Порядок расселения аварийного жилья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расселения аварийного жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий.

Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре. Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания. На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.

Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье. Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий

Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания.

Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов:

1. Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания.

2. Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам.

3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг:

  • копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире;
  • проект реконструкции помещения;
  • документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания;
  • иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении.

4. Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи.

5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  • жилое помещение пригодно для проживания;
  • существует необходимость в проведении капитального ремонта;
  • данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке;
  • жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов;
  • аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт;
  • дом признается аварийным и подлежит сносу.

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения. Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.

В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.

Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  • частный;
  • государственный;
  • муниципальный.

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Как расселяют жильцов, если дом признан ветхим

Напоминаем, если жилое здание признано ветхим, то сносить его не будут. Такой дом должны ремонтировать или провести его реконструкцию. В этом случае на время ремонта жильцов переселяют в дома маневренного фонда.

Важно! Квартиры для временного расселения должны быть равнозначными по площади старому жилью. Все расходы по переселению берет на себя собственник дома (местный муниципалитет, наймодадель).

Кроме этого, с вашего согласия вам могут предложить другое благоустроенное жилье взамен старого. Такой вариант подразумевает перезаключение договора социального найма и других правоустанавливающих документов.

Также вам обязаны предоставить новое жилье в случае, когда проектом реконструкции предусмотрено увеличение или уменьшение вашей жилплощади в ветхом доме. Если вы откажетесь покидать старую квартиру, наймодатель потребует переселения в судебном порядке.

Необходимые условия для расселения

Для того, чтобы можно было переселиться из аварийного жилья, сначала дом должен быть признан аварийным. При этом он должен соответствовать следующим требованиям:

  • Дом пострадал из-за пожаров, взрывов или других подобных чрезвычайных происшествий.
  • Дом располагается на территории, где велика вероятность того, что произойдет природная катастрофа. Например, землетрясение или оползень. Нужно отметить тот факт, что учитываются только те дома, которые действительно могут пострадать. Например, в случае с оползнем, это те строения, которые располагаются на краю обрыва.
  • Дом не соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим нормам.
  • В доме нарушено функционирование основных коммуникаций, типа электричества. Однако не каждый дом такого типа будет признана аварийным, действует и дополнительное правило: должна отсутствовать возможность подвести или восстановить уничтоженные коммуникации в разумный срок.
  • Повреждение или деформация конструктивных элементов дома, включая сюда стены, фундамент и так далее, которые могут привести к тому, что строение обрушится. Это самая популярная и распространенная причина признания дома аварийным.
  • Физический износ важных элементов строения, которые невозможно или практически невозможно восстановить.
Читайте также:  Виды и порядок оформления материальной помощи по ТК РФ

Pacceлeниe aвapийнoгo жилья

C тeчeниeм вpeмeни дaжe caмoe нaдeжнoe жильe пpиxoдит в нeгoднocть, и eгo нe вceгдa мoжнo oтpeмoнтиpoвaть дo пpиeмлeмoгo cocтoяния. B peзyльтaтe тaкoгo oбвeтшaния дoмoв жизни людeй пoдвepгaютcя yгpoзe. Чтoбы peшить вoпpoc o пpeдocтaвлeнии гpaждaнaм кoмфopтныx и бeзoпacныx ycлoвий пpoживaния, гocyдapcтвo paзpaбoтaлo пpoгpaммy, финaнcиpyeмyю из cpeдcтв бюджeтa. B paмкax этoй пpoгpaммы cocтaвляeтcя пepeчeнь дoмoв, кoтopыe нeoбxoдимo pacceлить, a тaкжe cпиcoк жилья нa зaмeнy. Пpoгpaммa дeйcтвyeт c 2002 гoдa.

Peгиoнaльнaя пpoгpaммa пepeceлeния из вeтxoгo и aвapийнoгo жилья yтвepждaeтcя иcпoлнитeльным opгaнoм мecтнoй влacти. Oчepeднocть дoмoв, включeнныx в cпиcoк жилья, пoдлeжaщeгo pacceлeнию, зaвиcит oт cтeпeни aвapийнocти дoмa и гoдa пocтpoйки. Пopядoк пpизнaния дoмa aвapийным и пoдлeжaщим cнocy или peкoнcтpyкции yтвepждeн Пocтaнoвлeниeм Пpaвитeльcтвa № 47 oт 28.02.2006 г. Чacтныe cтpoeния oтнocят к aвapийным пocлe выдaчи зaключeния cпeциaльнoй кoмиccии и yвeдoмлeния coбcтвeнникa.

Как войти в программу

Когда жители многоэтажных домов уверены в том, что их жилье не соответствует стандартам качественного здания, то им нужно отправить обращение в местные исполнительные органы. После этого сотрудники этой организации посылают граждан в учреждение, которое специализируется на проведении экспертных заключений после проверки домов по программе «Ветхое жилье».

Для того, чтобы обратиться в это учреждение, нужно собрать следующие бумаги:

  • план дома;
  • ксерокопии документов на права владения, которые заверил нотариус;
  • техпаспорт дома;
  • заключение о состоянии дома;
  • заявления жителей о ветхости объекта.

После обследования комиссия решает в тридцатидневный срок ветхий ли дом. Но при опасных рисках для жителей изношенного здания, постановление должно приниматься в течение одного рабочего дня. Когда жилье комиссией аварийным не признано, то граждане вправе обращаться в судебные инстанции, которые назначат независимую экспертизу для решения вопроса.

Законодательное регулирование вопроса

Основным документом, регулирующим порядок расселения собственников из их квартир, находящихся в ветхом или аварийном доме, является Федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 2007 года.

Жилищный Кодекс, а конкретно ст. 32, устанавливает определение ветхого жилья, порядок переселения и компенсации гражданам его стоимости. К тому же предусмотрено частичное возмещение убытков из-за сноса жилого помещения: предоставленная площадь может быть меньше утраченной, а разница компенсируется каким-либо другим способом.

В ст. 86 Жилищного кодекса РФ говорится о переселении граждан из ветхого жилья в благоустроенные квартиры аналогичной категории. Перед началом процесса и оформления всех должных документов собственник старого помещения должен дать свое согласие с решением муниципалитета.

Факт непригодности помещения для дальнейшего проживания устанавливается местной администрацией, а она в свою очередь для данной цели собирает специальную межведомственную комиссию, которая оценит текущее состояние жилья.

Срок сноса дома и отселения жильцов определен администрацией неразумно. Можно ли оспорить?

Наш дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако, органом местного самоуправления издано распоряжение, согласно которому, срок сноса определен только через 2 года? Правомерно ли это, учитывая, что стены в доме могут обрушиться в любой момент, можно ли обратиться в суд?

Ответ:

Решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.

  • Нетрудно заметить, что сам по себе факт признания дома аварийным и подлежащим сносу, как правило, уже означает, что помещения, находящиеся в данном доме, в котором проживают граждане, представляют опасность для жизни и здоровья человека.
  • Если срок сноса и расселения граждан, указанный в решении (распоряжении) органа местного самоуправления не является разумным, проживание в данном доме является опасным для жизни, граждане вправе обратиться в суд с иском об обязании органа местного самоуправления предоставить иное, пригодное для проживания жилое помещение.
  • На аналогичный вопрос в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года (Утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года) есть следующий ответ.

«Вопрос 3: Возможно ли решением суда обязать орган местного самоуправления предоставить жилье гражданам, проживающим в жилом помещении по договору социального найма, которое находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, если будет установлено, что проживание в нем невозможно (опасно) на момент рассмотрения дела, а установленный срок сноса не отвечает требованиям разумности? Может ли суд при рассмотрении дела установить срок сноса дома, либо определение этого срока является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и судом этот срок отменен или изменен быть не может?

Ответ: В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.

N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

  1. В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
  2. В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
  3. Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
  4. Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
  5. Однако при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
  6. — нарушены права и свободы гражданина;
  7. — созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  8. — на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
  9. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
  10. Вместе с тем если при рассмотре��ии дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ)».
Читайте также:  Как заполнить декларацию на налоговый вычет за 30 минут: инструкция с картинками

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Права граждан в сфере переселения из аварийного жилья, их реализация и защита

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

В чем заключаются эти отличия? На что имеют право наниматели и собственники при сносе их жилья? Как складывается правоприменительная и судебная практика по таким вопросам?

Об этом мы поговорим с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры РС(Я) Сергеем Веревкиным

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст.

89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье».

Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства.

При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

  • А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?
  • Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.
  • Что означает равнозначность?

Переселение душ. Что такое аварийное и ветхое жилье и как переселяют собственников

Ипотека

/ 21 декабря 2021 09:30

Многие люди проживают в старом жилом фонде и надеются на то, что их скоро расселят. Однако далеко не всегда ветхость квартиры влечет переезд. Разбор нюансов по квартирам, опасным для нормальной жизни, – в нашей статье.

Если квартира представляет опасность для жизни и здоровья – срочно инициируйте признание ее непригодной для жизни

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2021 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Переселение из аварийного жилья

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это действующая уже несколько лет и приносящая положительный результат программа на территории Российской Федерации.

Программа рассчитывалась сроком на три года, с 2013 по 2020 г. Однако, в связи с рядом возникших проблем и нехватки новых квартир, президентом и правительством было принято решение продлить программу до 2020 года.

Читайте также:  Неосновательное обогащение: когда возникает и как взыскивается?

В соответствии с нормативными документами, под статус аварийных подпадают помещения и дома в случае, если:

  • дом или иное помещение имеет явные признаки разрушения, составляющие более 70% общей площади;
  • заявленное помещение или дом пострадали в результате взрывов;
  • жилая собственность находится на территории катастроф техногенного характера;
  • жилое здание пострадало, а также не подлежит восстановлению после возникшего пожара, землетрясения или другого рода катаклизмов (природного и неприродного характера);
  • здание, в котором проживает или находится гражданин, несет прямую угрозу его жизни и здоровья.

Стоит сказать, что все определения, касающиеся причислению дома или иного жилого помещения к аварийному фонду, носят довольно расплывчатый характер, и прописаны нечетко в нормативных документах жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим, в каждом регионе организуются специальные комиссии, которые занимаются определением домов и иных жилых площадей, подходящих под статус аварийных, с последующим внесением их в соответствующие списки аварийного фонда.

Когда списки аварийного фонда готовы, в каждом округе организуется свой порядок мероприятий по переселению граждан из аварийного фонда. Отличия в процедуре по переселению в округах не случайны, в округе, области и районе оцениваются и учитываются все параметры жилищного фонда, а также местная специфика.

От теории к действиям

Для признания дома аварийным, необходимо подать заявление от имени всех собственников, с указанием причин, а также фактов, в соответствии с которыми жилое помещение можно признать таковым.

После создается комиссия, которая рассматривает ваше заявление и составляет акт. В соответствии с актом, выносится решение о включение дома в списки на переселение.

Положительно принятое решение не дает гарантий на быстрое решение вопроса, может пройти несколько лет, пока условия для переселения не станут благоприятными. Однако, начиная с этого года, можно рассчитывать на ускоренное решение вопроса по переселению, так как главы администраций на местах понимают, что программу по переселению из аварийного фонда РФ нужно завершить до 2017 года.

Стоит отметить, что в очереди на переселение имеют приоритет помещения, находящиеся в статусе аварийных, перед теми, которые находятся в ветхом состоянии. Это же правило касается муниципальных домов и частных собственников, в соответствии с которым жильцов муниципальных домов переселяют первыми.

Юристы советуют собственникам писать коллективные заявления для включения жилой собственности в списки аварийного фонда. Рассмотрение таких заявлений проходит не более месяца. Процедура переселения из аварийного или ветхого жилья отличается, по сути, только некоторыми нюансами, а также зависит от наличия свободного жилого фонда в регионах, где такое жилье необходимо предоставить.

Законопроекты

Процедура переселения граждан из аварийного ЖФ (жилищного фонда) производится на основании 3 статей Жилищного кодекса, а именно ст.ст. 32, 86, 88.

В соответствии с этим, существует несколько вариантов решения данного вопроса:

  • если граждане являются личными собственниками помещения, они вправе рассчитывать на предложение о назначении выкупной цены за данное помещение;
  • кроме того, им могут предоставить другие помещения на выбор, стоимость которых будет включена в выкупную цену;
  • в случае если помещение использовалось по договору социального найма, взамен предоставляется равноценное жилье, а договор продлевается.

Переселение из аварийного и ветхого жилья.

О законодательстве касательно сноса аварийных домов читайте тут.

Каковы особенности переселения собственников из ветхого жилья, читайте по ссылке:

Кроме того, в статьях ясно оговорен вопрос равноценности помещений. Так, площадь предоставляемого взамен жилья не должна отличаться от площади предыдущего жилого помещения более чем на 10%.

Добавим, что в ушедшем 2020 году, на портале, где предоставлена информация обо всех новых разработках и проектах, был вынесен на обсуждение правовой акт, который является непосредственным дополнением к Федеральному закону о переселении.

В соответствии с этим актом, появились новые механизмы, а также внесены поправки к вопросу о переселении граждан из аварийный помещений:

  • в законопроекте 2020 года указываются основные принципы, в соответствии с которыми жилые помещения и многоквартирные дома вносятся в список аварийного жилищного фонда и ставятся в очередь на переселение. Здесь же указано определение конкретного органа власти, который несет ответственность за принятие решения по признанию жилых площадей аварийными, и решению вопроса о переселении;
  • кроме того, заявлена необходимость ведения реестра, который будет заниматься учетом домов, находящихся в аварийном состоянии. Там же оговорены условия его ведения, функционирования и наполнения. Данные по реестру должны быть общедоступны для ознакомления, а доступ к реестру организован посредством интернет-сети;
  • по законопроекту учтена также региональная специфика программ по переселению. В соответствии с этим, программы по переселению в регионах составляются на основании данных из реестра и ежегодно проходят корректировку на соответствие.

В новом законе достаточно полно описан сам механизм организации переселения. Вместе с тем, законопроект 2020 года в должной мере поддерживает жильцов многоквартирных домов, которые сами приняли решение о сносе или же реконструкции здания. Большое количество вопросов приходится решать с участками, на которых находятся дома под снос или реконструкцию.

В случае если жильцы получают квартиры с учетом выкупной стоимости прежних жилых помещений, земля, на которой находится дом, переходит в собственность муниципалитета, который решает, как ее использовать далее.

Если жильцы аварийного дома нашли инвесторов для постройки нового или реконструкции старого, то по новому законопроекту регламентирована помощь, а также содействие в реализации задуманного со стороны госслужб.

Возможные пути решения вопроса о переселении

Переселение жильцов из домов, находящихся в списках аварийного фонда, может происходить тремя возможными путями:

  • приобретение жилой площади в многоквартирных домах, которые возводятся в соответствии с заявленной программой, даже в том случае, если строительство дома еще не завершено;
  • строительство многоквартирных домов по конкретному запросу, учитывая количество жильцов, изъявивших желание на переселение;
  • получение выкупной стоимости жилой площади без последующего приобретения новой, в случае если семья имеет иное жилое помещение в собственности.

Документы, необходимые для переселения из домов и иных жилых помещений, находящихся в списках аварийного фонда:

  • документ, свидетельствующий о праве собственности на аварийное жилье;
  • документальное подтверждение (акт) комиссии, о досмотре многоквартирного дома или иного жилого помещения;
  • заключение о признании жилого помещения аварийным, непригодным для эксплуатации;
  • любого рода документы, которые наглядно отражают проблему непригодности заявленного помещения.

На региональном уровне решение вопроса о признании жилья аварийным до переселения может затянуться на несколько лет. Находясь под пристальным вниманием президента РФ, в соответствии с планом программы «Переселение граждан из аварийного фонда», на сегодняшний день строится все больше новых жилых площадей. Несмотря на столь конструктивный подход, не все собственники аварийного жилья соглашаются на переезд в новостроящиеся дома.

Такое положение дел обычно объясняется тем, что новые дома находятся, как правило, на отшибе города, а сами жильцы уже привыкли к своим районам и не желают менять свое постоянное место жительства в центре, на окраины. Конечно, надежды, питаемые жильцами на благоприятный исход переселения, на самом деле, закреплены принятым законодательством.

PRO новостройку (Москва)

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *