Порядок ведения сводного реестра участников бюджетного процесса
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ведения сводного реестра участников бюджетного процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок формирования и ведения РУБП и НУБП регламентирует приказ Минфина РФ № 163н от 23.12.2014. В этом нормативе прописано, что такое УНРЗ, — уникальный номер, который присваивается организации при создании реестровой записи.
Схема документооборота при включении (изменении) реквизитов ГРБС/ГАДБ/ГАИФ в Сводный реестр
-------------------------------------¬ -----------------------------------¬
¦ ФК ¦ ¦ ГРБС/ГАДБ/ГАИФ ¦
¦ ----------------¬ ---------+-+--------¬ -----------------------¬¦
¦ ¦ 2. ¦ ¦ Заявка на ¦ ¦ 1. Подготовка Заявки ¦¦
¦ ¦ Проверка ¦ ¦включение/изменение¦ ¦на включение/изменени妦
¦ -----+ представленных¦¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦документы основания¦ ¦и документов основани馦
¦ ¦ L-------T-------- L--------T-T--------- L-----------------------¦
¦ Заявка ¦ ¦ ¦ ¦
¦проверена Отказ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в регистрации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Заявки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦/ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----------+-------------¬ ¦ ¦ -----------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ 3. Регистрация Заявки ¦ ¦ ¦ ¦ Неисполненная Заявка,¦ ¦
¦ ¦ ¦ в Журнале регистрации + - - + + - - >¦ документы основания ¦ ¦
¦ ¦ ¦неисполненных документов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L------------------------- ¦ ¦ L----------------------- ¦
¦ L-------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦/ ¦ ¦ ¦
¦ ------------+------------¬ ¦ ¦ -----------------------¬ ¦
¦ ¦ 4. Включение (внесение ¦ ¦ ¦ ¦Извещение о включении/¦ ¦
¦ ¦ изменений) реквизитов ¦ ¦ ¦ ¦ изменении реквизитов ¦ ¦
¦ ¦ учреждения в Сводный +-----+-+----->¦ в Сводный реестр ¦ ¦
¦ ¦ реестр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------------- ¦ ¦ L----------------------- ¦
L------------------------------------- L-----------------------------------
Рис. 5
Для включения или изменения реквизитов в Сводном реестре указанных реквизитов участников бюджетного процесса также представляется Заявка на включение (изменение), она представляется на бумажном носителе при включении реквизитов в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения участника бюджетного процесса.
Приказ Минфина России от 14 ноября 2017 г. № 185н “О Порядке формирования (изменения) реестровых записей при формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, Структуре уникального номера реестровой записи общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, а также Порядке размещения указанных перечней (классификаторов) и реестровых записей, их образующих, на едином портале бюджетной системы Российской Федерации”
1. Утвердить прилагаемые:
Структуру уникального номера реестровой записи общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, согласно Приложению № 2 к настоящему приказу;
Порядок размещения общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (изменений, которые вносятся в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, новых редакций общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам), а также реестровых записей их образующих, на едином портале бюджетной системы Российской Федерации согласно Приложению № 3 к настоящему приказу.
Министр | А.Г. Силуанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2018 г.
Какие элементы являются частью сводного реестра?
Сводный реестр участников бюджетного процесса является упорядоченной структурой, из которой берется информация на различных этапах формирования схемы доходов и расходов государства. В этой базе последовательно изложены данные о двух категориях субъектов. Это участники и неучастники бюджетного процесса.
И если с первыми все предельно ясно, то что представляет собой второй подвид? Сюда относятся те формирования, которые работают на государственной основе, но при этом являются автономными и бюджетными. Также юридическое лицо, не являющееся участником бюджетного процесса, — это предприятия унитарного характера. Отличие таких предприятий в том, что они являются получателями субсидий. Последние, в свою очередь, выделяются из бюджета соответствующего уровня.
Реестр участников и неучастников бюджетного процесса включает в себя еще одну форму соответствующих субъектов. К ним можно отнести также унитарные предприятия, но которые наделены правами государственного заказчика. Это необходимо для того, чтобы у организации появилась возможность реализовывать муниципальные контракты. Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса предусматривает и иные формы выражения субъектов процесса по составлению схемы главного финансового документа страны.
Для чего потребовалось формирование «Электронного бюджета»?
