Применение ситуационного подхода.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение ситуационного подхода.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Современными теоретиками и практиками выделяются три основные системы менеджмента: процессный подход, системный и ситуационный. Все остальные при ближайшем рассмотрении оказываются производными одной из названных методик.

Базовые системы управления

В чем же разница? Подходы к процессу управления базируются на разном отношении к самой организации, ко времени и к моменту приложения управляющего воздействия и к давлению со стороны окружающей среды. Так, процессная система рассматривает менеджмент как бесконечную цепь взаимосвязанных управленческих функций. Системный вариант акцентирует внимание на том, что организация состоит из множества подразделений, так или иначе взаимодействующих между собой. А ситуационный подход к управлению концентрируется на сиюминутном принятии решений, исходя из происходящих на рынке событий.

§ 1. Системный подход к управлению и его корифеи

Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.

Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.

Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.

Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887—1961), в течение двух десятилетий занимавший пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др.

По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Все организации (за исключением государства и Церкви) Барнард рассматривал как частные.

Организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: а) систему функционирования; б) систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия; в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации; г) систему логического принятия решений.

Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность ее важнейших звеньев, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей.

Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет от этого выгода. Поэтому первая обязанность руководителя — управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.

Барнард считал, что возникновение неформальных организаций, делающих формальную более жизнеспособной, неизбежно.

Цель неформальной организации, по мнению Барнарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации.

Он говорил о необходимости тщательного учета в управлении моральных факторов, ибо с неумением делать это связаны многие неудачи администраторов.

Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.

Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера (часто его относят и к последователям классической школы), который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.

В книге « Практика управления» Друкер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества.

Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра».

Подобно тому как дирижер всегда должен слышать весь оркестр, менеджер должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, но за лесом не терять из виду отдельных деревьев, поскольку в определенных условиях частные вопросы приобретают решающее значение. Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором; менеджер же одновременно является и композитором, и дирижером.

Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.

К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Друкер отнес:

1) организацию, классификацию, распределение работы; создание необходимой оргструктуры, подбор кадров;

2) определение целей, решение, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач;

3) обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их работы;

4) анализ деятельности организации, нормирование, оценку всех работников;

5) обеспечение найма людей.

Высокая оценка роли менеджера не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.

Обществу начала 1950-х гг. такая идея показалась чуждой, поэтому была отвергнута, что стало для Друкера крупнейшим поражением в жизни. Однако сегодня многие ее положения находят применение в практике «социального партнерства».

Едва ли не важнейшей из многочисленных идей Друкера была концепция, изложенная в 1954 г. в книге «Практика управления», в соответствии с которой его основу составляют цели организации. Лишь после их постановки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А. Файоля, исходившей из определяющей роли функций и процесса.

Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали шесть взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.

Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому. Это толкает на проведение политики, исходящей из сиюминутных интересов, особенно с учетом того, что срок пребывания у власти управляющих и лидеров невелик. Хотя постановка краткосрочных целей проще, управление сложными системами, исходящее лишь из них, неизбежно ведет к ухудшению деятельности.

Читайте также:  Порядок расчёта платы за ЖКУ для пустующей квартиры

Таким образом, психологические факторы способствуют проведению политики, которая обеспечит хорошие результаты в ближайшем будущем в ущерб перспективе.

В 1956 г. Т. Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему (совокупные действия и взаимосвязанное поведение субъектов), которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций.

Подсистемами организации являются: формальная и неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Ядром здесь является формальная структура. Связывают эти элементы коммуникации, равновесие и принятие решений.

§2. Определение понятия «системный анализ»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами . В литературе понятие системного анализа иногда отождествляется с понятием системного подхода , но такая обобщенная трактовка системного анализа вряд ли оправдана. Системный анализ возник в 1960-х гг. как результат развития исследования операций и системотехники. Теоретическую и методологическую основу системного анализа составляют системный подход и общая теория систем . Системный анализ применяется гл.о. к исследованию искусственных (возникших при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Использование методов системного анализа для решения исследовательских и управленческих проблем необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая связана с наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности. Согласно принципам системного анализа, возникающая перед обществом та или иная сложная проблема (прежде всего проблема управления) должна быть рассмотрена как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Для принятия решения об управлении этой системой необходимо определить ее цель, цели ее отдельных подсистем и множество альтернатив достижения этих целей, которые сопоставляются по определенным критериям эффективности, и в результате выбирается наиболее приемлемый для данной ситуации способ управления. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнительных затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям. Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления. Техническая основа системного анализа – современные компьютеры и информационные системы. В системном анализе широко используются методы системной динамики, теории игр, эвристического программирования, имитационного моделирования, программно-целевого управления и т.д. Важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

Системный подход к менеджменту.

