Депутаты приняли в первом чтении законопроект по вопросам налогообложения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Депутаты приняли в первом чтении законопроект по вопросам налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно проекту об изменениях, с 2023 года индивидуальные предприниматели и нотариусы, которые находятся на общей системе налогообложения, будут уплачивать подоходный налог в размере 20 % вместо 16 %.
КАК РАССЧИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ЗА ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА?
Хранение отходов производства признается объектом налогообложения экологическим налогом (подп. 1.3 п. 1 ст. 247 НК).
Плательщиками экологического налога за хранение отходов производства признаются (п. 1 ст. 246 НК):
— организации;
— индивидуальные предприниматели.
Не уплачивают экологический налог (п. 3 ст. 246, подп. 1.3.1 п. 1 ст. 326, подп. 5.4 п. 5 ст. 347 НК):
— бюджетные организации;
— организации-плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
— организации, применяющие УСН.
Налоговым законодательством установлено, что не признается объектом налогообложения экологическим налогом (подп. 2.4 — 2.7 п. 2 ст. 247 НК):
— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
— хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
— хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы.
Налоговая база экологического налога за хранение отходов производства определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих хранению (абз. 4 ст. 248 НК).
Внимание!
Все плательщики, за исключением микроорганизаций, осуществляющие обращение с отходами производства, обязаны разработать инструкцию, утвердить и соблюдать ее (абз. 1 п. 2 и подп. 2.2 Закона N 271-З).
Инструкция по обращению с отходами производства является основным документом, который определяет порядок сбора, хранения и дальнейшего движения отходов производства.
Объем отходов производства, необходимый для перевозки одной транспортной единицей, отражается в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства (п. 20 Инструкции N 45).
Внимание!
Разработанная инструкция подлежит согласованию в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (ч. 1 п. 6 и п. 7 Инструкции N 45).
Экологический налог за хранение отходов производства исчисляют и уплачивают те плательщики, у которых:
— превышен объем отходов производства, установленный инструкцией, хранящихся в местах временного хранения для перевозки одной транспортной единицей;
— отсутствует утвержденная инструкция.
Если превышен объем отходов производства, установленный инструкцией, налог исчисляется и уплачивается в части превышения данного объема.
Если отсутствует разработанная инструкция или в инструкции отсутствует расчет одной транспортной единицы, то налог исчисляется и уплачивается исходя из всего объема отходов производства, направленных на хранение.
Ставки экологического налога устанавливаются за одну тонну в зависимости от класса опасности отходов производства.
• Изменится ли с 2023 г. порядок определения налоговой базы по УСН по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте (в том числе эквивалентно сумме в иной иностранной валюте), а также в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте?
• Организация применяет в 2022 году общий порядок налогообложения, с 2023 года планирует перейти на УСН с отражением выручки по принципу оплаты. От заказчика в 2022 году поступила предоплата за товар, который будет отгружен в 2023 году. Каким налогом и по какой ставке облагается такая реализация?
• Теряет ли организация, оказывающая услуги транспортной экспедиции, право на УСН в 2023 году?
• Организация розничной торговли в 2022 году применяет УСН и арендует помещение под магазин. Арендодателю реализует товары, оплата по которым проводится взаимозачетом в счет возмещения коммунальных услуг. Имеет ли организация право применять УСН?
• Численность работников организации в среднем за 2022 г. составила 10 чел., а валовая выручка нарастающим итогом с начала 2022 г. — 880 000 бел. руб. В 2023 г. такая организация обязана вести одновременно как бухгалтерский учет, так и книгу учета доходов и расходов?
• С 2023 г. получение арендодателем от арендаторов сумм возмещения стоимости коммунальных услуг, не включаемых в налоговую базу налога при УСН, будет служить основанием для утраты права на УСН?
• Организация-комиссионер в 2022 г. применяет УСН. В соответствии с условиями заключаемых договоров денежные средства за приобретаемые товары покупатель в полном объеме перечисляет на расчетный счет организации-комиссионера. Впоследствии организация-комиссионер полученную за товар сумму перечисляет комитенту за минусом причитающихся ей сумм комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды. Утратит ли организация-комиссионер право на применение УСН в 2023 г.?
• Организация (арендодатель) является членом товарищества собственников, применяющего в 2022 г. УСН, и сдает помещение в аренду. Стоимость коммунальных расходов товариществу собственников возмещает арендатор. Верно ли, что товарищество собственников в 2023 г. сохраняет право на УСН, поскольку в данном случае получает сумму, которая не является суммой, включаемой в валовую выручку товарищества на основании подп.2.10 п.2 ст.328 НК-2023?
• Какие критерии должны соблюдаться для перехода на УСН с 2023 г.? В какой срок необходимо представить уведомление о переходе на УСН с 2023 г.?
• Обязана ли организация уведомлять налоговый орган о своем решении отказаться от применения УСН с 1 января 2023 г.?
Предприниматели и самозанятые, использующие единый налог, с января, возможно, будут платить больше – ставки в зависимости от региона и вида деятельности предположительно вырастут в 1,5-3 раза.
Если изменения утвердят, то при розничной торговле овощами, плодами и ягодами в 2023 году нужно будет уплачивать 708 рублей в месяц против 354 рублей в 2022 году. А единый налог при розничной торговле иными продовольственными товарами (за исключением алкогольных напитков) с 548 рублей может вырасти до 1096 рублей.
Не планируют менять ставки единого налога для таких видов деятельности, как:
- реализация продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады;
- реализация котят, щенков и иных домашних животных;
- реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- услуги переводчиков;
- кошение травы, уборка листьев, скошенной травы и мусора;
- распиловка и колка дров, услуги грузчика;
- разовая реализация иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в Беларуси, произведений живописи, графики,
- скульптуры, предметов народного творчества, продукции растениеводства и пчеловодства.
Совет Министров предлагает расширить и перечень видов деятельности, при осуществлении которых с 2023 года единый налог не уплачивается. Это значит, что предприниматели и физические лица, получающие доход в выбранных сферах, возможно, будут использовать общую систему налогообложения, уплачивая подоходный налог.
К таким видам деятельности предлагают отнести:
- техобслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов; услуги по восстановлению резиновых шин и покрышек, услуги по
- диагностированию и буксировке транспортных средств, оказания техпомощи в пути;
- услуги парикмахерских и салонов красоты; по нанесению татуировки, нательной живописи, перманентного макияжа, пирсинга (самозанятые могут уплачивать единый налог);
- деятельность грузового речного транспорта, деятельность грузового автомобильного транспорта;
- общее строительство зданий, специальные строительные работы;
- медицинскую, в том числе стоматологическую, практику, прочую деятельность по охране здоровья;
- деятельность по чистке и уборке, помощь в выращивании сельхозкультур и разведении животных, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
- сдачу в аренду (субаренду), наем жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания).
Профессиональный или подоходный налог – что лучше?
Профессиональный налог выглядит выгоднее, чем подоходный: 16% против 10%. К тому же, в 10% уже включены взносы в фонд социальной защиты населения в размере 6%. Это значит, что пенсионеры, которые будут плательщиками НПД, фактически заплатят не 10%, а всего 4% — ведь они освобождены от уплаты страховых взносов. Остальные ИП по итогам года заплатят в ФСЗН не 35% от минимальной зарплаты, а 29%.
Министерство по налогам и сборам сейчас разрабатывает приложение, с помощью которого самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели смогут рассчитать и заплатить свои налоги. Анонсируется, что программа сможет учитывать как безналичные платежи, так и наличные оплаты и будет полностью готова к 1 января 2023 года.
Так, с 2023 года пользоваться этой системой не вправе индивидуальные предприниматели и нотариусы. Основной запрет на УСН для ИП, оказывающих услуги, был введен с 2022 года, но для некоторых категорий предпринимателей делалось исключение. Так, остаться на «упрощенке» могли ИП, работающие в сфере здравоохранения, общепита, туризма, программирования. Но с 2023 года запрет на применение УСН распространяется на всех предпринимателей.
Что касается организаций, то работать по упрощенной системе налогообложения смогут только те из них, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в п. 1 ст. 324 новой редакции НК РБ. Но есть ряд ограничений, при которых применение УСН для организаций запрещено. К ним относятся:
- Наличие хотя бы одного филиала, зарегистрированного в налоговом органе.
- Доверительное управление имуществом.
- Получение денежных средств (наличных или безналичных), не включаемых в валовую выручку и не относящихся к доходам (выручке), перечисленным в 4 ст. 174 и п. 2 ст. 328 НК-2023. Это касается в том числе средств, полученных по договорам гражданско-правового характера, а также принятых в виде оплаты (возмещения) расходов, упомянутых в ч. 2 подп. 5.3 ст. 328 НК-2023. Обойти этот запрет можно, если в учетной политике будет указано, что данные средства признаются внереализационными доходами и будут облагаться налогом как валовая выручка.
Также с 2023 года нельзя применять принципы «по начислению» и «по оплате» для расчета выручки при УСН. Теперь она будет отражаться только по кассовому принципу. Это значит, что размер выручки определяется по мере поступления оплаты за товары, услуги, работы (включая предоплату).
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Переходим к вопросу ставок экологического налога. Сразу отметим, их размер зависит от нескольких факторов:
- объекта налогообложения;
- класса опасности;
- вида отходов;
- места сброса (в случаях сброса сточных вод).
Ниже представлены таблицы со ставками ЭН в зависимости от объекта налогообложения. Размер ставок указан в белорусских рублях.
-
Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора
-
Системы налогообложения в Беларуси
-
Схема, нормативные значения собственного капитала
-
Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька
-
Электронные кошельки и деньги в Беларуси
-
Электронная цифровая подпись: возможности, получение
-
Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны
-
Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси
-
Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки
-
Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть
-
Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков
-
Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление
-
Что такое овердрафт на карту?
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет
-
Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь
-
Как выбрать и пользоваться банковской картой
-
Как оформить кредит на потребительские нужды
-
Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата
-
Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц
-
Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат
-
Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета
-
Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси
-
Как оформить кредитную карту и пользоваться грейс периодом
-
Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления
-
Регистрация, пополнение и функционал QIWI кошелька
-
Правила и стоимость страхования КАСКО
-
Как выгодно оформить ипотеку в Беларуси
-
Единый налог в Беларуси: ставки, расчеты, сроки уплаты
С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.
Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.
С 2021 года в Беларуси значительно вырастут налоги
— Индексация ставок налога на параметры инфляции. И, соответственно, вычеты тоже индексируются. Это ежегодная работа. Ставки основных налогов не будут увеличены, — рассказывал ранее FINANCE.TUT.BY Дмитрий Кийко, который сейчас занимает позицию первого заместителя министра финансов.
К примеру, доходы от дарения хотят увеличить с нынешних 7003 рубля до 7521 рубля. По закону каждый гражданин имеет право получить определенную сумму в подарок и не платить с нее подоходный налог. С суммы превышения нужно будет заплатить налог по ставке 13%, а также подать налоговую декларацию по итогам 2021 года. Это может быть актуально, к примеру, тем, кто потерял работу и получил матпомощь от какого-либо фонда взаимопомощи, или тем, кому знакомые помогли оплатить штраф по той же статье 23.34, сбросив деньги на карточку.
Законопроектом предлагается установить:
- Стоимость путевок в санаторно-курортные или оздоровительные организации для детей до 18 лет, которые оплачивает организация или индивидуальный предприниматель, — в размере 954 рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение года (ранее — 888 рубля).
- Доходы, полученные в результате дарения, — в размере 7521 рубля от всех источников в сумме в течение года (ранее — 7003 рублей).
- Доходы, полученные от основного нанимателя и не являющиеся оплатой труда (путевки, призы, подарки и так далее), в том числе пенсионерами, ранее работавшими у этого нанимателя, — в размере 2272 рублей от каждого источника в течение года (ранее — 2115 рубля).
- Доходы, полученные от иных организаций и не являющиеся оплатой труда (призы, подарки и так далее), — в размере 150 рублей от каждого источника в течение года (ранее — 140 рублей).
- Доходы в виде оплаты страховых услуг (добровольного страхования жизни, пенсии, медицинских расходов), получаемые от нанимателя по основному месту работы, в том числе для пенсионеров, ранее работавших у этого нанимателя, — в размере 3890 рублей от каждого источника в течение года (ранее — 3622 рублей).
- Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на благотворительный счет в банке — в размере 15 030 рублей в сумме от всех источников в течение года (ранее — 13 994 рублей).
- Доходы, получаемые членами профсоюза от профсоюза — в размере 454 рублей от каждой профсоюзной организации в течение года (ранее — 423 рублей).
Уточним сразу, что налоговый вычет — это сумма, которая не облагается подоходным налогом. В первоначальной версии законопроекта, которая была размещена на сайте Минфина, суммы эти вычетов были ниже, чем в нынешнем.
Чиновники предлагают установить в 2021 году следующие размеры налоговых вычетов:
- Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода — 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рублей в месяц (ранее — 117 и 709 рублей соответственно).
- Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком), — 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее — 34 рубля).
В нынешнем законопроекте пересмотрели предлагаемые налоги в бОльшую сторону по сравнению с прежней версией. К примеру, ставку подоходного налога с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения в областных центрах хотят поднять до 32,2 рубля (ранее — до 32 рублей), а в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, — до 21,1 рубля (ранее предлагали повысить до 21 рубля).
К примеру, в Новополоцке сейчас налог составляет 20 рублей, а в Полоцке и Орше — 15 рублей.
При этом в проекте закона для Минска и областных центров мы не нашли деления ставок этого подоходного налога по экономико-планировочным зонам. К примеру, сейчас в столице 5 экономико-планировочных зон, для каждой — своя ставка налога за сдачу в аренду одного жилого помещения — от 18,5 до 32,5 рубля. В проекте закона указана ставка налога за сдачу в аренду жилья в 34,3 рубля, а гаража — 11,1 рубля (в областных центрах — 8,9 рубля).
Власти также хотят повысить единый налог с ИП и иных физлиц. К примеру, за репетиторство в Минске предлагается поднять сбор до 40 рублей (сейчас — 36), в областных городах и Минском районе — до 35 рублей (к примеру, в Бресте сейчас — 27,02 рубля, а в Минском районе — 30 рублей).
Единый налог за разработку веб-сайтов, настройку компьютеров и установку программного обеспечения в Минске хотят поднять до 116 рублей (сейчас — 97 рублей), в областных центрах и Минском районе — до 101 рубля.
За музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев (к примеру, услуги тамады) предлагается установить единый налог для столицы в 127 рублей, а для областных центров и Минского района — 110 рублей.
Чиновники рассматривают возможность поднять ставки акцизов на алкоголь и сигареты. Причем в нынешнем варианте законопроекта предусмотрено повышение ставок акцизов на сигареты в два этапа — с 1 января и 1 июля (ранее — в один этап, с 1 января).
В Беларуси продают сигареты трех ценовых категорий, для каждой из которых установлена отдельная ставка акциза. Так, для первой ценовой категории с 1 января этого года ставку подняли до 24,9 рубля за 1000 сигарет (было — 20,71 рубля), второй категории — до 62,77 рубля (было — 52,21 рубля), для третьей — до 71,97 рубля (было — 59,86 рубля).
Акциз на плодовые крепленые марочные вина (улучшенного качества и специальной технологи) предлагается повысить на 5,5% к действующим ставкам акциза на 1 января этого года. В прежнем варианте законопроекта предлагалось поднять на 4,8%.
Натуральные вина (в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие), на алкоголь с объемной долей этилового спирта 7% и более — тоже на 5,5%.
Чиновники хотят увеличить подоходный налог для ремесленников. Размер сбора предлагают поднять с одной базовой величины до двух в год — с 27 до 54 рублей. Ранее были планы повысить до 4 базовых — 108 рублей.
Уплату экологического налога, производимую на основании наших исчислений, осуществляют предприятия и индивидуальные предприниматели деятельность которых связана с:
- выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- сбросами сточных вод,
- захоронением и хранением отходов производства.
Суммы экологического налога, уплаченного предприятием за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства включаются в затраты организаций по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц.
Основные законодательные положения, в соответствии с которыми формируется Экологический налог прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.
В общем и целом уплата экологического налога формируется на основании следующих правил:
- Расчет производится на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
- Сумма экологического налога равна произведению налоговой базы и ставки налога.
- Уплата налога должна быть произведена позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
В статье 205 НК сказано, что объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год;
- сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
- хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
- хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов;
- хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
- захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;
- хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Экологические налоги создают стимулы для снижения нагрузки на окружающую среду и сохранения окружающей среды.
Возлагая затраты на охрану окружающей среды на структуры ее нарушающие экологические налоги стимулируют предприятия и отдельных лиц интегрировать экологические проблемы в экономическую деятельность и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Доходы от экологических налогов могут быть использованы для других проектов по сохранению окружающей среды или для снижения других налогов для предприятий.
Подобная система уже несколько лет работает в соседней России. Там воспользоваться возможностью уплаты налога на профессиональный доход могут физлица и ИП. Они переходят в число самозанятых и платят налог от самостоятельной деятельности по специальной ставке: 4% при получении платежа от физлиц, 6% – от ИП и юрлиц. Можно заметить, что в России ставки несколько ниже, чем планируются в Беларуси, но там НПД не включает в себя отчисления на социальное страхование. В Беларуси самозанятые сейчас могут уплачивать взносы на добровольной основе.
Те, кто платит профессиональный налог в России, должны использовать мобильное приложение «Мой налог». В нем формируется чек на оказанные услуги или проданные товары. Плательщикам не нужно представлять отчеты или декларации, весь учет ведется в мобильном приложении. При этом человек может продолжать работать по найму, а уплачивать профессиональный налог с дополнительных заработков. Для плательщиков профессионального налога есть ограничение по сумме годового дохода. Он не должен превышать 2,4 млн российских рублей. При этом при превышении указанного лимита, который контролируется приложением, плательщик должен перейти на другой режим.
Изменения по экологическому налогу с 2021 года
Переходим к вопросу ставок экологического налога. Сразу отметим, их размер зависит от нескольких факторов:
- объекта налогообложения;
- класса опасности;
- вида отходов;
- места сброса (в случаях сброса сточных вод).
Ниже представлены таблицы со ставками ЭН в зависимости от объекта налогообложения. Размер ставок указан в белорусских рублях.
-
Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора
-
Системы налогообложения в Беларуси
-
Схема, нормативные значения собственного капитала
-
Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька
-
Электронные кошельки и деньги в Беларуси
-
Электронная цифровая подпись: возможности, получение
-
Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны
-
Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси
-
Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки
-
Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть
-
Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков
-
Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление
-
Что такое овердрафт на карту?
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет
-
Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь
-
Как выбрать и пользоваться банковской картой
-
Как оформить кредит на потребительские нужды
-
Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата
-
Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц
-
Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат
-
Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета
-
Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси
-
Как оформить кредитную карту и пользоваться грейс периодом
-
Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления
-
Регистрация, пополнение и функционал QIWI кошелька
-
Правила и стоимость страхования КАСКО
-
Как выгодно оформить ипотеку в Беларуси
-
Единый налог в Беларуси: ставки, расчеты, сроки уплаты
-
Как поставить машину на учет
Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.
Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.
Статьи журнала «Налоговый вестник»
Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.
В результате внесены следующие изменения:
- Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
- Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
- Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
- Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
- Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
- Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
- Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
- Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
- С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.
Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.
1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.
2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.
3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).
Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.
Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).
Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.
1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставл��ющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.
2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.
Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:
Нажмите, чтобы увеличить изображение
- Косметическая продукция — тара, упаковка или элемент продукции
- Ставка НДС при возврате товара в 2010г. и при отгрузке в 2009г.
- Определение плательщика экологического налога по договорам аренды
Заказать консультациюПодробнее о консультационных услугах
Консультации Клиентов |
Консультации Клиентов ИП |
Справочная информацияВиды деятельностиЛицензируемая деятельностьКлассификатор ОСКоэффициенты переоценки ОСНормы расхода топливаСправочник СИЗКлассификатор отходовВиды строительных работ |
Справочная информация МСФОУчетная политикаКоэффициенты гиперинфляции |
Аудиторская деятельностьКритерии обязательного аудитаКритерии аудита по МСФОПлан проведения аудитаПлан аудита при ликвидации |
Уплата эконалога осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (ст.250 НКУ). Срок уплаты налога не переносится в том случае, если он приходится на выходной или праздничный день.
Уплата эконалога импортерами топлива осуществляется до или в день представления таможенной декларации. Контроль за уплатой экологического налога налоговыми агентами, осуществляющими ввоз топлива на таможенную территорию Украины, осуществляется таможенными органами.
Уплата эконалога за образование радиоактивных отходов по решению налогоплательщика может производится ежемесячно в размере одной третьей части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.
Экологический налог при импорте товаров, упакованных в тару
1/18781 (09.01.2020) Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении»
Указом установлены на 2020 г. в том числе:
- ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения;
- средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь;
- ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- ставки экологического налога за сбросы сточных вод;
- ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства;
- ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти.
Кто должен платить экологический сбор в 2021 году
Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.
По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.
В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
Законопроект отправлен на доработку: что не устроило Лукашенко
После обсуждения на совещании Александр Лукашенко направил законопроект о малом бизнесе на доработку. Главное требование: в документе должны быть четко указаны все виды деятельности — кто что имеет право делать, а что запрещено. Об этом после встречи сообщил министр Червяков.
Он также заявил, что в качестве стимула перехода физлиц-предпринимателей в юрлицо предлагается оптимизировать этот процесс, чтобы он длился всего один день. Речь идет об автоматическом переносе сведений о регистрации бизнеса из реестра физических лиц в реестр юридических лиц, перезаписи долговых обязательств на новый субъект хозяйствования и тому подобное.
Если независимый предприниматель сейчас хочет стать юридическим лицом, то весь процесс от административных процедур до долговых обязательств, по словам главы Минэкономики, занимает в лучшем случае год.
Статьи журнала «Налоговый вестник»
6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.
6.2. Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
6.3. Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, с 25 до 13%.
Для остальной категории налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
7.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4%.
Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза.
Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.
При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
7.2. Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
7.3. Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом (облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе).
Эта норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов оформляется кадастровый документ, с определением по нему кадастровой стоимости.
Например, кадастровая стоимость машино-места определена в размере 12 млн сумов. К ней применяется налоговая ставка в размере 0,23% — сумма годового налога на имущество физических лиц за 1 машино-место составит 27,6 тыс. сумов.
Сейчас гаражи, принадлежащие физическим лицам, облагаются земельным налогом и налогом на имущество.
Эта норма не будет распространяться:
- на физических лиц, которые решили во дворе своего жилого дома благоустроить место под свои машины;
- на физических лиц, которые пользуются услугами юридических лиц по хранению автотранспортных средств (платные автостоянки). В этом случае, плательщиком налога является юридическое лицо.
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить
Цена 1 кВт на медленных станциях (с переменным током) составляет 29 коп., а на быстрых (с постоянным током) – 39 коп. Заплатить за зарядку можно в мобильном приложении Malanka. Выходит, что электрическое топливо в Беларуси оказывается в 3 раза дешевле бензина. Чтобы зарядить электромобиль на 100 км пути автомобилисту придется потратить 6 руб., в зависимости от вида зарядки. Машина с ДВС потратит на то, чтобы преодолеть такой же путь, примерно 10 л горючего, что равно 18-20 руб.
Ранее наибольшая подоходная налоговая ставка для 1 комнаты в столице была равна 32,5 руб., но теперь с 1 января она повысилась до 34,3 руб. И это все описано в Налоговом кодексе. Получается, что за каждую комнату, которую сдают в центре Минска, арендодатель в месяц должен отдавать по 34,3 руб. в бюджет. Налоговая ставка для более удаленной от центра жилплощади будет меньше, ее рассчитает городской совет. Также поменялись подоходные ставки и для прочих областей страны и других недвижимых объектов.
В МНС сообщают, что во время реализации медикаментов и специальных медицинских товаров (в том числе протезно-ортопедических), во время их ввоза на территорию Беларуси стала начисляться ставка НДС в 10%. Ранее на определенные виды препаратов и медицинских изделий не действовало НДС.
Введение ставки НДС в сумме 10% будет зависеть от того, зарегистрированы ли препараты и прочие медтовары в госреестре. До 01.02.2021 будет длиться переходный период, во время которого требуется пересмотреть ценовую политику в розничных сетях на остатки продукции, учитывая новое налогообложение.
- Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
- Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
- Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
- Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
- Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
23 декабря, Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, который упрощает порядок получение…
- 23.12.2020
- 1 минута на чтение