Россия не входит в Евросоюз и этому есть причины
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия не входит в Евросоюз и этому есть причины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
-
Европейский парламент.
-
Европейский совет.
-
Европейская комиссия.
-
Совет Европейского союза.
-
Суд Европейского союза.
-
Европейская счетная палата.
-
Европейский центральный банк.
Почему был создан Евросоюз?
Первый шаг к созданию Европейского Союза был сделан в 1951 году. Такие государства как Бельгия, Западная Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия подписали так называемый «Парижский договор» об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
Договор вступил в июле 1952 года. Его целью было объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. Но сверхзадачей было, конечно, устранение экономических противоречий между странами, разрешение которых ранее зачастую приводило к войнам.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году подписали «Римский договор» и учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС – общий рынок) и Евроатом.
Европейской сообщество постепенно расширялось, появлялись новые члены. В 1985 году было подписано Шенгенское соглашение, в 1999 введена единая европейская валюта.
Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав человека и человеческого достоинства. Функционирование ЕС обеспечивается 7 основными институтами:
- Европейский парламент.
- Европейский совет.
- Европейская комиссия.
- Совет Европейского Союза.
- Суд Европейского Союза.
- Европейский суд аудиторов.
- Европейский центральный банк.
Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны доминируют в союзе. К 2021 году, например, 4 страны — Германия, Франция, Италия и Великобритания — внесли более половины общего бюджета ЕС. Для сравнения, совокупная доля стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии — составила менее 1 процента. После Brexit ситуация начинает меняться.
Многие государства-члены ЕС получают значительные средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые намного превышают их первоначальные взносы. Таким образом, они теряют часть своего суверенитета и возможность влиять на важные решения в рамках Европейского Союза. На протяжении многих лет Германия была политическим и экономическим лидером ЕС.
Порядок вступления в ЕС
Вступление страны в Евросоюз, в первую очередь, происходит при соблюдении копенгагенских критериев. Они представляют собой выполнение демократических прав и свобод человека, принципов правового государства. В стране должна быть высокоразвитая рыночная экономика и признаваться правила и законы ЕС.
Государство-кандидат подаёт заявку в Еврокомиссию, затем в Европейский совет для рассмотрения. Обе организации должны дать положительное заключение. Соответствие копенгагенским критериям неоднократно проверяется на переговорах со страной-кандидатом.
Выдвигается много условий. Зачастую приходится менять законодательство, которое конфликтует с уже существующим в ЕС. Также заключается договор переходного периода, когда страна готовится войти в Евросоюз. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.
Нет никаких поправок о том, что в союз может вступить государство, расположенное исключительно в Европе. Но примеры Марокко и Израиля, когда принятие в ЕС возможно только исключая «полное членство», говорят об обратном.
Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования
Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).
С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.
Кандидаты в членство ЕС
№ | Страна | Столица | Дата подписания соглашения |
1. | Албания | Тирана | 2009г. |
2. | Алжир | Алжир | 2005г. |
3. | Босния и Герцеговина | Сараево | 2008г. |
4. | Грузия | Тбилиси | 2014г. |
5. | Египет | Каир | 2004г. |
6. | Израиль | Иерусалим | 2000г. |
7. | Иордания | Амман | 2002г. |
8. | Канада | Оттава | 2013г. |
9. | Ливан | Бейрут | 2006г. |
10. | Македония | Скопье | 2001г. |
11. | Марокко | Рабат | 2000г. |
12. | Молдавия | Кишинев | 2014г. |
13. | Мексика | Мехико | 2000г. |
14. | Сербия | Белград | 2011г. |
15. | Тунис | Тунис | 1998г. |
16 | Турция | Анкара | 1963г. |
17. | Украина | Киев | 2014г. |
18. | Черногория | Подгорица | 2010г. |
19. | Чили | Сантьяго | 2003г. |
20. | ЮАР | Претория | 2000г. |
История расширения Европейского союза
1957 год (6 стран): Бельгия, Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды, Франция.
1973 год (9 стран): присоединились: Великобритания, Дания, Ирландия.
1981 год (10 стран): присоединилась Греция.
1985 год: Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества.
1986 год (12 стран): присоединились Португалия и Испания.
1990 год: ГДР присоединилась к Западной Германии.
1995 год (15 стран): присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.
2004 год (25 стран): присоединились: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
2007 год (27 стран): присоединились Болгария и Румыния.
2013 год (28 стран): присоединислась Хорватия.
2020 год (27 стран): Великобритания выша из Евросоюза.
1951 год — Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)
1957 год — Римский договор и создании Европейских экономических сообществ (ЕЭС) и Евратома
1967 год — договор о слиянии в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома
1979 год — первые всенародные выборы в Европейский парламент
1985 год — подписание Шенгенского соглашения
1986 год — принятие «Единого европейского акта» — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС
1993 год — Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза
1999 год — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002)
2004 год — подписание Конституции ЕС (в силу не вступила)
2007 год — подписание договора о реформировании в Лиссабоне
Выживет ли Европа без российского газа?
Европа сможет пережить полную остановку газа из России, сообщают эксперты по энергетике из аналитического центра Брейгеля в Брюсселе. Правда, из-за некоторых тонкостей в транспортировке газа и в политических вопросах картина будет осложняться. Основные поставки газа в таком случае будут идти с Пиренейского полуострова, который является центром импортных терминалов СПГ. Однако трубопровод оттуда не рассчитан на большие объемы газа. Кроме того, газ на европейском рынке имеет разное качество, что в итоге заставляет использовать разную инфраструктуру.
В теории, Европа может нарастить поставки газа с западных терминалов СПГ, если вдруг резко лишится российского газа, а также из Норвегии и Северной Африки. Но и для этого нужна инфраструктура, которая слабо развита, так как ЕС долгое время полагался на российский газ.
Скорее всего, как это уже и обсуждается, Европа будет идти также по пути сокращения спроса на газ. Вероятно, очень скоро мы увидим нормированное потребление энергии, то есть частичное отключение заводов.
В долгосрочной перспективе Европе без российского газа будет очень сложно, но заменить поставки импортом из других стран возможно: по состоянию на 2021 год Норвегия, Азербайджан и Северная Африка имели резервные мощности. Правда, в таком случае газ для Европы будет очень дорогой.
ПОЛЕТОВ В РОССИЮ ИЗ ЕВРОПЫ НЕ ЖДУТ ВПЛОТЬ ДО 2029 ГОДА
Прогнозы Евроконтроля высоко ценятся и, как правило, являются одними из самых точных. В прогнозе, опубликованном в октябре, изложены три сценария: самый оптимистичный показывает восстановление европейской авиации до уровня 2019 года в 2023 году, а самый пессимистичный – восстановление после 2028 года, базовый – к 2025 году.
Все три сценария предполагают рост цен на энергоносители с косвенным эффектом на покупательную способность потребителей, что влияет на спрос на поездки.
Все три варианта также предполагают, что авиакомпании могут столкнуться с нехваткой персонала в 2023 году. Также все три сценария предполагают «полное восстановление» потоков дальнемагистральных перевозок в 2023 году и минимальные ограничения на поездки из-за COVID-19.
Согласно базовому сценарию, количество рейсов в ЕС в 2022 году составит 84% от уровня 2019 года, 92% – в 2023 году, 98% в 2024 году и 101% в 2025 году.
«Этим летом мы наблюдали высокий спрос, но он сдерживался как способностью сектора справиться с быстрым ростом, так и влиянием конфликта в Украине. Мы с оптимизмом смотрим на восстановление трафика примерно до 92% от уровня 2019 года в следующем году, но все еще существуют значительные риски снижения, которые могут повлиять на восстановление», – говорится в прогнозе Eurocontrol.
В базовом сценарии Eurocontrol сообщается, что к концу окна прогноза трафика в 2028 году возврата к обычным маршрутам через российское или украинское воздушное пространство не произойдет.
«Ограничения воздушного пространства, связанные с событиями на Украине, также распространяются на Белоруссию и Молдову, что привело к сокращению полетов над Балтийским регионом, скандинавскими государствами и Польшей», – констатируют в Евроконтроле.
Последние изменения в порядке мобилизации
- Гражданам, мобилизованным ошибочно и вернувшимся домой, выплатят пособия за период службы.
- Мэр Москвы С. Собянин заявил, что семьям солдат будут помогать материально, психологически и юридически.
- Женам призывников обещали помочь в трудоустройстве.
- Мобилизованные предприниматели получат кредитные каникулы.
- Представители коммунистической партии предложили законодательно закрепить бронь для докторов и кандидатов наук.
- 31 октября 2022 года в Министерстве обороны сообщили о полном завершении всех мероприятий, проводимых в рамках призыва мужчин по частичной мобилизации, включая выдачу повесток.
Постсоветский исторический период
Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.
Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?
Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.
Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов.
Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого «общеевропейского дома»
Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.
Кандидаты на членство в ЕС
Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.
Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.
Быстрый рост членства
После Маастрихтского договора все больше и больше членов, включая ряд бывших контролируемых коммунистами стран, присоединялись к Европейскому Сообществу, что стало возможным благодаря усилению либерализации политики и стандартов, регулирующих такие новые вступления.
Австрия, Финляндия и Швеция присоединились в начале 1995 года, и в мае 2004 года последовала беспрецедентная волна из 10 дополнительных участников.
Еще недавно Европейский Союз (по сути, термин, используемый для описания нынешнего Европейского сообщества) добавил к в нее входят Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013 году.