Кто такой Алексей Пивоваров, почему он ушел с НТВ и чем сейчас занимается?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой Алексей Пивоваров, почему он ушел с НТВ и чем сейчас занимается?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По косвенным признакам ответы на вопросы об Алексее Пивоварове (где сейчас находится, и что делает) очень просты: он не покидал территорию страны, продолжая жить в Москве. Для съемок репортажей, он отправляется в командировки в бывшие республики СССР. Это подтверждается и тем, что редакция его канала, открытого на платформе YouTube, собирается подавать апелляцию на признание его иностранным агентом.
К сожалению, время сегодня очень сложное. Противостояние со многими странами мира привело к тому, что все общество, включая журналистов, разделилось на два лагеря. Даже нейтральная позиция, которую пытаются занять некоторые журналисты, не устраивает ту или иную сторону, что и приводит к проблемам. Некоторые репортеры пытаются непредвзято освещать ситуацию, но в тяжелых условиях противостояния подобное не нравится всем сторонам конфликта. Так как Пивоваров – журналист (где живет сейчас значения не имеет), он вроде бы и стремится снимать правдивые репортажи, но они не вписываются в официальную позицию то одной, то другой стороны конфликта. Это означает, что в ближайшее время апелляция об ошибочном признании журналиста и его канала иноагентами удовлетворена не будет.
К этому времени у Пивоварова был мощный сольный проект – YouTube-канал «Редакция», который он зарегистрировал в августе 2018-го. По состоянию на конец ноября 2020-го, на канал «Редакция» подписаны 1,69 млн пользователей. Канал быстро удостоился локальных наград от видеохостинга – «Серебряной кнопки» (за 100 тыс. подписчиков) и «Золотой» (за 1 млн).
Однако было у журналиста и признание посерьезнее. В 2021 году Алексею Пивоварову досталась премия журнала GQ. Журналист был признан «человеком года» в номинации «Лицо с экрана». Для него это была уже вторая награда (за 10 лет до этого он уже удостоился ее за свои документальные фильмы).
Награду ему вручили за журналистские расследования на YouTube, которые он вывел на новый уровень. Также в GQ отметили его освещение эпидемии коронавируса в Дагестане и экологической катастрофе в Норильске.
- Алексей Пивоваров не может назвать себя книголюбом, но все же время от времени берет в руки книгу. Он читает англоязычный нон-фикшен, подобной литературой закупается в книжных магазинах Лондона и Нью-Йорка. В России найти ее очень сложно.
- Алексей жалеет, что очень мало времени посвящает изучению иностранных языков. В ближайшие годы он бы хотел освоить французский, немецкий и испанский.
- Журналист профессионально занимался пилотированием самолетов. Свое хобби он освещал на персональных страничках в Сети, где появлялись фото тележурналиста за штурвалом учебных машин.
- Если бы не журналистика, Пивоваров стал бы экскурсоводом. Ему нравится роль проводника — посвящать людей во что-то новое, заинтересовывать и следить за их реакцией.
- Пивоваров посвящает свободное время спортивным тренировкам, что позволяет ему при росте 173 см удерживать оптимальный вес.
«Политических проектов у меня сейчас нет»
— В пору вашей работы в новостях всегда было более или менее понятно, что о событиях в стране думаете лично вы. За внешней невозмутимостью ощущалась фига в кармане — вы даже могли в эфире покритиковать руководство канала. А потом был документальный проект «Срок» об общественно-политической обстановке в стране. Теперь, выходит, вы потеряли интерес к повестке дня, политике?
— Да, сейчас я никакого отношения к актуальной повестке дня действительно не имею. Я читаю, конечно, свою ленту в Фейсбуке, где полно людей, которые продолжают активно всем этим интересоваться и комментировать. Но если говорить о проекте «Парк», то это абсолютно неполитическая история. Я не думаю, что там может быть пространство для фиг в кармане. Я слежу, конечно, за тем, что происходит вокруг, но это не обязательно должно выливаться в какую-то эфирную форму. Можно посвятить жизнь борьбе, это достойно. Многие действительно это делают. Я перед многими из этих людей преклоняюсь. Они — люди идеи, терпят лишения, готовы рисковать, в том числе и жизнью. А я человек проектов. Все, что я делал в профессии, я делал от проекта до проекта. Одни были длинные — на годы, как новости, другие более короткие, как фильмы или «Авиаторы». Политических проектов у меня сейчас нет. И я не могу сказать, что я хотел бы, чтобы они у меня были.
— Кто из сегодняшних политиков вам интересен настолько, что вы могли бы снять о нем фильм?
— Давайте я хитро отвечу: о тех, о ком я бы хотел снять фильм, я уже снял. О других не хочу.
— У вас нет ощущения, что с годами телевизор смотрят все меньше людей?
— Тут я могу долго рассказывать. Если в 2015 году я говорю сакраментальную фразу «Я не смотрю телевизор», это значит лишь то, что я не смотрю прибор, который подключен к эфирному каналу. А если я при этом смотрю «Вечерний Ургант» у себя на мобильном телефоне, я смотрю телевизор или не смотрю? Очевидно, что я смотрю телевизионный контент.
— Как часто вы сами смотрите телевизор?
— Если честно, вообще не смотрю. Я смотрю в Сети все, что мне нужно, и на мобильных устройствах.
— Кто из наших ныне действующих телеведущих вам симпатичен?
— Мне очень нравится Иван Ургант. И не потому, что я теперь выхожу с ним на одном канале. Это отличная история, очень современно сделанная, борзая. И очень правильно адаптирован этот изначально не российский формат. Буду, наверное, банален, сказав, что Познер ни с кем не может сравниться в своей нише околополитического интервью. Хотя справедливости ради надо сказать, что других в этой нише попросту нет.
— По вашим ощущениям, телевидение становится все интереснее или наоборот?
— Какой-то очень субъективный вопрос.
— Ну гуманнее или нет?
— Конечно, все очень сильно зависит от того, что вокруг. Телевизор — это же всегда только отражение жизни.
— Ваша супруга — известная телеведущая Анна Шнайдер. Когда в семье на двоих одна профессия, это плохо или хорошо?
— Это практически неизбежно среди журналистов и актеров. Если пара собирается прожить вместе долго, они должны быть из одной профессии. Журналистика — это очень узкий мирок, а с посторонним человеком сложно поддерживать разговор.
Фильмография Алексея Пивоварова
Алексей Пивоваров участвовал в создании ряда документальных и игровых фильмов:
1998 — «Rolling Stones специально для НТВ»
2000 — «Специальный репортаж. Вторая линия»
2009 — «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова»
2009 — «Москва. Осень. 41-й»
2010 — «Брест. Крепостные герои»
2010 — «Мой грех» (художественный, НТВ)
2010 — «Хозяин» (художественный, НТВ)
2011 — «Центр помощи Анастасия» (продюсер, НТВ)
2011 — «Вторая ударная. Преданная армия Власова»
2011 — «22 июня. Роковые решения»
2011 — «СССР. Крах империи»
2011 — «Ельцин. Три дня в августе»
2012 — «Белый человек»
2012 — «Отечественная. Великая»
2012 — «Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных»
2012 — «„Локомотив“. Команда на взлёт»
2012 — «Октябрь 17-го. Почему большевики взяли власть»
2012 — «Предчувствие»
2012—2014 — «Срок» (в соавторстве с Павлом Костомаровым и Александром Расторгуевым)
2013 — «Егор Гайдар: Гибель империи»
2014 — «Курортная полиция»
2015 — «Розыгрыш»
2015 — «Метеорит»
2016 — «Красная Пасха»
2016 — «90-е. Цена вопроса»
2016 — «Распутин. Расследование»
2016 — «Одиннадцать великих Че»
2017 — «100 великих полководцев. Василий Чапаев»
2019 — «Президент 2.0».
Алексей Пивоваров женат на журналистке Анне Шнайдер. Их знакомство состоялось в 2003 г., когда коллега получила премию «ТЭФИ» и пришла на работу на канал «НТВ». Конфетно-букетный период продлился до 2005 г., после чего Алексей сделал возлюбленной предложение руки и сердца. Вскоре пара расписалась.
Молодожены не хотели обнародовать этот факт, но коллеги-журналисты все сделали за них. Через некоторое время стало известно, что пара обзавелась наследником. Мальчика назвали Иван.
Жена Пивоварова продолжает работать на телевидении. Длительное время ее трудовая деятельность была тесно связана с телеканалом «Россия 24», где до 2014 г. Анна Шнайдер была ведущей программы «Вести». В 2021 г. супруга Алексея возглавила редакцию детского телеканала «О!».
С самого детства биография Алексея Пивоварова была связана с журналистикой. Когда он учился в школе, ему предложили попробовать свои силы в молодежной организации «Пионерская зорька». Популярный радиоканал рассказывал о жизни советских детей, их увлечениях и достижениях. Алексею понравилось быть сначала внештатным корреспондентом, а затем и радиоведущим программы.
После школы он подал документы на факультет журналистики МГУ. Ему пришлось выбрать вечернюю форму обучения, так как в это время он являлся штатным ведущим радио «Максимум». Алексею Пивоварову нравилось выходить в эфир и знакомить радиослушателей с новостями. Он сам редактировал собственные тексты. В какой-то момент он понял, что радио не совсем удовлетворяет его потребности и возможности в области журналистики. Тогда он решил пойти на телевидение.
Работа на телевидении
Наставником начинающего телерепортера стал Леонид Парфенов. Он взял коллегу в свою программу «Намедни». Проект только начал выходить на НТВ. Алексей проявил себя с лучшей стороны в плане подхода к изучению и обработки материала. К концу обучения в университете он был принят в штат телеканала. 1996 год можно смело считать началом профессиональной официальной карьеры Алексея Пивоварова на телевидении.
Хорошо поставленный голос, грамотная речь и внешние данные заставили обратить внимание на Алексея со стороны руководства канала. С 2002 года Алексея назначают ведущим экстренных новостей программы «Сегодня».
Он озвучивал новости о террористическом захвате заложников мюзикла «Норд-Ост». С 2003 года он стал постоянным ведущим новостного канала НТВ. Его напарницей в программе «Страна и мир» была Асет Вацуева. В 2005 году он становится ведущим программы «Сегодня в 22.00». Это был большой вечерний выпуск новостей.
В 2013 году Алексей Пивоваров принимает приглашение стать главным продюсером канала СТС. За 2 года ему удалось значительно повысить уровень выпускаемых программ, а заодно и самому принять участие в создании развлекательных передач, что для него было новым в его журналистской деятельности. В 2016 году он становится главным редактором канала RTVi. Вплоть до июня 2020 года он выполнял свои обязанности, пока не решил, что все, что смог, он уже сделал.
Алексей Пивоваров женат на журналистке Анне Шнайдер. Их знакомство состоялось в 2003 г., когда коллега получила премию «ТЭФИ» и пришла на работу на канал «НТВ». Конфетно-букетный период продлился до 2005 г., после чего Алексей сделал возлюбленной предложение руки и сердца. Вскоре пара расписалась.
Молодожены не хотели обнародовать этот факт, но коллеги-журналисты все сделали за них. Через некоторое время стало известно, что пара обзавелась наследником. Мальчика назвали Иван.
Жена Пивоварова продолжает работать на телевидении. Длительное время ее трудовая деятельность была тесно связана с телеканалом «Россия 24», где до 2014 г. Анна Шнайдер была ведущей программы «Вести». В 2021 г. супруга Алексея возглавила редакцию детского телеканала «О!».
С самого детства биография Алексея Пивоварова была связана с журналистикой. Когда он учился в школе, ему предложили попробовать свои силы в молодежной организации «Пионерская зорька». Популярный радиоканал рассказывал о жизни советских детей, их увлечениях и достижениях. Алексею понравилось быть сначала внештатным корреспондентом, а затем и радиоведущим программы.
После школы он подал документы на факультет журналистики МГУ. Ему пришлось выбрать вечернюю форму обучения, так как в это время он являлся штатным ведущим радио «Максимум». Алексею Пивоварову нравилось выходить в эфир и знакомить радиослушателей с новостями. Он сам редактировал собственные тексты. В какой-то момент он понял, что радио не совсем удовлетворяет его потребности и возможности в области журналистики. Тогда он решил пойти на телевидение.
Будущий художник родился в 1937 году в ночь на 14 января. Мать воспитывала мальчика в одиночку, однако отсутствие крепкой мужской руки не помешало ей воспитать в сыне твёрдость характера. Когда Виктору было 4 года, в стране началась война. Их с матерью эвакуировали в самый отдалённый уголок Татарии, где не было ни связи, ни электричества, ни даже других детей. Каждый день ожидали чего-то страшного, оттого и взрослые почти никак не общались с ребёнком. Сам Пивоваров рассказывает о тех событиях с горькой улыбкой, ведь уже тогда в нём проснулся маленький творец. В один из дней пребывания в том пустом месте маленький Витя нашёл на заднем дворе пару кусочков грязного рубища. Мальчик собрал их вместе, отстирал, а потом из этих тряпочек и деревянной чурки соорудил себе друга – эта кукла стала маленьким спасителем мальчика от одиночества.
Огромный телевизионный опыт Алексея Пивоварова включал в себя еще один проект: шоу об одних из самых обеспеченных людей России – “Капитал.ру”.
Также Алексею удалось поучаствовать, как журналисту НТВ, в телевизионных версиях разговоров, проходивших с нынешним премьер-министром Дмитрием Медведевым.
В ноябре 2013 года Алексей Пивоваров перешел на канал “СТС-медиа”, где сначала стал продюсером и менеджером, а после возглавил целый департамент, занимающийся трансмедийными проектами этой корпорации.
Летом 2015 года Пивоварова вместе с телеведущей Ириной Муромцевой и известным актером Николаем Фоменко пригласили вести телепроект “Парк” на первом канале.
В марте 2021 года Алексей перестал иметь отношение к СТС, сделав, по его словам, все, что от него зависело.
Леонид Парфенов объяснил, почему его не взяли на работу на телевидение
Вчера журналист Леонид Парфенов был представлен руководству редакции журнала «Русский Newsweek», главным редактором он был назначен в конце прошлой недели (о этом Ъ писал вчера). О том, почему телеведущий принял это предложение и почему его больше не зовут на телевидение, Леонид Парфенов рассказал обозревателю Ъ Арине Бородиной.
— Ваше согласие возглавить русскую версию журнала Newsweek — это от безысходности?
— Только отчасти. Потому что все 20 лет работы на телевидении все, что я делал, всегда представлял в двух видах — печатном и телевизионном. Для меня между двумя этими профессиональными сторонами нет противоречия. Я всегда легко представлял, что бы я делал, если бы только писал и не было телевизионной картинки. Я представлял, какими могли бы быть иллюстрации и какая колонка текста была бы справа, а что-то могло быть на целый разворот… Так что новая моя работа для меня профессиональный труд более или менее понятный. При всей разнице того, что называется «ящик», и того, что называется «принт», все-таки самое главное — это возможность диалога с сегодняшней аудиторией. С определенным настроением, интонацией и балансом тем: в случае с «Намедни» в рамках одного выпуска и внутри одного журнала — в случае с Newsweek. Еженедельный журнал для меня и понятный трудовой ритм, и понятный тип создаваемого журналистского продукта.
— Когда вы получили предложение стать главным редактором Newsweek? Или это была ваша инициатива?
— Это было предложение с их стороны. Оно прозвучало месяца полтора назад.
— Все это время вы надеялись, что получите возможность вернуться в эфир российских телеканалов?
— Я и не собираюсь отказываться от работы на телевидении. Но с сентября я перестал надеяться на постоянную работу на какую-то телекорпорацию.
— С сентября не ждали предложений, потому что случился Беслан?
— Во-первых, конечно, Беслан. А во-вторых, начался телевизионный сезон, и все то, что хотелось генеральным директорам соответствующих каналов сделать в сезоне, нужно было решить еще раньше. Но не решились.
— Когда в июне вас уволили с НТВ, через какое-то время вы сказали, что в новом сезоне надеетесь появиться в эфире на другом канале. Почти сразу все заговорили о «Первом». Знаю, что на канале всерьез обсуждался и индивидуальный формат, и совместный с Владимиром Познером. Понятно, что гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст не мог дать согласия на этот проект, не заручившись поддержкой Кремля. Но в итоге все-таки не сложилось. Почему вы стали так опасны для «Первого канала»?
— Мне не важно почему, мне важен сухой остаток. Давайте судить по делам.
— Но господин Эрнст дал вам добро на проект с господином Познером?
— Да. Мы сидели втроем у меня дома 20 июня (Леонид Парфенов был уволен с НТВ 2 июня. — Ъ). Мы с Владимиром Владимировичем Познером, каждый чего-то добившийся в своем жанре, придумали, как эти жанры синтезировать. Первоначально предложения были у Познера, потом мои. Вместе мы чего-то сложили и, как еще с йордановских времен (Борис Йордан — бывший гендиректор НТВ. — Ъ) меня приучили, подготовили презентацию, где все по полочкам было разложено. Написали. И вот мы решаем, что этот еженедельный общественно-политический проект является новым телевизионным форматом. Заказываются декорации, логотип программы — масса всего. И потом это не делается. А этого очень хотел гендиректор канала, и я очень хотел, и Познер. Если мы трое очень этого хотели, но это не получилось, то мне в конце концов не важно почему. Мне просто стало понятно, что в сфере общественно-политического вещания профессиональные соображения, увы, не являются главными.
— И вы не задавали вопрос, почему не сложилось?
— Ну зачем я буду кого-то мучить и себя расстраивать?!
— Идею сотрудничества с Владимиром Познером вы похоронили окончательно?
— Нет, мы оба надеемся, что когда-то это сотрудничество все-таки состоится. Но одна замечательная форма совместной работы, явно свидетельствующая о застойности времен, у нас сейчас есть. Я делаю сериал о 150-летии Крымской войны, а Владимир Владимирович дает мне поэтические консультации: «Коллега, обратите внимание: эту балладу Теннисон написал в 1854 году, то есть сразу по горячим следам…» Потом я говорю, как это важно и интересно, и нахожу один русский перевод, и уже у него уточняю: «А как ритмика стиха передана?» В воскресенье показывал Владимиру Владимировичу смонтированный стихотворный материал, и он его одобрил.
— Как-то уж совсем пессимистично…
— Я говорю о том, что есть. Я чрезвычайно признателен и Владимиру Владимировичу, и Константину Львовичу, что мы хоть какое-то время позанимались этой зарядкой для хвоста. По крайней мере, что-то придумано и когда-то это пригодится. Я не борец, просто очень хочется работать! Я даже за эту форму бумажного телевидения коллегам благодарен.
— Но у вас был еще один вариант вернуться в эфир — на канале СТС. Насколько я знаю, Михаил Фридман и Петр Авен, руководители «Альфа-групп», которая является одним из главных акционеров СТС, почти сразу после вашего увольнения сделали вам предложение. Были такие разговоры и с гендиректором СТС Александром Роднянским еще и в начале 2003 года, когда вы ушли в длительный отпуск после увольнения Бориса Йордана. Но еще тогда глава «Альфа-групп» господин Фридман говорил, что не хочет, чтобы ему звонили из Кремля,— это, видимо, и сыграло ключевую роль при принятии решения. Что же они все сначала зовут, а потом бегут от вас как от чумы?
— Не знаю, да это и не важно. Я пытался придумать новый формат. Даже «Намедни», если бы программа осталась, мы хотели принципиально менять. И декорации, и манеру ведения, и весь второй блок программы. После увольнения я написал другому каналу короткую бумажку о новом формате, рассчитанном на пятидневный эфир. А до длинной бумажки, которая тоже была у меня готова, уже дело и не дошло. Ну не срослось. Я из всех этих историй могу делать только один вывод: если генеральный директор канала просит меня что-то для него приготовить, и я это готовлю, и гендиректор с восторгом это одобряет, и мы дальше обсуждаем какие-то подробности, но потом это не получается, значит, в итоге тут одинаково бесправны и я, российский безработный, и могущественный генеральный директор. В других зонах эфира, таких как сериалы, как «Кривое зеркало», каналы вполне конкурентны. Но, увы, я не Петросян и не Задорнов, я работал в том жанре, который не является конкурентным.
— Но на НТВ после вашего увольнения ниша итоговой программы до сих пор свободна. И это единственный канал, куда вас до сих пор не зовут.
— С НТВ были какие-то невнятные сигналы. Но профессиональные соображения и здесь не являются главными. Да, у них в воскресенье вечером в эфире гуляет сквозняк. Да, они перепробовали всех, кто потенциально мог бы это делать на НТВ, и перебрали уже всю телефонную книгу Москвы. У меня нет ни к кому претензий, потому что все в этой ситуации сделали все, что могли.
— А если бы на телевидение вас все-таки позвали? Вы сами-то, учитывая нынешнюю политическую ситуацию, представляете, как бы вы делали итоговый общественно-политический формат?
— Я, конечно, смотрел телевизор. И понимал, как освещают на телевидении Беслан, и ситуацию в Карачаево-Черкесии, и голосование в Абхазии, и на Украине, в особенности перед первым туром. Не знаю, какими в этом случае были бы «Намедни». По-моему, в большинстве случаев все профессиональные критерии были забыты, и то, что передавалось в эфир, не является ни информацией, ни журналистикой, а какой-то партполитработой. И когда из Беслана на НТВ прорвался в эфир «невыключенный» выкрик корреспондента «П…ц!» — это была единственная достоверная информация.
— Создается ощущение, что вы приняли предложение стать главным редактором Newsweek для того, чтобы пересидеть нынешние времена… И еще один момент. Вы теперь не безработный, да еще и возглавляете крупный международный журнал, и для теленачальников теперь не так рискованно приглашать вас на работу по совместительству.