Основные вопросы по лицензированию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные вопросы по лицензированию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Кт не применяется при заключении договора ОСАГО на условиях «следование к месту регистрации» — МегаЛекции
Инструкция по порядку применения страховых тарифов ОСАГО
Настоящая Инструкция определяет порядок применения страховых тарифов, утвержденных Постановления Правительства от 8 декабря 2005 г. № 739 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 225, от 13 июля №574) для расчета страховой премии при заключении договоров ОСАГО страховыми агентами, менеджерами, брокерами, партнерами, сотрудниками организаций, иными лицами, уполномоченными ОСАО «РЕСО-Гарантия» заключать договоры ОС АГО (далее – Представитель Страховщика).
Для определения базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными, указанными в заявлении и регистрационных документах: о категории ТС, графами о статусе собственника (физическое/юридическое лицо), о цели использования ТС (в случае такси), о технических особенностях ТС, не позволяющих их использование в течение всего года (сезонное использование ТС для юр.лиц.)
Если договор ОСАГО перезаключается на новый срок (пролонгация), то информационная система ОСАО «РЕСО-Гарантия» при печати полиса из нее автоматически рассчитает страховую премию на основании введенных в базу данных информации из заявления, которое было заполнено страхователем при первичном заключении договора ОСАГО, в том числе с учетом изменений о которых было сообщено страхователем.
Принадлежность автомобиля физическому или юридическому лицу определяется по собственнику транспортного средства, указанному в ПТС /в свидетельстве о регистрации/техническом паспорте.
При страховании ТС, принадлежащих ПБОЮЛ, применяются тарифы и поправочные коэффициенты, используемые при страховании ТС физических лиц.
1.3. Тип ТС определяется в соответствии со сведениями о типе и категории ТС, указанными в ПТС/в свидетельстве о регистрации ТС/техническом паспорте. Если в указанных документах имеются расхождения категории и типа ТС, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории ТС.
Если транспортное средство эксплуатируется как такси, об этом должно быть указано в полисе и заявлении.
В случае если транспортное средство не используется в качестве такси и при отсутствии в заявлении о заключении договора обязательного страхования сведений о цели использования транспортного средства, следует в поле заявления и страхового полиса «Особые отметки» вносить запись: «В качестве такси не используется».
Коэффициент в зависимости от территории преимущественного использования ТС (Кт)
Внимание: Кт не применяется при заключении договора ОСАГО на условиях «следование к месту регистрации»
Для территории комплекса «Байконур» в период ее аренды применяется коэффициент КТ — 1.
-по адресу места жительства собственника транспортного средства (для физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица). Адрес места жительства определяется в соответствии с данными паспорта физического лица.
-по месту регистрации транспортного средства (для юридических лиц). При заключении договоров страхования с юридическими лицами, коэффициент определяется по каждому транспортному средству исходя из места регистрации транспортного средства.
Важно! В случае, когда транспортное средство временно зарегистрировано в другом регионе (городе) с соответствующей отметкой в ПТС, коэффициент применятся исходя из места временной регистрации транспортного средства.
Важно! Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются.
Коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ)
Порядок применения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев (КБМ) установлен в Инструкции по применению коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОС АГО (КБМ).
Также одна из возможных поправок предусматривает изменения в ценообразовании. Если сейчас, несмотря на закон о такси с 1 января 2017 цену рынку диктуют посредники, то есть компании служба заказа, то теперь организовывать процесс ценообразования должны непосредственно таксопарки. Основные требования действующего законодательства для компаний, оказывающих таксомоторные услуги: обязательно работать с лицензией, когда отсутствует действующая лицензия минимальный штраф будет 50 000 руб. Для ИП он составит 100 000 руб., для коммерческих юридических организаций 400 000 соответственно. Повторное нарушение данного требования влечет за собой конфискацию автомобиля.
Предпринимателям федеральный закон о такси 2021 предписывает условия, согласно которым вести деятельность разрешается не только имея собственный транспорт, но и используя арендованный автомобиль, машину, оформленную в лизинг. Неизменным остается требование о водительском стаже от трех лет. ТО автомобиля нужно проходить с той же регулярностью, что и при владении личным транспортным средством. Также для допуска к работе необходимо соблюсти следующие требования:
- оформление кузова (оно регламентируется местными компетентными органами, может предусматривать различные варианты)
- установка таксометра
- специальная лампа на крыше (фирменный треугольник с подсветкой и надписью
Принят закон о такси 2021, и теперь, если хотя бы одно из требований не соблюдено, то штраф составляет для водителей 3 000 рублей, для должностных лиц 10 000 и для коммерческих юридических фирм 50000 руб. Когда водитель не имеет при себе лицензии, дополнительный штраф составит ещё 5 000 руб. Также обязательна отчётность перед потребителем в виде квитанции или чека. Их отсутствие подразумевают штраф от 1 000 до 30 000 рублей (для юридических лиц).
Уровень штрафов за отсутствие лицензии
Работа таксистом без соответствующих документов является нарушением закона, что влечет за собой штрафные санкции. Эта мера предусмотрена для всех видов предпринимательской деятельности, нуждающихся в лицензировании. Размер штрафа может составлять сумму в размере от пяти до тридцати тысяч рублей. Важно отметить, что отсутствие лицензии в автомобиле рассматривается как работа без разрешительных документов. Именно поэтому специалисты, рекомендуют хранить этот документ в автомобиле.
Важно понимать, что контролирующие органы могут использовать не только финансовые штрафы, но и более жесткие санкции. Довольно часто, отсутствие разрешительных документов приводит к конфискации транспортного средства. Помимо этого, водитель может быть лишен прав на срок общей продолжительностью более шести месяцев. Наличие лицензии позволяет минимизировать риск возникновения подобных ситуаций и разрешить все конфликты со службами контроля.
Получение лицензии на такси обязательно как для юридических лиц, так и для водителей-частников, которые занимаются перевозками на легковых такси. При этом лицензированная деятельность таксиста вообще исключает определение частника как физического лица, подрабатывающего таксованием.
]Дело в том, что человек, работающий таксистом на себя и не связанный трудовыми правоотношениями с какой-либо службой такси, всё равно должен пойти и зарегистрировать ИП. По этой причине лицензирование в среде таксистов-одиночек и сейчас, спустя три года с момента вступления в силу новых поправок, остаётся довольно непопулярным делом.
Не понадобится оформление лицензии на такси либо тем водителям, которые занимаются перевозками пассажиров количеством более 8 человек по регулярным маршрутам (об этом подробнее в следующем разделе) либо лицам, вообще не связанным с коммерческими перевозками людей.
Лицензию не выдадут, если очевидно, что заявитель не может обеспечить безукоризненное выполнение хотя бы одного из перечисленных выше требований к самой организации (или ИП) или обслуживанию автомобильного парка. То есть если, например, нет договора с медицинским учреждением, проводящим обязательный медосмотр, нет достаточного для размещения автомобилей помещения, а сами они не оборудованы всем необходимым (таксометром, опознавательным фонарём и т.д.).
Кроме того, лицензия на такси может быть отозвана. Это происходит в случаях, если будут выявлены названные нарушения, или же водители осуществляют перевозку пассажиров вне пределов того региона, в котором выдана лицензия. Последнее обстоятельство требует дополнительного пояснения.
Дело в том, что водители такси не имеют права перевозить людей вне пределов субъекта РФ, на территории которого работают. Допустимо это только в одном виде: если пункт отбытия находится на территории данного субъекта, а пункт назначения — на территории другого.
То есть водитель может забрать своего пассажира дома, отвезти его в соседний регион и вернуться. А вот сажать в машину пассажира не на своей территории запрещено. Правда, бывают исключения. Например, такси, приписанные к Москве, могут развозить людей и на территории Московской области, и наоборот.
Часто задаваемые вопросы
Вот несколько часто задаваемых вопросов по поводу ликвидации лицензии на частный извоз.
Вопрос: Я переехал жить в другой населенный пункт в пределах того же региона и мне далеко ехать в областное управление транспорта. Как я еще могу аннулировать лицензию?
Ответ: Это можно сделать, посетив ближайшее отделение МФЦ в вашем городе.
Вопрос: Я ликвидировал ИП, а разрешение на перевозки пока не закрывал. Сделает ли за меня это налоговая?
Ответ: Далеко не факт. ФНС обязана направить в лицензионный орган сообщение о том, что вы больше не являетесь ИП, но такого может не произойти. Лучше инициировать процедуру самостоятельно.
Вопрос: Являюсь предпринимателем. Хотел закрыть ИП и аннулировать лицензию на такси, но мне отказала как налоговая, так и областной департамент транспорта, сославшись на то, что у меня задолженность по выплате страховых взносов. Законно ли мне отказали?
Ответ: Нет, незаконно. ФНС обязана снять предпринимателя с регистрации, а областное управление транспорта аннулировать его лицензию по его заявлению. Все неоплаченные взносы в дальнейшем взыскивают через суд, на прекращение деятельности они никак не влияют. Жалуйтесь в вышестоящие органы или прокуратуру.
Вопрос: За получение лицензии требуется оплатить пошлину. Платят ли ее за аннулирование разрешения?
Ответ: Нет, эта процедура совершенно бесплатна.
Документы для аннулирования
Для осуществления аннулирования лицензии нужен следующий пакет документов:
- Заявление в стандартной форме, в котором вы будете информировать о своем решении отказаться от лицензии.
- Свидетельство о регистрации ИП, юридического лица.
- ИНН, налоговое уведомление.
- Паспорт либо другой документ, подтверждающий вашу личность.
- Документы на автомобиль. Обязательно проверьте, есть ли у вас сертификат регистрации автомобиля. Если вы не являетесь прямым владельцем автомобиля, вы должны иметь соответствующую доверенность. Если есть — укажите соглашение о том, что автомобиль можно арендовать.
- В случае, если вы решите не появляться в ГИБДД, а попросите третьих лиц — нужно будет написать доверенность.
Возможные проблемы и нюансы
Оформление отказа является более простой процедурой, чем получение разрешения. Поэтому наиболее частой причиной появления сложностей являются ошибки при заполнении заявления. Однако при приеме документов специалист транспортного комитета должен проверить заявление на правильность заполнения. При обнаружении ошибки документы приняты не будут.
Не стоит исключать, что путаница и задержка с аннулированием лицензии может возникнуть по вине сотрудников транспортного комитета, например, при получении разрешения через компанию-посредника. Важно на этапе подачи заявления получить копию с поставленной датой приема документов. При необоснованном отказе рекомендуется обратиться с жалобой вышестоящему руководству или попробовать решить конфликт в суде.
Требования агрегаторов для таксопарков
Мы собрали в таблицу требования, которые выдвигают ведущие агрегаторы на рынке такси к таксопаркам, которые хотят заключить с ними договор на обслуживание.
Яндекс такси | Uber | Gett | |
Требования к водителю | Возраст от 23 лет Гражданство РФ Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее владение русским языком Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена. | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании. | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена. |
Требования к автомобилю | Отечественный или иномарка Наличие четырех дверей или более Среднерыночная стоимость от 400 000 рублей Возраст не старше 10 лет (старше — только в исправном состоянии и при прохождении техосмотра) Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 10 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 5 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. |
Комиссия с заказов | До 20% | 20% | От 17% |
График выплат | Ежедневно | Ежедневно или еженедельно | Ежедневно или еженедельно |
География присутствия | Вся РФ, включая Крым. | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Омск, Уфа и еще 24 города. | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Калининград и еще 70 городов. |
Дополнительно | Бесплатное обучение водителей Спецпредложения для развития таксопарков Приложение — только для Android. | Распределение заказов не зависит от рейтинга. | Можно заранее планировать схемы. |
Итак, мы уже подсчитывали, сколько может заработать таксист-одиночка в среднем городе России — ок. 30 тыс. рублей. В городе миллионнике — примерно 45 тыс. рублей, в Москве, Петербурге — до 70 тыс. рублей.
Если исходит из этих цифр, то владелец таксопарка в 20 машин в среднем городе будет получать примерно 15 тыс. от одной машины в месяц, значит 300 тыс. от всего своего парка, в большом городе — 450 тыс. в месяц со всего автопарка, в Москве примерно 700 тыс. рублей.
Конечно, владельцы бизнеса находят возможности увеличивать свои доходы за счет рекламы и рекламных контрактов, сокращать расходы на топливо, переоборудовав автомобили на использование газа вместо бензина и тд. Но это индивидуальное решение для каждого владельца бизнеса.
Правовой акт, о котором идет речь, — это ФЗ № 69 от 21.04.2011 г. В нем содержатся нормы, регламентирующие деятельность компаний, которые предоставляют таксомоторные услуги. Фактически закон вступил в силу 1 сентября 2011 г. Многие юристы высоко оценили инициативу властей, полагая, что упорядочивание деятельности таксистов так или иначе обусловлено реалиями бизнеса.
Что было до принятия закона? Тогда таксисты работали согласно общим нормам, отражаемым в Правилах пассажирских перевозок. Которые, по признанию юристов, были не особенно строгими относительно такого аспекта, как придание этой деятельности официального статуса. Люди из профессионального отраслевого сообщества даже и не думали о том, как получить лицензию или иной разрешительный документ на ее осуществление. Но с введением нового закона ситуация изменилась.
В соответствии с принятым правовым актом оказывать услуги по перевозке пассажиров могут исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие выдаваемым властями разрешением, получившим название «лицензия». Хотя, как отмечают эксперты, данный термин в большей степени применим к другим видам деятельности (банковской, скажем).
Чтобы понять более точно, сколько стоит лицензия таксиста фактически (а не только с учетом расходов на оформление), позволим себе несколько углубиться в тему налогообложения. Итак, о каких аспектах идет речь?
Патент — особая схема налогообложения, применяемая в ограниченном количестве отраслей бизнеса, но таксомоторные перевозки в их число входят. Как мы уже сказали выше, сборы в ФНС исчисляются и уплачиваются в соответствии с устанавливаемыми в определенных правовых актах ставками. В частности, для Москвы стоимость патента в 2012 году составляла около 11 тыс. руб. При этом ее можно уменьшить на сумму взносов в ПФР и ФСС (это около 20 тыс., как мы сказали выше), но не более чем наполовину. То есть, уплачивая сборы в государственные фонды, московский таксист-предприниматель, если брать цифры, актуальные для 2012 года, был должен нести расходы в сумме около 25 тыс. 500 руб.
Однако в 2013 году финансовые условия стали жестче. Стоимость патента, во-первых, выросла до 18 тыс. руб. Кроме того, в НК РФ были внесены поправки, исключившие возможность компенсации 50 % от платежей в ФНС за счет отчислений в ПФР и ФСС. Кроме того, платежи в фонды выросли — с 20 тыс. руб. до 36. И сколько стоит лицензия на такси в соответствии с такой формулой? Получается, 54 тыс. Расчет, который, как справедливо замечают эксперты, устраивает очень немногих предпринимателей.
Рассмотрим несколько ситуаций из жизни, иллюстрирующих проблему.
Ситуация 1.
Вводная: Водитель по истечении пяти лет со дня получения разрешения на частный извоз не продлил его. Спустя некоторое время он решил прекратить «таксовать». Нужно аннулировать лицензию или она уже автоматически аннулирована в связи с истечением срока ее действия?
Решение ситуации: Ничего аннулировать не нужно, по истечении срока действия разрешения государственные органы все делают самостоятельно.
Ситуация 2.
Вводная: Таксист был оштрафован инспектором ГИБДД за то, что на его машине отсутствовали «шашечки». Вскоре он решил прекратить действие лицензии, однако засомневался: не сделал ли это региональный минтранс по своей инициативе из-за допущенного им нарушения. Нужно ли автовладельцу обращаться в лицензирующий орган в этой ситуации?
Решение ситуации: Да, нужно, ведь лицензию аннулируют только после двукратного нарушения (то есть повторного совершения проступка в течение двенадцати месяцев). В приведенной ситуации таксист нарушил закон только один раз. Поэтому разрешение остается в силе.