Счет-фактура налогового агента в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счет-фактура налогового агента в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 НК РФ российские организации, приобретающие на территории РФ услуги (работы) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признаются налоговыми агентами по НДС, т. е. они обязаны исчислить, удержать у иностранного налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

Арендуем у государства: Особенности НДС-расчетов

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство. Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены.

Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества.

Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ ст. 651 ГК РФ)

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Вносим записи в журнал регистрации и книгу продаж

Даже если вся ваша деятельность подпадает под уплату ЕНВД, вам нужно будет вести налоговые регистры по НДС при выполнении обязанностей налогового агента (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@). Поэтому на основании счета-фактуры вам необходимо внести записи в журнал регистрации выставленных счетов-фактур и книгу продаж. Записи делаются в обычном порядке. Некоторые нюансы. В графе 4 журнала регистрации указывается код вида операций по налогу на добавленную стоимость. Эти Коды даны в Приложении к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@. При выполнении обязанностей налогового агента по НДС нужно указать код 06.

При внесении записи в книгу продаж в графе 3б необходимо указать дату перечисления арендной платы за государственное или муниципальное имущество.

При аренде федерального имущества, а это встречается на практике довольно часто, организация, арендующая федеральное недвижимое имущество, становится налоговым агентом по удержанию и перечислению налога на добавленную стоимость, исчисленного с суммы арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (в нашем случае налогоплательщиком является арендодатель федерального имущества, то есть органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления) и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги за счет средств, удерживаемых из сумм арендной платы, подлежащих перечислению согласно условиям договора третьим лицам.

Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговые агенты (арендаторы) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Причем налоговыми агентами могут являться и организации, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕНВД, упрощенная система). В этом случае они также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, предусмотренная договором с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна определяться с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока, удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС. Налог уплачивается по местонахождению налогового агента.

Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110 % или 18/118 %.

В случае если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, например, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения, которые не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Следует учитывать, что организация может исчислять и уплачивать НДС как налогоплательщик и как налоговый агент, причем код бюджетной классификации по НДС и в том, и в другом случае одинаков. Однако, если образовалась переплата по НДС, уплачиваемому организацией в качестве налогоплательщика, то, несмотря на это организация обязана уплатить НДС бюджет, но в качестве налогового агента, так как статусы организации будут различаться. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 г. № 106н „Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ“ в случае перечисления НДС, исчисляемого по собственной реализации, организация указывает в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 01 – организация, в случае перечисления НДС по аренде федерального имущества арендатор ставит в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 02 – налоговый агент.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Согласно пункту 3 статьи 166 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 166 НК РФ, и при их приобретении был удержан и уплачен налог из доходов налогоплательщика.

Читайте также:  Что делать, если нет паспорта на счетчик воды

Статьей 172 НК РФ предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых организация вправе применить налоговые вычеты. Они предоставляются, если есть в наличии счет-фактура, товар или услуга приняты к учету и в случае налогового агента НДС был удержан и перечислен в бюджет.

Таким образом, организация вправе предъявить к вычету удержанную из суммы арендной платы, перечисленной арендодателю, если арендованное помещение используется в деятельности, облагаемой НДС, стоимость арендной платы отражена в расходах и оплачена арендодателю. Что касается наличия счета-фактуры в данном случае, то Налоговый кодекс не содержит специальной нормы по поводу выписки счетов-фактур налоговыми агентами. По общему правилу статья 172 НК РФ для принятия НДС к вычету требует наличия счета-фактуры, выставляемой налогоплательщиком (поставщиком) при реализации товаров (работ, услуг) в адрес покупателя. В рассматриваемом случае налогоплательщиком (арендодателем) является орган государственной власти, а организация – арендатором, которая выполняет функции налогового агента по удержанию и уплате налога. Поэтому налоговые органы считают, что счет-фактуру налоговый агент должен составлять самостоятельно. Следуя требованиям налоговых органов, организация-арендатор должно оформить сама себе счет-фактуру на сумму арендных платежей, отразить ее в книге продаж и принять ее к вычету, зарегистрировав в книге покупок.

Подобный нонсенс попытался разрешить Конституционный суд РФ, в Определении № 384-О от 2 октября 2003 года которого, применительно к порядку выставления счетов-фактур было указано следующее: поскольку органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления – в отличие от других арендодателей (частных лиц) – не выписывают счета-фактуры, то в данном случае необходимо учитывать, что счет-фактура является не единственным документом, дающим право на вычет по НДС. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычет может представляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Правда, Конституционный суд, к сожалению, не уточнил, какие именно документы могут быть предоставлены для подтверждения вычета по НДС в рассматриваемом случае.

Перечисление аванса арендодателю

При аренде муниципального имущества у органов местного самоуправления арендатор выступает налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговый агент по НДС в 1С 8.3 в справочнике Договоры, в разделе НДС должен: PDF

  • установить флажок Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС;
  • выбрать соответствующий Вид агентского договораАренда (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • указать Обобщенное наименование товаров для счета-фактуры налогового агента.

Узнать более подробно про законодательную часть и настройки в 1С при исполнении обязанностей налогового агента при аренде.

Перечисление арендной платы арендодателю отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк — Банковские выписки – кнопка Списание.

Рассмотрим особенности заполнения документа Списание с расчетного счета по данному примеру:

  • Ставка НДС — устанавливается значение Без НДС.
  • Сумма – сумма арендного платежа за вычетом НДС.

Аренда муниципального имущества в 1с 8.3 — перечисление аванса по договору аренды.

Отражение в учете услуг по аренде

Затраты на аренду нежилого офисного помещения в бухгалтерском учете относятся в состав расходов по обычным видам деятельности и учитываются на счете «Общехозяйственные расходы» (п. 5 п. 7 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94).

В налоговом учете такие затраты будут относиться к косвенным расходам и единовременно учитываться для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 318 НК РФ).

Оказание услуг по аренде регистрируется документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки — Поступление (акты, накладные) — кнопка Поступление — Услуги (акт).

Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) по данному примеру.

Уплата НДС в бюджет налоговым агентом

Уплата НДС налоговым агентом при аренде в бюджет должна осуществляться в обычном порядке, т.е. равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина РФ 07.07.2009 N 03-07-14/64).

Уплата НДС в бюджет отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налогав разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — Списание.

Поля документа заполняются следующим образом:

  • Налог — НДС;
  • Вид обязательств — Налог;
  • Счет учета — 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»;
  • Сумма — сумма уплаченного НДС по выписке, которая должна быть не менее 1/3 от исчисленной суммы НДС налоговым агентом по декларации.

Для расчетов с бюджетом в 1С налоговым агентом используется счет 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента».

Счет имеет три субконто:

  • Контрагенты;
  • Договоры;
  • Документы расчетов.

Эта аналитика должна быть полностью заполнена в документе Списание с расчетного счета в форме Отражение в бухгалтерском учете. Иначе в дальнейшем не будет произведен в автоматическом режиме вычет НДС.

Налоговые агенты по НДС на практическом примере в 1С: Бухгалтерии

Случаи, когда на вас государство возлагает обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Переведем их на более понятный язык.

Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:

  • покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является наше государство РФ (этот нюанс подробно рассмотрим чуть ниже);
  • арендуете государственное имущество у самих органов власти или купили его в собственность.

Далее пойдут случаи, которые встречаются намного реже:

  • продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
  • покупаете имущество банкрота;
  • как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
  • если вы построили судно и в течение 46 дней, после перехода права собственности, не зарегистрировали его в Международном реестре судов (вдруг среди наших пользователей есть и такие).

Самые распространенные операции, покупку у иностранных фирм и аренду гос.имущества, давайте рассмотрим поподробнее.

Строить какое-нибудь судно вы, возможно, и не соберетесь. А вот купить у иностранной фирмы импортный товар или заказать услугу вполне может понадобиться в работе.

Сделка с иностранцем повлечет за собой отчетность по НДС и перечисление налога, только если выполняются три следующие условия:

1) Ваш поставщик-иностранец не состоит на учете в налоговой у нас в России. Всегда уточняйте этот факт при заключении контракта с иностранным продавцом. Если у иностранной компании есть подразделение в России, то отчитываться по НДС вам не придется. Так же если вы заказываете товары или услуги у физ.лица, то налоговым агентом вы не будете.

2) Товар, который вы покупаете, или услуга облагается НДС. Полный перечень операций, освобожденных от НДС приведен в п.3 ст. 149 НК РФ.

3) Местом реализации является РФ.

Российские организации и ИП больше не должны платить НДС, если покупают электронные услуги у Апворк, Гугл и других иностранных компаний. Теперь иностранцы сами будут вставать на учёт в наших налоговых и платить этот НДС. Сделают они это или нет — другой вопрос, но вас за это не накажут.

Исключение: ИП или ООО как посредник продаёт электронные услуги иностранных организаций и учавствует в расчётах.

В случае с арендой и покупкой имущества вы будете налоговым агентом по НДС, если это государственное имущество и вашим арендодателем или продавцом являются органы власти. Чаще всего это бывает комитет по управлению имуществом.

Как налоговому агенту по НДС вам придется рассчитать сумму налога и удержать её из арендной платы или из оплаты стоимости имущества, если вы покупаете помещение в собственность.

НДС в этом случае рассчитывается аналогично предыдущему. В договоре аренды или купли-продаже имущества стоимость может быть установлена с учетом НДС или без него. В зависимости от этого условия налог будет вычисляться по-разному.

Если стоимость в договоре указана с учетом НДС, то чтобы вычислить сумму удержания, вам нужно умножить её на ставку 20/120. Если в договоре вы видите цену без учета НДС, то вам нужно просто умножить её на 20% и вы получите сумму, которую нужно удержать и перечислить в налоговую.

В течение 5 дней со дня оплаты не забудьте составить счет-фактуру. В полях «Продавец», его «Адрес» и «ИНН» нужно указать данные арендодателя или продавца из договора. А в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактуры заполняются по общим правилам.

До 25 числа месяца, следующего за кварталом перечислите НДС в свою налоговую и подайте декларацию с заполненным разделом 2. На этом все обязанности налогового агента будут исполнены.

Обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость возникают у организации (индивидуального предпринимателя) по трем основаниям:
1. Аренда федерального (муниципального) имущества;
2. Работа с иностранными партнерами, реализующими товары на территории РФ, но не состоящими на учете в налоговых органах;
3. Реализация конфискованного имущества.

Что изменилось для налоговых агентов в 2006 г.

2006 г. внес существенные изменения в 21-ю главу Налогового кодекса РФ, не обошли законодатели вниманием и ст. 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами». В статью добавлен 5-й подпункт, который вступил в силу с 1 января 2006 г.
Теперь при реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов и без включения в них суммы налога.
Вы – налоговый агент и у Вас проблемы с учетом? В программах серии БухСофт расчеты налоговых агентов по НДС уже автоматизированы.
После того как в форму Учет покупок будут заведены необходимые данные (по виду сделки «Расчеты налоговых агентов), программа автоматически сформирует проводки, платежные поручения на перечисление НДС и арендного платежа, счет-фактуру, другие необходимые документы. Сведения о расчетах налоговых агентов отображаются в декларации по НДС (по соответствующему коду), регистрируют��я в книге покупок и книге продаж.
Как пример заполнения, рассмотрим наиболее распространенный вариант расчетов налоговых агентов по НДС – учет федеральной (муниципальной) аренды.

Читайте также:  Гражданство РФ украинцам по упрощенной схеме

Идентичными являются обязанности налогового агента в плане оформления документов при проведении других операций, названных в начале этой статьи и обязанности при аренде. Важным правилом является корректное указание в договоре с контрагентом его вид. Это может быть аренда, реализация имущества, нерезидент, электронные услуги. В скобках возле каждого вида можно увидеть ссылку на статью Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая обязанность налогового агента.

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Как ИП оформить счет фактуру с НДС

Выбирая в качестве налогового режима упрощенный вариант, предприниматель освобождается от уплаты налога. Это является большим плюсом в работе ИП.

  • Бывают исключения, когда ИП необходимо правильно составить декларацию и уплатить добавленный налог.
  • Налоговые режимы делятся на такие категории:
  • Если ИП выставил счет фактуру без НДС, он выдает документ на покупку товара или услуги покупателю.
  • Узнать, выставляет ли ИП счет фактуру без НДС или наоборот, можно, исходя из некоторых положений:
  1. Является ли ИП агентом по налогу.
  2. Бизнес ведется по договору, а приобретение товаров понадобится клиенту на ОСНО. Можно выступать дилером компании, работающей с добавленным налогом.
  3. Предприниматель состоит в простом товариществе, управляет имуществом по доверенности.
  4. Оплачивается налог импортируемого товара.

Остальные случаи подбираются на усмотрение ИП. Он оплачивает сбор и отчитывается по нему. К доходам при УСН относится сумма, оплаченная клиентом без НДС.

На видео: Изменения по НДС с 1 июля 2017 г.

“Упрощенец” выставил счет-фактуру: проблемы с НДС

По просьбе контрагентов организации, работающие по “упрощенке”, выставляют счета-фактуры и выделяют в них НДС. Однако эта уступка грозит неприятностями каждой стороне. “Упрощенец” в таком случае вынужден заплатить налог в бюджет.

При этом инспекторы запрещают списывать эти суммы в расходы. Партнер также вынужден спорить с налоговиками, отстаивая свое право на вычет налога.

Насколько законны требования чиновников и как избежать серьезных последствий, если уж такая сложилась ситуация, – в нашем материале.

ПРОБЛЕМЫ У “УПРОЩЕНЦА”

Фирмы, работающие по “упрощенке”, плательщиками НДС не являются. Однако если они выставляют счет-фактуру с НДС, то должны перечислить его в бюджет. Об этом прямо сказано в п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: заплатить налог придется, только если он указан именно в счете-фактуре.

Допустим, покупатель выделил сумму налога в платежных поручениях, а поставщик-“упрощенец” счет-фактуру не выставил или же записал в нем “без НДС”. Тогда об уплате налога говорить не приходится.

В частности, к такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 6 декабря 2004 г. по делу N А56-13699/04.

Надо ли платить штраф и пени за опоздание с НДС?

Если “упрощенец” не перечислит НДС в бюджет, то грозят ли ему какие-либо санкции? Налоговый кодекс РФ прямого ответа на этот вопрос не дает. А в арбитражных судах по этой проблеме единства нет. Анализ практики показывает, что в данном случае существует три подхода.

Первый подход. В некоторых округах судьи считают, что привлечь “упрощенца” к налоговой ответственности за неуплату НДС вообще нельзя. Дело в том, что оштрафовать можно лишь плательщиков налога (п.2 ст.44, ст.122 Налогового кодекса РФ), коими “упрощенцы” не являются. Более того, в п.5 ст.

173 Налогового кодекса РФ речь идет “о лицах, не являющихся налогоплательщиками”. По этой же причине не грозят предприятию-“упрощенцу” и пени. Ведь в ст.75 Кодекса в качестве лиц, которые обязаны их перечислять, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты.

“Упрощенцы”, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная обязанность таких фирм – перечислить налог в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г.

по делу N Ф04-8795/2004 (6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004 (А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Второй подход прямо противоположен первому. Суды не раз приходили к выводу, что раз “упрощенец” выставил счет-фактуру с НДС, то он должен своевременно перечислить налог в бюджет. Опоздал? Штраф и пени.

Правда, зачастую судьи подобное решение никак не мотивируют (см. Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 14 октября 2003 г.

по делу N А29-2850/2003А).

И наконец, третий подход. Судьи ФАС Центрального округа признали, что налог и пени фирма перечислить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. по делу N А64-29/03-19). Так же высказались и судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 18 мая 2004 г. по делу N Ф09-1967/04-АК.

Итак, большинство судей признают: штрафы за то, что “упрощенец” несвоевременно перечислил выделенный в счетах-фактурах НДС, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять санкции инспекции не имеют права. Однако доказывать свою правоту скорее всего придется в суде. И там можно представить еще один аргумент.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок следует уплатить налог. Между тем в п.4 ст.174 Налогового кодекса РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя НДС “упрощенец” должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. В свою очередь ст.

163 Кодекса в зависимости от суммы выручки устанавливает налоговый период – месяц или квартал. При этом для “лиц, не являющихся налогоплательщиками” никаких исключений не сделано.

Однако такие фирмы не могут определить продолжительность налогового периода, а именно: не позднее 20-го числа какого месяца нужно заплатить НДС – по окончании месяца или квартала? Ведь неясно, что брать в расчет – всю выручку “упрощенца” или только обороты, по которым платится НДС.

А раз так, то и срок, в который следует перечислить налог, зафиксировать не получится. Значит, и момент, с которого начисляются пени и взимается штраф, не определен.

Таким образом, несмотря на обязанность перечислить НДС, “упрощенец” все же не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны платить за опоздание штрафы и пени.

Как “упрощенцу” учесть НДС?

Итак, организация уплатила НДС в бюджет. Дальше у бухгалтера закономерно возникает вопрос: можно ли включить эту сумму в расходы при расчете единого налога?

На первый взгляд можно. Подпункт 22 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ гласит: организация, применяющая упрощенную систему, вправе включить в расходы “суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством”.

Между тем НДС, выделенный в счете-фактуре “упрощенца”, требует уплачивать ст.173 Налогового кодекса РФ. Кроме того, всегда следует помнить о п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ – все неустранимые сомнения и неясности в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика.

Следовательно, сумму уплаченного НДС можно записать в графу 5 книги учета доходов и расходов.

Однако с такой позицией не соглашаются чиновники и даже некоторые юристы. Например, в ФНС России рассуждают так. Пункт 2 ст.346.16 Налогового кодекса РФ говорит, что при “упрощенке” расходы признаются, как того требует ст.252 Кодекса.

В ней в свою очередь сказано, что налогоплательщик вправе уменьшить свои доходы на все расходы, кроме тех, которые перечислены в ст.270. А ее п.19 как раз запрещает учитывать при налогообложении прибыли суммы НДС, предъявленные покупателю.

То есть НДС, выделенный в счете-фактуре организации-“упрощенца”, в расходы включить нельзя. Таков вердикт налоговиков.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.

Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты у налоговых агентов производятся на основании документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами. В п. 16 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Постановление № 914) говорится о том, что в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные организациями, исполняющими обязанности налоговых агентов. Но ни в Постановлении № 914, ни в письме МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» нет четко регламентированного порядка оформления счетов-фактур налоговыми агентами.

Читайте также:  Алименты с безработного

Во избежание споров с налоговыми органами, руководствуясь нормами п. 2 ст. 24 НК РФ, где четко сказано, что налоговый агент имеет те же права, что и налогоплательщик, можно предположить, что налоговым агентам следует реализовать право нормы п. 1 ст. 169 НК РФ и считать счет-фактуру основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.

Данные, приведенные в книге покупок и книге продаж, позволяют налогоплательщику заполнять налоговые декларации по НДС, а также определять суммы НДС, предъявляемые к вычету. Поэтому налоговым агентам следует отражать удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС как в книге продаж, так и в книге покупок (если за лицами, исполняющими обязанности налогового агента, сохранено право на соответствующий налоговый вычет).

Но при аренде государственного имущества органы государственной власти не выписывают счета-фактуры. В таком случае составлять данный документ должна сама организация – арендатор государственного имущества.

Счета-фактуры составляются арендаторами самостоятельно в двух экземплярах на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением сумм НДС. На счете-фактуре делается пометка «Аренда государственного (муниципального) имущества». В строке «Продавец» счета-фактуры должны быть указаны реквизиты арендодателя государственного (или муниципального) имущества, а в строке «Покупатель» – реквизиты арендатора. Подписать документ должны руководитель и главный бухгалтер организации-арендатора.

Первый экземпляр счета-фактуры хранится у налогоплательщика как у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур и служит основанием для применения налоговых вычетов (возмещения НДС) в порядке, установленном налоговым законодательством. Второй экземпляр счета-фактуры хранится у налогоплательщика как у поставщика в журнале учета выданных счетов-фактур (как основание для начисления НДС) и подлежит регистрации у него в книге продаж с пометкой «Уплата налога налоговым агентом» в момент фактического перечисления средств арендодателю.

Работа с исправительными счетами-фактуры

  • номер и дата первичного счета-фактуры, показатели которого изменены;
  • количество товаров, объем работ, услуг или имущественных прав до и после их изменений;
  • цена, тариф до и после корректировки;
  • стоимость всего количества товаров, работ, услуг или имущественных прав с учетом и без учета НДС до и после изменений;
  • сумма акциза до и после уточнения – в отношении подакцизных товаров;
  • сумма НДС до и после уточнения;
  • положительные или отрицательные разницы, возникшие в результате уточнения стоимости товаров, работ, услуг, суммы НДС и акцизов (если отгружались подакцизные товары).

Полный перечень обязательных показателей корректировочного счета-фактуры приведен в пункте 5.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Это следует из положений пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ и пункта 3 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Раздел III декларации, в котором отражаются суммы вычетов, налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, не заполняют (абз. 11 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558). Но учитывая, что налоговый агент – арендатор и в этом случае выполняет обязанности налогоплательщика-арендодателя, при уменьшении стоимости услуг он тоже может оформить корректировочный счет-фактуру. А поскольку права на вычет у такого налогового агента нет, для возврата излишне уплаченной суммы НДС ему следует обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Компания арендует имущество у органов власти

Заключая договор аренды федерального или муниципального имущества, нужно внимательно отнестись к тому, кто является арендодателем. Если это казенное учреждение либо федеральное или муниципальное унитарное предприятие (например, больница или вокзал), то обязанностей налогового агента у арендатора по этому договору не возникнет. Организации указанных типов сами платят свои налоги.

Если арендодателем выступает городская администрация, муниципалитет, комитет по управлению госимуществом или аналогичный орган, то арендатор становится налоговым агентом по НДС. При этом не имеет значения, какой заключается договор: двусторонний, то есть между арендодателем и арендатором, либо трехсторонний — между балансодержателем, арендодателем и арендатором. В любом случае компания, которая арендовала имущество, должна будет исчислить НДС с арендной платы и уплатить его в бюджет.

Как производится расчет суммы налога зависит от того, какие условия прописаны по этому поводу в договоре. Если в нем указано, что НДС включен в стоимость арендной платы, налог исчисляется по расчетной ставке по формуле:

НДС = Арендная плата х 18 / 118

Если в договоре указана сумма арендной платы без НДС либо вообще отсутствует упоминание о налоге, его расчет производится по ставке 18% сверх арендной платы. В этом случае налог уплачивается арендатором из собственного кармана, увеличивая стоимость аренды.

Документальное оформление

Оформление счета-фактуры налоговым агентом должно производиться по общим правилам, то есть его следует составить не позднее 5 календарных дней после оплаты. Составляется документ в двух экземплярах, один из которых регистрируется в книге продаж, а второй — в книге покупок когда у налогоплательщика возникнет право на вычет.

При заполнении счет-фактуры налоговым агентом есть свои особенности. Так, в строках 2, 2а и 2б необходимо указать реквизиты поставщика (продавца либо арендодателя). Если продавцом является иностранная организация, то в графах ИНН и КПП (строка 2б) нужно поставить прочерк. Выше было сказано, что при приобретении у иностранного контрагента работ и услуг НДС должен быть уплачен одновременно с перечислением денег поставщику. В этом случае в строке 5 счета-фактуры указывается номер и дата платежного поручения на перечисление налога в бюджет.

Налоговые агенты по НДС на практическом примере в 1С: Бухгалтерии

Опубликовано 07.08.2019 11:45 Автор: Administrator Кто такие налоговые агенты? Это организации, которые рассчитывают и перечисляют налоги за налогоплательщиков. С понятием «налоговый агент» мы чаще всего встречаемся при учёте подоходного налога, когда удерживаем из доходов физических лиц НДФЛ. Но налоговым агентом можно быть и при учёте НДС. Что самое интересное, ваша система налогообложения не имеет никакого значения. Даже если вы применяете УСН или ЕНВД, то при соблюдении определённых условий всё равно должны будете учитывать «чужой» НДС. Такая обязанность закреплена в ст. 161 НК РФ. Рассмотрим ситуации, в которых организация становится налоговым агентом по НДС:

— при аренде федерального и муниципального имущества;

— при приобретении или реализации услуг иностранных лиц;

— при продаже конфискованного имущества, кладов и прочих ценностей;

— при перевозке железнодорожным транспортом грузов в интересах другого лица на основе договоров комиссии, поручения или агентских договоров;

— при отсутствии перехода права собственности на судно в течение сорока пяти календарных дней с момента регистрация судна в Российском международном реестре судов;

— при продаже на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, сырых шкур животных, а также макулатуры (данный пункт касается только общей системы налогообложения).

Самый распространённый пример – это аренда или покупка государственного имущества у самих органов власти, управления или органов местного самоуправления. Его и рассмотрим подробнее.

Начнём с настройки функциональности программы. Переходим на раздел «Администрирование» — «Функциональность» и ставим галочку на вкладке «Расчёты» — «Организация – налоговый агент по НДС».

Затем отразим получение арендованного муниципального имущества у арендодателя. Для этого сформируем проводку по дебету забалансового счёта 001. Вводим документ «Операция, введённая вручную» в разделе «Операции».

Отражение в учете услуг по аренде

Затраты на аренду нежилого офисного помещения в бухгалтерском учете относятся в состав расходов по обычным видам деятельности и учитываются на счете «Общехозяйственные расходы» (п. 5 п. 7 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94).

В налоговом учете такие затраты будут относиться к косвенным расходам и единовременно учитываться для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 318 НК РФ).

Оказание услуг по аренде регистрируется документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки — Поступление (акты, накладные) — кнопка Поступление — Услуги (акт).

Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) по данному примеру.

  • Акт № от – номер и дата Акта оказания услуг на аренду.

При аренде можно не составлять ежемесячный акт, если он не предусмотрен договором.

Для документального обоснования расходов на аренду должен быть:

  • договор и акт приемки-передачи имущества (Письмо Минфина РФ от 15.06.2015 N 03-07-11/34410 )
  • договор и платежные документы, подтверждающие факт уплаты аренды (Письмо Минфина РФ от 26.08.2014 N 03-07-09/42594).

Поставщик в данной ситуации в первичных документах не будет выделять НДС, но т.к. в 1С в документе Поступление (акт, накладная) устанавливается ставка НДС 18%, то необходимо установить:

  • НДС — в поле НДС значение НДС в сумме;
  • Сумма – сумму по договору, включающую НДС;
  • Ставка НДС – ставку 18%;
  • НДС рассчитается автоматически из графы Сумма по указанной ставке.

Аренда муниципального имущества в 1с 8.3: отражение в учете.

Образец заполнения декларации НДС налоговым агентом 2019

Рассмотрим порядок составления разд. 2 на конкретном примере.

НДС перечислен в ФНС в сумме 91 525 рублей (600 000 × 18 / 118).

Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

  • казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 );
  • балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121 ).

Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).

Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *