Белые человечки, новые знаки, необычная разметка: как и когда изменят ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Белые человечки, новые знаки, необычная разметка: как и когда изменят ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В правилах дорожного движения водителем является любое лицо, управляющее транспортным средством или обучающее управлению таковым. Пешеходом, в свою очередь, называется лицо, которое находится на дороге, то есть вне транспортного средства. Конечно, рабочие по ремонту дорог к пешеходам не относятся. Зато ими считаются люди в инвалидных креслах (не оснащенных двигателями). Если водитель ведет по обочине велосипед или мотоцикл, он тоже является пешеходом.
Движение пешеходов на проезжей части
Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).
Где и как должен двигаться пешеход?
В процессе движения пешеходы должны находиться на специально отведенных участках – пешеходных дорожках или тротуарах. Если дорога ими не оборудована, можно идти по обочине. Край проезжей части – место нежелательное для движения пешеходов, но есть исключения. Например, если человек сидит в инвалидном кресле или везет громоздкий предмет.
Где ни в коем случае пешеходам нельзя находиться, так это на середине дорожного полотна или у разделительной полосы. Это запрещено правилами дорожного движения и просто опасно для жизни человека.
Движение пешеходов допустимо по направлению, противоположному движению транспортных средств. Если пешеход ведет велосипед или мотоцикл, он движется по ходу транспорта.
Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того-лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов. В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать. В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей. Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины — его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса. И вообще авторитет пешеходов сильно пошатнулся. Они, давшие миру таких замечательных людей, как Гораций, Бойль, Мариотт, Лобачевский, Гутенберг и Анатоль Франс, принуждены теперь кривляться самым пошлым образом, чтобы только напомнить о своем существовании. Боже, боже, которого в сущности нет, до чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода! |
(c) Ильф и Петров |
ДТП на пешеходном переходе
Одно из самых тяжких правонарушений в области ПДД РФ считается наезд на пешехода. В зависимости от исхода подобного ДТП, будут совершенно разные последствия:
- Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
- Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
- Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.
Практически во всех случаях виновнику грозит возмещение ущерба пострадавшему или родственникам погибшего.
Если виновник был в этот момент пьяным, то это является отягощающим обстоятельством, которое только прибавит срок заключения, если человек погибнет. Отказавшийся от медицинского освидетельствования автовладелец, автоматически приравнивается к пьяному.
А как в реальности обстоит дело со штрафами?
Нужно сказать, что на самом деле встретить инспектора, выписывающего штраф пешеходу за переход в неположенном месте — большая редкость. Хотя это вовсе не значит, что все пешеходы аккуратные и соблюдают ПДД. Нарушителей ничуть не меньше, чем водителей автотранспортных средств.
Подобная ситуация уже не раз обсуждалась в нашей стране. Предлагалось ужесточить правила для пешеходов, увеличив наказание в денежном эквиваленте. Тогда и инспекторы будут следить за порядком тщательнее, и сами пешеходы не станут «бросаться под колеса». Однако до сих пор подобная инициатива развития не получила, а штрафы для пешеходов и устные предупреждения так и остаются в виде лишь однодневных акций «Осторожно, пешеход!».
Пешеход – это заведомо более слабая сторона, по сравнению с водителем автомобиля. А значит, он гораздо больше должен быть заинтересован в соблюдении ПДД. Зная свои права и обязанности как пешехода, вы повысите безопасность на дороге и сможете предотвратить неприятные последствия.
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
Пешеходы зачастую лично несут ответственность за случившееся происшествие в процессе пересечения проезжей части. Далеко не всегда действия пешехода признают правомерными. По этой причине повышенная внимательность и ответственность на дорогах может сохранить личный бюджет, а главное, жизнь и здоровье.
Ответственность в виде административного штрафа или предупреждения накладывается в том случае, если неправомерные действия:
- не привели к причинению ущерба здоровью и созданию препятствий транспортному потоку;
- привели к сбою нормального движения транспорта;
- привели к причинению вреда здоровью небольшой тяжести потерпевшего.
Гражданская ответственность означает то, что виновник должен восполнить причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральному состоянию потерпевшего.
Уголовная ответственность наступает, если неправомерные действия привели к следующим последствиям:
- Серьёзный ущерб здоровью. Виновника могут ограничить в свободе (3 года и менее), обязать к принудительным работам (2 года и менее), арестовать (4 месяца и менее), лишить свободы (2 года и менее).
- Смерть потерпевшего. В этой ситуации могут ограничить свободу виновника (4 года и менее), привлечь к принудительной работе (4 года и менее), лишить свободы (4 года и менее).
Смерть двух и более лиц также входит в этот перечень. Этот случай подразумевает привлечение к принудительным работам (5 лет и менее) или лишение свободы (7 лет и менее).
Как происходит движение организованных пеших колонн по дороге
Согласно п. 4.2 ПДД запланированное движение организованных пеших колонн по проезжей части допускается исключительно по направлению движения автомобильного потока по правой стороне не более чем по 4 человека в одном ряду.
Важно обратить внимание что, в отличие от аналогичного движения пешеходов, скоординированная колонна должна идти по попутной стороне проезжей части: практически в одном направлении с движущимися транспортными средствами.
Упомянутые выше требования относятся только к движению по проезжей части. А когда организованная колонна следует уже вдоль тротуара, то направление движения и численность лиц могут быть любыми – тут ограничений нет. Если колонна идёт в условиях плохой погоды, вечером или ночью (иными слова, когда плохая видимость), то всю группу должен освещать яркий фонарь белого цвета спереди, в конце – красного оттенка.
Причём иногда детским колоннам вовсе нельзя находиться на дороге: они могут идти по тротуарам или пешеходным дорожкам утром и днём, и в присутствии совершеннолетних людей, а в ночное время группе с участием ребёнка передвигаться запрещено.
Обязанности пешеходов и пассажиров
16 Пешеходы должны двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или по пешеходной и велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.
При отсутствии тротуара, пешеходной дорожки, пешеходной и велосипедной дорожки, обочины, или если движение по ним невозможно, пешеходам разрешается передвигаться по краю проезжей части в один ряд (на дорогах, имеющих разделительную полосу, — по внешнему краю).
17 Передвигаться по тротуару, пешеходной дорожке, пешеходной и велосипедной дорожке или обочине с использованием роликовых коньков, роликовой доски и т.п. инвентаря, предназначенного для спорта и отдыха, разрешается при условии, что это не создаст помех для других пешеходов.
18 Вне населенных пунктов пешеходы при движении по краю проезжей части или обочине должны идти навстречу движению транспортных средств, а лица, передвигающиеся в инвалидных колясках или ведущие мотоцикл, мопед, велосипед и т.п. по краю проезжей части или обочине, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
19 В темное время суток вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах, если дорога недостаточно и равномерно освещена, пешеходы, передвигающиеся по проезжей части или обочине, обязаны использовать светоотражающие элементы или держать в руке зажженный фонарик.
[Запомни! Наличие световозвращающих элементов на твоей одежде и аксессуарах позволяет водителям своевременно тебя заметить]
20 Движение организованных групп людей по дороге разрешается только по правой стороне проезжей части по ходу движения транспортных средств колонной не более чем по четыре человека в ряд.
Впереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие лица с красными флажками, а в темное время суток и при недостаточной видимости — с зажженными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного цвета.
21 Группы детей разрешается водить только в светлое время суток по тротуарам, пешеходным дорожкам или по пешеходным и велосипедным дорожкам, а при их отсутствии, также по обочине по ходу движения транспортных средств колонной не более чем по два ребенка в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться взрослые сопровождающие с красными флажками.
22 Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам (подземным или надземным), а при их отсутствии — на перекрестках по воображаемому продолжению тротуара или обочины.
При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка разрешается переходить проезжую часть под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- 23 В местах, где дорожное движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика движения или пешеходного светофора, а при их отсутствии — сигналами светофора, регулирующего движение транспортных средств (далее по тексту — светофор).
- 24 Перед пересечением проезжей части по пешеходному переходу, где движение не регулируется, пешеходам необходимо оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, скорость их движения, а также убедиться в безопасности пересечения проезжей части.
- 25 Выходить на проезжую часть вне пешеходного перехода, где движение не регулируется, пешеходам разрешается только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, скорость их движения, убедятся в безопасности пересечения проезжей части и не создадут помех для движения транспортных средств.
При перемещении по проезжей части группы людей должна быть организована пешая колонна. Начало и конец такой колонны должны обозначить два человека, держащие в руках красные флажки. При плохой видимости идущий впереди обязан держать зажженный белый фонарь, а тот, кто находится в конце колонны, – красный.
Пешеход обязан двигаться по проезжей части в направлении, противоположном движению транспортных средств, однако колонна не подчиняется этому правилу и осуществляет движение в противоположном направлении. Ряд организованной колонны может состоять не более чем из четырех человек, не включая провожатых.
Группам, состоящим из детей, разрешено перемещаться только по тротуарам или обочинам, а через дорогу переходить исключительно по пешеходным переходам. Дети могут передвигаться в зоне транспортного движения только в сопровождении взрослых и исключительно в дневное время.
Когда нужно уступить дорогу пешеходу?
В новых правилах изменили трактовку движения автомобилей по нерегулируемым переходам. Раньше правила требовали пропустить пешехода. Сейчас формулировка гласит «уступить дорогу». В чём разница? Раньше пропускать нужно было пешехода, если он уже ступил на дорогу. Сейчас же даже если пешеход только подходит к переходу, нужно остановиться и пропустить его. Иначе считается, что действия водителя могут заставить пешехода изменить скорость или траекторию движения. А это правилами определяется как помеха для движения пешехода.
Таким образом, новшества в ПДД направлены на защиту пешехода и расширение его прав.
Проехать переход можно только, когда пешеход находится далеко от края дороги или стоит на тротуаре возле перехода, но разговаривает по телефону и явно не собирается переходить улицу.
За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:
- Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
- Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.
Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:
- Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
- Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
- Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.
Штатные ремни легковых автомобилей рассчитаны на взрослых людей ростом более 150 см. Если таким устройством пристегнуть ребенка, то при аварии возможны серьезные травмы. Это доказывает и статистика ГИБДД: за первое полугодие 2021 года в России было зафиксировано 465 ДТП, в которых пострадало 546 и погибло 35 непристегнутых детей. За этот же период было выявлено 431 883 нарушения правил перевозки детей.
Пункт 22.9 ПДД разрешает перевозку детей младше семи лет только при наличии в автомобиле специальных удерживающих устройств, которые подобраны в соответствии с ростом и весом малыша. Ребенка в возрасте от 7 до 11 лет включительно можно перевозить на заднем сиденье без автокресла (при наличии ремня безопасности), на переднем сиденье — только в автокресле или на бустере. За нарушение этого положения предусмотрен штраф в три тысячи рублей для физических лиц и в 25 тысяч рублей — для должностных лиц.
Исключения составляют случаи, когда в машине нет детского удерживающего устройства (ДУУ), а ребенка нужно срочно везти, например, в больницу.
Официальная трактовка на 2021 год
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
- Пешеход шёл по краю проезжей части и по ходу движения транспорта, а не против хода, чем нарушил пункт 4.1 ПДД. Водитель автобуса задел пешехода, чем нарушил пункт 10.1 и нанёс пешеходу увечья, стоившие последнему жизни. Приговор по уголовному делу назначен водителю автобуса, так как причинно-следственная связь установила, что к смерти пешехода привело нарушение 10.1 водителем автобуса, а не 4.1 пешеходом. Апелляционное постановление №22-1458/2014 оставило решение в силе.
- Решение №12-127/2017 Белгородского районного суда оставило без удовлетворения жалобу пешехода на вменяемое ему нарушение пункта 4.1 инспектором за отсутствие светоотражающих элементов в тёмное время суток вне населённого пункта.
- Решение №2-13/2016 одного из алтайских судов также оставило без удовлетворения иск к дорожной службе. Пешеход жаловался на то, что был вынужден идти по дороге, вопреки пункту 4.1 ПДД, потому что тротуар не был очищен от снега, из-за чего попал под машину и получил тяжкий вред здоровью. В иске пешеход просил суд взыскать моральный вред с дорожников за бездействие по уборке снега. Суд истцу отказал.
- Сотрудником ГИБДД пешеходу выписан штраф за нарушение 4.1 на основании того, что тот шёл по обочине вдоль дороги по ходу движения, а не против хода. Доводы пешехода при обжаловании в том, что невозможно было перейти на другую сторону дороги, потому что грейдеры при очистке снега образовали вал высотой около метра, суд не учёл и оставил постановление со штрафом в силе.
Сигналы регулировщика для пешеходов
Периодически на дорогах можно увидеть регулировщика. Так часто бывает в праздничные дни и первого сентября.
Рассмотрим их основные жесты:
-
руки вытянуты в стороны или опущены: если пешеход находится со стороны левого и правого бока, то разрешается переходить проезжую часть, если же он со стороны груди и спины, движение запрещается;
-
правая рука вытянута вперед: пешим гражданам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
-
рука поднята вверх: движение всех людей запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил дорожного движения.