Международные водительские права: для чего нужны и где действуют
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные водительские права: для чего нужны и где действуют». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При наличии удостоверения нового образца оно абсолютно соответствует требованиям Венской конвенции. С такими правами можно водить авто за рубежом во всех странах, которые ратифицировали этот международный документ.
Разница в использовании удостоверения
Едва ли не самый животрепещущий вопрос в этом контексте о том, можно ли управлять машиной только по международным правам.
Внимание! Международное удостоверение не может использоваться отдельно от национальных водительских прав. Поэтому выезжая за границу в МВУ нельзя оставлять обычные права дома.
В России предъявлять международное удостоверение нет никакой необходимости. Достаточно обычной карточки на русском языке. Более того использовать МВУ в качестве альтернативы национальным правам нельзя. Так как они являются, по сути, лишь переводом обычного документа, предъявлять их инспектору смысла нет.
Он попросит обычные права и если их не окажется, то он составит протокол о нарушении КоАП по ст. 12.3. Но это лишь в случае, если права на само деле есть и просто оставлены дома. Гораздо хуже обстоят дела, если водитель лишен права управления транспортным средством и нарушает этот запрет. Остановленный для проверки документов водитель может попытаться предъявить МВУ вместо оригинала национальных прав. Скорее всего, инспектор решит проверить может ли задержанный водить машину. Сверка с базой данных займет минуту. Если окажется что водитель сел за руль после лишения, то ответственность будет уже по ст. 12.7 КоАП.
За границей МВУ так же предъявляется в комплекте с национальным удостоверением. Если россиянин находится не в стране пописавшей Венскую Конвенцию о дорожном движении, то использование международных прав обязательно. С МВУ он может управлять своей машиной, или арендовать транспорт в прокате. При остановке для проверки доку ментов так же предъявляются оба документа.
Итак, национальные и международные права не идентичны. Они отличаются как внешне, так и по порядку использования. И если путешественник направляется в одну из стран, где требуется МВУ, то национальное удостоверение обязательно берется с собой.
Стоит ли получать международные права
При этом водители сталкиваются с различными ситуациями. В большинстве случаев для решения различных вопросов на дороге хватает удостоверения РФ. Однако иногда появляются ситуации, когда на заграничных дорогах возникают сложности – к примеру, полиция может отказывать в оформлении дорожно-транспортного происшествия или не удается взять авто в аренду.
При наличии национального удостоверения старого образца, которое было выдано до 1 марта 2011 года, в настоящее время его нельзя использовать для управления авто в РФ и за рубежом. Такие права не дают возможности оформить международное водительское удостоверение. Это обусловлено истечением срока их действия. В таком случае нужно сначала заменить права РФ и лишь после этого получать международные.
МВУ в курортных странах
Для передвижения по Таиланду нужно иметь международные права. Чаще всего люди там перемещаются на скутерах или мотороллерах. При этом многие туристы отмечают, что проще сделать тайские права категории А.
В Турции в течение полугода можно ездить с обычными национальными правами. Однако дорожная полиция часто просит показать международное или местное удостоверение. При этом фирмы по прокату могут вообще не интересоваться его наличием, поскольку считают все вероятные исходы проблемами страховиков. Важно учитывать, что по истечению полугода получить страховую выплату без нужных прав не удастся.
Китай не признает МВУ. Однако в этой стране 1-2 месяца можно ездить с российскими правами. При более длительном пребывании в этом государстве придется заняться получением местного удостоверения.
В Индии, наоборот, разрешается ездить исключительно по местным или международным правам. Удостоверение РФ вообще считается недействительным. При этом отдельным автомобилистам удается договариваться с дорожной полицией за несколько сот рупий или вообще делать права с помощью графических редакторов. Но такой способ считается незаконным и опасным.
В Восточной Европе также требуется применять международные права. При этом в Беларуси допустимо пользоваться удостоверением РФ в течение 3 месяцев после получения вида на жительство или паспорта этого государства. В Польше этот срок составляет 6 месяцев. В Болгарии же можно ездить в течение 1 года после пересечения границы со страной. После завершения указанных сроков требуется сдавать экзамены, чтобы получить местные права.
Сроки действия автоудостоверений
Как долго действуют права четко установлено в разделе 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 No 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», где сказано, что срок предусмотренный для МВП 3 года, а для НАУ – 10 лет.
Важно! Международный образец прав выдается исключительно при наличии национальных. Потому продолжительность их действия не может быть больше, чем термин действия стандартного удостоверения.
Заменить межнациональные права так же можно лишь в период действия основных, иначе поменять их нельзя.
При замене стандартного документа, срок в международных правах не меняется, а остается прежний. Если при этом управляющий ТС повторно предоставляет справку от медиков, то права оформляются на 10 лет.
Действие любого образца прав может наступать при таких, определенных законом случаях:
- Если закончился срок действия документа;
- Произошли изменения в основной информации о собственнике прав. К таким относится смена имени, пола, или категории;
- Если права были сильно повреждены, и теперь оттуда нельзя извлечь никакую информацию. К примеру, МВП были залиты водой, и чернила расплылись;
- Водительские права были украдены или утеряны. Правда, в таком случае нужно будет сообщить в правоохранительные органы о пропаже, и придать огласке случившееся через объявление в газете;
- Если документ был получен с использованием поддельных бумаг или неправдивых сведений;
- Появились медицинские противопоказания для управления транспортным средством.
Во всех остальных случаях изъятие прав не осуществляется.
Три способа управления автомобилем в чужой стране
Если человек планирует поездку за границу и при этом точно знает, что будет это путешествие на авто, у него есть три способа, как легально сесть за руль в иностранном государстве:
- Первый касается тех туристов, кто получил права до марта 2011 года, то есть тех, у кого они старого образца. Так вот, если у путешественника имеется нотариально заверенный перевод своего национального удостоверения на язык той страны, в которую он собрался, он может ехать с данным документом.
- Второй — для тех, у кого права нового образца: страны, подписавшие Венскую конвенцию, не должны чинить препятствий к проезду.
- Третий — наличие и российских, и международных прав. Способ, позволяющий не волноваться лишний раз, что в поездке возникнут проблемы.
Особенности визуального вида национальных водительских прав
Основная задача этого документа – служить удостоверением того, что владелец документа имеет законное право управлять транспортом на территории Российской Федерации.
Если речь идёт о международных правах, то этот документ имеет несколько иной смысл и способ применения. Если в РФ допускается езда только с одними правами – национальными, напоминающими по форме банковскую карту, то за границей помимо обычных прав следует предъявить международные.
Международные и национальные права не могут взаимно исключаться! Ездить по России с международным удостоверением запрещено, если у водителя нет обычных, национальных. Стандартный документ – более значимый, именно он удостоверяет право на управление транспортом.
Поэтому перед водителем не стоит выбор: какое водительское удостоверение лучше, национальное или международное, так как одно без другого невозможно.
Существует три документа, которые полностью описывают требуемый формат прав в России и регламентируют их применение:
- Постановление правительства № 1097 от 24 июня 2014.
- ПДД.
- Приказы различных институтов, в частности, Министерства внутренних дел.
Чтобы понять, как выглядят национальные водительские права как выглядят международное удостоверение и почему именно так, следует обратиться к более старому типу документов. Визуальный вид подразумевает приблизительно те же стандарты, что и стандартный документ, позволяющий водителям передвигаться по дорогам 20-30 лет тому назад. Существуют, конечно, некоторые изменения, дополнения, но основная суть осталась прежней. Изменения коснулись цвета удостоверения, локации знаков защиты, пунктов и пр.
На сегодняшний день в стране утверждено новое поколение национальных удостоверений, которые одобрены на международном уровне Венской конвенцией.
У национального водительского удостоверения имеются такие признаки:
- документ представляет собой изделие из твёрдого пластика;
- на левой стороне карточки расположена красная эмблема «RUS» овальной формы, символизирующая государство, в котором эти права являются удостоверяющим документом;
- список из пунктов, в котором раскрыта информация о владельце документа;
- на обратной стороне имеется штрих-код и таблица с допустимыми к вождению категориями, датами их открытия и закрытия;
- серия удостоверения и их номер;
- сокращения и примечания (расположены под таблицей категорий);
- подпись и фотография.
Права также содержат информацию, отпечатанную латиницей. В международных правах всё очень похоже, однако, имеется также перевод на французский язык.
Особенности визуального вида национальных водительских прав
Основная задача этого документа – служить удостоверением того, что владелец документа имеет законное право управлять транспортом на территории Российской Федерации.
Если речь идёт о международных правах, то этот документ имеет несколько иной смысл и способ применения. Если в РФ допускается езда только с одними правами – национальными, напоминающими по форме банковскую карту, то за границей помимо обычных прав следует предъявить международные.
Международные и национальные права не могут взаимно исключаться! Ездить по России с международным удостоверением запрещено, если у водителя нет обычных, национальных. Стандартный документ – более значимый, именно он удостоверяет право на управление транспортом.
Поэтому перед водителем не стоит выбор: какое водительское удостоверение лучше, национальное или международное, так как одно без другого невозможно.
Существует три документа, которые полностью описывают требуемый формат прав в России и регламентируют их применение:
- Постановление правительства № 1097 от 24 июня 2014.
- ПДД.
- Приказы различных институтов, в частности, Министерства внутренних дел.
Чтобы понять, как выглядят национальные водительские права как выглядят международное удостоверение и почему именно так, следует обратиться к более старому типу документов. Визуальный вид подразумевает приблизительно те же стандарты, что и стандартный документ, позволяющий водителям передвигаться по дорогам 20-30 лет тому назад. Существуют, конечно, некоторые изменения, дополнения, но основная суть осталась прежней. Изменения коснулись цвета удостоверения, локации знаков защиты, пунктов и пр.
На сегодняшний день в стране утверждено новое поколение национальных удостоверений, которые одобрены на международном уровне Венской конвенцией.
У национального водительского удостоверения имеются такие признаки:
- документ представляет собой изделие из твёрдого пластика;
- на левой стороне карточки расположена красная эмблема «RUS» овальной формы, символизирующая государство, в котором эти права являются удостоверяющим документом;
- список из пунктов, в котором раскрыта информация о владельце документа;
- на обратной стороне имеется штрих-код и таблица с допустимыми к вождению категориями, датами их открытия и закрытия;
- серия удостоверения и их номер;
- сокращения и примечания (расположены под таблицей категорий);
- подпись и фотография.
Права также содержат информацию, отпечатанную латиницей. В международных правах всё очень похоже, однако, имеется также перевод на французский язык.
Если в Женевскую Конвенцию какие-то страны не вошли, то тогда вступает в свое действие Венская конвенция.
Именно в ней отражены все те страны, которые принимают образец российского стандарта новых водительских прав как за котирующийся документ по их или международному законодательству.
Вот почему в России в последнее время предлагается всем шоферам поменять свои водительские удостоверения на вариант нового образца, в котором есть вся та атрибутика, которая отвечает международному договору.
Параметры и формат прав международного варианта утверждены еще в 1968 г. ЮНЕСКО, Венской Конвенцией «О дорожном движении водителей разных стран».
Одним словом, если вы едете в страну-участницу Венской Конвенции, тогда вам МВУ не обязательно оформлять. Либо же можно ездить и с теми, и с другими водительскими правами.
Обратите внимание! На территории РФ международные права не действуют.
Если кого-то интересует можно ли ездить по дорогам иностранного государства без МВУ, но в российским водительским удостоверением, то следует обратиться за подробной информацией к Женевской Конвенции.
В этом случае МВУ оформлять нужно. Вот уже согласно ее постулатам водители, приехавшие из России, пересекающие границу с определенными странам и разъезжающие по их дорогам, должны иметь на руках международные права.
Обратите внимание! Международное водительское удостоверение не действует в других странах, если при автомобилисте нет национальных прав.
Чем еще могут отличаться национальные и международные права?
Помимо перечисленных выше критериев они разнятся между собой по порядку получения. При этом оба документа можно оформить в любом отделении ГИБДД.
Согласно законодательству, национальное удостоверение в зависимости от категории транспортного средства выдается по достижении 16 или 18 лет. Международные права оформляются только при условии, что лицу на момент подачи заявления исполнился 21 год.
Кроме того, в отношении международного удостоверения действует ряд ограничений:
- по ним нельзя ездить по российской территории;
- они действительны в течение 1,3 или 5 лет.
Отличие национального от международного водительского удостоверения
Водительские права — это официальный документ, который предоставляет право управления транспортным средством соответствующей категории. ВУ может быть обычное, то есть национального типа или международного образца. В чем отличие этих документов и каков срок их действия, расскажем ниже.
Первое водительское удостоверение появилось в 1893 году. Права были выданы французскому автомобилисту, который успешно продемонстрировал свои навыки вождения и был награжден соответствующим документом. Тогда сдавать экзамены не требовалось.
В России ВУ появились веком позже, после чего были утверждены единые правила дорожного движения.
Сегодня, для получения прав, водителям необходимо пройти обучение в автошколе, затем сдать квалификационные экзамены на знание ПДД и умение управлять автомобилем в городе и за его пределами.
По результатам тестирования, водителю присваивается категория вождения транспортного средства, которая подтверждается документами — экзаменационной книгой и водительским удостоверением национального образца.
Национальное водительское удостоверение изготавливается согласно требованиям законодательства. Документ предусматривает пять категорий, дающих право на управление определенным видом ТС:
- «A» — мото техникой;
- «B» — легковым ТС, массой до 3 500 кг;
- «C» — ТС с прицепом, весом до 750 кг;
- «D» — грузовым авто;
- «E» – ТС с прицепным устройством, массой более 750 кг.
В ВУ обычно указывается одна и более открытых категорий управления ТС.
В тексте ВУ содержится следующее:
- ФИО, дата рождения;
- адрес места жительства;
- подразделение ГИБДД, выдавшее документ;
- дата выдачи и срок окончания действия ВУ;
- категория вождения;
- особые медицинские противопоказания (если имеются);
- серия и номер ВУ;
- фотография водителя;
- подпись.
ВУ действительно в течение 10 лет и может котироваться только на территории Российской Федерации. Для того чтобы управлять авто за пределами страны, необходимо будет оформить права международного образца.
Международное водительское удостоверение (МВУ) позволяет беспрепятственно путешествовать за рубежом как на своем, так и на арендованном автомобиле. Бумага изготавливается по требованиям международной Конвенции об автомобильном движении.
Для получения международных прав сдавать повторные экзамены в дорожной инспекции не требуется. МВУ оформляются на основании национального удостоверения, однако, информация о водителе указывается сразу на двух языках: русском и английском.
Этот документ котируется во всех странах, подписавших Венскую конвенцию.
МВУ также имеет установленный образец:
- формат — книжка, размером А6;
- вся информация представлена на русском языке и латинице;
- на лицевой стороне бланка указана:
- дата выдачи;
- срок действия;
- регион проживания водителя;
- серия и номер национальных прав;
- категория вождения;
- печать ГИБДД и подпись водителя;
- оборотная сторона содержит сведения об ограничениях вождения;
- на третьей странице документа указываются паспортные данные водителя.
Можно ли пользоваться международными правами вместо обычных
Итак, теперь для того чтобы в полной мере разобраться в интересующей нас проблеме, осталось ответить только на один вопрос. Какой документ лучше предъявлять, если вас остановили на дороге в России: международное водительское удостоверение или национальное? Не оштрафуют ли водителя, который почему-то оставил дома внутренние права, зато взял с собой «книжечку» МВУ?
Увы, сотрудник ГИБДД не отнесётся с пониманием к человеку, который готов предъявить только международные права. Это обусловлено как минимум тем, что актуальность МВУ нужно ещё доказать, а подтверждается она информацией, зафиксированной на лицевой стороне обычных прав.
К тому же, как инспектор может быть уверен, что человек просто забыл права, а не лишился их из-за аварии или попросту не потерял? Узнав, что у вас нет с собой национального удостоверения, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением или выписать штраф в размере 500 рублей.
Особенности визуального вида национальных водительских прав
- Документ выполняется на основе пластиковой карты. Размер составляет 54 на 86 миллиметров.
- Права обладают розовым оттенком.
- На документе написано ФИО, паспортные данные водителя.
- На документе указан цифровой номер удостоверения.
- Должна присутствовать следующая информация: наименование, печать организаций, которые выдавали документ.
- Наличие подписи владельца.
- Указание категории транспортных средств.
- Сведения должны быть написаны латиницей и продублированы русским.
- Штрих-код является обязательным. Таким образом, предполагается возможность считывания информации инспекторами ГИБДД в конфликтных ситуациях.
Как выглядит национальное удостоверение?
НВУ разработано согласно положениям Венской конвенции, которую подписали более семидесяти стран.
Практически во всех этих странах национальные удостоверения внешне похожи и могут быть использованы на территории, на которую распространяет действие Венское соглашение.
Так, современное российское НВУ, выдаваемое с 2014 года,имеет вид пластиковой карточки 85,6 на 54 мм розово-голубого цвета.
На лицевой стороне прав размещена фотография владельца, находится название документа «Водительское удостоверение» и отличительный знак российского НВУ – надпись «RUS».
Также здесь содержатся основные данные о собственнике карточки (ФИО, дата и место рождения, место проживания) и идентифицирующие признаки самого удостоверения – серия и номер, когда и кем выдано.
Оборотная сторона документа содержит информацию о том, на какие категории ТС и на какой срок владельцу НВУ предоставлено право управления.