Как получить выплату по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить выплату по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.

Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Степень вины может быть классифицирована следующим образом:

  1. Равная вина.

При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:

  • нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
  • причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
  • нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.

Практика по подобным делам в судах

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

Получение компенсации

Если участники дорожного происшествия согласны с равной выплатой, то в суд можно не подавать заявление. Необходимо сразу идти к страховщику, после получения документов из ГИБДД. Если вы не согласны с половиной суммы, то нужно:

  1. уведомить об этом страховую компанию;
  2. получить решение суда о вине всех участников;
  3. получить выплату.

Судебный процесс чаще всего происходит несколько месяцев. В суд рекомендуется обращаться, если:

  • ГИБДД не выявила виновника;
  • очевидна вина одной стороны;
  • ущерб от аварии значительный, поэтому важным является получение наибольшей возможной компенсации по страховке.

Что делать, если отказывают в выплате

Не стоит скрывать, что страховым компаниям выгодно меньшее количество возмещений. В том случае, если есть вероятность отстоять свои права, и они не противоречат правилам договора, тогда следует оформлять жалобу на имя руководителя отделения или компания, в зависимости от ответа писать досудебную претензию, жаловаться в организации, контролирующие деятельность страховщиков.

Примером служит ситуация, когда за рулем находился не владелец авто, а его сын, не вписанный в полис. Этот факт становится причиной отказа в выплате по ОСАГО. Но согласно п. 1 ФЗ № 14 право требования переходит к тому, кто причинил вред. На основании этого возможно доказать возможность получения выплаты. Аналогичное правило работает при алкогольном опьянении, скрытии с места события.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году и какие условия получения

Обоюдность в ДТП подразумевает равную степень участия. Человек является и потерпевшим и виновником. Восстанавливать приходится не только свое имущество, но и участвовать в решении проблем другой стороны. По этой причине следует вести себя на дороге предельно аккуратно, соблюдая ПДД, а в критической ситуации оценивать события трезво, отстаивать свою правоту.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

Всё то же, самое, если бы авария была обычной с одним виновником. Административная ответственность в любом случае будет грозить за допущенное нарушение Правил. А вот гражданская – как мы выяснили – будет уже частичная по степени виновности в аварии.

Давайте в удобном табличном виде взглянем на различия стандартного происшествия от ДТП с обоюдной виной.

Таблица сравнения ответственности при обычном и обоюдном ДТП
Ответственность Стандартная авария Обоюдное происшествие
Административная Постановление выпишут тому участнику, кто виновен в ДТП (например, въехал в зад впереди двигавшегося авто). Постановления выписывают всем участникам.
Гражданская, если никто не обращался в суд Причинитель вреда или его страховая компания возмещает ущерб потерпевшему. Все водители являются одновременно не только виновниками, но и отчасти потерпевшими. Поэтому частично и получают возмещения – в равных долях по количеству участников.
Гражданская, если суд установил степень обоюдной виновности Каждый потерпевший получает выплату по степени своей невиновности. К примеру, если суд установил вашу вину в 20%, то вы получите 80% от рассчитанной компенсации ущерба.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица. Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении. В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

Что делать, если страховщик отказывается платить

СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.

При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.

Основными причинами для отказа со стороны СК являются:

  • существенное нарушение правил страхования (предоставление подложных документов, управление автомобилем другим лицом);
  • несоблюдение или неправильное оформление ДТП.

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.
Читайте также:  Субсидии на ЖКХ - как получить, документы, условия, порядок

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях.

Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца.

Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей.

В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО , если оно, конечно, имеется.

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.
Читайте также:  Восстановление паспорта при утере: стоимость и сроки проведения процедуры

Как доказать обоюдную вину в суде

При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:

  • Получить на руки документы от ГИБДД.
  • Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
  • В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
  • Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило – его можно обжаловать в вышестоящий суд.

Обоюдная вина при ДТП: что это значит

Термин «обоюдная вина» отсутствует в гражданском законодательстве и законе «Об ОСАГО». Широкое распространение понятие «обоюдки» получило в среде страховщиков и работников ГИБДД.

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

На дорогах встречаются случаи, когда оба водителя нарушили ПДД. При этом инициатором аварии выступил один из них. К примеру, перед пешеходным переходом остановился водитель, находящийся за рулем авто в состоянии алкогольного опьянения. В него врезалась другая машина. Виновным в аварии будет признан водитель автомобиля, который въехал в авто нетрезвого гражданина. Последний не мог стать виновником столкновения в данной ситуации.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Покидать место аварии по обоюдному согласию водители могут в случае, если:

  • нет погибших и раненых;
  • участники ДТП договорились обо всех тонкостях столкновения.

Но бывают случаи, когда после того, как оба участника ДТП покинули место автомобильного происшествия, один из них возвращается. Водитель звонит в ГИБДД и оформляет аварию. Для водителя, покинувшего место ДТП, это может обернуться лишением водительских прав.

Чтобы избежать наказания, водителю потребуется предъявить доказательства того, что место столкновения покинуто по обоюдному согласию:

  • фото-, видеофиксация разговора;
  • расписка об отсутствии разногласий;
  • свидетельские показания.

Что делать, если отказывают в выплате

Не стоит скрывать, что страховым компаниям выгодно меньшее количество возмещений. В том случае, если есть вероятность отстоять свои права, и они не противоречат правилам договора, тогда следует оформлять жалобу на имя руководителя отделения или компания, в зависимости от ответа писать досудебную претензию, жаловаться в организации, контролирующие деятельность страховщиков.

Примером служит ситуация, когда за рулем находился не владелец авто, а его сын, не вписанный в полис. Этот факт становится причиной отказа в выплате по ОСАГО. Но согласно п. 1 ФЗ № 14 право требования переходит к тому, кто причинил вред. На основании этого возможно доказать возможность получения выплаты. Аналогичное правило работает при алкогольном опьянении, скрытии с места события.

Обоюдность в ДТП подразумевает равную степень участия. Человек является и потерпевшим и виновником. Восстанавливать приходится не только свое имущество, но и участвовать в решении проблем другой стороны. По этой причине следует вести себя на дороге предельно аккуратно, соблюдая ПДД, а в критической ситуации оценивать события трезво, отстаивать свою правоту.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *