Доходы арендодателя на УСН при получении коммуналки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доходы арендодателя на УСН при получении коммуналки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сумма компенсации расходов на ЖКХ в рамках бухучета не признается доходами организации. Объясняется это тем, что поступление этих средств в бюджет арендодателя не приводит к экономическим выводам (пункт 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель – это лишь переходное звено между арендатором и организациями, предоставляющими коммунальные услуги.

Если арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя

Как мы отметили выше, при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг некоторые налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор» могут возникнуть и в случаях, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя.

Возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг, которая не зависит от их фактического использования (потребления) и фактического использования арендуемого объекта (т.е. это коммунальные ресурсы и услуги без фиксирования по приборам учета (счетчикам)), влечет возникновение у физического лица (арендодателя) облагаемого НДФЛ дохода (см.: Письма Минфина России от 29.04.2019 № 03-04-07/31733, от 23.03.2018 № 03-04-05/18556, от 12.11.2013 № 03-04-06/48313, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17011, от 17.04.2013 № 03-04-06/12985, от 07.09.2012 № 03-04-06/8-272, от 03.05.2012 № 03-04-05/3-587, от 16.12.2011 № 03-04-05/3-1050, от 24.12.2008 № 03-04-05-01/470, от 05.12.2008 № 03-11-04/2/191, от 09.07.2007 № 03-04-06-01/220, от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194, от 14.11.2007 № 03-04-05-01/366 и др.). Но оплату коммунальных ресурсов (услуг) их поставщику физическое лицо (арендодатель) без статуса индивидуального предпринимателя не может учесть при определении налоговой базы по НДФЛ (поскольку гл. 23 НК РФ этого не предусматривает). Появляются налоговые «потери».

Соответственно, возникает вопрос: применим ли рассмотренный выше вариант с агентским договором в ситуации, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя?

На первый взгляд, принципиальной разницы с арендодателем на УСН нет и, соответственно, вроде бы можно и в указанной ситуации использовать вариант с агентским договором (при котором получаемые и ретранслируемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являлись бы налогооблагаемым доходом агента, а доходом признавалось бы только агентское вознаграждение).

Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.

В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.

Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, ­регламентирующей расходы.

Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме ­налогообложения, необходимо его учитывать.

Коммунальную обязанность – в арендный договор

Практика показывает, что самым выгодным в плане налогообложения является способ, при котором коммунальные расходы включают в сумму арендной платы. В этом случае все поступления от арендатора (в том числе по коммуналке) можно расценивать как расчет за услуги по сдаче помещения в аренду. Со всеми вытекающими благоприятными налоговыми последствиями. Главное – не упустить из виду специфику арендных отношений при составлении договора.

Как известно, реальная стоимость ежемесячных затрат на коммуналку – величина переменная, поскольку объемы потребляемых арендатором услуг из месяца в месяц будут разными. В то же время размер арендной платы можно изменять по соглашению сторон не чаще одного раза в год. Таково требование гражданского законодательства (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Тем не менее выход из данной ситуации есть. Правда, для этого необходимо, чтобы собственник недвижимости пошел навстречу арендатору и согласился соответствующим образом оформить арендные отношения.

Арендную плату в договоре нужно установить в двух частях – основной и дополнительной. Первая из них будет представлять собой фиксированную величину ежемесячной платы непосредственно за пользование помещением. А вторая, переменная, отразит стоимость реально потребленных арендатором коммунальных услуг. Заметим, что нарушения законодательных норм не произойдет, если в договоре будет описан единый постоянный алгоритм расчета стоимости каждой из услуг за месяц (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). При этом в контракте желательно также указать стоимость единицы измерения каждой компенсируемой коммунальной услуги. Либо сделать ссылку на документы, которые содержат соответствующие тарифы.

По итогам каждого месяца арендодатель будет выставлять арендатору счета на оплату аренды с разбивкой на две части: основную и дополнительную. Причем упоминание в счетах о затратах на коммунальные услуги недопустимо. При выполнении указанных условий ничто не помешает арендатору без опаски учесть коммунальные затраты в составе арендной платы и – как следствие – прочих расходов. Следует заметить, что и НДС-вычет по таким издержкам будет абсолютно законен (конечно, при условии, что арендодатель выставит счет-фактуру на обе части арендной платы).

Возмещение коммунальных расходов не включено в арендную плату

Достаточно распространена ситуация, когда коммунальные услуги не включаются в арендную плату, то есть когда арендная плата является постоянной величиной, а расходы на коммунальные услуги компенсируются арендатором отдельно. Причем компенсация может производиться как на основании отдельного положения в договоре аренды, так и согласно самостоятельному договору. Ежемесячно сумму возмещения коммунальных расходов арендодатель может отражать в специальном акте (либо в акте на предоставление услуг по аренде), выставляемом арендатору в соответствии со счетами снабжающих организаций. Порядок оформления документов необходимо указать в договоре.

Читайте также:  Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Разберемся, каким образом исчисляется НДС сторонами при таком способе компенсации коммунальных услуг.

Позиция арбитражных судов

Правомерность применения арендатором вычета «входного» НДС по коммунальным услугам, даже если сумма компенсации не включена в арендную плату, подтверждают и арбитражные суды.

Положительная арбитражная практика сложилась после выхода постановлений ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 и от 10.03.2009 № 6219/08. Кстати, данными судебными решениями руководствовалась и ФНС России в пункте 1 письма № ШС-22-3/86@.

В ситуации, разбиравшейся в первом судебном решении, возмещение коммунальных услуг было предусмотрено договором аренды помимо арендной платы, во второй ситуации между арендатором и арендодателем был подписан отдельный договор, в котором предусматривалась оплата потребленной энергии (а также вознаграждение за аренду предоставленных электрических сетей, приборов и установок).

Арендодатели перевыставляли арендатору счета-фактуры, предъявленные снабжающими организациями, в которых суммы НДС были выделены отдельной строкой. Рассчитывались с поставщиками коммунальных услуг арендодатели. На основании данных счетов-фактур арендаторы принимали к вычету «входной» НДС по коммунальным услугам.

Налоговики признали неправомерными налоговые вычеты арендаторов в части «входного» НДС, относящегося к коммунальным платежам, так как арендодатели не вправе были выставлять счета-фактуры на коммунальные услуги. По мнению инспекторов, поскольку имеет место возмещение услуг (а не реализация), данные расходы не имеют отношения к арендным платежам и не облагаются НДС. К тому же арендодатели не являлись снабжающими организациями и не они фактически поставляли ресурсы арендаторам.

Высший арбитражный суд РФ в обоих рассматриваемых постановлениях принял сторону налогоплательщиков. По мнению суда, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде (которые по общему правилу признаются облагаемыми налогом на добавленную стоимость операциями) и по сути возмещение коммунальных платежей является переменной частью арендной платы. Поэтому арендаторы имели полное право заявить к вычету сумму «входного» НДС по коммунальным платежам, которые по условиям договора не включены в арендную плату.

После выхода указанных постановлений суды в регионах придерживаются позиции ВАС РФ. Примеры судебных решений в пользу вычетов у арендатора сумм налога на добавленную стоимость по коммунальным расходам, возмещаемым помимо арендной платы, — постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 № А17-7511/20085, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 № А45-8185/2009, ФАС Московского округа от 12.10.2010 № КА-А40/11806-10, от 16.12.2009 № КА-А40/14059-09, ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 № А56-44025/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 № А32-24396/2007-12/363-2009-58/218, от 20.11.2009 № А53-6624/2008, ФАС Центрального округа от 03.09.2009 № А09-12322/2008 и др.

Департамент общего аудита по вопросу перевыставления коммунальных платежей по договору субаренды

Ответ Как следует из представленной Вами информации и документов Ваша организация (Арендатор) с согласия Арендодателя сдает в субаренду нежилые помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду

(поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Расходы при налоге УСН

При определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщики учитывают арендные платежи за арендуемое имущество и материальные расходы. Данные расходы учитываются в момент их оплаты . Таким образом, расходы по оплате арендных и коммунальных платежей должны отражаться в графе 5 Книги учета доходов и расходов за 2020 год.

Кроме того, ряд расходов, поименованных в пункте 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, можно признать при расчете единого налога только при выполнении требований, предусмотренных для них главой 25 Налогового кодекса РФ. Такой порядок установлен для:

  • материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они принимаются к учету по тем же правилам, что установлены для учета материальных расходов при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, ст. 254 НК РФ). Исключение составляет дата признания таких расходов: налоговую базу по единому налогу они уменьшают сразу после оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
  • расходов на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти затраты принимаются к учету в порядке, установленном для признания расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ). О включении в состав расходов больничных пособий, выплаченных за счет страховых взносов в ФСС России, см. Как учесть при налогообложении выплату больничного пособия. Организация применяет специальный налоговый режим;
  • расходов на обязательное страхование сотрудников , имущества и ответственности (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они принимаются к учету по правилам, установленным в статье 263 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В частности, с 2012 года расходы на обязательное страхование гражданской ответственности могут учитывать организации – владельцы опасных объектов, перечень которых приведен в статье 5 Закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ (письмо Минфина России от 12 марта 2012 г. № 03-11-06/2/41);
  • расходов, поименованных в подпунктах 10–21 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Они признаются в налоговой базе по правилам, установленным статьей 264 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
  • процентов по предоставленным кредитам и займам , а также расходов, связанных с оплатой услуг банков (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие затраты включаются в расчет налоговой базы в порядке, предусмотренном статьями 264, 265 и 269 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

УЧЕТ В РАСХОДАХ ПРИ УСН ЗАТРАТ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Разделы: УСН. Определение и признание расходов

Вопрос:
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), осуществляет коммунальные платежи по нежилому помещению: горячее и холодное водоснабжение, отопление, вывоз мусора. Вправе ли организация учесть указанные платежи в расходах?
Ответ:
Перечень расходов, на которые налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшить полученные ей доходы, установлен п. 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (НК).
При этом расходы на оплату коммунальных услуг не предусмотрены указанной статьей.
Однако пп. 5 п. 1 статьи 346.16 НК налогоплательщик может учесть при расчете налоговой базы по единому налогу материальные расходы. Согласно п. 2 статьи 346.16 НК материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 НК.
В соответствии с пп. 5 п. 1 статьи 254 НК к материальным расходам, в частности, относятся расходы на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
Таким образом, организация может учесть в расходах затраты на горячее и холодное водоснабжение и на отопление.
Учтите, что согласно п. 2 статьи 346.16 НК расходы применяются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 статьи 252 НК, одним из которых является обязательное документальное подтверждение расходов. Кроме того, на основании п. 2 статьи 346.17 НК расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты налогоплательщиком.
Затраты на вывоз мусора не входят в установленный в статье 346.16 НК перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога. Поэтому, полагаем, что указанные расходы не могут уменьшить налоговую базу по единому налогу.

Возмещение коммунальных услуг по агентскому договору.

(МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 05.12.12 N 03-11-06/2/142):

Вопрос: ООО применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». Основной вид деятельности — сдача в аренду помещений для размещения магазинов, ресторанов. Договорами аренды предусмотрена обязанность арендаторов оплачивать арендную плату и возмещать коммунальные расходы, включающие оплату потребленной электроэнергии, воды, теплоснабжения.

Договоры на поставку коммунальных услуг заключены с ООО.

Включается ли сумма возмещенных коммунальных платежей в доход, учитываемый при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Если с арендаторами будут заключены агентские договоры на поставку коммунальных услуг, какая сумма будет учитываться в доходах: стоимость коммунальных платежей и сумма агентского вознаграждения или только сумма агентского вознаграждения? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам определения доходов налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии сост. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что суммы возмещения стоимости потребленных электроэнергии и отопления, поступающие арендодателю от арендатора, в ст. 251 Кодекса не предусмотрены, указанные суммы возмещения учитываются налогоплательщиком-арендодателем в доходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В аналогичном порядке в целях налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются суммы возмещения стоимости потребленных электроэнергии и отопления, поступающие налогоплательщику от третьих лиц.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 «Комиссия» ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН.

Лизинговые платежи при УСН

Если фирма не имеет возможности приобрести дорогостоящее имущество (например, технику), можно взять его в финансовую аренду. Для фирм, нуждающихся в хорошем техническом оснащении, договор лизинга — очень выгодный вариант. Во-первых, лизинговое имущество получить проще, чем банковский кредит. Во-вторых, платить лизингодателю можно, уже запустив оборудование в эксплуатацию и заработав на нем определенные средства.

По договору лизинга (финансовой аренды) одна сторона (лизингодатель) покупает имущество и передает другой стороне (лизингополучателю) в аренду. По договору лизинга передавать можно любое имущество, кроме природных объектов, а лизингодатель не вправе использовать лизинговое имущество для личных целей.

Договор заключается в письменной форме. В нем лизингополучатель обычно определяет как предмет договора (какой марки, фирмы, страны-изготовителя должна быть требуемая вещь), так и поставщика (где лизингодателю ее приобретать) и с ним снимает все спорные моменты. Но в некоторых случаях стороны соглашаются, что выбирать будет лизингодатель, и тогда лизингополучатель вправе обращаться со своими претензиями уже и к поставщику, и к лизингодателю.

При покупке имущества лизингодатель должен уведомить продавца о том, что оно предназначается для лизинга.

Читайте также:  Имеют ли право приставы снимать 100% средств у мамы в декретном отпуске?

Как правило, если иное не предусмотрено договором, лизингополучатель получает имущество непосредственно от поставщика.

УСН: учет средств, полученных от арендаторов на оплату коммунальных услуг

Большинство предпринимателей, сдающих помещения в аренду, применяют упрощенную систему налогообложения с объектом «доход». Это вполне объяснимо, ведь в данном случае бизнесмены практически не несут никаких расходов, а доход облагается по ставке 6 процентов. Тем не менее предприниматели, как собственники помещений, несут коммунальные расходы. Вполне логично, что арендаторы по условиям договора возмещают указанные расходы.

По своей сути возмещаемые суммы не являются доходами арендодателя, поскольку в дальнейшем он перечисляет их энергоснабжающим организациям. Однако согласно пункту 1 статьи 346.17 Налогового кодекса, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны учитывать указанные суммы в составе налогооблагаемых доходов.

Такое положение дел не сказывается негативно на бизнесменах, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы». Поскольку они отражают полученную от арендатора компенсацию в составе доходов, а после перечисления денег за коммунальные расходы включают их в расходы.

Сложнее обстоят дела для тех, кто применяет УСН с объектом «доходы». Они обязаны эти суммы учитывать в доходах, но по определению у них не может быть никаких расходов. Таким образом, увеличивается налогооблагаемая база на сумму денег, которую они фактически просто перечисляют поставщикам коммунальных услуг, не создавая какой-либо дополнительной стоимости. В связи с этим между бизнесом и налоговыми органами долгое время шла жесткая полемика по данному вопросу, которая чаще всего заканчивалась в суде.

Комментируемое письмо не стало исключением. В нем специалисты финансового министерства сделали вывод, что суммы платежей арендаторов за коммунальные услуги должны увеличивать налогооблагаемую базу по единому налогу по упрощенной системе налогообложения с объектом «доход». Аналогичное мнение официальные органы выражали и ранее (письма Минфина России от 24.10.2011 № 03-11-06/2/145, ФНС России от 05.12.2006 № 02-6-10/216, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 20-14/2/120232).

Подобная позиция ставит предпринимателей на УСН (6 процентов) в менее выгодные условия ведения бизнеса, по сравнению с другими спецрежимниками. С другой стороны, эта категория налогоплательщиков облагает свои доходы по меньшей ставке — 6 процентов.

ВАС поставил точку

Как уже упоминалось, споры между предпринимателями и налоговыми инспекторами по данной проблеме нередко заканчивались в суде. При этом арбитры по данному вопросу не имели четкого единого мнения. Так можно встретить судебные решения, в которых сумма возмещения коммунальных платежей не должна включаться в доходы арендодателя (постановления ФАС Уральского округа от 04.08.2009 № Ф09-4747/09-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2008 № А39-362/2007).

Однако в этом извечном споре, похоже, была поставлена точка в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 12.07.2011 № 9149/10. Сразу отметим, что арбитры разделили мнение Минфина и ФНС России и встали на защиту позиции ведомств.

Как отметили высшие арбитры, полученные предпринимателем денежные средства за предоставленные коммунальные услуги являются его доходом от сдачи имущества в аренду, который подлежит отражению в налоговом учете и включению в объект налогообложения .

Таким образом, теперь предпринимателям будет крайне сложно, а то и вовсе невозможно отстоять свое мнение в суде, поскольку позиция ВАС является определяющей при рассмотрении подобных дел.

Спасение в посредничестве

Раз уж так произошло, что бизнес не нашел поддержки в Высшем суде, то ничего не остается, кроме как искать пути оптимизации налогообложения. Одним из методов снизить налоговую нагрузку является заключение с арендаторами посреднических договоров (агентских или договоров комиссии).

По условиям указанных договоров арендодатель по поручению арендатора закупает коммунальные услуги за символическое вознаграждение. А, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, арендодатель будет учитывать в составе облагаемых доходов только сумму агентского вознаграждения. Данный вывод следует из письма Минфина России от 14.04.2011 № 03-11-06/2/55.

Единственное предостережение: агентский договор не должен быть заключен позже, чем агент (арендодатель) заключит договор с поставщиками коммунальных услуг. Поскольку при таких условиях у налоговых органов появляется веский аргумент для признания подобных посреднических отношений неправомерными. Ведь, согласно пункту 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85, сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. То есть сделка, совершенная до установления посреднических отношений, не признается заключенной. На это неоднократно обращалось внимание в письмах Минфина России от 10.02.2009 № 03-11-06/2/24, от 26.01.2009 № 03-11-09/18.

Подача заполненной декларации должна осуществляться ответственным лицом не позднее конца марта года, следующего за отчётным, согласно ч. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ.

При ликвидации жилищного товарищества необходимо представить в налоговую службу отчётную закрывающую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем ликвидации жилищной структуры (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Дата сдачи внутренних отчётов жилтоварищества определяется уставом и общим собранием жильцов-членов организации, как правило, такие отчёты представляются в начале января или конце декабря на ежегодном собрании владельцев недвижимости.

Итак, упрощённая система начисления налогов может уменьшить расходы жилтоварищества на налогообложение при условии, что организация жильцов достаточно большая и большинство жителей домов, вверенных ТСЖ, являются его членами. При наличии значительных задолженностей жителей (более 10% от активов) в жилищной структуре лучше использовать общую систему расчётов.

Учет коммунальных платежей у арендодателя, когда платежи не входят в арендную плату

Важно! Средства, переданные арендодателю арендатором в качестве возмещения расходов по оплате коммунальных услуг не будут включаться в доходы арендодателя. В некоторых случаях за посредничество арендатор выплачивает арендодателю вознаграждение — эта сумма является доходом.

Если имеет место выплата вознаграждения за посредничество арендодателя между фирмой и коммунальной службой, бухгалтер арендодателя делает проводки:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Принято вознаграждение от арендатора 76

90/1

Начислен НДС с суммы вознаграждения

90 68
Получено вознаграждение 51

76


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *