Налоговая проверка при ликвидации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая проверка при ликвидации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).
О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:
- требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
- расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- расчеты с другими кредиторами.
Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.
Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?
Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).
Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).
Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
В течение какого срока длится проверка?
В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.
Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.
Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).
Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.
Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.
Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:
- истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
- проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
- перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).
Шаг 1. Готовим решение о ликвидации
Распечатать в 2 экземплярах Самое первое, что нужно сделать – это принять решение о добровольной ликвидации.
В этом решении нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Об этом говорит статья 62 Гражданского кодекса РФ.
Есть много юридических дискуссий на тему «кого лучше назначить – ликвидационную комиссию или ликвидатора»?
Согласно мнению № 1, нужно заглянуть в свой родной устав.
Там конкретный ответ вполне может быть написан. И есть нотариусы, которые работают именно так — написан в уставе «ликвидатор» — значит, будет именно ликвидатор. Но есть нотариусы, которые в устав не заглядывают, и уверены, что можно назначать кого угодно в силу закона. Так что разные мнения можно даже пределах одного города получить. Наконец, в уставе может быть написано что-то в духе «Общество может быть ликвидировано в порядке, определенном действующим законодательством» — это тоже означает, что можно назначить кого угодно.
Согласно мнению № 2, в устав в принципе заглядывать не обязательно,
раз сам Гражданский кодекс РФ разрешает назначить либо ликвидационную комиссию, либо ликвидатора.
Согласно мнению № 3, следуем Гражданскому кодексу РФ, но выбираем ликвидационную комиссию для спорных или сложных случаев прекращения деятельности. В остальных случаях – выбираем ликвидатора.
Я придерживаюсь мнения № 3. Для закрытия ООО с 1 учредителем проще выбрать ликвидатора.
Кого назначить ликвидатором?
На самом деле ликвидатором может быть любой человек.
Он назначается решением организации. Например, для ООО с 1 учредителем можно назначить ликвидатором самого учредителя. Если он же был и директором, то с должности директора его нужно будет уволить.
Про увольнение директора:
Есть много юридических версий. Рассматривать все не буду, спорить с коллегами тоже. Расскажу просто, что мы увольняем директора на следующий день после принятия решения о назначении ликвидатора. Но чтобы сделать процедуру увольнения проще, директор сам пишет заявление на увольнение по собственному желанию и готовит приказ.Чтобы вам было проще составить решение о ликвидации, мы подготовили шаблон этого документа.
Использовать шаблон просто: понадобится только заменить данные, выделенные красным цветом, на свои. А также распечатать документ в двух экземплярах: 1 для себя и 1 для налоговой.
Отдельно скажу, что внутри документа:
- Решение заточено для ООО с 1 учредителем (в тексте используем корректный юридический вариант — единственный участник);
- Ответственным лицом назначается ликвидатор;
- Срок приема требований от потенциальных кредиторов (он понадобится при подаче объявления в «Вестник государственной регистрации) выбран минимально возможный по закону – 2 месяца.
Шаг 3. Подаем объявления в «Вестник государственной регистрации» и в Федресурс
Начнем с журнала.
Вестник государственной регистрации – это не обычный журнал, в котором есть интересные статьи и увеселительные картинки. Это специальное издание, в котором публикуется информация от налоговой и от организаций, которую они обязаны размещать там в силу закона. Одним из учредителей журнала, кстати, является сама налоговая служба.
Вестник не купишь не одном киоске Роспечати. Его можно купить только в редакции или оформить подписку. Думаете: и кто тогда читает все объявления, которые там публикуются? Отвечу: главным образом, сами налоговые органы. Они отслеживают обязательные публикации.
Именно такой – обязательной публикацией в силу закона – является объявление о том, что вы решили ликвидировать свое ООО в добровольном порядке.
Почему нужно публиковать объявление о ликвидации?
- об этом говорит часть 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
- об этом говорит Приказ ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@
Как подать объявление в Вестник?
Есть два способа подачи:
- при наличии электронной подписи
- без электронной подписи
Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Что проверяется в ходе налоговой проверки при ликвидации предприятия?
Как уже упоминалось выше, налоговая проверка на стадии ликвидации предприятия – не обязанность, а право ФНС, однако избежать проверки имеют шансы только те компании, которые давно не вели хозяйственной деятельности, у которых нет движения по счетам, где нет наемных сотрудников и т. д., и то это не гарантирует, что проверка не будет проводиться. Все остальные компании обязательно будут проверены. Что же проверяется в ходе налогового аудита, проводимого в ликвидируемом ООО? В первую очередь, речь идет о следующем:
- все налоги, которые были уплачены за время существования предприятия – проверяется размер налогов и сборов, который был уплачен, различия между фактически заплаченными налогами и расчетной их суммой, отчетность по налогам, правильность применения налогового вычета и т. д. Обязательно также проверяется наличие задолженности по налогам – при наличии долга по обязательным платежам ликвидировать предприятие невозможно до его полного погашения;
- доходная и расходная документация – налоговики проверяют документы, которые подтверждают объёмы доходов и расходов компании за время ее существования, сверяют полученные цифры с поданными декларациями и смотрят, нет ли между ними расхождений;
- поиск различных налоговых нарушений и злоупотреблений – поскольку главной задачей налоговой проверки при ликвидации ООО является выявление нарушений налогового законодательства, могут проверяться и другие аспекты: умышленное занижение размеров доходов с целью получения возмещения НДС, незадекларированные финансовые операции и другие махинации, целью которых было уклонение от налогов или их незаконная минимизация. Особенно внимательно изучают те компании, которые в прошлом уже имели в своем пассиве налоговые нарушения, поэтому руководству таких компаний следует быть особенно внимательными при ликвидации юридического лица.
По сути, речь идет об обычной камеральной проверке, которая, однако, имеет ряд отличий: во-первых, касается всего периода деятельности компании, во-вторых, может продолжаться дольше, чем обычная камеральная проверка, и в-третьих, иногда аудит может быть совмещенным: если необходимо изъять какие-то документы или изучить ведение деятельности на месте, сотрудники ФНС могут выехать на предприятие, что уже больше напоминает выездную проверку, а не камеральную.
Порядок списания налогов при ликвидации
Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.
На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .
Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации
Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?
Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).
Когда возможна ликвидация ООО без проверки
Закрытие ООО без проверок возможно, но только при соблюдении следующих условий:
- Фирма предоставила нулевой баланс.
- В течение длительного периода времени (не менее трех лет) организация не осуществляла свою деятельность, при этом:
- у предприятия нулевой штат наемных служащих;
- нет операций по банковским счетам;
- отсутствуют начисления и выплаты по оплате труда.
- На момент ликвидации общество не имеет дебиторской и кредиторской задолженности.
- У компании нет обязательств перед внебюджетными фондами и бюджетом.
- Компания вела бухучет без ошибок.
- Фирма может предоставить документы, удостоверяющие своевременную сдачу отчетности в налоговые структуры.
Совет! Если хотите ликвидировать ООО без проверок, то подготавливайте своевременно всю документальную базу без ошибок или сразу обратитесь к специализированным компаниям, которые помогут ликвидировать деятельность быстро и без проблем.
Итак, интернет предоставляет неограниченные возможности для поиска и сбора информации об ООО. При этом, мы даже не рассматривали специализированные ресурсы. Например, такие, как сайт ФССП РФ, где сконцентрированы сведения об исполнительных производствах, или Дом. РФ (https://дом.рф) на котором находится достаточно полная информацию о застройщиках. А ведь существуют еще десятки коммерческих и специализированных ресурсов, где вы за плату или бесплатно получите информацию о компании.
Таким образом, при желании, сегодня, не покидая рабочего места, можно не только узнать ликвидировано ли то или иное ООО, но и собрать полноценные сведения об экономической деятельности фирмы и даже информацию о её руководителях и участниках.
Теги: банкротство, ликвидация фирм, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации, юридический адрес
Причины проведения налоговой проверки при ликвидации юридического лица
Согласно п. 11 ст. 89 НК выездная проверка проводится налоговыми органами при реорганизации или же ликвидации налогоплательщика. При этом неважно, когда и по каким налогам осуществлялась прошлая проверка. Охватываемый период не может превышать трех предшествующих лет.
Процесс ликвидации предусматривает такие обязательные этапы как – подачу документов на закрытие, расчеты с контрагентами и государством в части налогов и сборов, составление форм промежуточного и ликвидационного баланса и пр. На основании представленных данных сотрудники ИФНС выносят решение проводить проверку на предмет получения более детальной информации о положении дел в компании или нет. Практика показала, что закрыть ООО без налоговой проверки можно, если:
- По каким-либо причинам в организации не велись финансово-хозяйственные операции.
- Не было движения по расчетным счетам/в кассе.
- Не образовалось недоимки по налоговым платежам.
- Не накопилось кредиторских и дебиторских долгов.
- Сдается нулевая отчетность.
- В компании один учредитель.
Порядок проведения налоговой проверки ИП после закрытия
Относительно предпринимателей камеральная проверка при закрытии ИП может осуществляться непосредственно в момент ликвидации или через определенное время после. Под контроль попадают все уплачиваемые налоги в период действия ИП, отчетность по ним, а также расходная и доходная документация. Период проведения камеральной проверки после закрытия ИП ограничен в 3 года (срок исковой давности), в течение которых не только ИФНС может проводить контрольные мероприятия, но и сам бизнесмен вправе возвращать из бюджета переплату по налогам.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК ИП обязаны в четырехлетний срок обеспечить хранение следующих данных:
- По бухучету.
- По налоговому учету.
- По сведениям в части начисленных и уплаченных налогов.
- По документам, подтверждающим получение доходов и осуществление расходов.
Принципы выездной налоговой проверки при ликвидации
К основным принципам выездной налоговой проверки можно отнести следующие:
Основные принципы налоговой проверки при ликвидации | Что подразумевает |
Независимость | Контролирующие органы никак не зависят от проверяемой компании. Ход контролирующих мероприятий не зависит от стороннего влияния. |
Планомерность | Все мероприятия контроля осуществляются по тщательно подготовленному графику и плану, в соответствии с которым определяется перечень подлежащих проверке документов, а также соответствие возможностей проверяющих и периода времени, выделенного на проверку. |
Объективность, достоверность | Все нарушения, выявленные при проверке, должны быть зарегистрированы и иметь документальное подтверждение. |
Документальное оформление результата проверки | Ход проводимой проверки должен быть зафиксирован в специальных документах. Это будет являться гарантией соблюдения прав и интересов проверяемой компании. |
Взаимодействие с иными государственными органами | Такое взаимодействие необходимо для того, чтобы у контролирующих органов была возможность привлечения компании к ответственности (к примеру, при возбуждении уголовного дела в случае обнаружения факта совершения преступления) |