Статья 24.4. Ходатайства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 24.4. Ходатайства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).
Комментарии к статье 24.4 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле
Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с частью 2 статьи 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности.
При этом право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, на отказ от таких жалоб, на получение взысканных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, на получение изъятых и возвращаемых орудий совершения и (или) предметов административного правонарушения должно быть специально оговорено в доверенности (см. подробнее п. 8 Постановления).
Ходатайство о ведении протокола
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, которое подлежит обязательному рассмотрению на основании части 1 статьи 24.4 КоАП РФ. Отказ в удовлетворении такого ходатайства в силу части 2 статьи 24.4 и статьи 29.12 КоАП РФ оформляется мотивированным определением (см. подробнее п. 9 Постановления).
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» содержатся следующие разъяснения:
Ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства
В порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (статьи 35, 166 ГПК РФ, статья 24.4 КоАП РФ, статьи 119 — 122 УПК РФ), участники процесса вправе заявить ходатайство о приобщении к делу материалов, полученных в результате фиксации хода судебного разбирательства. При этом материалы, полученные в результате фиксации хода судебного разбирательства иными участниками процесса или лицами, не являющимися участниками процесса, представителями редакций средств массовой информации (журналистами), могут быть приобщены к делу только при наличии их согласия предоставить указанные материалы.
Форма, образец и примеры ходатайства
У ходатайства нет определённой утверждённой формы и образца. Документ пишется в свободной форме от руки ручкой, карандашом, маркером – чем угодно любого цвета. Главное, чтобы в нём была ваша подпись, было указано, кому оно направляется, и написание было разборчиво. Иначе вам просто откажут в его удовлетворении.
Но главное заключается в том, что если его необходимо написать сотруднику ГИБДД на дороге, то делать это нужно очень быстро. Поэтому мы настоятельно рекомендуем распечатать так называемую «рыбу» – все необходимые базовые данные, а уже саму суть и кому оно направляется, заполнить на месте. Ниже мы приведём общий образец ходатайства и далее вы узнаете, что писать по каждому виду и почему так мало времени для подачи этого документа.
Комментарии к ст. 24.4 КОАП РФ
1. Круг лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях и, следовательно, имеющих право заявлять ходатайства, определен в главе 25 Кодекса.
Особое значение наличие права на заявление ходатайства имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу. Будучи заинтересованным в благоприятном для него исходе дела, это лицо может просить об истребовании тех или иных доказательств, вызове свидетеля, назначении экспертизы и т.д. Наличие такого права важно и для потерпевшего. Сказанное в полной мере относится и к юридическому лицу, представители которого также вправе заявлять ходатайства.
Право заявлять ходатайства имеют защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего (ст. 25.5), а также эксперт (ст. 25.9), поскольку он призван обеспечивать надлежащее качество экспертного заключения.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе в пределах своих полномочий заявлять ходатайства (см. комментарий к ст. 25.11).
Свидетели, понятые, специалисты и переводчики не наделяются правом заявлять ходатайства.
2. Перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не очерчен. Он зависит от стадии производства, характера совершаемых процессуальных действий, полноты собранных доказательств и других обстоятельств. При подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1), а также при его рассмотрении (ст. 29.7) обязательно должно выясняться, имеются ли ходатайства.
3. Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку подачи и рассмотрения ходатайств. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме, его форма не обусловлена. Требование немедленного рассмотрения ходатайства дает возможность своевременно решить вопрос о его обоснованности и при положительном решении иметь время для его реализации, истребования, например, необходимых материалов.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, оформляется определением.
Ходатайство о снижении административного штрафа (образец)
Ходатайство о снижении административного штрафа оформляется по общим правилам составления исковых заявлений, принятым в рамках того или иного вида судебных процессов. При этом в названном документе помимо общих обязательных атрибутов необходимо указать:
- Основания снижения размера штрафа. Юрлицам следует представить доказательства существования исключительных обстоятельств, описываемых в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, гражданам и должностным лицам — исключительных обстоятельств, перечисленных в п. 2.2 названной статьи.
- Обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень таких обстоятельств содержится в ст. 4.2 КоАП РФ. Данный список не является закрытым, поэтому податель ходатайства может ссылаться и на иные основания, например попытку устранения негативных последствий правонарушения (постановление 10-го ААС от 08.10.2014 по делу № А41-26807/14).
- Просьбу к суду о снижении размера штрафа. При этом можно ходатайствовать и о замене штрафа на иной вид наказания.
Правовые основания для снижения размера административного штрафа
Основания для снижения здесь следующие (в совокупности):
- Существование исключительных обстоятельств, связанных со спецификой совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным и/или финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юрлица или гражданина (п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). В случае если рассматривается вопрос о снижении штрафа в отношении физлица, учитываются также его личностные особенности (п. 3.2 названной статьи).
- Минимальный размер штрафа составляет:
- 100 тыс. руб. — для юрлиц;
- 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
- 10 тыс. руб. — для граждан (см. упомянутые выше нормы).
Наказание в виде предупреждения КоАП РФ
Кто может получить наказание в виде предупреждения?
Обратимся к КоАП РФ:
Однозначное предупреждение получают юридические лица, если в статье Кодекса сказано, что нарушение влечет за собой предупреждение. Например, ст.8.1 КоАП РФ.
Если ваше предприятие является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), и ранее в течении года оно не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, в результате этого нарушения не был причинен вред окружающей среде или возникла угроза причинения вреда окружающей среде, то вполне реально вы можете получить замену административного штрафа на предупреждение.
Таким образом условия для получения предупреждения:
- ваше предприятие является объектом МСП,
- ранее в течении года ваше предприятие не привлекалось к административной ответственности (за любое совершенное правонарушение, не только экологическое!!!),
- в результате нарушения не возникло причинения вреда окружающей среде или не возникло угрозы причинения вреда окружающей среде.
КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Ходатайство о прекращении административного дела по малозначительности и иным основаниям
Все основания для прекращения административного преследования условно можно разделить на две группы:
- При наличии которых дело не возбуждается, а начатое производство подлежит безусловному прекращению.
- Иные основания, которые определены законом.
Перечень обязательных оснований для прекращения дела определяется статьей 24.5 КоАП РФ (нормы КАС в описываемой нами ситуации не применяются, согласно статье 1 КАС РФ).
Таковыми, согласно данной норме, признаются следующие основания:
- Нет события либо состава правонарушения. По данному основанию также прекращаются дела при невменяемости нарушителя, недостижении положенного возраста, крайней необходимости и т. д.
- Проведение амнистии при попадании конкретного состава правонарушения под ее условия.
- Отмена нормативного акта, на основании которого возбуждено дело.
- Истечение срока давности привлечения к ответственности.
- Смерть привлекаемого лица или ликвидация привлекаемой организации.
Помимо безусловных оснований нормы статьи 2.9 КоАП РФ дают право уполномоченным органам прекратить дело в случае его малозначительности.
Комментарии к статье:
Комментируемой ст. 24.4 КоАП РФ урегулирован порядок представления ходатайств лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении.
Под ходатайством понимается официальная просьба лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело. Ходатайства призваны обеспечить правильную реализацию процессуальных норм, содействовать претворению в жизнь прав и обязанностей участников процессуальной деятельности.
Часть 1 ст. 24.4 КоАП РФ устанавливает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2475-О приведенные законоположения носят общий характер и подлежат применению при разрешении любых ходатайств, независимо от того, на какой стадии производства такое ходатайство заявляется, что, однако, не предполагает обязательного удовлетворения каждого заявленного ходатайства.
Также суды указывают, что перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не указан. Он зависит от стадии производства по делу, характера совершаемых процессуальных действий и других обстоятельств (Определение Московского городского суда от 02.03.2016 по делу N 7-1589/2016).
КоАП РФ устанавливает, что заявлять ходатайства вправе в том числе:
а) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), в том числе и лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющее языком, на котором ведется производство по делу (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ);
б) потерпевший (ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ);
в) эксперт (п. 1 ч. 5 ст. 25.9 КоАП РФ);
г) прокурор (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17.07.2012 N 1339-О, в силу ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Таким образом, единственным условием, которое предъявляет ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ к ходатайству и которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении, является соблюдение письменной формы ходатайства. Суды при этом приходят к выводу, что в ходатайстве обязательно должна быть подпись лица, заявившего ходатайство.
Письменная форма ходатайства считается соблюденной при направлении ходатайства в виде телеграммы. Однако такое ходатайство должно отвечать ряду требований.
Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.
В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Поэтому в случае заявления ходатайства путем направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222 (далее — Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для ее пользователей.
В соответствии с п. 44 Правил при необходимости передачи адресату данных о фамилии и адресе лица, направившего телеграмму, эти данные должны включаться отправителем в текст телеграммы.
Документы в суд в электронном виде при рассмотрении гражданских и административных дел
C 1 января нынешнего года серьезно изменился и расширился порядок предоставления документов для рассмотрения административных и гражданских исков. Теперь любую информацию при определенных условиях можно подать в электронной форме, не выходя из дома. Опытные юристы хорошо знают, что в арбитражных судах подобная практика существует давно и уже успела себя зарекомендовать.
Но вот в случае с процессуальными документами, используемыми для рассмотрения гражданских или административных дел, у заявителя выбора не было. Он был обязан предоставлять только традиционную бумажную форму.
С 1 января текущего года подать документы в суд в электронном виде стало гораздо легче, но появился и ряд требований, которые необходимо знать и учитывать еще на стадии подготовки искового заявления.
Для подачи документа в электронном виде пользователь заходит на сайт суда, затем идентифицируется в личном кабинете и прикладывает файлы для рассмотрения. Важно помнить, что таким образом можно отправить далеко не любую информацию, а каждый электронный образ должен быть заверен соответствующей подписью.
Образцы ходатайств по административному делу
Ходатайство — письменное обращение к суду лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, подлежащее обязательному немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей в виде определения (ст. 24.4 КоАП РФ).
Ходатайства по делу о лишении прав заявляются в письменной форме лично участником производства по делу (правонарушителем, его защитником и т.д.). Устные ходатайства или письменные ходатайства, переданные через других лиц, в том числе и через близких родственников правонарушителя, не уполномоченных на заявление ходатайств соответствующей доверенностью, судом могут быть не приняты к рассмотрению.
Подготовить все необходимые ходатайства мы советуем заблаговременно перед судебным заседанием, поскольку в подавляющем большинстве судов образцы ходатайств по административным делам на информационных стендах отсутствуют. Работники же суда практически всегда отказывают привлекаемым к ответственности лицам в помощи при составлении даже элементарных ходатайств, а также не выдают письменные принадлежности и бумагу для их написания.
Письменная форма считается соблюденной, если ходатайство заявлено в виде направленной заблаговременно в суд на имя судьи телеграммы, в которой заверена подпись отправителя работником почтового отделения.
Комментарий к статье 24.4 КоАП РФ
1. Важным условием обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, является их право заявлять ходатайства. Ходатайство — это правовая форма использования прав и защиты своих интересов участниками производства по делу об административном правонарушении. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.
2. Ходатайство подлежит обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. Оно подается в письменной форме.
3. В случае если судья, орган, должностное лицо приняли решение об отказе в удовлетворении ходатайства, оно выносится в виде определения.
Комментарий к статье 24.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
Право заявлять ходатайства в процессе производства дела об административном правонарушении является частным случаем реализации общего принципа равенства перед законом, закрепленного в ст. 1.4 КоАП РФ.
В рамках производства по делам об административных правонарушениях можно выделить следующие особенности применения комментируемой статьи:
— круг лиц, имеющих право заявлять ходатайства, — правом заявлять ходатайства в производстве по делу об административном правонарушении наделены все лица, участвующие в данном производстве. Перечень указанных лиц содержится в главе 25 КоАП РФ.
Среди указанных лиц наибольшее значение данное право имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также для потерпевшего.
Можно ли подать ходатайство о рассрочке штрафа и как это сделать
Ходатайство о рассрочке уплаты штрафа может быть подано как по делу об административном правонарушении, так и по налоговому делу. По административному делу оно подается на основании ст. 31.5 КоАП РФ, а по налоговому – на основании ст. 64 НК РФ.
По КоАП РФ штраф может быть уплачен с рассрочкой на срок до 3 месяцев. При удовлетворении ходатайства о рассрочке в постановлении указывается, что предоставлена рассрочка, сумма ежемесячного платежа и срок рассрочки.
Что касается налоговых правонарушений, то возможность рассрочки уплаты штрафа предусмотрена ст. 64 НК РФ. Может быть подано заявление в налоговый орган, и если оно будет признано обоснованным, то рассрочка будет предоставлена.
Виды смягчающих обстоятельств
Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.
Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:
- общие;
- для ИП;
- для юридических лиц;
- для физических лиц.
Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.
- Срок подачи отчетности нарушен незначительно.
- Ущерб бюджету государства не причинен или незначителен.
- Правонарушение фискального законодательства совершено впервые.
- У субъекта имеются кредитные обязательства.
- При расчетах по налогам и сборам в текущем году образовалась переплата.
- Задолженность погашена до принятия решения ИФНС о наказании.
- Тяжелое финансовое состояние, материальные сложности.
- Предмет установленной санкции не соответствует правонарушению.
Для ИП и физлиц
- Сложное материальное положение.
- Инвалидность или тяжелое состояние здоровья (заболевания, травмы, увечья).
- Наличие иждивенцев.
- Государственные награды.
- Участие в ликвидации природных катаклизмов (катастроф) или боевых действий.
- Высокая вероятность наступления банкротства при погашении штрафа.
- Форс-мажорные ситуации, вследствие которых организация утратила документальные подтверждения деятельности, льгот и прочего.
Комментарии к ст. 24.4 КОАП РФ
1. Круг лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях и, следовательно, имеющих право заявлять ходатайства, определен в главе 25 Кодекса.
Особое значение наличие права на заявление ходатайства имеет для лица, в отношении которого ведется производство по делу. Будучи заинтересованным в благоприятном для него исходе дела, это лицо может просить об истребовании тех или иных доказательств, вызове свидетеля, назначении экспертизы и т.д. Наличие такого права важно и для потерпевшего. Сказанное в полной мере относится и к юридическому лицу, представители которого также вправе заявлять ходатайства.
Право заявлять ходатайства имеют защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представитель потерпевшего (ст. 25.5), а также эксперт (ст. 25.9), поскольку он призван обеспечивать надлежащее качество экспертного заключения.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе в пределах своих полномочий заявлять ходатайства (см. комментарий к ст. 25.11).
Свидетели, понятые, специалисты и переводчики не наделяются правом заявлять ходатайства.
2. Перечень вопросов, по которым участники производства по делам об административных правонарушениях могут заявлять ходатайства, в данной статье не очерчен. Он зависит от стадии производства, характера совершаемых процессуальных действий, полноты собранных доказательств и других обстоятельств. При подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1), а также при его рассмотрении (ст. 29.7) обязательно должно выясняться, имеются ли ходатайства.
3. Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку подачи и рассмотрения ходатайств. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме, его форма не обусловлена. Требование немедленного рассмотрения ходатайства дает возможность своевременно решить вопрос о его обоснованности и при положительном решении иметь время для его реализации, истребования, например, необходимых материалов.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, оформляется определением.