Это метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая система, которая приспосабливается к многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Существует два основных типа систем — закрытые и открытые. Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — характерный пример закрытой системы. Они работают непрерывно и очень точно, если заведены или в них вставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от окружающей среды.

На сегодняшний день преобладающей методологией управления организациями является механистическая (основанная на анализе). Когда руководители сталкиваются со сложными проблемами, они почти всегда стремятся к их разбиению на разрешимые или управляемые части. После этого каждая задача выполняется наилучшим образом, а результаты автономных усилий «собираются» в решение целой проблемы. Однако «можно быть практически уверенным в том, что сумма лучших решений, полученных для частей по отдельности, не является лучшим решением для целого».

Системный подход в современной интерпретации (наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным анализом и др.) является для экономики изобретением XX века, позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако в экономике из-за сложности он применяется редко. Системный подход — это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

Системный подход это методология исследования объектов как систем. Под системным подходом в общих чертах понимают совокупность методологических принципов и концепций, позволяющих: рассматривать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с другими элементами; прослеживать изменения, происходящие в системе в результате изменения отдельных ее звеньев и внешней среды; изучать специфические системные качества; делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития системы; определять рациональные способы ее поведения.

Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по конечному результату. Системный анализ рекомендует: начинать процесс принятия решений с выявления и четкого формулирования конечных целей; рассматривать всю проблему как целое, как единую систему; выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения, согласовывать цели подсистем с общей целью системы; выявлять и анализировать возможные альтернативные пути достижения цели и выбирать из них наиболее предпочтительные.

Системный подход является одной из основных, междисциплинарных концепции современной науки. Вообще, системным взгляд на исследуемые объекты шире, чем концепция. Это способ интеллектуального восприятия мира — мироощущение, понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать

В соответствии с системным подходом считается, что лучшего понимания изучаемой системы можно достичь путем расширения взгляда, а не сведения его к составляющим элементам. Системное мышление меняет традиционную структуру мыслительного процесса: декомпозиция предмета (анализ); объяснение поведения или свойств частей, взятых по отдельности; агрегирование отдельных объяснений в объяснение целого (синтез).

Системный подход можно представить следующими тремя ступенями:

— идентификация целого (системы), частью которого является интересующий нас предмет;

— объяснение поведения или свойств целого;

— объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли в целом, частью которого он является.

В приведенной последовательности синтез предшествует анализу. На практике при исследовании сложных систем анализ и синтез взаимно дополняют друг друга: анализ устремлен внутрь вещей, синтез — из них; анализ сосредотачивает внимание на структуре, синтез — на функциях; анализ дает знание, синтез — понимание. Главной задачей системного мышления является развитие такой взаимодополняемости.

Системный подход входит в состав 20 научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений. Сущность его состоит в комплексном рассмотрении явления, с одной стороны, как некой «цельной» системы взаимосвязанных и взаимодействующих внутренних составляющих, а с другой — как подсистемы еще более крупной системы. Такой подход позволяет оперировать свойствами системы, отсутствующими у ее отдельных составляющих, и являющихся следствием их взаимодействия. Свойства системы — не совокупность свойств составляющих, а нечто новое. С другой стороны, составляющая, отделенная от системы, также теряет ряд своих существенных свойств. Одним из важнейших свойств системы является способность ее составляющих образовывать синергические связи.

Систему воспринимают как целостный объект, выделенный среди других объектов своей самостоятельностью, специфичностью, внутренними законами функционирования и развития. Возможность выделения того или иного объекта в рамках целого определяется целями исследования или способом использования этого целого для достижения некоторой цели.

Читайте также:  Расширение доступа к соцконтрактам

Каждая часть системы обладает свойствами, которые она теряет в случае отделения от нее. Каждая система обладает существенными свойствами (эмерджентными), которыми не обладает пи одна из ее частей.

Система имеет определенную структуру, под которой понимают совокупность элементов системы и множество связей между ними. Структура представляет собой совокупность устойчивых качеств, обеспечиваю��их системную целостность и сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Система состоит из двух составляющих: 1) внешнего окружения, включающего в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь; 2) внутренней структуры, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в ее выход и достижение целей системы.

В ряде случаев систему можно разделить на относительно обособленные в функциональном отношении (или слабо связанные между собой) части — подсистемы.

Сама система может входить составной частью в другую более широкую, которую в этом случае называют надсистемой.

Определение любой сущности как системы связано с формированием в сознании исследователя некоторой модели. При этом вопрос о включении в модель тех или иных объектов тесно связан с особенностями восприятия человека, т.е. во многом субъективен. Главным при этом является осознание того, что принятая модель соответствует цели, ради которой происходит мысленная «сборка» системы. Например, конкурирующие предприятия можно рассматривать как отдельные системы, взаимодействующие друг с другом. Однако на более высоком уровне абстракции их можно объединить в единую систему, обладающую новыми системными свойствами.

Наиболее простым (1) является определение предприятия как замкнутой системы без внешней среды. Цели предприятия формулируются только с использованием внутренних факторов. Данное представление позволяет решать преимущественно внутренние задачи. Возможно также включение в выделяемую систему отдельных элементов, не относящихся непосредственно к предприятию. Основным преимуществом замкнутой схемы является структурная определенность и возможность формализации решения. Недостатками являются ограниченный круг решаемых задач и устремленность к получению негибких решений.

Более адекватным реальным условиям является представление предприятия как открытой системы во внешней среде (2) (например, предприятие и целевой рынок). Цели предприятия формулируются на основе внешних и внутренних факторов. Такой подход является наиболее общим для решения большинства задач, однако часто требуется уточнение представления внешней среды, а именно выделение в ней некоторых систем, с которыми взаимодействует рассматриваемая система.

Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:

а) кодирование информации и формирование сообщения;

б) интерпретация сообщения и формирование ответа;

в) декодирование и восприятие информации;

г) передача ответа;

д) формирование идеи;

е) выбор канала связи и передача сообщения.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации

В процессе обмена информацией выделяются в основном четыре элемента:

  1. – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
  2. – собственно информация, закодированная с помощью символов;
  3. , средство передачи информации;
  4. – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Несколько взаимосвязанных этапов проходят отправитель и получатель при обмене информацией. Их задача заключается в том, чтобы составить сообщение и использовать канал для передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этапы таковы:

  • Зарождение идеи;
  • Кодирование и выбор канала, заключающееся в том, что отправитель должен закодировать информацию с помощью символов, использую слова, интонацию и жесты. Кодирование превращает идею в сообщение. К общеизвестным каналам относится передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеопленки. Часто для эффективности сообщения используют два или большее число средств коммуникаций;
  • Передача сообщений;
  • Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.

В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании.
Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что данный подход рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.
Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и особенностей применения в менеджменте системного подхода.
Для реализации данной цели выделим несколько задач:

    изучить основные понятия и научные школы системного подхода в управлении:
    рассмотреть отличия традиционного и системного подходов в управлении;
    выяснить значение системного подхода в управлении;
    проанализировать основные правила применения системного подхода в управлении.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных ученых, посвященные вопросам менеджмента и теории организации.
Структура курсовой работы состоит из теоретической и практической части. Во второй части курсовой работы выполнены модульные задания на примере сети ресторанов «Макдоналдс».

Правила применения системного подхода при принятии управленческого решения

Вокруг нас находится много интересных и уникальных бизнесов и некоторые из них довольно успешны. Чаще всего такой успех появляется не сам по себе и как правило в его основе лежит постижение и грамотное использование инструментов системного подхода, который дает возможность выделять главное из многообразия управленческих решений, не терять целостности и знать законы системы.

Системный подход позволяет определить объект управления, границы и параметры системы, которой мы будем управлять. Чтобы увидеть объект управления необходимо находиться вне системы под названием “бизнес”.

Бизнес – многомерная система, в которой происходит много различных процессов, которые влияют друг на друга. Системный подход позволяет выделить и стандартизировать основные процессы, которые создают ценнность для клиентов.

Если посмотреть на бизнес со стороны внешнего наблюдателя, то он будет выглядеть как “черный ящик”, в котором что-то происходит. В этом ящике есть входы и выходы. На входы мы подаем определенные сигналы, а на выходе получаем какой-то результат.

Если такой сигнал поступает от внешнего покупателя, то на выходе мы видим потребительскую ценность, которая была создана для клиента и была им оплачена, а если клиент остался еще доволен, то мы еще получаем долгосрочную выгоды в виде рекомендаций и позитивного имиджа на рынке.

Системный подход оперирует понятиями “Субъекта” и “Объекта” управления. Верно выделенные субъект и объект позволяют точно определить границы зоны ответственности и участников деятельности.

Начальник является субъектом, подчиненный – объектом. Субъект управляет объектом посредством команд и получает от него обратную связь от выполнения команд.

При процессном управлении объектом управления становится процесс, субъектом же становится сотрудник, которому доверяется управление определенными бизнес-процессами. В результате чего возникает связка “Менеджер бизнес-процесса – Процесс” в которой часть управленческой функции снимается с руководителей и передается на подчиненного. И тут возникает основная сложность при переходе на процессное управление – нежелание руководителей с мышлением командно-административной системы наделить своих подчиненных управленческими полномочиями. Большинство проектов по внедрению бизнес-процессов саботируется именно руководителями. Второй сложностью является непонимание участниками процесса базовых принципов процессного подхода, одним из которых является выполнение команд со стороны участников процесса, а не руководителей.

Читайте также:  Как оформить льготы ветеранам труда в Саратове в 2022 году

У руководителя есть две основные функции: организация труда подчиненных и принятие управленческих решений. Чем лучше организованы подчиненные, тем меньше решений приходится принимать оперативно. Меньше решений – меньше ошибок.

Бизнес-процесс – это проверенный алгоритм для решения типовой задачи бизнеса. Одна типовая задача – одно типовое решение, которое исключает другие варианты действий для решения этой задачи, то есть по сути процесс – набор ограничений, которых необходимо придерживаться.

Автором данной концепции является У. Шухарт которые впервые ее описал в 1939 г. в своей книге “Статистические методы с точки зрения управления качеством”. Э. Деминг пропагандировал использование цикла PDCA в качестве основного способа достижения непрерывного улучшения процессов. Он также ввел модификацию цикла PDCA – цикл PDSA (“study” – изучать), которой отдавал большее предпочтение. В 1950 г. Э. Деминг вдохновил японцев на использование цикла PDCA, которые и присвоили данной концепции его имя.

Человек с процессным мышлением мыслит по другому. И его мышление имеет ряд признаков. Человек:

1.Видит процессы, их границы и суть происходящего

Человек понимает как работает компания, как она создает ценность для клиента, может четко определить границы процесса и суть происходящего в процессе.

2. Видит ценность, создаваемую процессами или общий результат команды

В процессах создаются три вида ценностей:

  • в основных процессах компания зарабатывает за счет создания потребительской ценности, которая нужна внешнему клиенту и за которую он готов платить деньги;
  • во вспомогательных процессах компания тратит свои ресурсы для создания ценности, которая нужна клиенту процесса и которую он заказал;
  • в процессах управления происходит принятие управленческих решений и их реализация; ценностью является управляемость бизнесом.

Проектный vs процессный подходы

В науке менеджмента существует два подхода к решению управленческих задач – проектный и процессный.

Последние четверть века в рамках отечественной управленческой мысли преобладала сугубо проектная направленность. Порой доходило до грустно-смешных моментов: на собеседованиях кандидатов на топ-позиции спрашивали, что важнее – результат или процесс? И ответить в том смысле, что правильно выстроенные процессы очень важны, потому что только они и позволят обеспечить гарантированный результат, считалось даже признаком дурного тона. Предполагалось, что для настоящего управленца результат важнее, а процесс вообще вторичен. Принцип «победителей не судят» объявлялся основной и единственной нормой организации управленческой деятельности.

В этой парадигме проектный и процессный подходы противопоставлены друг другу. Но это совершенно неправильное понимание менеджмента. Так как эти понятия не противоречат один другому, а просто применяются в разных целях.

К примеру, если речь идет об организации конкретного мероприятия, единственного в своем роде и не повторяющегося, такого как Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, имеет смысл применять именно проектный подход. Также он успешно применим для фирмы, которая изначально создавалась с целью решить одну задачу. В этом случае и команда собирается для достижения единственной конкретной цели, и управляющий подбирается с соответствующими навыками проектного управления.

Но если речь идет про обычный бизнес, у которого имеется миссия, стратегия, цели, задачи, приоритеты развития, если собственник затеял не фирму-однодневку, а хочет долгоиграющий бизнес, то, разумеется, главным для него должно стать внедрение именно процессных методов управления.Предвижу в этом месте нашего повествования стандартные возражения от представителей строительной отрасли, которые привыкли считать возведение каждого отдельно взятого объекта для клиентов новым проектом. Как я уже говорил, проектный подход может быть применим не ко всем стройкам, а только к единичным, уникальным сооружениям типа олимпийских объектов или футбольной арены в Санкт-Петербурге. Причем в случае компании, которая специализируется на строительстве футбольных стадионов, такой подход можно использовать уже с натяжкой.

А если компания работает в сфере коттеджного строительства? Казалось бы, техническое задание каждого из объектов естественно требует отдельного руководителя проекта. Но, скорее всего, верно другое – необходимы качественно выстроенные процессы обработки заказа клиента, порядка финансирования строительства, снабжения и логистики, финансового учета и контроля, которые можно будет применить при каждом новом строительстве очередного объекта. Как видно, речь идет уже не о проектном подходе, а о процессном.

Чтобы избежать терминологической неопределенности и путаницы понятий, сразу оговорю, что понимаю под «процессным подходом» в контексте данной статьи.

Процессный подход – это такой способ организации управленческой деятельности, который предполагает полное описание бизнес-процессов организации, стандартизацию процессных технологий, определение ключевых показателей эффективности каждого этапа бизнес-процесса с возможностью адекватного измерения этих показателей и управления ими как для высшего менеджмента, так и для линейных руководителей и рядовых сотрудников.

При этом описание и внедрение процессов не является самоцелью. Оно должно быть максимально простым и понятным для всех работников компании и служить конечной цели оптимизации и повышения эффективности бизнеса.

Здесь крайне важно удержаться от другой крайности, тоже довольно вредной – фетишизации процессов как таковых и попыток построить систему управления, полностью оторванную от человеческого фактора. Упование на процесс в отрыве от персонала столь же пагубно отразится на бизнесе, как и стремление достигать результата и высоких показателей любой ценой.

На самом деле нет ничего плохого в том, что бизнес-процессы в некой компании «Х» написаны под имеющийся персонал и «заточены» под опыт, навыки и знания конкретных сотрудников. Наглядный пример: если у вас в команде играет Лионель Месси, то просто глупо этим не воспользоваться и не выстроить тактику игры, отталкиваясь от максимально эффективного использования такого мастера.

Метод анализа процесса

Процессный подход позволяет оценить значимость всех взаимосвязанных действий и операций в зависимости от влияния их выходов на конечный результат процесса. Если эту оценку сделать правильно, эффективность любого процесса можно улучшить, например, уменьшив ненужные для конечного результата действия. В СМК процессный подход применяется для того, чтобы оценить эффективность каждого процесса в отдельности и обеспечить совокупную работу всех процессов, направленную на достижение требуемого конечного результата всей системы управления.

Если рассматривать процесс изолированно, то сам по себе он может быть результативным, однако не иметь никакой ценности для целей организации. Ресурсы всегда ограничены, и нельзя расходовать их на бесконечное улучшение одного процесса. Поэтому понятие «постоянное улучшение» должно относиться к системе в целом, а эффективность каждого процесса следует оценивать только по его вкладу в достижение конечного результата.

{{Классическая школа управления}}

Школа административного управления (классическая) (1920-1950-е гг.) ставила перед собой задачу создания универсальных принципов управления.

Центральным моментом теории стала (что характерно и для тейлоризма) разработка рациональной системы управления организацией, но уже как единым целым в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Возможно, различие в подходах этих школ связано с тем, что Тейлор начинал свою карьеру рабочим и смотрел на процесс управления «снизу вверх», а родоначальник административной школы Анри Файоль (1841- 1925), которого называют «отцом менеджмента», руководил большой компанией по добыче угля и рассматривал администрирование «сверху вниз».

    Основы процессного подхода

    Для того, чтобы было более понятно, мы все постулаты скомпоновали в таблице, представленной ниже.

    Процессный подход базируется на нескольких принципах

    Основные черты подхода

    • Ориентация на повышение качества продукции и потребительские предпочтения.
    • Все участники цепочки несут ответственность за хозяйственные результаты.
    • Мотивация сотрудников на высоком уровне.
    • Ослабление бюрократии.
    • Полномочия и ответственность широко делегируются рядовым сотрудникам руководством.
    • Решения принимаются быстрее за счет сокращения числа управленческих ступеней.
    • Качество продукта или услуги находится под пристальным вниманием.
    • Все технологии, связанные с бизнес-процессами, формализованы и автоматизированы.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *