Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право
Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.
Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.
Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!
Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором
При проведении в отношении Вас проверки имеете право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
- обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
- на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.
За что предусмотрена административная ответственность
Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:
- 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
- 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
- частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
- частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
- 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
- 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
- 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
- 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
- частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
- частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
- 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
- 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
- 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
- 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
- частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.
Проверки пожарной безопасности
Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.
Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.
Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.
Из документов подготовьте:
- Организационные: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, приказ о назначении генерального директора организации, протокол о выборе способа управления многоквартирным домом, договор управления, технический паспорт.
- Подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
- приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
- приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
- приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
- приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
- график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
- журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
- удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
- приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
- декларацию пожарной безопасности;
- исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
- протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
- протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
- журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.
Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.
После проверки документов инспектор отправится в многоквартирный дом. Там он обратит внимание на наличие:
- табличек с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц;
- специальных знаков, которые обозначают отведённые для курения места;
- знаков, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности;
- незаконных перепланировок общего имущества;
Также инспектор проверит:
- эксплуатацию чердачных и подвальных помещений;
- состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
- состояние системы оповещения людей при пожаре;
- использование горючих материалов при отделке путей эвакуации.
В итоге: что делать, чтобы пожарный инспектор не оштрафовал
- Заранее проверить на сайте регионального МЧС, назначена ли в текущем году плановая проверка.
- Назначить и обучить ответственного. Издать приказы, завести журналы, провести инструктажи, выполнить все остальные требования пожбезопасности.
- Позвать аудитора, провести независимую оценку пожарного риска, получить и выполнить рекомендации. А потом получить заключение, что всё в порядке.
- Дождаться проверки. Позвать юриста и ответственного за пожбезопасность. Не препятствовать инспектору и постараться пройти проверку без претензий.
- Если составили акт — попытаться найти процессуальные нарушения в действиях инспектора или документах и оспорить результаты проверки.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Обязанности должностного лица, осуществляющего проверку
Вся деятельность инспектирующего должна соответствовать законодательным нормам РФ. Действия, осуществляемые им в ходе контрольных мероприятий, регламентируются следующими правилами:
- выявлять и предупреждать возникновение нарушений;
- соблюдать действующее законодательство РФ;
- в случае выявления соответствующих нарушений принимать меры к привлечению ответственных лиц;
- не допускать нарушения прав должностных лиц и сотрудников проверяемых предприятий;
- все проверки осуществляются в соответствии с распоряжением;
- все контрольно-проверочные действия осуществлять только в рабочее время;
- не создавать препятствия для присутствия должностных лиц компании на проверке;
- прибыв в проверяемую организацию, предъявить предписание и служебное удостоверение;
- по требованию предоставлять для ознакомления должностным лицам проверяемой организации информацию о проверке и знакомить с ее результатами;
- при подготовке итогового акта соизмерять степень вины должностных лиц и тяжесть нарушения;
- в случае обращения разъяснять требования пожарной безопасности и давать советы по оптимальному варианту организации противопожарной обороны;
- соблюдать определенные законодательством сроки проведения контрольного мероприятия;
- в случае обжалования выводов проверки доказывать правоту заключений, сделанных в ходе контрольных действий;
- при обращении должностных лиц проверяемой компании ознакомить их с нормами Административного регламента;
- истребовать только те документы и данные, необходимость изучения которых напрямую затрагивает инспектируемые аспекты деятельности.
Основные вопросы, проверяемые в ходе инспекции
Круг вопросов, затрагиваемых проверкой достаточно широк. В их число может войти любой аспект противопожарной безопасности, затрагивающий деятельность предприятия. Среди них:
1. В какой мере выполняются мероприятия по осуществлению требований пожарной безопасности.
2. Имеются ли на предприятии средства индивидуального спасения, в каком состоянии они находятся. Также изучается наличие и степень пригодности выходов и путей эвакуации.
3. Общее состояние сооружений предприятия, технологического оборудования, инфраструктуры. Изучается, насколько они соответствуют требованиям противопожарных норм и безопасны.
4. Оценивается подготовка персонала компании к действиям в случае пожара.
5. Насколько работоспособна система пожарной безопасности, ее наличие и насколько монтаж соответствует существующим нормам. В число защитных комплексов входят:
- системы автоматического пожаротушения;
- различное электрооборудование, связанное с обеспечением безопасности;
- огнезащитные приборы;
- системы оповещения, управления эвакуационными потоками, дымоудаления, АПС, вспомогательное электрооборудование противопожарного назначения;
- пожарные лестницы различного размещения, вещества, предназначенные для огнетушения, состав заполнения преград на пути распространения огня.
Эти вопросы в значительной мере затрагивают технические аспекты, проверяемые в ходе инспекции. Проверкой будет охвачено и направление, касающееся соблюдения норм Технического регламента. В нем изложены основные требования пожарной безопасности объектов.
Следует помнить, что если проверяемый объект был принят в эксплуатацию до 1.05.2009 года, то требования к нему будут отличаться от тех сооружений, что были сданы позже. В эту группу войдут и объекты, проектная документация которых была представлена на экспертизу до этого срока. Причиной тому является вступление в силу с 1.05.2009 года норм Технического регламента.
Для предприятий, относящихся к более ранней группе, в ходе проверки учитываются требования следующих документов:
- пакет законодательных актов, применявшихся до вступления в силу Технического регламента;
- статьи из Технического регламента №№ 64; 82 часть 1; 83 часть 7; 84 часть 12; 97 части 1.1 и 1.2;
- правила режима пожарной безопасности в РФ.
Для объектов, введенных в действие после принятия Технического регламента, за основу берутся следующие документы:
- все нормы Технического регламента, введенные в действие с 1.05.2009 года;
- действующие правила противопожарного режима на территории России.
Подготовка к проверке по пожарной безопасности начинается с пересмотра предписаний по предыдущему контролю. Чаще всего инспекторы выявляют нарушения:
- Неисправность сигнализации и системы оповещения. Отсутствие договора на их обслуживание.
- Размещение производственных мощностей в помещениях, предназначенных для хознужд.
- Отделку путей эвакуации горючими материалами.
- Загромождение путей эвакуации и лестничных пролетов.
- Отсутствие огнезащитного покрытия несущих конструкций и кровли.
- Игнорирование плановых испытаний пожарных лестниц.
- Незаконную перепланировку здания.
- Отсутствие установленных мест для курения.
- Открытые приборы освещения.
- Отсутствие подъезда и проезда для автомобилей МЧС.
- Неисправность и некомплект системы внутреннего водопровода.
- Отсутствие или неправильное ведение документации по пожарной безопасности на предприятии.
- Отсутствие специального образования у лица, отвечающего за пожарную безопасность.
Кто имеет право проводить проверки?
Проведением проверок занимается Отделы надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДПР) МЧС РФ. ОНД может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.
ОНДПР обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.
Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся:
- истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
На каких основаниях могут проверить?
Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).
ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.
В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:
- ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).
ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Что должен знать руководитель о проверках пожарной инспекции ?
Проверки инспектора МЧС могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием для внеплановой проверки МЧС может стать истечение срока исполнения выданного ранее предписания МЧС, поступление в органы МЧС информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).