Воспитатель: описание профессии, требования и обязанности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Воспитатель: описание профессии, требования и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Профессиональное мастерство
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Лекция «Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ»
Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»
Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»
Населенный пункт: г. Москва
План лекции:
1. Компетентность: определение и основные составляющие.
2. Пути развития профессиональной компетенции воспитателя ДОУ.
3. Воспитатель 21 века.
1. Компетентность: определение и основные составляющие.
Педагогический такт и справедливость
Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.
Обязанности воспитателя детского сада
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:
- коммуникативно-личностное развитие ребёнка
- познавательно-речевое
- художественно-эстетическое
- физическое.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.
«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность — способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».
Развивать свое профессиональное мастерство
К.Д. Ушинский отмечал, что настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием и самообразованием. Обозначим важные моменты в работе с детьми, о которых должен помнить педагог.
На каждом возрастном этапе развития ребенка от рождения до окончания школы могут проявляться способности, имеющие приоритетное для него значение.
Так, на этапе дошкольного детства могут ярче проявиться художественно-творческие способности: к изобразительной, музыкальной, театрализованной, проектной деятельности, двигательные способности и др. Это не значит, что именно они станут основой последующей жизни. Но то, что дети приобретут, занимаясь интересной для них деятельностью, ляжет в основу той способности, которая определит направление их взрослой жизни. Из этого также не следует, что не надо к детским увлечениям относиться несерьезно.
Недаром Дени Дидро, деятель французского просвещения, сказал: «Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие во всех науках, искусствах и мастерствах».
Воспитатель, заимствуя рекомендуемые другими педагогами, учеными методы, приемы, формы работы с детьми, должны ориентироваться на научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, достаточно разработанные отечественными и зарубежным учеными, опираясь на выработанные веками и проверенные практикой ценности: истина, доброта и красота.
К сожалению, до сих пор есть примеры, когда это не соблюдается. Так, обучение чтению, письму и арифметике — программа начальной школы. При этом начальная школа, зачастую тестируя детей при приеме, требует, чтобы ребенок умел читать, писать и знал математику чуть ли не за первый класс, а то и больше. С этой целью школы устраивают краткосрочные курсы для детей дошкольного возраста по подготовке их по названным предметам. Посещать эти курсы могут далеко не все дошкольники.
Родители ориентируются на обучение детей в детском саду, но воспитатели не готовятся к такой работе. В программе подготовки воспитателя детского сада нет такого образования. Да и в любом случае, детям предстоит повторное обучение этим предметам в школе, когда они придут в 1-й класс, а это приводит к снижению интереса к учебной деятельности. К тому же мы столкнулись с тем, что научили детей читать на этих курсах подготовки к школе неправильно.
Важным фактором воспитания и обучения детей является среда, в которой протекает их жизнедеятельность уже с первых дней жизни. ФГОС ДО этому фактору, его включению в дошкольные образовательные организации, уделяет большое внимание. Поэтому среду для развития ребенка необходимо организовать определенным образом: она должна быть спокойной, дружественной, приятной для малыша. Ребенок ощущает, воспринимает, еще не дифференцируя раздражители: звуки, окружающие его (они не должны быть громкими, пугающими), запахи дома, близких взрослых, особенно мамы.
Среде как важному фактору, определяющему развитие ребенка, большое значение придавали в своих произведениях-«мечтах» XV–XVI вв. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а затем Витторино да Фельтре, Ян Амос Коменский и другие педагоги и общественные деятели, представители эпохи Просвещения: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др.
У детей необходимо формировать интерес к окружающей жизни: людей, растений, животных, развивать психические процессы, без которых нельзя успешно овладеть любой деятельностью; развивать воображение, мышление, творческие способности (развитие творческих черт по И.Я. Лернеру), формировать эмоционально-положительное отношение к создаваемым изделиям, рисункам, конструкциям своим и других детей группы. Необходимо развивать самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.
Важно воспитывать у детей желание усовершенствовать результат своей деятельности, дополнять созданное изображение, проекты новыми деталями.
Характер общения ребенка со сверстниками, педагогами, родителями должен быть доброжелательным. Это относится к любому виду деятельности. Включенное общение способствует как развитию самой деятельности, так и направленному развитию общения.
«Почти всякое человеческое действие есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, — писал С.Л. Рубинштейн, — выражающий отношение к нему»1.
«Педагог должен быть для ребенка образцом», — считал К.Д. Ушинский. Он должен быть добрым, уважать в ребенке человека, но и быть требовательным. Важно помнить слова английского педагога и психолога начала XVIII в. Джона Локка: «Хвалить надо принародно, а укорять в одиночку». Не манипулировать детьми. Оценивать поступки, а не личность ребенка.
Художественно-творческая деятельность является одной из важных в развитии ребенка. Педагогам необходимо знать, что процесс детского творчества эмоционально тонкий и легко ранимый. Резкое вмешательство может разрушить замысел, вызвать отказ выполнять задуманное.
Приведу пример: брат моей аспирантки, шестилетний Миша, очень любил рисовать и в детском саду всегда рисовал с радостью. Однажды дома он взял книгу Л.Н. Толстого «Орел и курица». Его воображение захватила иллюстрация на развороте книги: орел с распростертыми крыльями. Мальчик решил срисовать картинку и увлекся ее воспроизведением. Мама забеспокоилась, где сын, но, увидев его погруженность в рисование, успокоилась. К обеду рисунок был зако��чен, и мальчик показал его родителям. Они похвалили его рисунок. Миша был обрадован и удавшимся рисунком, и реакцией семьи. К обеду пришел племянник родителей, и Миша показал ему свою работу. И тут 16-летний юноша (который был для маленького художника кумиром) пренебрежительно заявил: «Подумаешь! Ты его срисовал!» Такая оценка сразила Мишу. Он перестал рисовать и в детском саду, и дома, а затем и в начальной школе. Возродил его интерес к рисованию учитель только в пятом классе, видимо, заметив в мальчике живой интерес и в то же время неуверенность.
Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека. Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается…
Но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобресть всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется.
Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике…
Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.
Приведу другой пример: детям старшей группы предлагается нарисовать, как они гуляют зимой на участке. Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку, обращая внимание на то, как он создает картину, отмечает интересные решения. Если у кого-то что-то не получается и возникает вопрос, отвечает, подсказывает. Подходит к Олегу. Он на белой бумаге рисует валенок (так он начал рисовать фигуру ребенка).
Воспитатель говорит ему: «Олег, тебе же будет трудно нарисовать всю фигуру, начиная с валенка». «Нет, — отвечает мальчик, — у меня получится, я уже так рисовал.» «Ну, тогда рисуй, как ты задумал», — сказал педагог. У Олега все получилось пропорционально. Он был удовлетворен и обрадован похвалой воспитателя.
Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя
Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно — стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.
Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.
Предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.
Конструктивно — проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.
Должностные обязанности воспитателя детского сада
Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.
- Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
- Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
- В своей работе он обязан применять современные владеть приемами, методами, средствами обучения.
- Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
- Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.
Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.
Воспитатель детсада обязан иметь соответствующее образование, которое позволит ему выполнять следующие обязанности:
- Организацию соблюдения детьми установленного дневного распорядка.
- Обеспечение посещения детьми специализированных занятий.
- Организацию занятий с детьми для осуществления оздоровительных процедур по закаливанию.
- Проведение мероприятий и праздников при участии воспитанников.
- Взаимодействие с родителями и начальством воспитательного учреждения по использованию методов воспитания и учебы детворы.
Воспитатель несет ответственность за развитие будущего поколения в разных векторах (музыкальном, танцевальном, по пению, физическому воспитанию, изобразительному искусству, грамотной речи). В связи с этим он обязан:
- Планировать занятия, как индивидуальные, так и коллективные.
- Проводить запланированную учебу с дошкольниками.
- Создавать материальную базу для осуществления обучения.
Обязанности воспитателя детского сада
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:
- коммуникативно-личностное развитие ребёнка
- познавательно-речевое
- художественно-эстетическое
- физическое.
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.
Каким должен быть современный воспитатель? статья
«Каким должен быть современный воспитатель?»
В детском саду быть воспитателем очень и очень непросто. Воспитатель понимает, какая ответственность лежит на нем — от воспитателя зависит будущее ребёнка.
Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…
Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.
1) Воспитатель должен очень много знать, владеть методикой дошкольного образования постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики; знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.
2) Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!
3) Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!
4) Воспитатель должен любить детей, быть для них другом, с которым можно и поиграть, и посекретничать… Воспитатель помогает ребёнку в самом трудном и важном для него деле – наладить взаимоотношения с другими детьми, он должен стать тем человеком, с которым ребёнок захочет поделиться радостью или горем.
5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию.
6) Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями. Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!)
7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.
Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.
Современный воспитатель — это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Необходимые качества современного воспитателя — терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
Общение с детьми — каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации
Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации
В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя. Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств, как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества, как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Педагогический такт — это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника, его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания. Педагогический такт — это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя, его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом. Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Педагог — это не только профессия, суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности, утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа, который характеризуется следующими качествами:
• высокая гражданская ответственность и социальная активность;
• высокий профессионализм;
• потребность в постоянном самообразовании;
• любовь к детям;
• интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
• физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога. Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания — это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности, которые характеризуют его профессионально-педагогическую направленность.
Такими качествами выступают — педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.
Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме «Каким должен быть современный педагог?». По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.
Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике»
трактует одну из основных установок
воспитателягуманного педагогического процесса следующим образом: «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».
В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога. Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я»
.
Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии — служение на благ�� своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу, поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.
Еще одним качеством личности педагога, выражающим его «воспитательную силу«, можно считать «харизму». В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар», оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей)
чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего,такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.
Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память.
Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
Педагогический оптимизм — это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя. Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.
Семинар. Современные требования к педагогу дошкольного образования: необходимость и реальность
Ирина Архипова
Семинар. Современные требования к педагогу дошкольного образования: необходимость и реальность
Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевская 20,
тел. 8(496)
540-24-15, факс 8
(496)
540-24-15
Семинар.
Современные требования к педагогу дошкольного образования: необходимость и реальность.
Подготовила: Архипова И. Е. -воспитатель.
сентябрь 2021 год.
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации
Ирина Похолок
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации
В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально-значимые качества воспитателя. Он указал на необходимость наличия у воспитателя таких качеств, как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, но особое место занимали такие качества, как артистичность, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
В работах учёных уделяется большое внимание педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура воспитателя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Педагогический такт — это умение находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника, его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания. Педагогический такт — это мера педагогической целесообразности и полезности поступков воспитателя, его средств, слов и обращения с воспитанниками в целом. Педагогический такт позволяет воспитателю творчески подходить к решению учебно-воспитательных задач с учетом конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Педагог — это не только профессия, суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности, утверждения человека в самом себе. В связи с этим целью педагогического образования будет выступать непрерывное профессиональное и общее развитие воспитателя нового типа, который характеризуется следующими качествами:
• высокая гражданская ответственность и социальная активность;
• высокий профессионализм;
• потребность в постоянном самообразовании;
• любовь к детям;
• интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
• физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Характер социальной ориентации и деятельности, тип гражданского поведения проявляются в профессиональной позиции педагога. Различие между педагогическим призванием и педагогическим интересом, который может быть и созерцательным, заключается в осознании способности к педагогическому делу. Основа педагогического призвания — это любовь к детям, которая является неотъемлемой частью самосовершенствования, саморазвития у педагога таких качеств личности, которые характеризуют его профессионально-педагогическую направленность.
Такими качествами выступают — педагогическая ответственность и долг. Испытывая чувство педагогического долга, воспитатель считает нужным оказать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности он неукоснительно руководствуется кодексом педагогической морали, предъявляет к самому себе высокие требования. Самоотверженность педагога-это высшая степень проявления педагогического долга. Именно в ней находит свое отражение его мотивационно-ценностное отношение к труду.
Сегодня посвящено огромное количество статей, очерков, книг теме «Каким должен быть современный педагог?». По этому вопросу большинство мнений расходиться и даются очень интересные ответы.
Ш. А. Амонашвили в своих «Размышлениях о гуманной педагогике»
трактует одну из основных установок
воспитателягуманного педагогического процесса следующим образом: «Любить ребенка для меня является не просто идеей, а законом воспитателя. Но дело не в этом. Закон этот действительно очень старый, классический, и даже авторитарная педагогика, несмотря на ее бездетность, провозглашает его в качестве самой важной профессиональной черты воспитателя. Суть же заключается не столько в том, что надо любить ребенка, а в том, как любить ребенка, как на деле можно этот закон осуществить».
В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных качеств педагога. Среди них впечатлительность, самообладание, гибкость поведения, гуманность, гражданственность, доброта, идейная убеждённость, инициативность, искренность, настойчивость, любовь к детям, ответственность, порядочность, педагогическая эрудиция, самокритичность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность и др. Все перечисленные выше личностные характеристики воспитателя составляют психологический портрет идеального педагога. Его основой являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я»
.
Высокие ценностные установки такие, как патриотизм, гражданственность, любовь к детям раскрывают саму сущность педагогической профессии — служение на благо своего Отечества. Любовь к Родине, знание ее истории и традиций несут в себе воспитательную силу, поэтому педагог должен пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству. Гражданская позиция представляет собой приоритет общественно значимых задач над личными, гражданскую активность, правовую культуру, коллективизм, принципиальность.
Еще одним качеством личности педагога, выражающим его «воспитательную силу«, можно считать «харизму». В переводе с греческого слово harisma означает «оказанная милость, дар», оно расшифровывается как необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, вызывающая у окружающих (прежде всего, у детей)
чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь. Но, прежде всего,такой педагог умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы.
Особое сочетание личностно-деловых качеств отличает творческую личность, которой присуще такое свойство, как креативность (оригинальность, четкость, эвристичность, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность,чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память.
Творчество и креативность воспитателя могут проявляться в многообразных формах и способах творческой самореализации. Самореализация является формой приложения индивидуально-творческих возможностей личности. Вопрос о педагогическом творчестве имеет прямую связь с проблемой самореализации педагога. В связи с этим педагогическое творчество и есть процесс самореализации психологических, индивидуальных, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.
Педагогический оптимизм — это неотъемлемое свойство хорошего воспитателя. Такому педагогу присуще сочетание в своей деятельности чуткого, отзывчивого отношения к детям с требовательностью, которая педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка.
Также одним из качеств воспитателя является направленность на определенный тип общения.