Распределение земельного фонда по угодьям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение земельного фонда по угодьям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.

Откуда берутся новые земли сельхозназначения

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Охрана и рациональное использование почв (стр. 1 из 2)

  • В соответствии с целевым назначением все земли подразделяются на:
  • 1. земли сельскохозяйственного назначения
  • 2. земли населенных пунктов;
  • 3. земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения;
  • 4. земли природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения;
  • 5. земли лесного фонда;
  • 6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов.

Землями запаса являются все земли, не представленные во владение и долгосрочное пользование. Земли запаса предназначаются для представления во владение, пользование и аренду.

  1. Охрана земли включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту от расхищения, необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий, в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки.
  2. Охрана земель и их рациональное использование осуществляются на основе комплексного подхода к угодьям, как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей.
  3. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, породы и другие компоненты окружающей среды.
  4. Охрана земель предусматривает:
  5. 1. Защиту земель от водной и ветряной эрозии, солей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения, к которым относят:
  6. – рекультивацию нарушенных земель, повышения их плодородия и других полезных свойств;
  7. – снятие и сохранение плодородного слоя почвы (при планировке участков), с тем чтобы использовать его для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий;
  8. – установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.
  9. Все земледельцы, землепользователи и арендаторы, независимо от форм и сроков использования земель, осуществляют работы по защите и повышению качества земель за счет собственных средств и несут ответственность за ухудшение экологической обстановки на своем земельном участке и сопряженной территории, связанное с их деятельностью.
  10. В 1992 году правительство Российской Федерации приняло постановление «Об учреждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель». Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель являются:
  11. Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ и его органы на местах, Госкомитет по охране окружающей среды РФ и его органы на местах, Санитарно-эпидемологическая служба РФ, Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и местные органы архитектурно-строительного надзора.

Для обеспечения рационального использования и охраны земель большое значение имеет Земельный Кадастр, который содержит информацию о землях всех категорий. Данные Государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании, использовании и охране земель и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

Читайте также:  Размер пособия по уходу за ребенком в 2020 году

Земельный кадастр составляется с использованием Мониторинга Земель. Мониторинг Земель – это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и установления последствий негативных процессов.

Возрастающая интенсивность с-х производства, в том числе и в земледелии, сопровождается и более активным его влиянием на окружающую природную среду.

Разработаны правила рационального использования сельхозугодий

В Ростовской области — впервые в России — в начале мая подготовлен законопроект «Об утверждении правил рационального использования земель сельхозназначения».

Проблема ухудшения качества таких земель была обозначена на «Правительственном часе» в Госдуме министром сельского хозяйства России Еленой Скрынник.

Она подчеркнула, что «в стране наблюдается качественное ухудшение земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства и снижение плодородия почв. Требуется повысить ответственность за нерациональное использование сельхозземель».

В связи с упомянутым законопроектом министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Игорь Кузнецов пояснил, что такой документ «обусловлен снижением запасов элементов питания во всех типах почв региона и снижением урожайности сельхозкультур.

Правилами вводятся обязательные требования ко всем категориям землепользователей по рациональному использованию сельхозземель».

Эти требования, по его словам, включают обязательное проведение мероприятий по улучшению земель, содействие агрохимическим обследованиям почвы, выполнение мероприятий по охране от эрозии и других видов деградации по рекомендациям науки и т.п.

В качестве критерия нерационального использования сельхозземель предлагается определенный уровень урожайности сельхозкультур. А за невыполнение правил пользователей будут привлекать к ответственности согласно областному законодательству.

Проблема эта стародавняя, но все более актуальная. По оценкам Международного института исследований продовольственной политики и РАСХН (март — май 2009 г.), по площади нарушенных сельхозземель Россия ныне входит в 10 стран-«лидеров». Около 190 млн га земель сельхозназначения — до 80% — подвержены деградации, особенно эрозии.

Одна из главных причин — «сверхмаксимальная» распашка таких земель вопреки нормативам. Допустима распашка не более 50-55% территории сельхозпочв. Остальное должно быть занято кормовыми угодьями, лесными и лесоболотными массивами (для поддержания должного экобаланса).

Но почти в половине субъектов Федерации эта норма превышена на 12-25%, в том числе в Поволжье, Заволжье, Ростовской области, Краснодарском крае, Зауралье и на юге Западной Сибири — минимум на 15%.

Потому в тех регионах — наибольшая изношенность сельхозпочвенного фонда, что, в свою очередь, быстро увеличивает там себестоимость сельхозпроизводства, причем при падении рыночной цены таких земель.

В этой связи, по данным Всероссийского НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ, Волгоград), из-за распашки и мелиорации в 1956-1965 годах целинных земель в РСФСР методами, игнорирующими специфику тех почв, площадь смытых за последние 45 лет почв только в Поволжье увеличилась на 60%. Последствия этого — продолжающееся распространение солонцово-пустынных земель и на Южном Урале, Северном Кавказе, Ростовской, Воронежской областях, и в европейском Нечерноземье РФ. А эти регионы обеспечивают свыше трети товарного объема сельхозпродукции РФ.

С падением плодородия почв и ростом забрасываемых сельхозплощадей снижается на 20-35% рыночная цена таких земель.

При этом, по оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), цена и на качественные сельхозземли в России и так занижена: стоимость высокоплодородных кубанских черноземов ныне едва превышает 2000 долларов за гектар.

А, например, цена 1 га сельхозземель на Среднем Западе США и в канадских прериях, плодородие которых зачастую ниже кубанского, — в 7-11 раз дороже; в сельхозрегионах Австралии (схожих по продуктивности с кубанскими землями) — минимум в 6 раз дороже.

Демпинговая стоимость сельхозземель связана с платежно-покупательной способностью и должна в принципе стимулировать их более эффективное агроиспользование. Но растущими объемами сельхозплощадей в РФ стали запасаться впрок как имуществом. Отсюда — и сокращение площади используемых в АПК сельхозземель, и ухудшение их качества с неизбежным удешевлением таких земель.

Александр Рулев, завотделом ландшафтного планирования ВНИАЛМИ, доктор сельскохозяйственных наук, считает основным методом замедления «порчи» сельхозпочв почвозащитные лесополосы с тщательным подбором пород. Но, по мнению А.

Рулева, появилась проблема, «связанная с растущей нерентабельностью многих сельхозотраслей: переход хозяйств с 7-8-польного земледелия на 3-4-польное.

Из-за этого образуется большой клин забрасываемой земли, где плодородный слой быстро иссякает».

Этот институт предлагает два главных направления работ: создавать особо охраняемые природные территории и тщательно обустраивать сельхозземли.

А в более широком контексте, по данным Владимира Кашина, зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН, высказанном в ходе недавней конференции в Госдуме по агроэкологии, «до 40 млн га пахотных земель заброшено, 16 млн га заросли кустарником и деревьями, 58 млн га подвержено эрозии. А пользователи в большинстве своем хотят «выжать» максимум прибыли, не думая о последствиях для земли». Точка зрения Николая Хитрова, директора Почвенного института РАСХН, такова: «Необходимо почвозащитное землепользование, предусматривающее и экономическую поддержку, и экономическую ответственность пользователя за состояние почв. Прежде всего требуется специальный закон «Об охране почв», ибо нынешнее законодательство не учитывает специфики почв как объекта экономики и природной среды».

Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Читайте также:  Стало известно о размере повышения пенсий с 1 января 2023 года

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

Можно ли включить земли для сельскохозяйственного производства в состав населенного пункта?

Если имеются достаточные основания для включения земель сельхозпроизводства в состав населенного пункта, такая процедура возможна. Но для этого потребуется обращаться за изменением ген. плана муниципалитета, менять схему планирования и проходить множество согласований. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для перевода участка сельхозпроизводства в состав муниципалитета.

Изменение категории территории возможно, если:

  • надел непригоден для сельскохозяйственного производства;
  • происходит изменение границы муниципального образования;
  • надо разместить объекты коммунального значения;
  • создается особо охраняемая природная зона;
  • планируется добыча полезных ископаемых;
  • имеется согласованный проект рекультивации земель;
  • на участке не выращиваются особо ценные с/х культуры;
  • проводилась экологическая экспертиза надела.

Перечисленные выше условия могут применяться комплексно, либо поодиночке. Иногда достаточно подтвердить, что участок не годится для сельскохозяйственного производства, и его разрешат включить в состав населенного пункта. В других ситуациях требуют экологическую экспертизу или подтверждение низкой продуктивности территории.

Придется учитывать и варианты последующего использования территории. Будущая деятельность должна согласовываться с основаниями для изменения категории, указанными в законе. Процедура эта трудоемкая и требует множества согласований. Особое внимание уделяют пакету документации и наличию обоснования перевода земли в состав муниципалитета. Наши юристы помогут разобраться с подобными трудностями.

Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

К сельскохозяйственным угодьям относятся земли, которые отводятся под:

— пашню (и обрабатываемые земли, и временно отдыхающие — пары), используемую под посев культурных растений и многолетних трав на наделах севооборота. Пашня составляет большую часть угодий;

— пастбища (участки, используемые для выпаса животных в теплое время года, но не относящиеся к залежам и сенокосам). Пастбища бывают: суходольные (обычно расположены в поймах рек и, в весеннее время подтопляются) и заболоченные (расположены в низинах, рядом с болотами);

— сенокосы — участки с многолетними травами, предназначенные для кормления скота скошенной растительностью в зимнее время года. Сенокосы бывают: чистые (без кустарников, пней, кочек), закочкаренные (10% площади покрыто кочками), залесенные и закустаренные (покрытые деревьями и кустарниками на большей части площади до 70%);

— многолетние насаждения, используемые для выращивания кустарников, деревьев, многолетников (виноградники, сады, плантации, ягодники и т.п.);

— залежи — свободные земли, распаханные и, ранее используемые в качестве пашни, но в дальнейшем, в течении года не обрабатываемые и не подготовленные под пар, находящиеся в стадии консервации. Этот способ необходим для восстановления плодородности земли и борьбы с сорняками.

Кто имеет право на получение земли сельхозназначения

За определенное денежное вознаграждение получить земельный участок сельскохозяйственного назначения может совершенно любой человек или организация. Главное, чтобы лицо являлось дееспособным гражданином РФ или предприятием, ведущим свою деятельность на территории России.

На безвозмездной основе земельные участки предоставляются лишь некоторым категориям граждан. Их перечень изложен в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.

Внимание! Он включает в себя следующих лиц:

  • работники бюджетной сферы, например, учителя, врачи, педагоги, медицинские работники и так далее;
  • члены многодетных семей, в которых возраст детей не достиг 18 лет;
  • граждане, ранее получавшие земельные участки на Дальнем Востоке и использующие их по прямому назначению;
  • граждане, которые используют земельные участки в сельхозцелях, например, участники некоммерческих дачных кооперативов.

Кроме того, земельные участки предоставляются работникам, востребованным в сельской местности. На этой земле человек вправе вести сельскохозяйственную деятельность и построить собственный дом. Участок предоставляется по договору социального найма. Но через пять лет, если наниматель исполнил все пункты договора (вел хозяйственную деятельность, построил дом или начал строительство жилья), участок переходит в частное владение пользователя.

Если работник, приехавший в сельскую местность, заключил социальный договор, но затем уволился, то через пять лет он не может приватизировать земельный участок. Кроме того, если гражданин, получивший землю для определенных целей, использовал ее не по назначению, то по окончании договора найма он обязан передать участок обратно государству.

Региональные органы власти также устанавливают возможность получения бесплатных земель некоторым категориям граждан. К ним относятся:

  • родители детей-инвалидов;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • работники военной сферы, которые занимали должность на протяжении более 10 лет;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети-сироты;
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие трех и более детей, чей доход не превышает прожиточного минимума в регионе;
  • Герои России, Герои Социалистического труда, Герои Советского Союза.
Читайте также:  👉 Регистрация по месту жительства после получения ВНЖ в 2022 — 2023 году

В каждом конкретном регионе список лиц, претендующих на получение бесплатного земельного участка, регламентируется местными органами власти.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Земли населенных пунктов — это территория, которая предназначена для застройки развития и роста сел и городов. Эти территориальные участки состоят из зон:

  1. общественно-деловых;
  2. жилых;
  3. производственных;
  4. рекреационных;
  5. инфраструктурных (транспортных и инженерных);
  6. сельхоз использования и других.

Больше нюансов о составе и использовании земель населенных пунктов можно узнать тут.

Все это регламентировано статьей 83 ЗК РФ.

Более детально правовой режим земель населенных пунктов мы рассматривали в этом материале.

Земельный и Градостроительный кодекс определяют, что в комплекс зон для сельскохозяйственного использования включаются:

  • сенокосы;
  • пашни;
  • участки с многолетними посадками;
  • пастбища;
  • сооружения и здания, используемые для ведения дачного, сельского, ЛПХ, садоводческого хозяйства.

Отличительной особенностью данных участков сельхозназначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования и застройки, утверждёнными органами местных администраций, исходя из нужд поселения.

Изменение типа использования возможно только при нормативно закрепленным приоритетом роста и развития населенного пункта, поэтому эти земли могут быть застроены жилыми домами или зданиями другого назначения.

Мы рассмотрели понятие земель сельскохозяйственного назначения, их категории и виды. Они предназначены для ведения сельхоздеятельности, создания КФХ или личного подсобного хозяйства, а также для ведения садоводства и огородничества. На такие территории накладываются определенные ограничения, они подвержены контролю со стороны властей. Тем не менее, это экономически значимый и важный объект как для государства, так и для граждан, ведущих работы на таких площадях.

Важно знать, что не на всех категориях возможно строительство домов, а за их незаконное возведение последует наказание вплоть до лишения собственности. Чтобы избежать всех подводных камней при осуществлении деятельности на таких землях, рекомендуем тщательно изучить законодательство. Оно довольно подробно описывает все вопросы и позволяет организовать грамотный подход к делу.

Что значит «земля сельскохозяйственного назначения»?

В России каждый земельный участок имеет свое назначение. Оно определяется кадастровой службой. Основная особенность режима земель сельскохозяйственного назначения состоит в повышенных требованиях к условиям охраны почвенных и водных ресурсов, расположенных на них.

Земля сельскохозяйственного назначения определяется в 77 статье Земельного кодекса, как территория, не принадлежащая к населенному пункту, систематически используемая для сельскохозяйственных целей.

Под использованием для сельскохозяйственных целей понимается не только возделывание земли или разведение скота, но и обслуживание технической инфраструктуры, построенной для этих целей.

Так же под сельскохозяйственными целями понимается обслуживание водных объектов и водоохранной инфраструктуры, а так же здания, приспособленные под хранение и переработку сельскохозяйственной продукции.

Обстоятельства, ухудшающие качество сельхозугодий

На всей территории РФ в настоящее время зафиксировано ухудшение качества земельного фонда. К основным обстоятельствам, отрицательно сказывающимся на качестве сельхозтерриторий можно отнести:

  1. Результат деятельности человека, который наносит прямой вред почвам.
  2. Отсутствие внимания к части земель.
  3. Природные факторы, меняющие качество земель в худшую сторону, с течением времени.
  4. Катастрофы техногенного и природного характера.

Последствия аварий ощущаются сразу, особенно связанные с утечкой радиационных и химических соединений. Пораженные площади своевременно консервируются, и процесс их восстановления может растягиваться на десятилетия. Деятельность человека не так заметна, однако вреда почвам может нанести не меньше.

Основными факторами наносимого ущерба в этой сфере являются:

  • потребительское отношение, когда земли используют до тех пор, пока почва способна выдержать сельхозработы, не соблюдая экологических норм, севооборота и агротехники, не восполняя отданные почвой минеральные и органические вещества;
  • отсутствие рекультивация нарушенных земель;
  • организация на земле разнообразных свалок и предприятий, побочным эффектом которых является загрязнение почв и водоемов, без использования очищающих технологий;
  • активное использование в сельском хозяйстве пестицидов и другой химии, убивающей культурный почвенный слой;
  • нарушение экосистем, обоснованное необходимостью создания инфраструктуры – дорог, газо- и нефтепроводов, линий ЛЭП, без последующих работ по восстановлению природы.

Равнодушие к земле, как к ресурсу, который имеется в достатке, приводит к тому, что пригодные для использования участки сокращаются ежегодно. Заброшенные земли, которым не уделяется внимания, разрушаются самой природой. Происходит:

  • ветровая эрозия;
  • вымывание плодородного слоя, образование оврагов;
  • заболачивание участков;
  • опустынивание почв.

Последствия наличия этих факторов характерны тем, что восстановление земли после их воздействия проходит крайне медленно. В результате, количество пригодных участков сокращается, при этом борьба с природными явлениями находится явно на недостаточном уровне.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *