Пенсионная реформа в действии: дождутся ли россияне выхода на пенсию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионная реформа в действии: дождутся ли россияне выхода на пенсию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Пенсионные выплаты для работающих
При наличии желания и возможности некоторые граждане пенсионного возраста продолжают осуществлять трудовую деятельность (в качестве ИП либо на основе трудового договора), одновременно выплачивая страховые взносы и получая полагающуюся по статусу пенсионную выплату.
Размер такой выплаты пересчитывается в этом случае соответственно накопленным пенсионных коэффициентам. Эта ежегодная акция осуществляется в автоматическом режиме 1 августа, поэтому подачи особого заявления не требует. Необходимость в оформлении и подаче касающегося перерасчета заявления возникает лишь в двух ситуациях: когда изменяется группа инвалидности либо получатель выплаты в связи с работой на территории Крайнего Севера получил требуемый для повышения ее уровня стаж.
Что касается индексации пенсии, то ее фиксированную часть, равно как и страховую, работающим пенсионерам не пересчитывают.
Пенсионные коэффициенты
Этот показатель (ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент) напрямую влияет на размер пенсвыплаты. Начисляется он за каждый соответствующий трудовой (или иного порядка) деятельности год, учитывающийся при расчете выплаты.
ИПК может быть представлен несколькими вариациями, которые в итоге складываются. При минимальном количестве стажа и ИПК пенсвыплата будет иметь страховую направленность, при этом накопленное количество ИПК обнуляется.
При расчете общего размера пенсвыплаты страховой категории фиксированная часть дополняется стоимостью ИПК, при этом стоимость одного ИПК в ежегодном порядке (относительно 2022 года – 107,36 рубля) пересматривается.
Проверить наличие накопленных ИПК можно на портале Госуслуги (ЛК) либо в ПФР (выписка из ЛС).
Надбавки и коэффициенты
Вплоть до 1964 года колхозникам и работникам сельской местности вообще не полагалась никакая пенсия. Теперь всё по-другому: люди, посвятившие жизнь аграрным профессиям, могут получить не только пенсию, но и прибавку к ней в 25%, рассказала доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
Для этого им надо отработать на определённых должностях не менее 30 лет. Всего же право на сельскую надбавку имеют представители более 500 профессий.
Кроме того, различные доплаты и повышенные коэффициенты индексации положены инвалидам, ветеранам и участникам войны, героям труда, героям СССР и РФ, лицам, подвергшимся воздействию радиации, опекунам инвалидов.
Главное о повышении пенсий в 2023 году
Подведем итоги.
1 Страховая пенсии неработающим пенсионерам с 1 января 2023 года будет проиндексирована на 4,8%.
2 ЕДВ, НСУ и другие выплаты для федеральных льготников в 2023 году увеличатся с 1 февраля на уровень инфляции, то есть 12,4% (прогноз).
3 Социальные пенсии с 1 апреля 2023 года повысятся на 4,8% (прогноз).
54 С августа 2023 года пенсионеры, работавшие в 2022 году, получат перерасчет страховой пенсии на величину не более 370 руб.
5 С октября 2023 года прибавку должны были получить пенсионеры силовых ведомств — вооруженных сил, МВД и др. Процент прибавки пока не обнародован.
Ежегодно в январе из-за продолжительных нерабочих праздничных и выходных дней изменяется график доставки пенсий и социальных выплат российским пенсионерам. Аналогично будет скорректирован и график выплаты пенсий за январь 2023 года. Конкретные сроки доставки утверждаются территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ по согласованию с Почтой России, банками и другими доставочными организациями.
При этом измененный график предполагает, что некоторым пенсионерам пенсию за январь 2023 года выплатят досрочно — уже в декабре 2022.
Когда будет выплачена пенсия за январь 2023 года, зависит от региона, в котором проживает пенсионер, а также от выбранного им способа получения — доставка почтальоном на дом, выдача в отделении Почты России или зачисление на карту, сберкнижку, вклад и так далее.
В каждом регионе РФ будет предусмотрен свой график выплаты пенсий, начисленных за январь 2023 года. Среди ключевых изменений в графике можно отметить следующие:
- Доставка пенсий Почтой России начнется с 3 января 2023 года. За 7 января (праздничный день) пенсию выплатят заранее — 5 или 6 числа.
- Тем, кто обычно получает пенсионное обеспечение через банк (в том числе Сбербанк) в 1-8 числах месяца, выплата за январь поступит досрочно — уже 29 и 30 декабря 2022 года.
Начиная с 9 января зачисление на банковские карты и счета, доставка через Почту России будет происходить по обычному графику и без каких-либо изменений.
Досрочный выход на пенсию
Ряд категорий граждан в 2023 году могут досрочно выйти на пенсию. К таковым относятся:
- Сотрудники, занятые на вредных производствах или чьи условия труда признаны тяжёлыми.
- Работники специализированных областей, имеющие право на получение пенсии на льготных основаниях: медицинские работники, преподавательский состав, сотрудники сферы транспорта общего пользования.
- Работники, имеющие длительный стаж работы (женщины — стаж не менее 37 лет, мужчины — 42 года).
- Работники, имеющие стаж не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет стажа в районах, приравненных к таковым.
- Лица, находящиеся в предпенсионном возрасте, но уволенные с последнего места работы по причине сокращения штата сотрудников или ликвидации предприятия.
- Иные категории лиц.
Необходимо отметить, что при расчёте и начислении пенсии также принимают во внимание установленный региональный пенсионный прожиточный минимум. Это означает, что в случае расчёта пенсии по имеющимся у гражданина показателям, если её сумма получается меньше указанного установленного параметра, то назначается социальная доплата пенсионеру для соблюдения установленного уровня пенсионных выплат.
Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этом определенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Граждане РФ вправе сформировать собственный пенсионный пакет материального обеспечения. Они могут отчислять средства самостоятельно на специально открытый для этого счет. Это отличие основное от страховой системы исчислений, которая предполагает перевод средств работодателем с заработной платы сотрудника ежемесячно в объеме 22% от дохода.
Процесс формирования собственного пенсионного резерва начинается с обращения с заявлением в отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации гражданина. Для этой цели формируется специальный вклад, деньги переводятся по направлениям:
- управляющие компании;
- негосударственный пенсионный фонд.
Эти учреждения отправляют гражданину отчет по инвестиционному пакету и целевому расходованию средств на пенсионное обеспечение определенного лица по месту регистрации. Предоставляются сведения в виде ежегодных отчетов. Для управляющих организаций, аккумулирующих средства на счетах, отчисляется комиссия.
Социальная, а также пенсия по государственному обеспечению, ежегодно индексируется в зависимости от темпов роста прожиточного минимума пенсионера.
Начиная с 2010 по 2020 год она росла следующим образом:
Год |
Процент индексации |
2010 |
12,51% |
2011 |
10,27% |
2012 |
14,1% |
2013 |
1,81% |
2014 |
17,1% |
2015 |
10,3% |
2016 |
4% |
2017 |
1,5% |
2018 |
2,9% |
2019 |
2% |
2020 |
6,1% |
2021 |
3,4% |
Система пенсионного характера
Системой пенсионного характера является определенная система взаимосвязанных, а также взаимодействующих финансовых источников, учреждений и каких-либо органов, субъектов обеспечения, а также видов обеспечения и конкретных нормативных актов правовой направленности, направленных в свою очередь на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.
Представляя собой специальное целостное образование, общая характеристика пенсионной системы РФ в зависимости от каких-либо источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов – то есть определенных частей, в качестве которых выступают:
- обеспечение пенсионного характера по обязательному страхованию пенсионного характера;
- пенсионное обеспечение государственной направленности;
- дополнительное пенсионное обеспечение. Где каждая из частей системы пенсионного порядка в свое время является специальной системой, состоящей из конкретных элементов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.
Стоит отметить, что в качестве каких-либо элементов каждой из частей пенсионной системы выступают специальные подсистемы:
- определенная подсистема финансирования;
- управленческая подсистема;
- подсистема, которая занимается обеспечением субъектов;
- подсистема обеспечения различных видов;
- подсистема правового характера.
Индексации пенсий в 2002-2009 годах
В 2002 году была начата крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в плавном переходе от распределительной пенсионной системы к распределительной пенсионной системе. Пенсия была разделена на три части: базовая (гарантированная государством), страховая (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и выплачиваются в качестве обеспечения после выхода на пенсию) и накопительная (реальные деньги на личном счете, которые можно вкладывать в ценные бумаги до выхода на пенсию и другие ресурсы). Тогда же появилась социальная пенсия – так называются регулярные выплаты гражданам, признанным инвалидами (инвалидами), сиротам, а также некоторым группам граждан, достигшим пенсионного возраста, но не застрахованным по всем причинам и цели выхода на пенсию.
Базовая часть трудовой пенсии с 1 января 2002 г установлена в размере 450 руб. (Для категории пенсионеров по возрасту и неоплачиваемых пенсионеров). За период до 2009 г включительно он увеличился в 15 раз – до 2 562 рубля (5,69 раза). В 2007 году базовая часть проиндексировалась трижды, в 2006 и 2008 годах – один раз. Наибольший разовый рост произошел 1 марта 2003 г. – на 36%.
Страховая часть пенсии за тот же период проиндексировалась 15 раз – не менее 6,2% (с учетом доработок), из них 3 раза – в 2007 году. Максимальный размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.
С 2001 по 2010 год размер назначенных пенсий увеличился в 7,5 раза с 823,4 рубля в 2001 году (28,23 доллара США) до 6177,4 рублей в 2010 году (203 доллара США).
Размер индексации пенсий в 2022 году
Размер индекса определяется правительством. Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров проводится ежегодно с 1 января. Увеличение пенсионных выплат рассчитывается как с учетом среднегодового уровня инфляции предыдущего года, так и с учетом инфляционных ожиданий.
При индексации увеличивается не только фиксированная страховая пенсия, но и пенсионный коэффициент, который зависит от размера страховых взносов за период работы пенсионера. Следовательно, выплаты увеличиваются пропорционально в зависимости от того, сколько человек получал до индексации.
В 2021 году страховая пенсия неработающих пенсионеров проиндексирована на 6,3% (в 2020 году – на 6,6%), то есть ставка индексации превысила средний уровень инфляции прошлого 2020 года (4,9%) почти на 2%. В денежном выражении это отразилось на увеличении страховой пенсии по старости более чем на 1 000 рублей, а средний размер пенсии составил 17 942 рубля.
Елена Смирнова Пенсионный юрист, готовый ответить на ваши вопросы. Задайте мне вопрос В октябре ЦБ РФ установил уровень инфляции на 2021 год в диапазоне от 7,4 до 7,9%. Октябрь закончился с уровнем инфляции 8,3%. При этом среднегодовая инфляция ожидается в пределах 4–4,5% на 2022%.
Президент пообещал проиндексировать пенсии выше уровня инфляции. Вполне возможно, что для выполнения этого обещания в конце года необходимо будет повысить уровень индексации пенсий в 2022 году для неработающих пенсионеров, независимо от того, какие выплаты ожидаются с 1 января 2022 года.
Постсоветские трансформации
Теперь рассмотрим, как изменялась пенсионная система в постсоветских республиках. Стоит сказать, что описанная выше советская реформа была разрушена, не успев начать свою работу. 22 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление о выходе РСФСР из советской пенсионной системы и организации собственной. Одновременно с РСФСР 20 и 21 декабря того же года аналогичные постановления приняли парламенты Украины и Беларуси. Как известно, дальнейшее десятилетие во всех республиках ознаменовалось упадком экономики, массовым обеднением населения, распадом целых отраслей промышленности и административной неразберихой.
Переход республик от социалистической к либеральной парадигме обусловил и проекты реформ пенсионной системы. Одним из первых был изменён порядок формирования пенсионных выплат — отныне необходимые средства в большинстве республик начали вычитать из зарплат граждан, а не из бюджетов государственных предприятий, как это было ранее.
В той же либеральной парадигме с начала 90-х годов в республиках началась пропаганда перехода от солидарной системы к фондированной, то есть к опоре не на первую компоненту, а на вторую. Подобная система подавалась как более современная и эффективная, при этом умалчивалось, что фондированная пенсионная система не характерна для подавляющего большинства развитых стран, но зачастую функционирует в первую очередь в так называемых развивающихся странах. Подобный переход рекомендовали и представители всевозможных международных финансовых организаций, в первую очередь Всемирного банка и МВФ. Во-первых, согласно либеральной концепции, частный финансовый капитал должен присутствовать во всех сферах, включая и пенсионное обеспечение, а во-вторых, переход к фондированию послужит в том числе одним из инструментов развития этого самого частного финансового капитала. Между производителем средств (трудоспособным гражданином) и потребителем этих средств появляется банковская прослойка, которая превращает пенсионные права в ликвидность частной компании.
С другой стороны, подобный переход соответствует и интересам либерального государства, так как пенсионное обеспечение в старости превращается в личное дело индивидуума. Государству лишь остаётся следить, чтобы накапливаемые самостоятельно средства не превращались в объекты недвижимости, золото и другие материальные средства, которые будет невозможно пустить в обращение в банковской системе. Кроме того, аккумулирование накапливающихся средств в государственной банковской системе позволяет решать при необходимости проблемы с текущими финансовыми обязательствами и бюджетным дефицитом.