут справку о свободном трудоустройстве.
Другие считают и делают по-другому: даже если заявки нет, распределяют куда угодно. На практике мы встречаем это постоянно: университеты по-разному толкуют норму Кодекса и поступают и так и так. Министерство образования в этот вопрос ясности не вносит.
Хотя тут важно понимать, что эти категории входят в перечень оснований для получения «свободного диплома», поэтому по закону логично, что его должны выдавать, но практика с каждым годом все хуже и хуже.
Систему распределения распространят на «платников»
Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив — вот малый перечень претензий противников распределения.
Главный козырь сторонников — государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).
Вице-премьер Василий Жарко в конце января поставил задачу: в нынешнем году распределение должно быть стопроцентным, то есть обязательным и для тех, кто платил в годы студенчества за учебу.
Министр образования Игорь Карпенко в средине июня сообщил, что более тысячи «платников» из нынешнего выпуска (примерно 1/30 часть) уже попросили распределения.