Номенклатура должностей медицинских работников на 2022 год действующий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Номенклатура должностей медицинских работников на 2022 год действующий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения
Итак, до 1 июля 2022 года специалисты здравоохранения могут быть допущены к профессиональной деятельности без прохождения аккредитации и с истекшими сертификатами.
В приказе также указаны условия, при которых осуществляется допуск к работе. К ним относятся:
- чрезвычайная ситуация (ЧС);
- угрозы распространения опасных заболеваний;
- оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19.
Так, согласно приказу № 1179 н, работать имеют право специалисты, которые:
- получили мед. или фарм. образование;
- обучаются по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» при прохождении обучения в 36 часов или работают — работать в должности врача-стажера под контролем врача-специалиста;
- обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по специальностям «Клиническое дело» и «Сестринское дело» при условии прохождения программы ДПО в объеме не менее 36 часов — в должности специалиста со средним медобразованием под контролем старшей медсестры;
- имеют медобразование и не работали по специальносте более 5 лет при обучении в 36 часов — в должности врача-стажера или должности специалиста со средним медицинским образованием под контролем врача-специалиста или старшей медсестры;
- получили высшее медобразование, а также студенты 3-го курса и выше (при «Сестринском деле» 2 курса и выше) при условии прохождения ими курсов ДПО не менее 36 часов — в должности среднего медперсонала под контролем старшей медсестры, фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
На нашем сайте «Проф-Ресурс» есть форма «Напишите автору», в котором вы можете задать вопрос или предложить идею для следующего материала. Если тема действительно острая, мы напишем о ней статью. Подписывайтесь, чтобы следить за актуальными новостями!
- Срок действия сертификата заканчивается в феврале 2022 года, можно ли дальше работать без аккредитации в связи со сложившейся ситуацией в стране?
— Да, приказ № 1179 н позволяет работать без продления документов до 1 июля 2022 года. Но если вы не пройдете аккредитацию к этому времени, вы не будете допущены к медицинской деятельности.
- Сертификат заканчивается в декабре 2022 года, можно ли подать документы на аккредитацию по льготной схеме с прохождением курсов повышения квалификации в 144 часа?
— Да, но подавайте документы за 3−4 месяца до истечения срока, то есть в августе или сентябре. Приказ Минздрава № 1081 н, который вступит в силу 1 марта, содержит такие же условия по обучению, как и в 2021 году.
- Если сертификат заканчивается в марте, когда нужно посылать документы на периодическую аккредитацию?
— Отправлять документы вы можете уже в марте по новым правилам приказа № 1081 н. Главное — до 1 июля пройти аккредитацию.
- Закончился сертификат в декабре 2021 года, когда подавать документы на аккредитацию?
— Ваш сертификат продлен приказом № 58 н на 12 месяцев (до декабря 2022). Но если хотите пройти аккредитацию раньше, можете отправлять документы уже в марте.
- Можно ли пройти аккредитацию до 1 июля?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 июля 2012 г. № 80
Об утверждении выпуска 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих и об отмене некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их структурных элементов
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. № 106 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/28139 от 11.12.2013 г.)
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 16 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/29667 от 04.03.2015 г.)
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 апреля 2015 г. № 23 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/29776 от 06.04.2015 г.)
На основании подпункта 7.1.2 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (прилагается).
2. Отменить:
пункт 2 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 159 «Об утверждении выпуска 35 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в системе медицинских судебных экспертиз» и внесении дополнений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 мая 2006 г. № 62 «О внесении изменений и дополнений в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 августа 2008 г. № 126 «О внесении дополнения в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и дополнения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
пункты 3 и 4 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2008 г. № 145 «О внесении изменений в выпуски 1, 19 и 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 9 «О внесении изменений в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
пункт 7 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 августа 2009 г. № 107 «О внесении изменений и дополнений в некоторые выпуски Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и изменений и дополнений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2012 г.
Министр |
М.А.Щеткина |
Приказ Минздрава России от 22.11.2021 N 1083н
Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.
О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».
Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.
В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).
То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).
В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).
Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.
То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.
В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам с высшим медицинским образованием приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.
Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерство и гинекология» необходимо получить высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» и пройти подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».
Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:
- Уровень профессионального образования
- Дополнительное профессиональное образование
- Должности
В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицина» согласно перечню специальностей высшего образования – специалитета и перечню специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.
В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:
1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре вместо прохождения интернатуры/ординатуры по новой специальности. Это удобный инструмент, позволяющий врачу переквалифицироваться и работать в новой должности без длительного обучения в ординатуре.
Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Торакальная хирургия» возможно только через подготовку в ординатуре по специальности «Торакальная хирургия».
2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.
3. Необходимость непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности. Изменениями, внесенными в квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности. Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, и высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста. Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач- педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.
В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В подавляющем большинстве случаев для занятия одной должности медицинского работника предусмотрены единые квалификационные требования.
Однако, есть исключения, — например, должность врача-терапевта участкового, разрешено занимать при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:
1. Специальность «Терапия»:
- Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
- Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
- Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?
С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).
Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).
Профессиональные стандарты врачей в части требований к образованию и обучению ссылаются на Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.
То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.
Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.
Так, например, для врача по водолазной медицине профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 707н для специальности «Водолазная медицина» установлены следующие квалификационные требования:
- Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
- Подготовка в ординатуре по специальности «Водолазная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Водолазная медицина» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
- Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
146. Менеджмент здравоохранения (Общественное здравоохранение).
147. Общественное здоровье (медико-профилактическое дело, биомедицина, социальная работа в здравоохранении, гигиена, эпидемиология).
148. Медицинская биотехнология.
149. Клиническая нейропсихология.
150. Клиническая психология.
151. Гигиена труда.
152. Гигиена детей и подростков.
153. Гигиена питания.
154. Коммунальная гигиена.
155. Радиационная гигиена.
156. Паразитология.
157. Бактериология.
158. Микробиология.
159. Вирусология.
160. Геронтология.
161. Медиация в здравоохранении.
162. Клиническая биохимия.
163. Клиническая микробиология.
164. Клиническая цитогенетика.
165. Клиническая молекулярная биология и генетика.
166. Медицинская техника.
167. IT в здравоохранении.
168. Медицинское право.
169. Биоэтика.
170. Биоинформатика.
171. Биоинженерия.
172. Психология.
173. Гигиена и эпидемиология (специалист).
174. Социальная работа по уходу.
175. Парамедицина.
176. Общая гигиена (специалист).
177. Гигиена труда (специалист).
178. Гигиена детей и подростков (специалист).
179. Гигиена питания (специалист).
180. Коммунальная гигиена (специалист).
181. Радиационная гигиена (специалист).
182. Токсикология (специалист).
183. Лабораторное дело (специалист).
184. Эпидемиология (специалист).
185. Паразитология (специалист).
186. Бактериология (специалист).
187. Микробиология (специалист).
188. Гигиена окружающей среды (специалист).
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.
→ → Обновление: 25 апреля 2017 г.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016).
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:
— блока идентификации;
— блока наименования объекта классификации;
— информационного блока.
Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации.
Структура кода классификатора
Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Структура кодового обозначения профессий рабочего (должности служащего) в классификаторе:
Х+ХХХХ + X,
где:
1-й знак (разряд) — профессия (должность);
2 — 5-й знаки (разряды) — серийно-порядковый номер объекта классификации;
6-й знак (разряд) — контрольное число (КЧ).
Для кодирования профессии рабочего используются значения кода, соответствующие 1 или 3.
Для кодирования должности служащего используется значение кода, соответствующие 2 или 4.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.
Информационный блок профессий рабочих включает в себя фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определенным позициям Общероссийского классификатора занятий — ОКЗ (ОК 010-93).
Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает в себя четыре знака.
Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ.
В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий.
Однако в связи с тем, что понятия «занятия», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ.
Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.
Список последних обновлений классификатора представлен в таблице ниже.
Подробный отчёт по изменениям каждой позиции классификатора представлен на странице История изменений позиций классификатора, в том числе по разделам:
- История изменений позиций раздела I «ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ»
- История изменений позиций «ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА КЛАССИФИКАТОРА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ»
- История изменений позиций раздела II «ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ»
Избранное Аналитика Национальный конгресс Аккредитация врачей Фото Ассамблея Конференция Круглый стол Видео Библиотека СРО
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
- —Черным по белому
- —Белым по черному
- —Темно-синим по голубому
- —Коричневым по бежевому
- —Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки
ЕКС применим в любых предприятиях, независимо от их форм собственности или организационно-правовых форм деятельности. Однако закон не обязывает, а лишь рекомендует работодателю руководствоваться данным документом в кадровой работе. Порядок применения ЕКС утвержден Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9. В соответствии с ним, квалификационные характеристики составляют основу должностной инструкции и включают в себя три раздела:
- должностные обязанности (перечень трудовых функций, закрепленных полностью или частично);
- должен знать (специальные знания, знания нормативных актов, методов и средств для выполнения трудовых обязанностей);
- требования к квалификации (уровень профессиональной подготовки и стаж работы).
Допускается распределение обязанностей, составляющих квалификационную характеристику, между несколькими работниками. Оценка соответствия сотрудника квалификационным характеристикам производится только аттестационной комиссией.
В частности указано, что если трудовым законодательством (не только Кодексом, но и иными федеральными нормативными актами) предусмотрены те или иные льготы и компенсации для работника, а также присутствуют ограничения для трудовой функции, то наименование должности в кадровых документах обязано соответствовать утвержденному Правительством РФ справочнику.
- блок идентификации (построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации);
- блок наименования объекта классификации (унифицированная запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего);
- информационный блок (пять цифровых десятичных знаков и контрольное число).
Наименования должностей и профессий работодатель, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.
В Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2021–2021 годы Регистрационный № 22/17-19 от 28 декабря 2021 г. (письмо Роструда от 30 декабря 2021 г. № 4521-ТЗ) ссылки даны на Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1985 года № 31/3-30*, применяемый в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 года № 15а на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России.
При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей,специальностей, профессий для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматривают для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации, например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой. В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом, например строители, электрики, механики.
1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по одной из специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Домоведение»
- Первая цифра «1» означает, что данная профессия относится к категории рабочих. «0032» определяет собственно номер специальности.
- Вторая цифра «1» является контрольной.
- «2-4» – разряды работника, достаточные для исполнения его обязанностей.
- Число «63» – это номер выпуска Единого трудового квалификационного справочника, из которого взята данная должность.
- «7312» – код ОКЗ, говорящий об отношении сотрудника к группе «Рабочие, выполняющие прецизионные работы по металлу и другим материалам», подгруппе «Изготовители, настройщики и реставраторы музыкальных инструментов».
- Структуризация информации о специальностях и профессиях, существующих на территории РФ.
- Оценка и учет количества рабочих, задействованных на опред��ленных должностях.
- Контроль над условиями труда, квалификацией сотрудников, их заработной платой и прочими составляющими рабочего процесса.
- Статистика и анализ данных для составления общей картины трудоустройства в регионе или стране.
Рассмотрим специальность «Автоматчик по изготовлению деталей клавишных инструментов», код которой в полном объеме имеет следующий вид: 10032 1 12 63 7312.
Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.
Как указано в ТК РФ, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.
При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.
Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:
- перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
- перечень видов работ (22 вида).
Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года.
Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:
Стало | Было |
Работы на высоте:
Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м. Прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте. |
Работы на высоте, верхолазные работы
Верхолазными считались все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является страховочная привязь. |
Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. | Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках. |
Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, а именно:
Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении. |
Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:
Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении. |
Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) и подлежащего учету в органах Ростехнадзора:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре более 115 °С; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа |
Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением. |
Виды высшего образования
Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.
Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:
- степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
- степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
- степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.
Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам
Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.
Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2021 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.
Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2021 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2021 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2021 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».
Во вводной части документа отмечается, что основная цель его разработки – это база для качественного отбора медицинского персонала для профильных организаций, а также корректная расстановка конкретных специалистов на имеющихся позициях. Для простоты ориентирования в тексте документа основная часть квалификационного справочника разделена на несколько блоков:
- общие положения, устанавливающие правила применения сформулированных квалификационных требований и специфику их практической реализации в медучреждениях;
- квалификационные требования к должностям представителей руководящего состава;
- требования к должностям специалистов среднего звена;
- требования к позициям, занимаемым младшим медицинским персоналом;
- требования к позициям прочих специалистов, вовлеченных в деятельность лечебно-трудовых мастерских, действующих при медучреждениях.
Положения, содержащиеся в справочнике, также должны обеспечить единообразный подход к определению требований к идентичным должностным позициям.
В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).
То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).
В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).
Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.
То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.
Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 83н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 83н.
В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.
Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.
Единый Квалификационный справочник. Актуален ли он сегодня?
- Раздел Экология
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.040 Труд. Занятость
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
А также в:
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Нормативные документы органов надзора
- Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации
- Раздел Нормативные документы органов надзора
- Раздел Нормативные документы
Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?
Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.
Рассмотрим ограничения и запреты, которые установлены действующим законодательством РФ.
Особенности деятельности по совместительству медицинских работников:
- Работники медучреждений могут работать по совместительству по аналогичной специальности или должности как на основном месте работы, так и в других учреждениях.
- Сотрудникам, которые трудятся в условиях сокращенного времени работы, совместительство допускается при условии, что они не участвуют в работе, на которой, согласно НПА, распространяются санитарно-гигиенические ограничения.
- Установлены правила на максимальную продолжительность работы. Это зависит от должности и конкретно выполняемой работы. Максимальное время труда не должно превышать половину месячной нормы.
Соискатели, имеющие судимость, не могут занимать некоторые должности, в том числе в медицине и в направлении деятельности, связанной с участием несовершеннолетних детей. Это образование, воспитание, развитие детей, организация их отдыха и оздоровления, медобеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в детско-юношеском спорте, культуре и искусстве с участием несовершеннолетних. Медицинская деятельность, не связанная с перечисленным, допускается.
Основные положения его разделов
Справочник должностей тружеников образовательной сферы разработан для того, чтобы регулировать трудовые отношения, возникающие в ней.
Также его задачей является создание эффективной руководящей ячейки, которая будет способна не только качественно решать вопросы, связанные с кадровой политикой и управления персоналом, но и организовывать учебный процесс, а также заниматься хозяйственной сферой учреждения.
При этом упор делается на то, что такие умения не должны зависеть от формы собственности учреждений или их организационных нюансов.
КХД будет базовой бумагой при разработке инструкций для конкретных должностей, поскольку именно в нем указывается перечень должностных обязанностей сотрудников, особенности организации труда и компетенции.
При подготовке инструкции, вполне можно уточнять перечень работ по определенным образовательным учреждениям, ведь для них могут быть разные нюансы.
И конечно, необходимо принимать во внимание особенности и определенные свойства каждой из должностей, а руководитель при этом может предъявлять дополнительные требования к кандидатам.
Чтобы увеличить эффективность работы, можно расширить должностные обязанности подчиненных, по сравнении с теми, что указаны непосредственно в КХД.
Делается это за счет того, что обязанности добавляются из некоторых смежных должностей, причем есть условие, что их добавление не может быть связано с расширением квалификации, либо необходимостью прохождения особой подготовки.
По пункту 9 КХД, если лица выполняют возложенные на них обязанности эффективно и в должном объеме, но не обладают нужным опытом или подготовкой, то они могут быть утверждены на должность.
Но делается это только в порядке исключения, и тогда, когда это рекомендует аттестационная комиссия.
В принципе же характеристика любой должности состоит из трех разделов:
Обязанности, связанные с конкретной должностью | Тут содержится список основных функций, которые предусматриваются должностью. Если сотрудником совмещаются функции разных должностей, необходимо при формировании их перечня руководствоваться однородностью и связанностью работ |
Требования к знаниям | Тут находятся те запросы, которым должен удовлетворять работник по размеру методологических знаний, а также законодательной подкованности и особых навыков, если они нужны для эффективного выполнения всех обязанностей |
Квалификационные запросы | Оговариваются требования, возникающие к уровню профессиональной подготовки, а также стажу работы |
Что необходимо запомнить
Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.
Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:
- Федеральный закон РФ «Об образовании».
- Конвенцию о правах ребенка.
- Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
- Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
- Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
- Правила пожарной безопасности и охраны труда.
- Основные нормативные акты в рамках компетенции.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников
146. Менеджмент здравоохранения (Общественное здравоохранение).
147. Общественное здоровье (медико-профилактическое дело, биомедицина, социальная работа в здравоохранении, гигиена, эпидемиология).
148. Медицинская биотехнология.
149. Клиническая нейропсихология.
150. Клиническая психология.
151. Гигиена труда.
152. Гигиена детей и подростков.
153. Гигиена питания.
154. Коммунальная гигиена.
155. Радиационная гигиена.
156. Паразитология.
157. Бактериология.
158. Микробиология.
159. Вирусология.
160. Геронтология.
161. Медиация в здравоохранении.
162. Клиническая биохимия.
163. Клиническая микробиология.
164. Клиническая цитогенетика.
165. Клиническая молекулярная биология и генетика.
166. Медицинская техника.
167. IT в здравоохранении.
168. Медицинское право.
169. Биоэтика.
170. Биоинформатика.
171. Биоинженерия.
172. Психология.
Единый Квалификационный справочник. Актуален ли он сегодня?
1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V – «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».
2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее – квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».
Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.
Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.
В случае, когда врач – специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача – стажера (провизора – стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.
В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача — специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача – специалиста (врача – специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.
3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.
Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением – врач-хирург».
4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.
В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.
5. Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.
Основным нормативным правовым документом при разработке должностных инструкций работников медицинских организаций является Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 года №541н.
Содержащиеся в нем квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов, а также служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих уточненный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда и специфики деятельности конкретных медицинских организаций.
Эти требования содержатся в следующих основных нормативных актах:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 года;
- Приказ Минздравсоцразвития №541н от 23.07.2010 года «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
- Приказ Минздрава России №707н от 08.10.2015 года; «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»»;
- Приказ Минздрава России №83н от 10.02.2016 года «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
- Нормативные положения профессиональных стандартов, которые в настоящее время приходят на смену квалификационным требованиям: специалиста по педиатрии (Приказ Минтруда России № 400н от 25.06.2015 года); врача – стоматолога (Приказ Минтруда России №227н от 10.05.2016 года); младшего медицинского персонала (Приказ Минтруда России №2н от 12.01.2016 года) и др.
При подготовке должностной инструкции также принимайте во внимание порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (и, следовательно, медицинскими работниками) на основании ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года.
Должностные инструкции содержат конкретный перечень должностных обязанностей медицинских работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Правоприменительная практика исходит из включения в этот документ следующих разделов.
В этом разделе прописываются:
- наименование должности, структурное подразделение организации;
- нормативные акты, на основании которых составлен документ, а также которые работник должен знать и исполнять на занимаемой должности;
- требования к уровню образования, стажу работы, знаниям, умениям.
Также можно указать непосредственного руководителя, распоряжениям которого работник должен подчиняться.
Содержит уровень профессиональной подготовки работника медицинской организации, необходимой для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.
Содержит основные требования, предъявляемые к работнику медицинской организации в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения
В первом разделе должностной инструкции медсестры указывается:
- к какой категории работников медицинская сестра относится (к категории специалистов);
- каким образованием она должна обладать (средним медицинским по специальности «Сестринское дело» и одной из квалификационных категорий: II, I или высшей);
- как производится назначение на должность и освобождение от нее (по приказу руководителя организации);
- кому подчиняется (старшей медицинской сестре или заведующему отделением);
- какими документами руководствуется (Уставом, распоряжениями и приказами руководителя, данной должностной инструкцией).
Здесь же следует прописать основные требования к медицинской сестре, а именно знание:
- законодательства РФ и нормативных правовых актов, относящихся к здравоохранению;
- основ процесса диагностики, ухода, терапии, распространения принципов ЗОЖ и профилактики заболеваний;
- приемов и методов оказания доврачебной помощи;
- состава и организационно-штатной структуры учреждений здравоохранения;
- норм техники и безопасности, в том числе при обращении с медицинскими инструментами и оборудованием;
- правил противопожарной защиты и производственной санитарии;
правил внутреннего рабочего распорядка.
В завершение раздела следует прописать, что в период отсутствия медсестры на рабочем месте ее права и функциональные обязанности переходят к другому должностному лицу, что, в свою очередь, фиксируется в приказе по организации.
Во втором разделе должностной инструкции медицинской сестры прописываются ее прямые должностные обязанности:
- осуществление всех этапов сестринского процесса, в том числе первичная оценка состояния пациента, анализ полученных данных, планирование ухода и оценка результатов проведенных действий;
- качественное проведение профилактических, диагностических и терапевтических процедур, назначенных врачом;
- ассистирование врачу во время проведения лечебно-диагностических манипуляций и операций;
- обеспечение и соблюдение инфекционное безопасности: обращение с асептиками, поддержание санитарно-гигиенического режима, правильное хранение, стерилизация и использование медицинских изделий;
- оказание неотложной помощи людям при несчастных случаях, катастрофах и острых заболеваниях, осуществление дальнейшего вызова врача к пациенту или его направление в лечебное учреждение;
- введение противошоковых средств и препаратов больных по жизненных показаниям (в случае невозможности своевременного прибытия врача и в соответствии с установленным порядком применения данных мер);
- информирование врача, заведующего или дежурного врача обо всех обнаруженных заболеваниях и осложнениях пациентов, возникших в результате проведения манипуляций медицинского характера, а также о нарушении внутреннего распорядка организации;
- обеспечение правильного хранения, учета лекарственных препаратов, соблюдения пациентами норм выполнения процедур и приема фармакологических препаратов;
- ведение медицинской документации по утвержденным формам;
- взаимодействие с персоналом учреждения и сотрудниками других служб в интересах пациентов;
- осуществление санитарно-просветительной работы с целью укрепления здоровья и предупреждения заболеваний;
- соблюдение норм профессионального обращения и общения с пациентами.
Как и любой другой сотрудник, медицинская сестра имеет права, в том числе на:
- получение информации, необходимой для выполнения должностных обязанностей;
- внесение на рассмотрение мер по улучшению сестринского дела в учреждении;
- выдвижение требований к старшей медсестре отделения по обеспечению рабочего места необходимым инвентарем и материалами;
- прохождение аттестации и принятие мер по повышению собственных профессиональных знаний и умений;
- участие в работе профессиональных ассоциаций медсестер.
Ответственность медицинских сестер прописывается в соответствующем разделе должностной инструкции и традиционно касается:
- ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;
- несоблюдения актуального трудового права РФ;
- нарушения законодательства РФ, допущенного должностным лицом при исполнении обязанностей;
- нанесения материального ущерба;
- допущения ошибок во время осуществления должностных обязанностей, причинивших тяжелые последствия здоровью и жизни пациентов;
- несоблюдения приказов, инструкций и распоряжений руководства.
Условия работы медсестер при этом, как правило, определяются положениями ТК РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка, а также приказами и распоряжениями руководства учреждения.
Сноска. Квалификационные характеристики в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 24.08.2012 № 588 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Квалификационные характеристики (далее — Характеристики) должностей работников здравоохранения служат основой для разработки положений о структурных подразделениях организаций здравоохранения, должностных инструкций работников здравоохранения, для подбора и расстановки кадров, для осуществления контроля за эффективностью их использования, для проведения аттестации работников организаций здравоохранения на соответствие занимаемой должности.