Учет расчетов с подотчетными лицами в автономном учреждении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расчетов с подотчетными лицами в автономном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подотчетными лицами считаются работники организации, наемные работники индивидуального предпринимателя, имеющие право получать в кассе наличные деньги под отчет на административно-хозяйственные нужды или командировочные расходы с последующим оформлением отчета об израсходованных суммах наличных денежных средств.
Первичными документами, связанными с ведением учета с подотчетными лицами являются:
— с одной стороны это документы на выдачу денежных средств подотчетному лицу – расходный кассовый ордер (в случае выдачи наличных денежных средств из кассы предприятия) или банковский документ (в случае перечисления денежных средств на пластиковую карточку открытую подотчетному лицу в учреждении банка);
— с другой стороны это «Авансовый отчет» — документ подтверждающий получение предприятием (через подотчетное лицо) товарно-материальных ценностей или услуг, включая такой специфический вид услуг как командировочные расходы подотчетного лица.
Имеется два вида отношений предприятия с подотчетными лицами. Это отношения по поводу расходов административно-хозяйственного назначения и командировочных расходов. С помощью документа «Авансовый отчет» осуществляется учет с подотчетными лицами по всем назначениям. Сначала рассмотрим документы, на основании которых обычно начинаются отношения предприятия с подотчетными лицами.
Это документы учета выдачи подотчетным лицам наличных денежных средств или документы выдачи аванса подотчетному лицу. Документ учета «Выдача наличных» из кассы предприятия представлен на рис. 1 и входит в состав журнала «Кассовые документы».
Как выдать денежные средства под отчет?
Порядок выдачи денежных средств под отчет регламентирован п. 213 Инструкции № 157н, Указанием № 3210-У. Из данного пункта следует, что денежные средства выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего:
-
назначение аванса;
- расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.
Обратите внимание: выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (п. 214 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 06.12.2016 № 02-07-10/72408).
Выдача денежных средств под отчет осуществляется двумя способами:
1) через кассу учреждения с оформлением расходного кассового ордера (ф. 0310002). При оформлении выдачи из кассы денежных средств под отчет нескольким лицам применяется ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).
Ведомости (ф. 0504501) составляются раздельно по видам (основаниям) выплат:
-
на заработную плату;
-
на хозяйственные расходы;
-
на командировочные расходы;
-
на другие нужды.
Выдача наличных подотчет.
Синтетический и аналитический учет подотчетных сумм
Аналитический учет полученных подотчетных средств работниками должен вестись в организациях по каждому подотчетному лицу и по каждой выданной подотчетному лицу сумме и аналитика должна отражать:
- ФИО лица
- дата выдачи подотчетных сумм
- выданная сумма
- способ выдачи (наличным или безналичным расчетом)
- использованная сумма (по отчету)
- на какие счета списаны
К аналитическому учету не предъявляется особых требований, поэтому работодатель может самостоятельно определить какие моменты считаются важными, расширить или сократить пункты аналитического учета
Синтетический учет ведется на активно-пассивном счете 71 плана счетов:
- по дебету отражаются полученные суммы
- по кредиту – списанные по отчету суммы
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами
Как любая дебиторская или кредиторская задолженность, состояние расчетов с подотчетными лицами подлежит инвентаризации, согласно пункту 3.47 Методических рекомендаций о проведении инвентаризации. Решение о проведении проверки принимает руководитель компании. Также существуют случаи проведения обязательной инвентаризации, например составление годовой бухгалтерской отчетности или ликвидация компании.
В ходе инвентаризации необходимо проверить суммы выданных авансов, правильность составления авансовых отчетов, соответствие их целевому использованию полученных денег по отчет. По результатам проверки следует составить акт инвентаризации. Форма акта не утверждена, следовательно компании необходимо разработать её самостоятельно, отразив в ней:
- дату и основание проведения инвентаризации;
- состав инвентаризационной комиссии;
- выявленные расхождения между учетными и фактическими данными, полученными в ходе проверки.
Организация бухгалтерского учета с подотчетными лицами
Все предприятия, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, имеют право на осуществление расчетов за товары и услуги, выплату заработной платы, а также авансовых сумм командировочных в наличной форме. Причем при проведении расчетов за товароматериальные ценности и командировочные сотрудников используется счет учета подотчетных лиц — 71.
Все операции, которые проходят по данному балансовому счету, подлежат строгому контролю со сторону руководства предприятия. Стоит отметить, что чем крупнее компания, тем больший объем денежных средств может проходить по этому счету. При этом необходимо соблюдение всех правил и норм законодательства Российской Федерации, а непосредственно операции должны быль в высшей степени прозрачны.
Все денежные средства, которые выдаются в подотчет сотруднику предприятия, должны носить строго целевой характер, а именно:
- оплата какой-либо определенной услуги;
- закупка канцелярских принадлежностей и конвертов;
- закупка горюче-смазочных материалов для служебного транспорта;
- оплата проездных билетов для поездки в командировку, а также оплаты гостиницы;
- приобретение офисной техники и прочее.
Для получения денежных средств в подотчет сотруднику предприятия необходимо составить заявление, в котором будет указана сумма и целевое назначение.
Список лиц, которым в целом могут быть выданы денежные средства из кассы предприятия, устанавливается руководством фирмы.В данном списке должна содержаться информация о:
- личных данных сотрудника;
- занимаемой сотрудником должности;
- целевом использовании денежных средств;
- максимальной сумме выдаваемых денежных средств.
Если же выдача денежных средств производится на оплату командировочных расходов, то на основании приказа денежные средства могут быть выданы любому сотруднику фирмы.
Однако стоит отметить, что перед выдачей денежных средств с сотрудником должен быть заключен договор о материальной ответственности. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что подотчетными лицами не могут выступать несовершеннолетние лица, так как в соответствии с законодательством такие лица не могут нести материальной ответственности.
После того, как сотрудник выполнил поставленную руководством задачу, он должен отчитаться перед бухгалтерией при помощи авансового отчета с приложением финансовых документов, которые подтверждают полную либо частичную оплату расходов.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются только те расходы, которые могут быть отнесены к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. К компенсационным выплатам относятся расходы на командировки как внутри страны, так и за ее пределами, в том числе:
- суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством;
- фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно;
- сборы за услуги аэропортов;
- комиссионные сборы;
- расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;
- на провоз багажа;
- расходы по найму жилого помещения;
- оплате услуг связи;
- получению и регистрации служебного заграничного паспорта;
- получению виз;
- расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Напрашивается вывод, что компенсационные выплаты по возмещению суточных, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами сверх норм, установленных действующим законодательством, не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ, а значит, должны облагаться налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13%.
Однако Решением ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04 и Постановлением ФАС ЦО от 18.04.2005 N А09-13346/04-12 были приняты решения о том, что взимание с работников дополнительных денежных средств в виде НДФЛ в связи с получением последними средств, необходимых для выполнения служебного поручения, неправомерно.
В своих решениях суды основываются на следующих доводах. Нормы суточных и порядок их установления применительно к НДФЛ законодательством о налогах и сборах не определены. Правительство РФ в силу указания НК РФ не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий такие нормы. Общий порядок установления и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством. Так, согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Как быстро нужно вернуть подотчетные средства?
Если коротко: подотчетник должен отчитаться не позже чем через 3 дня после того, как истечет срок, на который выдавались подотчетные средства. После этого он становится должником. Разберем этот момент подробнее.
Согласно статьи 6.3 Указания Центрального банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», сотрудник, взявший деньги в подотчет, должен в срок, не превышающий трех рабочих дней после «дедлайна», до которого выданы средства под отчет, предъявить бухгалтеру (главному бухгалтеру или, в случае их отсутствия, руководителю компании) авансовый отчет, к которому приложены подтверждающие расходы документы.
Если же сотрудник после наступления «дедлайна» по сдаче обоснований подотчета отсутствовал на работе (был в отпуске, на больничном и т.п.), то он должен предоставить отчет за подотчетные средства в течение трех рабочих дней после выхода на работу.
Как отчитаться за подотчет?
2 способа отчитаться за подотчет:
- авансовый отчёт — это документ, с помощью которого работник подтверждает расходы. Бланк авансового компания может быть использован как унифицированный, так разработанный компанией самостоятельно.
- ведомость или расходный кассовый ордер. Используется тогда, когда подотчетные средства выдавались на выплаты гонорара и т.п. физическим лицам.
С 1 июля 2019 года действуют новые требования к подотчетным документам.
- Бланки строгой отчетности становятся исключением. Абсолютное большинство организаций, оказывающих услуги, теперь должны выдавать чеки с QR-кодом, в которых прописаны все товарные позиции. Чеки с общей суммой покупки и бумажные бланки строгой отчетности уходят в прошлое. В качестве подтверждения расхода подотчетник должен предъявить кассовый чек. Выписывать бланки пока осталась возможность только у индивидуальных предпринимателей на патенте, и не по всем услугам, к тому же. Поэтому сотруднику нужно в абсолютном большинстве случаев требовать чек.
- С 1 июля 2019 года если подотчетник приобретает товары или услуги от имени юрлица или ИП, то в чеке должны быть указаны название, ИНН покупателя, страна производства изделия, номер таможенной декларации, сумма акциза.
Проблемы учета расчетов с подотчетными лицами
Данная статья посвящена изучению проблем учета расчетов с подотчетными лицами.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации часто возникает потребность приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу; представительские расходы.
В настоящее время проблема, связанная с расчетами с подотчётными лицами является весьма актуальной.
Актуальность заключается в том, что подотчетное лицо берет на себя ответственность за полученные им в подотчет наличными суммы, проделанную им работу по приобретению материальных ценностей, а руководство контролирует и проверяет его деятельность после окончания работы. Одновременно расчеты с подотчётными лицами являются массовыми.
- Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы. В дальнейшем эти сотрудники должны представить отчет о произведенных расходах, то есть денежные средства выдаются им «под отчет»
- Подотчетные суммы выдаются работникам в размерах и на сроки, определяемые руководителем организации.
- Выдача подотчетных сумм из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам, в которых должно быть указано целевое назначение подотчетной суммы.
- Учет расходов с подотчётными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
- Главным первичным документом, отражающим расчеты с подотчетными лицами, является авансовый отчет.
- Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме выданной под отчет.
- Подотчетные суммы для контроля за их расходованием учитываются в резерве каждого работника предприятия в ведомости и журнале–ордере № 7
- Журнал–ордер – комбинированный регистр бухгалтерского учета, который сочетает синтетический и аналитический учет с линейной формой записи
- Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, переносятся с кредита счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетные лица – кто это? Как учитываются взаиморасчеты с подотчетными лицами, как выдать деньги под отчет, как это оформить документально и какие проводки отразить в бухгалтерском учете? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье ниже.
Кто такие подотчетные лица?
Это сотрудники предприятия, которым выданы денежные средства на произведение расходов, связанных с деятельностью предприятия. То есть деньги не могут быть выданы на личные цели, они должны быть потрачены только на нужды организации (хозяйственные нужды, служебная командировка и т.д.). Выдача денег подотчетным лицам должна быть правильно оформлена: документально и с помощью проводок.
Для учета денег, выданных под отчет, применяется счет 71, который так и называется «Расчеты с подотчетными лицами». Аналитический учет на сч.71 может вестись по каждому отдельному подотчетному лицу.
71 счет бухгалтерского учета – активно-пассивный, а это значит, что для него одновременно выполняются правила, действующие для активных счетов и для пассивных.
Деньги под отчет могут выдаваться только работникам предприятия, причем должен быть зафиксирован перечень этих работников в приказе. Приказ о подотчетных лицах утверждается руководителем. В дальнейшем можно будет выдавать деньги только лицам, указанном в этом приказе.
Новые правила кассовых операций и выдачи наличных под отчёт в 2021 году
Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.
Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:
-
банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;
-
монета имеет мелкие механические повреждения.
Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.
Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.
Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):
-
загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;
-
посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;
-
посторонний рисунок, оттиск штампа;
-
контрастное пятно диаметром 5 мм и более;
-
разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;
-
сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;
-
нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.
Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.
И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.
В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).
Расчеты, совершаемые нотариусами через подотчетников
Рассмотрим ситуацию. Работодатель-нотариус планирует выдать наличные средства в подотчет работнику для приобретения компьютера стоимостью более 110 000 руб. Вправе ли он это сделать и может ли продавец отказать сотруднику нотариальной конторы в принятии полной суммы наличными?
В данном случае никаких ограничений по размеру сумм не будет — ни по выдаваемой в подотчет (поскольку таких ограничений нет в принципе), ни по уплачиваемой. Дело в том, что нотариальная деятельность признается юридической деятельностью, совершаемой от имени государства и не признающейся предпринимательской, поскольку не сопровождается извлечением прибыли (постановление Конституционного суда РФ от 19.05.1998 № 15-П).
При этом частнопрактикующие нотариусы приравнены к предпринимателям только в налоговых правоотношениях (ст. 11 НК РФ). В прочих случаях (в т. ч. касающихся осуществления наличных расчетов) на нотариусов не распространяются нормы, установленные для ИП (письмо УФНС по Москве от 08.04.2011 № 17-26/034104). Поэтому сотрудник нотариальной конторы, получивший от своего работодателя наличные деньги в подотчет, может ими рассчитаться полностью, даже если стоимость покупки — более 100 000 руб.
Средства, выданные в подотчет, всегда вызывают повышенное внимание со стороны налоговиков. Именно поэтому очень важно правильно оформить все документы и взаиморасчеты с подотчетными лицами. Как это сделать, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Путеводитель.
Расчеты с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях
Правила выдачи подотчетных сумм работникам бюджетных учреждений в целом схожи с аналогичными правилами, действующими для остальных экономических субъектов, но подчиняются своим особым документам, с 19.08.2017 имеющим ряд расхождений с нормативными актами, применяемыми юрлицами небюджетной сферы. Отличия в бухгалтерском учете возникают в связи со спецификой учета у бюджетников. Кроме того, лимиты на командировочные расходы, которые могут возмещаться за счет средств бюджета, установлены законодательством на достаточно низком уровне, но покрыть разницу можно за счет средств от коммерческой деятельности или за счет экономии бюджетных ассигнований.
Для организаций бюджетной сферы с 01.01.2022 года вступили в силу новые стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
-
федеральный стандарт «Биологические активы», утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2020 N 310н;
-
федеральный стандарт «Метод долевого участия», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 254н;
-
федеральный стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 255н;
-
федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержден приказом Минфина РФ от 29.09.2020 N 223н;
-
федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержден приказом Минфина РФ от 29.12.2018 N 305н.
Данные Стандарты рекомендуем указать в Учетной политике на ряду с остальными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми разрабатывается данный документ.
Рассмотрим применение данных Стандартов и какие изменения они повлекут в учетной политике.
Данным стандартом устанавливается порядок отражения финансовых активов, определенных для получения доходов от участия (инвестиций), в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением метода долевого участия, а также требования к информации об инвестициях, раскрываемой в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт применяется субъектами отчетности, которые наделены полномочиями по:
-
управлению имуществом публично-правовых образований;
-
заключению госконтрактов, предметом которых является выделение инвестиций.