Чтобы упростить систему поиска, правительством был внедрен проект по формированию Сводного реестра системы «Электронный бюджет». Благодаря ему стало гораздо проще идентифицировать бюджетное учреждение. Участником бюджетного процесса является оно или нет — это тоже зафиксировано в системе. В век активного развития информационных технологий просто невозможно было не автоматизировать данный процесс.
Проект разработан с целью облегчения работы финансовых органов всех уровней. «Электронный бюджет» предназначен для закрепления актуальной информации, которая должна соответствовать реестру. С этого года изменению подверглись реквизиты обязательных полей в документах Федерального казначейства. Под данное правило попал и код по реестру участников бюджетного процесса, который с пяти цифр увеличился до восьми.
У данной системы есть масса преимуществ по сравнению с процессом работы без компьютера. Во-первых, не нужно заполнять реквизиты по каждой организации вручную. Информационная система автоматически вводит код участника бюджетного процесса. Как узнать данные из соответствующих справочников теперь также не станет проблемой, ведь программа автоматически синхронизирует их со справочниками системы «Электронный бюджет». Заявки на изменение организаций формируются также автоматически и данные по учреждению сразу заполняются. Но главным плюсом компьютеризации является полное соответствие «Электронного бюджета» и «Сводного реестра». Теперь на вопрос «как узнать, сводный реестр участников бюджетного процесса включает в себя информацию об учреждении или нет» можно с уверенностью ответить положительно.
Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» в целях формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Сводный реестр) к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – система «Электронный бюджет») осуществляется подключение только финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований (далее – Уполномоченные органы). При этом информация и документы об организациях, созданных городским или сельским поселением, входящим в состав муниципального района, формируются и представляются в Федеральное казначейство финансовым органом, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке переданы полномочия по организации исполнения бюджетов соответствующих городских и сельских поселений.
Руководство по работе в Сводном реестре системы «Электронный бюджет», рассчитанное на пользователей Уполномоченных органов, размещено на официальном сайте Казначейства России в разделе «ГИС», подразделе «Электронный бюджет»/«Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса».
Что такое сводный реестр и нужна ли обязательно регистрация по сводному реестру
III. Правила формирования и ведения Сводного реестра
16. Федеральное казначейство в течение пяти рабочих дней со дня представления Уполномоченной организацией информации и документов осуществляет их проверку на:
(в ред. Приказа Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие документов с учетом положений пунктов 3 и 15 настоящего Порядка;
(в ред. Приказа Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В случае представления в Федеральное казначейство информации и документов на бумажном носителе в дополнение к предметам проверки, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, также проверяется:
(в ред. Приказа Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(см. текст в предыдущей редакции)
соответствие формы Заявки форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
отсутствие в представленной Заявке исправлений, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Порядком, или не заверенных в порядке, установленном настоящим Порядком;
идентичность информации, отраженной в Заявке на бумажном носителе, информации, содержащейся в Заявке, представленной на машинном носителе (при наличии).
18. В случае положительного результата проверки информации и документов, представляемых Уполномоченной организацией для включения информации и документов в Сводный реестр, Федеральное казначейство формирует реестровую запись, которой присваивается уникальный номер.
В случае положительного результата проверки информации и документов, представляемых Уполномоченной организацией для внесения изменений в информацию и документы, ранее включенные в Сводный реестр, информация и документы, ранее включенные в Сводный реестр, изменяются, и реестровая запись обновляется.
Федеральное казначейство обеспечивает внесение изменений в реестровую запись с учетом ранее внесенной в нее информации об организации.
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(в ред. Приказов Минфина России от 03.11.2016 N 203н, от 27.11.2017 N 204н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Извещение формируется и направляется Федеральным казначейством:
Извещение, сформированное на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени Федерального казначейства.
Протокол формируется и направляется Федеральным казначейством:
(в ред. Приказа Минфина России от 08.12.2020 N 299н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Протокол, сформированный на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени Федерального казначейства.
21. Федеральное казначейство вносит изменения в Сводный реестр в течение двух рабочих дней (пяти рабочих дней в случае изменения реестровых записей Сводного реестра, содержащих сведения ограниченного доступа) со дня:
получения в соответствии с Административным регламентом ММВ-7-14/640@ сведений о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в отношении информации, включаемой в Сводный реестр;
(в ред. Приказов Минфина России от 03.11.2016 N 203н, от 18.11.2020 N 271н)
(см. текст в предыдущей редакции)
открытия (закрытия, переоформления) территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов организациям, включенным в Сводный реестр;
открытия (закрытия) территориальными органами Федерального казначейства казначейских счетов организациям, включенным в Сводный реестр;
(абзац введен Приказом Минфина России от 07.04.2020 N 56н)
изменения информации, формируемой на основании сведений, представляемых в Федеральное казначейство Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем шестым пункта 13 настоящего Порядка.
(в ред. Приказа Минфина России от 07.06.2019 N 89н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не позднее двух рабочих дней со дня обновления реестровой записи Федеральное казначейство направляет Уполномоченной организации Извещение в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
(в ред. Приказа Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. Уникальный номер реестровой записи имеет следующую структуру:
(в ред. Приказа Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
В структуре уникального номера реестровой записи 1, 2, 11, 13, 14, 15, 16, 17 разряды образуют уникальный код организации по Сводному реестру.
В случае изменения сведений об организации, коды которых образуют уникальный номер реестровой записи, уникальный номер реестровой записи (уникальный код организации) по Сводному реестру подлежат изменению в соответствии с указанными сведениями с обеспечением сопоставимости архивных и действующих уникальных номеров реестровой записи (за исключением изменения кода территории публично-правового образования по ОКТМО).
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н; в ред. Приказа Минфина России от 08.12.2020 N 299н)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Не позднее двух рабочих дней со дня прекращения деятельности организации в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, информация и документы (при наличии) по которой включены в реестровую запись, Федеральное казначейство изменяет код статуса организации в уникальном номере реестровой записи на значение, соответствующее статусу «не действующее», и не позднее двух рабочих дней со дня его изменения направляет Уполномоченной организации Извещение в соответствии с пунктом 19 насто��щего Порядка.
В случае предоставления ошибочной информации и документов Уполномоченная организация направляет в Федеральное казначейство соответствующее обращение для изменения кода статуса организации в уникальном номере реестровой записи на значение, соответствующее статусу «не действующее».
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
Федеральное казначейство не позднее двух рабочих дней со дня изменения кода статуса организации направляет Уполномоченной организации Извещение в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
После завершения специальных мероприятий в отношении организации, Федеральное казначейство изменяет код статуса организации «специальные указания» на код статуса, соответствующий статусу организации в ЕГРЮЛ.
(абзац введен Приказом Минфина России от 03.11.2016 N 203н)
Федеральное казначейство по истечении пяти лет со дня последнего получения неучастником бюджетного процесса (иным неучастником бюджетного процесса, иным юридическим лицом), информация и документы (при наличии) по которому включены в реестровую запись, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) закрытия лицевых счетов указанного неучастника бюджетного процесса (иного неучастника бюджетного процесса, иного юридического лица) в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в соответствии с законодательством Российской Федерации, изменяет код статуса данной организации в уникальном номере реестровой записи на значение, соответствующее статусу «отсутствуют правоотношения», и не позднее двух рабочих дней со дня его изменения направляет Уполномоченной организации, иному неучастнику бюджетного процесса (иному юридическому лицу) Извещение в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
Схема документооборота при исключении реквизитов РБС/ПБС/АДБ/АИФ из Сводного реестра
Заявка на исключение может быть представлена:
Представленные Заявки на исключение проверяются органами Федерального казначейства. В случае отсутствия в них реквизитов, подлежащих заполнению, при обнаружении несоответствия между реквизитами, а также при обнаружении несоответствия формы представленной Заявки на исключение форме, предусмотренной Приложением N 4, наличия в Заявке на исключение исправлений, не заверенных в установленном порядке, органы казначейства регистрируют такие заявки в Журнале регистрации неисполненных документов и возвращают их клиентам с указанием в строке «Вид операции» причины возврата.
Проверенные Заявки на исключение, прошедшие контроль, вводятся в информационную систему и далее направляются территориальными органами Федерального казначейства в Федеральное казначейство. Федеральное казначейство передает их вышестоящим участникам бюджетного процесса, в частности главным распорядителям, главным администраторам доходов или главным администраторам источников финансирования дефицита, для их подтверждения. Последние должны подготовить Уведомление о подтверждении заявок или Уведомление об аннулировании заявки с указанием причины аннулирования.
Уведомление об аннулировании заявки направляется Федеральным казначейством в территориальные органы Федерального казначейства по месту представления неподтвержденной Заявки на исключение для дальнейшего направления участнику бюджетного процесса, которой ее представлял. Одновременно с Уведомлением об аннулировании заявки возвращаются аннулированная Заявка на исключение и прилагаемые к ней документы.
На основании подтвержденных Заявок на исключение Федеральное казначейство вносит в реестровую запись соответствующую отметку, запрещающую все операции исключаемого участника бюджетного процесса. После закрытия в установленном порядке соответствующих лицевых счетов Федеральное казначейство исключает реквизиты участника бюджетного процесса из Сводного реестра. Исключение реквизитов участников бюджетного процесса из Сводного реестра означает ликвидацию реестровой записи с указанием реквизитов участника бюджетного процесса.
Далее Федеральное казначейство направляет главному распорядителю, главному администратору доходов, главному администратору источников финансирования дефицита, исключенному из Сводного реестра либо в ведении которого находился исключенный участник бюджетного процесса, Извещение об исключении главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Извещение об исключении оформляется согласно Приложению N 9 к Приказу N 80н.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем исключения реквизитов участников бюджетного процесса из Сводного реестра, Федеральное казначейство формирует Извещения об исключении реквизитов в разрезе территориальных органов Федерального казначейства по месту ведения дела клиента, а также Извещения об исключении реквизитов в разрезе территориальных органов Федерального казначейства по месту нахождения вышестоящих участников бюджетного процесса, в непосредственном ведении которых находились исключенные участники бюджетного процесса. Данные Извещения об исключении реквизитов направляются в электронном виде в соответствующие территориальные органы Федерального казначейства.
Уникальный номер РЗ формируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании всех доступных информационных блоков и перечней, включенных в сводный РУБП и НУБП.
Происходит это так:
- Разряды с 1 по 8 — территориальное обозначение публично-правового образования, которое осуществляет финансирование организации — УБП.
- 9 и 10 цифры — шифр типа учреждения в соответствии с аналогичной РЗ Сводного реестра.
- 11 и 12 — коды бюджетного уровня.
- Разряды с 13 по 17 — номер учреждения в РЗ Сводного перечня.
- Цифра 18 — шифр признака информационной принадлежности:
- 1 — информация и документы, в случае наличия таковых, аналогичны и соответствуют обособленному подразделению, наделенному правом ведения бухучета;
- 0 — информация не соответствует.
- 19 — контрольный разряд, рассчитанный согласно приложению № 6 Порядка от 23.12.2014 № 163н.
- Цифра 20 — кодировка статуса учреждения:
- 1 — действующее учреждение;
- 2 — не действующее;
- 3 — отсутствие правоотношения;
- 4 — организация со специальными указаниями.
Разряды 1, 2, 11, 13, 14, 15, 16, 17 — это уникальный код каждого участника бюджетного процесса в СР.
Уникальный номер реестровой записи государственной услуги «Образование» можно увидеть на примере ниже.
Какую же информацию можно почерпнуть из такой базы данных. Регистрационные сведения — это, в первую очередь, из учетной карточки компании.
Итак, в ней можно найти следующее:
- наименование (полное и сокращенное);
- дата регистрации и код учреждения (присвоенный системой);
- учредительные данные юридического лица (ИНН, КПП, ОГРН, ОКТМО, место нахождения компании);
- идентификационный код и дата его присвоения;
- форма собственности и организационно-правовая форма;
- коды по ОКВЭД2;
- код бюджета и его вид (например, федеральный бюджет);
- контактные данные (телефон, почтовый адрес, адрес электронной почты, а также контактное лицо).
Уникальный номер РЗ формируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании всех доступных информационных блоков и перечней, включенных в сводный РУБП и НУБП.
Происходит это так:
- Разряды с 1 по 8 — территориальное обозначение публично-правового образования, которое осуществляет финансирование организации — УБП.
- 9 и 10 цифры — шифр типа учреждения в соответствии с аналогичной РЗ Сводного реестра.
- 11 и 12 — коды бюджетного уровня.
- Разряды с 13 по 17 — номер учреждения в РЗ Сводного перечня.
- Цифра 18 — шифр признака информационной принадлежности:
- 1 — информация и документы, в случае наличия таковых, аналогичны и соответствуют обособленному подразделению, наделенному правом ведения бухучета;
- 0 — информация не соответствует.
- 19 — контрольный разряд, рассчитанный согласно приложению № 6 Порядка от 23.12.2014 № 163н.
- Цифра 20 — кодировка статуса учреждения:
- 1 — действующее учреждение;
- 2 — не действующее;
- 3 — отсутствие правоотношения;
- 4 — организация со специальными указаниями.
Разряды 1, 2, 11, 13, 14, 15, 16, 17 — это уникальный код каждого участника бюджетного процесса в СР.
Уникальный номер реестровой записи государственной услуги «Образование» можно увидеть на примере ниже.
Комментарии к ст. 152 БК РФ
В п. 1 ст. 152 БК РФ содержится исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса по сравнению с ранее действующей редакцией ст. 152 БК РФ.
Участниками бюджетного процесса являются:
— Президент Российской Федерации;
— высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
— законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);
— исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
— Центральный банк Российской Федерации;
— органы государственного (муниципального) финансового контроля;
— органы управления государственными внебюджетными фондами:
— главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
— главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
— получатели бюджетных средств.
Новеллой БК РФ является включение в состав участников бюджетного процесса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования; главных администраторов (администраторов) доходов бюджета; главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств. Вместо понятия «органы денежно-кредитного регулирования» непосредственно включен «Центральный банк РФ», который и является таковым, вместо «государственных внебюджетных фондов» включены «органы управления государственными внебюджетными фондами».
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом установлено, что:
———————————
СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
— федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;
— федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;
— федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.
Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
Основным федеральным органом исполнительной власти в области финансовой деятельности государства является Министерство финансов Российской Федерации . В ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная налоговая служба ; Федеральная служба страхового надзора ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ; Федеральная служба по финансовому мониторингу .
———————————
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов РФ» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2904.
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.
В соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации определяется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), устанавливаются БК РФ и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
Участники бюджетного процесса и их полномочия
Таблица
Номер статьи БК РФ | Участник бюджетного процесса | Полномочия |
Президент РФ | · обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; · вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; · осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; · ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; · подписывает ратификационные грамоты; · решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; · награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; | |
органы законодательной (представительной) власти | рассматривать и утверждать бюджеты; рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и др. | |
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) | составление проектов бюджетов; представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами; исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета; управление государственным (муниципальным) долгом; осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др. | |
Центральный банк РФ | совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджета; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам. | |
органы государственного и муниципального финансового контроля | контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. | |
главные распорядители бюджетных средств | определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняет соответствующую часть бюджета и др. | |
160.1 160.2 | иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. | Министерство финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ; осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ; исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета; налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ; осуществляет иные полномочия. |
Комментарий к ст. 152 БК РФ
Комментируемая статья исчерпывающим образом называет всех участников бюджетного процесса.
Необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ с 01.01.2016 статья 152 будет дополнена пунктом 5, согласно которому участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные БК РФ, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 БК РФ.
Судебная практика.
В Определении Тюменского областного суда от 28.07.2014 N 33-3439/2014 суд заключил, что перечень участников бюджетного процесса закрытый, граждане не являются участниками бюджетного процесса. Суд прекратил производство по заявлению гражданина о признании незаконными бездействия государственного органа законодательной власти субъекта РФ по распоряжению истца, решения должностного лица государственного служащего — подписания губернатором субъекта РФ закона об областном бюджете, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, исполнить его распоряжение.
В Апелляционном определении Липецкого областного суда от 09.12.2013 N 33-3239/2013 суд указал, что, как следует из положений статьи 152 названного БК РФ, физические лица не являются участниками бюджетного процесса. Поэтому нормы БК РФ к правоотношениям, где одной из сторон выступает гражданин, неприменимы.
«О формировании реестра участников и не участников бюджетного процесса»
В соответствии с приказом Минфина России от 23.12.2014 № 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса», приказа департамента финансов бюджетной и налоговой политики от 07.07.2015 № 78 «Об организации работы по формированию информации для включения в реестр участников и не участников бюджетного процесса» и на основании приказа департамента образования администрации Владимирской области от 27.08.2015 № 809 «Об организации работы по формированию информации для включения в реестр участников и не участников бюджетного процесса» проведен мониторинг по формированию информации для включения в реестр участников и не участников бюджетного процесса в подведомственных учреждениях департамента образования.
Департаментом образования проведена работа с подведомственными учреждениями, в отношении которых выполняются функции учредителя по уточнению сведений, размещенных в ЕГРЮЛ. По результатам проведенного анализа в департамент финансов бюджетной и налоговой политики направлено письмо от 25.09.2015 № ДО-6398-08-05 «О формировании реестра участников и не участников бюджетного процесса» приложение №2 «Перечень информации (реквизитов) об организации-юридическом лице не являющемся органом государственной власти, государственным органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, центральным банком РФ, включаемой в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющимися участниками бюджетного процесса».