Тунеядство в СССР. Закон и последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тунеядство в СССР. Закон и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец» возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.
С 1941 мужчины и женщины в СССР вынуждены были платить налог на бездетность. Причем мужчины в детородном возрасте от 20 до 50 лет были в более невыгодном положении. Они облагались налогом при отсутствии у них детей, независимо от того, находились ли они в браке или нет. Женщины же в возрасте от 20 до 45 лет платили только в том случае, если были в бездетном браке.
Отчисления государству составляли 6% от заработной платы. Меньшую сумму нужно было платить тем, кто получал менее 91 руб. ежемесячно. Не облагался налогом на бездетность заработок в сумме менее 70 руб.
Начиная с 1949 года, годовая выплата государству составляла:
- для бездетных жителей сельской местности – 150 руб.;
- для семей с одним ребенком – 50 руб.;
- для родителей, воспитывающих двоих детей -25 руб. в год
Освобождались от налога:
- те, кто по состоянию здоровья не могли выносить/родить ребенка;
- родители, чьи дети погибли, пропали без вести на фронте.
Налогом также не облагались семьи, усыновившие или удочерившие ребенка.
Налог на бездетность был отменен с момента распада СССР. В России пытались его вернуть, но тщетно.
Действия властей приобрели ярко выраженную идеологическую направленность. Тунеядцев обвиняли во всех бедах и несчастьях страны.
В русском языке появился новый термин — аббревиатура БОРЗ, которая расшифровывалась как «без определённого рода занятий». Соответственно в обиход вошло слово «борзый», то есть не желающий работать.
При этом к тунеядцам и паразитам также относили тех, кто трудился на дому (к примеру, портних или сапожников). Их обвиняли и высмеивали. В магазинах и учреждениях висели агитационные плакаты типа «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги!» или «Серьги в уши, бровь дугой — пусть работает другой. Неужели вы, ребята, увлекаетесь такой?» (с изображением нарядно одетой и скучающей сельчанки на фоне колхозников, собирающих урожай).
Утверждение, что тунеядцы живут за счёт социалистического государства, было, как минимум, спорным — ведь никаких пособий по безработице в СССР не выдавали, так что «иждивенцы» могли существовать либо за счёт своих доходов, либо благодаря помощи родственников или друзей. Но идеологическая обработка населения приносила свои плоды. С тунеядцами активно боролись не только сотрудники правоохранительных органов, но и их добровольные помощники — причём последних было намного больше. Благодаря бесчисленным доносам бдительных граждан тех, кто уклонялся от официальной работы, в лучшем случае насильно трудоустраивали, а в худшем — высылали из крупных городов в отдалённую местность.
Аплодисменты рабочих рук
Указ об усилении борьбы с тунеядством и введение в Уголовный кодекс РСФСР соответствующей статьи 209 стали для властей надёжным рычагом давления на представителей современного искусства. Официально не работать могли только члены творческих союзов, куда принимали самых благонадёжных. Самодеятельным артистам, не прошедшим тарификацию и не имеющим концертной ставки, приходилось трудоустраиваться на стороне, чтобы не вступить в конфликт с законом. К примеру, в 1970-х годах уже получившие всесоюзную известность рок-исполнители официально работали отнюдь не по любимой специальности. Виктор Цой был кочегаром, Михаил (Майк) Науменко — сторожем, Александр Башлачёв — оператором котельной, Юрий Шевчук — дворником, Константин Кинчев — грузчиком, Пётр Мамонов — лифтёром и т.д.
Главным тунеядцем своего времени стал будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. 23-летний поэт не занимался политической деятельностью и до поры был известен лишь узкому кругу литераторов. На его судьбу повлиял нестандартный поступок: он помогал своему другу переправить рукопись последнего на Запад, о чём стало известно сотрудникам КГБ.
С Бродским расправились с помощью указа об усилении борьбы с тунеядцами.
29 ноября 1963 года газета «Вечерний Ленинград» опубликовала статью «Окололитературный трутень», подписанную Я. Лернером (отставным капитаном КГБ), М. Медведевым и А. Иониным. Авторы клеймили Бродского за «паразитический образ жизни» — поскольку поэт не был официально трудоустроен, не состоял в Союзе писателей и жил на нерегулярные литературные гонорары. Через несколько месяцев та же газета напечатала подборку писем читателей с настоятельными просьбами покарать тунеядца. В январе 1964 года Бродского арестовали и приговорили к максимально возможному наказанию — пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. В советских газетах писали: «Постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». Бродского сослали в деревню Норинская Архангельской области, где он трудился в местном совхозе. Благодаря заступничеству ряда известных писателей срок его ссылки сократили до полутора лет. После возвращения в Ленинград поэт по рекомендации Корнея Чуковского был принят в комитет переводчиков при Союзе писателей, это позволило избежать дальнейших обвинений в тунеядстве.
Что такое тунеядство: определение
Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая — «туне» — означает «бесплатно», «даром», а вторая — глагол «ясти» — означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».
Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.
Что такое тунеядство: определение
Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая — «туне» — означает «бесплатно», «даром», а вторая — глагол «ясти» — означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».
Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.
Гнать самогон без цели сбыта в наши дни не запрещено. А при советской власти это, невинное по нашим меркам занятие, было чревато крупными неприятностями. Статья 158 УК РСФСР за изготовление и хранение без цели сбыта самогона или самогонного аппарата грозила исправительными работами до шести месяцев или штрафом до 100 рублей. Если речь шла об изготовлении самогона с целью сбыта, то можно было сесть на срок до трех лет или отделаться штрафом до 300 рублей. Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви Гражданам СССР верить в Бога не возбранялось, но жизнь религиозных общин строго регламентировалась.
Так, статья 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещала принудительный сбор в пользу религиозных организаций и служителей культа, изготовление и распространение сообщений, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о культах и т.п. Наказание за это преступление – исправительные работы сроком до одного года и штраф до 50 рублей. Впрочем, верующие, живущие при храмах, принявшие постриг и занимающиеся трудничеством при монастырях, чаще карались за попрошайничество и тунеядство.
Инициативы для россиян
Идеи ввести обязательные платежи в бюджет для официально неработающих обсуждаются в России последние несколько лет. Так, в 2015 году у Федеральной службы по труду и занятости была идея «социального платежа», который должны оплачивать трудоспособные россияне, официально не работающие и не состоящие на учете как безработные. Аналогичную идею озвучивали и депутаты из Санкт-Петербурга.
Инициативы обосновывались тем, что из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет теряет ежегодно значительные финансовые ресурсы, что отражается на экономическом положении страны.
Следующие инициативы в России озвучивались в 2016 году – Министерство труда и социальной защиты РФ обсуждало введение сбора для трудоспособных лиц, которые официально не работают. Позднее с инициативой ввести административную и даже уголовную ответственность за «тунеядство» выступила член Совета Федерации Надежда Болтенко. Предложенные инициативы не нашли поддержки при дальнейшем обсуждении.
В 2017 году стало известно о продолжении работы над идеей налогообложения официально неработающих. Отмечалось также, что российское Правительство учитывает наработки белорусских властей.
Среди недавних инициатив стоит отметить недавнее предложение депутат Госдумы от «Единой России» Сергея Вострецова обязать неработающих граждан оплачивать социальные взносы. Это обосновывается тем, что такие граждане пользуются всеми государственными, медицинскими и иными услугами, получают льготы и преференции от государства.
Инициатива депутата была воспринята большинством политиков, экспертов и среди граждан негативно.
Одной из форм борьбы с неофициальной занятостью является уже принятый закон о налогообложении доходов самозанятых граждан. Этот налог введен в экспериментальном режиме пока в четырех субъектах РФ.
Эксперты отзываются о предложениях ввести налоги или сборы с неработающих в целом отрицательно:
- во-первых, налоговая нагрузка становится выше в силу повышения НДС с 2021 года (а НДС – налог, который платят все, в том числе и неработающие официально);
- во-вторых, в небольших городах вопрос занятости стоит достаточно остро – рабочих мест не хватает, а зарплаты низкие;
- в-третьих, эти меры повысят нагрузку на службу занятости, как было в Белоруссии. Также вырастут расходы на выплату пособий по безработице;
- в-четвертых, не учтены некоторые особенности: например, многочисленная армия домохозяек не имеет работы и доходов, и полностью обеспечивается супругами.
Что касается более радикальных инициатив наказания за отсутствие работы, стоит учесть нормы Конституции и Трудового кодекса: в России принудительный труд запрещен.
Кризис сильно отразился не только на уровне доходов граждан, но и на количестве отчислений налогов в казну государства. За последние 5 лет количество человек, занимающихся фрилансом, возросло в 5 раз. Все это привело к необходимости искать способы выведения самозанятых квалифицированных специалистов из сферы теневой экономики. Так был предложен на рассмотрение законопроект «о тунеядстве», дипломатично называемый Медведевым,- «законом об интеграции в систему платежей за соц.услуги граждан, ранее пользующихся, к примеру, бесплатными медицинской помощью, но не платящих за нее».
Для вступления законопроекта в силу потребуется переписать ст. 37 Конституции РФ, которая гласит, что труд в нашей стране добровольный, любой может выбрать себе занятие исходя из своих потребностей, навыков и умений. Специалисты считают, что данное законотворчество вернет в Россию эру крепостного права и фактически легализует рабство, что противоречит многим международным конвенциям и ряду статей в Трудовом кодексе РФ.
В соседней Беларуси такой закон действует, однако последствия его введения оказались неоднозначными.
Когда будет введен налог на тунеядство в России?
Новостные ленты массово приводят слова вице-премьера Российской Федерации Ольги Голодец о том, что вопрос о возможном введении в следующем году налога на тунеядство обсуждается на уровне Совета Федерации. Точной информации о том, будет ли налог на тунеядство и в какие сроки, в настоящее время нет. Законопроект по данному вопросу не разработан. Однако пример соседней Беларуси показывает, что такой вариант развития событий вполне жизнеспособен, если не в 2022 году, то в не слишком отдаленном будущем. Как известно, на данный момент происходит детальное изучение опыта в данном вопросе соседней страны. Поэтому имеет смысл знать, в чем может заключаться данный законопроект. Есть информация, что в течение последующих нескольких лет будет проведена масштабная работа, одним из этапов которой станет определение числа неработающих граждан, которые пользуются социальными привилегиями.
Гнать самогон без цели сбыта в наши дни не запрещено. А при советской власти это, невинное по нашим меркам занятие, было чревато крупными неприятностями. Статья 158 УК РСФСР за изготовление и хранение без цели сбыта самогона или самогонного аппарата грозила исправительными работами до шести месяцев или штрафом до 100 рублей. Если речь шла об изготовлении самогона с целью сбыта, то можно было сесть на срок до трех лет или отделаться штрафом до 300 рублей. Законы об отделении церкви от государства и школы от церкви Гражданам СССР верить в Бога не возбранялось, но жизнь религиозных общин строго регламентировалась. Так, статья 142 УК РСФСР «Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви» запрещала принудительный сбор в пользу религиозных организаций и служителей культа, изготовление и распространение сообщений, листовок, призывающих к неисполнению законодательства о культах и т.п. Наказание за это преступление – исправительные работы сроком до одного года и штраф до 50 рублей. Впрочем, верующие, живущие при храмах, принявшие постриг и занимающиеся трудничеством при монастырях, чаще карались за попрошайничество и тунеядство.
Польза и вред наказаний за тунеядство
В 50-х годах, при Иосифе Сталине, борьба с тунеядством была в какой-то мере оправданной — в стране после войны образовалось множество бездельников, промышлявших воровством, мошенничеством, проституцией, да и просто нахлебников. А разрушенную за годы жестокой войны страну нужно было восстанавливать, на вес золота была каждая пара рабочих рук. Однако не обошлось без перекосов — например, за тунеядство нередко привлекали инвалидов, потерявших здоровье на войне, которые не в силах были трудиться наравне с другими.
При Никите Хрущеве, а потом при Леониде Брежневе и Юрии Андропове, наказание за тунеядство приобрело скорее политическую окраску — все обязаны были строить коммунизм, никто не имел права уклоняться. Надо сказать, несмотря на все перегибы, от закона была и польза — большинство тунеядцев после беседы в отделении милиции или после товарищеского суда раскаивались и принимались честно работать. В то время нигде не работать, жить за счет своих близких было стыдно. Ведущих асоциальный образ жизни «прорабатывали» на собраниях, всячески исправляли и перевоспитывали, и довольно часто из этой затеи выходил толк.
Как наказывали в Советском Союзе за паразитический образ жизни? Платили ли штраф за тунеядство или меры наказания были гораздо серьёзнее?
Денежными выплатами «бездельники» не отделывались. Наказание, назначаемое за такое преступление, менялось несколько раз в течение действия всего закона. СССР, как считается, предупреждал сначала тунеядцев о том, что они должны найти работу, иначе к ним будут применены серьёзные санкции. Если же «паразит» отказывался, то он отправлялся на год в тюрьму или же получал исправительные работы на этот же срок. В случае если гражданин страны уже отбывал наказание за тунеядство, а теперь попался на рецидиве, то он отправлялся в места не столь отдалённые уже на два года, без права на исправительные работы. Единственное, что могло помочь тунеядцу, — вмешательство авторитетных друзей.
В более поздней редакции Уголовного кодекса закон о тунеядстве присоединил к себе также лиц без определённого места жительства и попрошаек. Меры наказания для них были те же, что и для бездельников. Если же бродяга попадался во второй раз, то ему грозило уже лишение свободы на срок от года до трёх.
Борьба с тунеядством в России имеет долгую историю. Во времена Советского Союза она приняла действительно глобальный масштаб, с уголовным преследованием и общественным порицанием, с проверками документов у взрослого населения, которое находилось в общественных местах в рабочее время, и приводами к директору учеников, прогуливавших занятия. И сложно сказать, действительно ли было необходимо столь жёсткое преследование «паразитов»: они лишались свободы, но никакой выгоды от этого страна не получала; столь радикальные меры только подорвали её идеологические устои. Поэтому разговоры о том, чтобы вернуть подобную практику в современную Россию, звучат как минимум странно: прошлый опыт явственно показывает, что ничего хорошего из этого не выйдет. В Беларуси, которая приняла «Декрет о предотвращении социального иждивенства», налог на тунеядство отменили временно – после того как вспыхнули общественные протесты, стало очевидно, насколько недоработан этот декрет. Учиться стоит на ошибках своих и чужих – это нужно помнить тогда, когда дело доходит до любых нововведений.
Один с сошкой, а семеро с ложкой
Государство не пыталось исправить тунеядцев до 1917 года. Дореволюционные социальные нахлебники подвергались остракизму, осуждались обществом и были презираемы трудовым людом. Дармоедов не любили, но пассивно – никаких административных мер к ним не применяли. Молодое советское государство сразу объявило войну паразитам и разработало действенные способы борьбы с этим общественным злом. В. И. Ленин в статье «Как организовать соревнование?» призывал выработать тысячи способов контроля «за богатыми, жуликами и тунеядцами». В частности, отлынивающих от труда предлагалось сажать в тюрьму, в карцер и расстреливать неподдающихся перевоспитанию. В следующем, 1918 году, эксплуатируемый народ принял Декларацию о лишении живущих на нетрудовые доходы политических прав. Что после этого сделали с кулаками и подкулачниками напоминать не нужно.
Один из основополагающих принципов социализма «От каждого по способности, каждому по труду» повторял извечную и справедливую установку «Кто не работает, тот не ест». Конституции 1936 года узаконила обязанность граждан трудиться. Правда, в современном Основном Законе записано что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду»…
Был ли в ссср налог на тунеядство
В советское время, как часто слышат сегодня молодые люди, все были равны, нищих не было, все работали добросовестно, а уж о такой пакости, как гомосексуализм и прочие извращения никто и не слыхивал! Однако, стоит взглянуть в уголовный кодекс СССР, как станет ясно, что далеко не все так однозначно. УК СССР способен поразить современных россиян очень необычными статьями.
Быть нищим в СССР запрещал закон. Статья 209 УК РСФСР гласила, что «Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами» карается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года. Считалось, что для нищенства в Стране Советов нет социальной основы, поэтому люди, которые этим занимаются, являются попросту бездельниками. Тем не менее, основы, может быть, и не было, но нищие были. Особенно много их было после Великой Отечественной войны, когда появилось много искалеченных и лишившихся крова людей.
Согласно Указу, гражданин, не работавший 4 месяца в году, подлежал уже не административному, как ранее, а уголовному преследованию. Исключения делались для инвалидов, тяжелобольных (с соответствующими документами от врача), для рожающих женщин (56 дней до родов и 56 после) и еще на 90 дней, если мать оформила дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. И это еще прекрасные условия – с 1938 до 1956 года декретные отпуска давали лишь на несколько дней, в лучшем случае недель.
Замужние женщины с детьми имели право быть домохозяйками. Незамужние (в том числе разведенные) – нет. Замужние без детей – тоже нет.
Граждане «свободных профессий» (писатели, музыканты, архитекторы и т.д.), которые заведомо не могли каждый день выдавать определенный объем работы, обязаны были состоять в профессиональном союзе. Тем, кого по каким-то причинам туда не приняли или, не дай бог, выгнали, было запрещено ограничиваться одним лишь творчеством, даже если оно приносило доказанный доход. Именно так схлопотал свою ссылку самый знаменитый тунеядец Советского Союза Иосиф Бродский – сильный, трудолюбивый молодой человек, который как раз с ранней юности зарабатывал деньги самостоятельно. Но формально Бродский на момент суда уже давно нигде официально не числился, в Союз писателей его не принимали по молодости и безвестности (хотя переводы Бродского публиковались, а гонорары в те годы были очень хорошими и позволяли жить безбедно – по советским, конечно, меркам). Суд проходил с огромным количеством нарушений, выпады против Бродского зачем-то сделали чрезвычайно политизированными – в результате из жертвы бюрократического недомыслия Иосиф Александрович превратился в мученика.