Какие бывают формы таможенного контроля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие бывают формы таможенного контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.
Проведение таможенного контроля
Проведение мероприятий таможенного контроля продолжается до того момента, после которого перевозимые товары помещаются под выпуск для внутреннего потребления. Исключение составляет условно выпущенная продукция и реимпорт. В иных случаях процедура проверки заканчивается после:
- обращения в государственную собственность;
- помещения под процедуру отказа или уничтожения;
- фактического вывоза с территории ЕАЭС;
- признания части иностранного груза производственной потерей.
Проведение таможенного контроля
Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?
Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.
Порядок проведения таможенного контроля
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка.
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.
Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?
- Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица. - Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
- Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
- Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
- К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники. - Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
- После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.
Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.
- При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
- ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
- Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
- Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.
Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.
Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.
Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).
Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.
Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).
Таможенный осмотр проводится:
- На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
- В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
- На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.
Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).
Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.
При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:
- Проводить устный опрос;
- Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
- Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
- Использовать технические средства;
- Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
- Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
- Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
- Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
- Вести таможенное наблюдение.
Условия включения лица в реестр владельцев ТС
Владельцем ТС может быть юридическое лицо, не являющееся казённым предприятием, государственным унитарным предприятием, предприятием, указанным в ч.1 ст.274 Закона, а также лицом, связанным с этими предприятиями.
Условиями включения в реестр владельцев ТС являются:
-
Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (субаренде) сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным ст.367 Закона. Если сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки находятся в аренде (субаренде) на день подачи заявления о включении в реестр владельцев ТС, то договор аренды (субаренды) в отношении таких сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок должен быть заключен на срок не менее 1 года.
-
Для юридических лиц, претендующих на включение в реестр владельцев ТС в качестве владельцев ТС открытого типа, обязательно наличие договора страхования риска гражданской ответственности владельца таможенного склада, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.
Размер страховой суммы определяется из расчета:
-
3500 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, либо
-
1000 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение. Минимальный размер страховой суммы не может быть менее 2 000 000 рублей.
Отсутствие на день обращения в таможенный орган не уплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин, пеней, процентов.
Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в размере не менее 2 500 000 рублей, а для ТС открытого типа дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве таможенного склада используется помещение, и 1000 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади.
Отсутствие у владельца таможенного склада невыполненной обязанности по уплате административного штрафа, назначенного владельцу ТС на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 16.5, 16.13, 16.14, 16.15,частями 2 и 3 статьи 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда срок исполнения постановления о наложении административного штрафа истек.
ТК после выпуска товаров
Проведение таможенного контроля над товарами может длиться до трёх лет. Проверяют сведения об объектах, которые бы подтверждали их выпуск или нелегальное нахождение на территориях Союза (например, данные объекты нарушают соглашения или законодательство).
Объектами таможенного контроля после выпуска товаров могут стать те объекты, которые были ввезены на территорию таможни, нарушая следующие критерии:
- не предъявлены документы, которые бы подтверждали соблюдение условий законодательства;
- указанные в ДТ товары не предоставлены или их место нахождения не доказано.
Как проводится таможенный досмотр товаров и транспортных средств?
Порядок проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств осуществляется таким образом:
- представитель службы, после принятия соответствующего решения об осмотре, информирует в письменном виде заявителя или третье лицо, которое имеет отношение к транспортировке товаров или автомобиля;
- таможенное учреждение имеет полномочия проводить процедуру досмотра без законного представителя, однако при водителе транспортного средства;
- после процедуры составляется специальный документ;
- один экземпляр акта выдается непосредственно на руки декларанту, второй остается у службы, осуществившей осмотр.
Таможенный орган имеет полномочия проводить досмотр при отсутствии заявителя в нижеприведенных случаях:
- неявка декларанта или официального представителя;
- возможность угрозы госбезопасности;
- в случае нарушения государственного устройства, при угрозе жизни и здоровью людей;
- при подозрении о хранении в транспортном средстве легковоспламеняющихся веществ, взрывоопасных предметов, психотропных, ядовитых и угрожающих жизни иных веществ;
- при подозрении на нарушение правил транспортировки ТС;
- при сокрытии перевозимых веществ в транспортном средстве.
Обязательно участие в процедуре двух свидетелей.
Зона таможенного контроля
Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).
В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.
Таможенный контроль после выпуска товаров
Товары находятся под Таможенным Контролем (далее ТК) до наступления обстоятельств, указанных в Ст. 14 ТК ЕАЭС «Нахождение товаров под таможенным контролем»,
Таможенный Контроль проводится:
- после выпуска для внутреннего потребления на территории ЕАЭС проводится в течении 3-х лет (Ст. 310 ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля»);
- в случае условного выпуска: временный ввоз, переработка на тамож. территории, таможенный склад — продолжается весь период условного выпуска (Ст. 316 ТК ЕАЭС «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров»).
ТК после выпуска проводится в форме таможенной проверки, таможенными органами. Допускаются и другие формы, например: таможенный осмотр помещений, проверка спец.маркировок, идентификационных знаков. При ТК за условно выпущенными товарами, независимо от формы проверки, в обязательном порядке, проводится учет условно выпущенных товаров.
Особенности таможенного контроля товаров
Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.
Таможенному контролю подлежат:
- Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
- Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
- Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
- Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Метод вычитания (метод 4)
Правовое регулирование – ст.43 ТК ЕАЭС; Решение Коллегии ЕЭК от 13.11.2012 № 214 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров»
Суть метода: базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации в неизменном состоянии (без каких-либо дополнений). Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость:
- вознаграждение посреднику (агенту), либо надбавка к цене;
- обычные расходы на осуществленные на таможенной территории Союза перевозку (транспортировку), страхование и иные связанные с такими операциями расходы;
- таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государств-членов иные налоги.
Товары могут рассматриваться как находящиеся в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе в тех случаях, когда они претерпели следующие изменения:
- усушка;
- утруска;
- естественное испарение (для жидкостей);
- появление небольшой ржавчины;
- получение незначительных повреждений, не отражающихся на характеристиках товаров, влияющих на их стоимость;
- в отношении них были произведены операции по удалению упаковочных материалов и (или) консервантов перед продажей на внутреннем рынке Таможенного союза.
Пример. Имеется информация по двум продажам — в первом случае 500 единиц товара проданы по цене 95 денежных единиц, во втором — 400 единиц товара проданы по цене 90 денежных единиц. Наибольшее количество единиц товара, проданных по одной цене, равняется 500. Таким образом, цена единицы товара, по которой товары продаются в наибольшем совокупном количестве, составляет 95 денежных единиц.
Метод 4 не применяется:
- если в результате дальнейшей переработки (обработки) оцениваемые товары теряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда, несмотря на потерю товарами своих индивидуальных признаков, величина стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), может быть точно определена;
- оцениваемые товары не утрачивают свои индивидуальные признаки, но составляют столь незначительную часть в товарах, продаваемых на таможенной территории Союза, что стоимость оцениваемых товаров не оказывает существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.
Порядок проведения таможенного контроля
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка.
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.
Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?
- Р��шение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД. Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица.
- Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
- Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
- Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
- К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу. Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники.
- Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
- После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.
Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.
- При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
- ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
- Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
- Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.
Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.
Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.
Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).
Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.
Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).
Таможенный осмотр проводится:
- На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
- В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
- На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.
Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).
Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.
При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:
- Проводить устный опрос;
- Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
- Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
- Использовать технические средства;
- Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
- Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
- Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
- Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
- Вести таможенное наблюдение.
Особенности таможенного контроля товаров
Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.
Таможенному контролю подлежат:
- Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
- Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
- Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
- Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Система таможенного контроля
Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.
Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.
Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.
В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.
Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).
При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.
Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.
- Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
- Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
- Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
- Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
- Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
- Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.
Существуют и другие факторы, которые влияют на формирование профиля риска. Система не стоит на месте, она совершенствуется, растет и число факторов, которые влияют на профиль риска. Внедрение системы СУР позволило сделать более прозрачными и предсказуемыми таможенные операции, добиться баланса между обеспечением безопасности и мерами, содействующими развитию торговли и партнерства таможни и бизнеса.
Не рекомендуем участникам ВЭД пытаться испытывать Систему управления рисками, нарушать таможенное законодательство. Если в ходе досмотра выявится незадекларированный или контрабандный товар, выяснится, что часть товара, находящегося под таможенным контролем, была выгружена, выявятся факты недостоверного декларирования, то в отношении участника ВЭД может быть возбуждено административное дело. Мы рекомендуем участникам ВЭД пользоваться услугами добросовестных декларантов, таможенных представителей, СВХ, таможенных складов.
Автоматическая регистрация декларации и выпуск товаров
Главное новшество Таможенного кодекса ЕАЭС – существенное упрощение таможенных формальностей, перевод многих действий в автоматизированный режим. Это касается также положения о регистрации декларации. Если сейчас согласно п.3 ст.173 и п.5 ст.190 ТК «таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными обязанностями» и, соответственно, отказ в регистрации должен быть оформлен в письменном виде должностным лицом таможенного органа, то новый кодекс предусматривает возможность совершения отдельных операций с помощью информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц, то есть без вмешательства человеческого фактора. С использованием автоматизированной системы осуществляется:
• выпуск товаров,
• аннулирование выпуска,
• отказ в выпуске товаров,
• таможенный контроль в форме проверки документов и сведений (и др. формах может проводиться без участия должностных лиц таможенных органов).
Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации декларации, если не были запрошены документы в рамках контроля. Но, если документы запрошены, то срок сдвигается к обычному «не позднее 1 рабочего дня».
Порядок отложенного определения таможенной стоимости описан в п. 16 ст. 38. Там говорится, что в случае, если при таможенном декларировании товаров их таможенная стоимость не может быть определена на дату регистрации декларации и отсутствуют документы для ее расчета, то можно отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений. Исходя из нее, будут уплачиваться все пошлины и налоги. Однако после того, как будет заявлена точная стоимость, необходимо будет доплатить платежи.
Это лишь самые главные из изменений, которые начали действовать с этого года. Документ содержит в себе множество других не менее важных новшеств.
Более подробная информация в статье «Определение таможенной стоимости».